Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 334.78:664 

Скопенко Н.С.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ УКРАИНЫ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННЫХ СТРУКТУР

Национальный  университет пищевых технологий

В данном докладе рассматривается нынешнее состояние и перспективы развития пищевой промышленности Украины. Проанализированы особенности формирования и развития интегрированных объединений в АПК и пищевой промышленности страны.

Ключевые слова: интеграция, объединения, интегрированные структуры, пищевая промышленность.

This report examines the state and prospects of development of food industry of Ukraine is certain in the articles. The features of forming and development of integrated associations are considered in an agroindustrial complex  and food industry of country.

Key words: integration, associations, integrated structures, food industry.

Глобализация и международная конкуренция в современных условиях побуждает субъектов хозяйствования осуществлять мероприятия по специализации и концентрации производства, углублять международную кооперацию и интеграцию. Успешная реализация этих мероприятий позволит компаниям и отраслям отечественной экономики занять надлежащее место не только на внутреннем, но и на мировых рынках.

Теоретико-методологические, методические и практические вопросы глобализации и интеграции в пищевой промышленности и агропромышленном комплексе, трансформации отечественного аграрного комплекса и пищевой промышленности в частности, развития региональных продовольственных рынков и перспективы их освоения Украиной рассматривают многие отечественные ученые-экономисты, в частности, В.Я. Амбросов [1], В.Г Андрейчук [2],  Ю.Д. Билык [3],   Н.И. Малик [6], В.Я. Месель-Веселяк [7, 8],  П.П. Руснак [13], П.Т. Саблук [4, 14] и другие.

Ученые-экономисты достаточно детально исследуют вопрос интеграции производственных и аграрных предприятий, обосновывают необходимость усиления процессов интеграции, усовершенствования экономического механизма формирования отношения в агропромышленном комплексе страны.

При всем многообразии освещаемых проблем, некоторые  вопросы развития агропромышленного производства и пищевой промышленности, в частности, нуждаются в уточнении и углублении, а именно: вопрос теории и практики развития интеграционных взаимосвязей между предприятиями агропромышленного комплекса, особенности формирования интеграционных структур с учетом динамических  условий ведения хозяйства, специфических отраслевых и/или региональных особенностей.

Целью статьи является исследование современного состояния, тенденций и перспектив развития пищевой промышленности Украины, определения особенностей формирования и функционирования интегрированных объединений в  различных отраслях пищевой промышленности.

Развитие пищевой промышленности до середины XX ст. характеризовалось национальными особенностями, традициями потребления продуктов питания, которые отображали определенные вкусы населения разных стран мира. Глобальная экспансия во второй половине ХХ ст. ведущих продовольственных транснациональных компаний мира ("Кока-кола", "Нестле", "Юнілевер" и других) привела к универсализации потребления, стандартизации выпуска готовой продукции и полуфабрикатов. Глобальная и региональная конкуренция на продовольственных рынках побуждает производителей к диверсификации ассортиментного портфеля, составляющие какого будут способными конкурировать с мировыми лидерами.

Кроме того, способность предприятий добиваться успеха в конкурентной борьбе в значительной степени зависит от разработки и реализации эффективной интеграционной стратегии, которая предусматривает постоянной трансферт инновационных знаний, обеспечения комплиментарности ресурсов и процессов их переработки. Следовательно, внедрение интеграционных стратегий развития и формирования на их основе интегрированных объединений в пищевой промышленности  позволит наращивать объемы производства качественного сельскохозяйственного сырья и пищевых продуктов, что создаст предпосылки обеспечения продовольственной безопасности страны, согласование отечественных стандартов качества с мировыми требованиями, реализации экспортного потенциала, расширение рынков сбыта, изменения статуса участника мировой торговли сырьем на одного из лидеров – экспортеров продуктов питания.

В современных условиях производитель должен не только создавать продовольственную безопасность страны, но и выступать в качестве интегратора эффективного функционирования всего продовольственного комплекса.

Пищевая промышленность Украины состоит из разнообразных отраслей  производства: мукомольной, сахарной, спиртовой, пивоваренной, хлебопекарной, кондитерской, мясомолочной, рыбной, ликероводочной, масложировой, винодельной, консервной, соляной, овощной и др., что представлены свыше 22 тыс. больших, средних и малых предприятий разной формы собственности, которые производят почти 20% от общего объема промышленной продукции.

Наибольшая часть реализованной продукции – это напитки, мясные и молочные продукты, табачные изделия, хлеб и хлебобулочные изделия, масло и животные жиры. В общем объеме реализованных пищевых продуктов в 2009 году продукция масложировой отрасли занимает почти 14%, молочные продукты и мороженое –  13,6%, продукция мясоперерабатывающей отрасли – 13,2%, хлебопекарной – 5,5% [5].

По данным Госкомстата на предприятиях по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий индекс промышленной продукции в 2009 г. составил 93,9%, в частности в кондитерской  промышленности – 97,7%, молочной – 90,8%, мясной - 87,8%, табачной   – 87,4%, в производстве напитков – 92,6%, хлеба и хлебобулочных изделий – 90,7%, в переделывании и консервировании овощей и фруктов – 83,3% [5].

По технологическому и экономическому содержанию пищевая промышленность является высокоинтегрированной с сельским хозяйством отраслью производства и естественно, что неурожаи, конъюнктурные колебания цен на сырье и материалы приводят к колебанию спроса и предложения на отдельные виды продукции. К сожалению, аграрная реформа в Украине оказалась несостоятельной защитить украинских производителей от последствий кризиса, который охватил почти все отрасли сельского хозяйства, которое привело к существенному сокращению объемов производства продукции, снижения эффективности деятельности отрасли и  негативно отобразилось на предприятиях пищевой промышленности и повлекло уменьшение объемов производства, и, следовательно, удорожание   продовольственных ресурсов для населения.

Уменьшение производства продукции пищевой промышленности сопровождается снижением показателей ее экономической эффективности. Уровень рентабельности операционной деятельности промышленных предприятий по производству пищевых продуктов, напитков и табачных изделий в 1992 г. составлял 25,3%, в 1995 г. - 22,6%, в 2000 г. - 3,3%, в 2005 г. - 3,7%, в 2008 г. - 2,3%. Невзирая на то, что отдельные предприятия пищевой промышленности являются убыточными (хлебопекарни, молочные заводы, колбасные цеха), общий уровень рентабельности имеет положительное значение за счет предприятий табачной,  ликероводочной, пивоваренной отраслей [5].

Негативные тенденции, которые демонстрирует аграрный сектор и пищевая промышленность,  являются угрозой для ефективного развития, а, следовательно, места на мировом рынке и внутренней продовольственной безопасности. Отсутствие свободных средств для модернизации оборудования, внедрения новейших инновационных технологий, закупки сырья,  вынуждает предприятия сокращать производство. Поэтому проблемы экономически-финансовых отношений между предприятиями пищевой промышленности и сельского хозяйства, поиска паритета цен на сельскохозяйственное сырье и продовольственные товары, расширения рынков сырья и сбыта должны решаться на основе управления агропромышленным комплексом с использованием современных инструментов менеджмента и маркетинга.

По нашему мнению, основным направлением преодоления отмеченных негативных тенденций является развитие интеграционных связей и построение на их основе интегрированных объединений. В последнее время для отраслей пищевой промышленности характерным становится распространение интеграционных стратегий и рост эффективности как в пределах отдельных составляющих единственной технологической цепи (сельскохозяйственные формирования и перерабатывающие предприятия, заготовка, оптовая и розничная торговля), так и в производственных отношениях между ними. Усиление связей производителей сельскохозяйственного сырья и перерабатывающих предприятий приводит к появлению новых целостных свойств в системе, изменения структуры интегрированной системы.

Необходимо отметить, что существенные конкурентные преимущества в пищевой промышленности Украины имеют компании с вертикально интегрированной структурой и замкнутым циклом производства - от выращивания, хранения и переработки сырья до производства и реализации готовой продукции. За счет собственной системы элеваторов, сельскохозяйственных предприятий и торговых домов компании достигают замкнутого производственного цикла, экономии расходов и рационального управления финансовыми потоками. В качестве дополнительных преимуществ выступают расположение в специальных экономических зонах и на территориях приоритетного развития, а также сотрудничество с иностранными партнерами.

В рамках исследования целесообразно отметить, что наиболее конкурентоспособными становятся вертикально интегрированные структуры. Наибольшей в Украине вертикально интегрированной агропромышленной компанией является ЗАО "Кернел-групп", которая работает с 1994 года и является лидером украинского рынка бутилированного подсолнечного масла (удельный вес которого составляет 35% от общего объема). В группу "Кернел" входят 3 маслично-экстракционные завода и свыше 20 элеваторов, несколько агропредприятий, торговая компания "Кернел-трейд", компания "Кернел-капитал", которая действует на рынке ценных бумаг, компания "Іnerco", которая представляет интересы группы на международных рынках)[9].

Доля рынка ЗАО "Кернел-групп" среди производителей масложировой отрасли в 2009 году составила 12,30% при том, что годовой объем переработки семян подсолнуха на заводах компании складывает 15% от общего объема урожая Украины в отмеченном периоде. Компания имеет наибольшую в Украине сеть элеваторов (1,7 млн. тонн одновременного хранения) и принадлежат к тройке наибольших украинских экспортеров подсолнечного масла и зерновых культур.

Дальнейшее развитие конкурентоспособности компания "Кернел" обеспечила путем приобретения контрольного пакета акций группы компаний "Allseeds Group", которая считается одним из наибольших в Украине производителей сырого подсолнечного масла, а доля экспорта складывает 25-27% от общего объема. Наиболее перспективными производственными активами "Allseeds Group" являются маслично-экстракционный завод и терминал в г.Николаеве.

Лидером агропромышленного комплекса Украины и наибольшим игроком на рынке мяса птицы (удерживает больше 40% отечественного рынка куриного мяса) является вертикальная интегрированная структура ОАО "Мироновський хлебопродукт", который работает на отечественном рынке с 1998 года [10].

На сегодняшний день ОАО "Мироновський хлебопродукт" - это комплекс из 20 предприятий, который объединяет мощности всей технологической цепи производства мяса птицы: от маленького цыпленка до взрослой птицы и конечного продукта; занимается производством подсолнечного масла (свыше 140 тыс. тонн за 2009 год), говядины, свинины,  мясных полуфабрикатов, колбас, гусиного мяса и печенки, выращиванием фруктов и картофеля;  проводит дистрибуцию (11 центров дистрибуции); имеет собственный автопарк (430 автомобили-рефрижераторов). С целью уменьшения зависимости от поставщиков и колебаний цен на сырье компания выращивает аграрные культуры для обеспечения собственных комбикормовых заводов, производит корма для птицефабрик.

Для обеспечения эффективной системы сбыта создана сеть фирменных франчайзингових магазинов (больше 2300 брендированных франчайзингових точек), через которую реализуется почти 50% выработанной продукции [10].

Необходимо отметить, что для хлебопекарной отрасли наиболее распространенным является создание объединений на основе горизонтальной интеграции  (ООО "Концерн "Хлебпром"), в тоже время наблюдаются попытки производителей построить эффективные вертикальные структуры. Примером такого объединения является хлебным холдинг ЗАО "Хлеб Киева", который является наибольшим игроком на территории Украины по объемам продажи  продукции (в 2009 году часть в общем объеме реализованной хлебобулочной продукции представляла 13,5%) и действует на рынках муки, хлеба и хлебобулочных изделий в пределах г. Киева и Киевской области [11].

ЗАО "Хлеб Киева" был создан в 2004 году на базе ОАО "Киевмлин" и ОАО "Киевхлеб". В его состав  входят 17 хлебопекарных предприятий (девять в г. Киеве и восемь − в Киевской области), мукомольный комбинат, ремонтно-монтажный комбинат, информационно-вычислительный и учебный центры, предприятие материально-технического снабжения. Мощность холдинга составляет свыше 1700 тонн в сутки хлебобулочных и 12,6 тыс. тонн в год кондитерских изделий, а ассортимент представлен почти 500 наименованиями хлебобулочных и  кондитерских изделий, большинство из которых разработанные специалистами компании.

Вариантом создания интегрированной структуры у кондитерской отрасли является  международная кондитерская корпорация "Roshen"  - национальный лидер рынка (удерживает около 25% рынка кондитерских изделий). В состав корпорации входят 4 украинские кондитерские фабрики (Киевская, Винницкая,  Мариупольская и Кременчугская); 2 зарубежные фабрики (Липецкая кондитерская фабрика "Ликонф" (Россия) и Клайпедська кондитерская фабрика (Литва), а также масломолочный комбинат "Бершадьмолоко" и несколько сахарных заводов, которые обеспечивают фабрики корпорации натуральным высококачественным сырьем. Собственный логистический центр обеспечивает хранение сырья и готовой продукции, оптимизацию поставок продукции конечному потребителю и минимизацию задержек продукции на складе.

В рамках разработки концепции развития корпорации в 2000 году был создан бренд "Roshen", под которым корпорация выпускает до 200 видов высококачественных кондитерских изделий (шоколадные и желейные конфеты, карамель, шоколад, печенье, вафли, бисквитные рулеты и торты). Общий объем производства продукции достигает 400 тысяч тонн на год [12].

Корпорация "Roshen" входит в состав концерна "Укрпроминвест", который можно назвать ярким примером системного бизнеса в Украине. Эта группа объединяет более 50 предприятий различных отраслей. В качестве ее профильного бизнеса выделяется пищевая отрасль и автомобилестроение.

Из изложенного выше возможно сделать вывод относительно многоплановости характера интеграционных процессов в агропромышленном секторе страны, развитие которых осуществляется от простых к более сложным интегрированным системам, от функционирования производственных структур при участии нескольких предприятий сельскохозяйственного и промышленного производств, территориально близко расположенных, до региональных и транснациональных формирований. По нашему мнению, многоцелевые интегрированные объединения являются наиболее привлекательными объектами для инвестирования со стороны частного капитала, что в перспективе создаст предпосылки для превращения их в современные эффективные производства, позволит повысить конкурентоспособность отечественных товаров и предприятий, реализовать экспортный потенциал отрасли, обеспечить продовольственную безопасность  и экономическую независимость Украины.

Литература:

1.  Амбросов В.Я. Механізми ефективного функціонування агроформувань / В.Я. Амбросов, Т.Г. Мареніч // Економіка України. − 2006. − № 6. − С. 60-66.

2.  Андрійчук В.Г. Надконцентрація агропромислового виробництва і земельних ресурсів та її наслідки /В.Г.  Андрійчук // Економіка АПК. − 2009. − № 2 (172). − С. 3-9.

3.  Білик Ю. Оцінка порівняльних переваг в умовах міжнародної економічної інтеграції / Ю. Білик, О. Файчук // Економіка України. − 2007. − № 6. − С. 69-76.

4.  Глобальна продовольча безпека: монографія / О.Г. Білорус, М.В. Зубець, П.Т. Саблук, В.І. Власов; Ін-т світ. економіки і міжнар. відносин НАН України, ННЦ "Ін-т аграр. економіки" УААН. – К., 2009. – 486 с.

5.  Государственный комитет статистики Украины. Официальный сайт [Электронный ресурс]: Режим доступа : http://www.ukrstat.gov.ua/

6.  Малік М.Й. Проблемні питання розвитку кооперації та інтеграційних відносин в АПК [Текст] / М.Й. Малік, Ю.Я. Лузан // Економіка АПК. – 2010. – № 3. – C. 3-8.

7.  Месель-Веселяк В.Я. Концептуальні напрями стратегії розвитку агропромислового комплексу та сільських територій України на період до 2020 року / В.Я. Месель-Веселяк. – К .: ІАЕ УААН, 2008. 46 с.

8.  Месель-Веселяк В.Я. Підвищення конкурентоспроможності аграрного сектору економіки України / В.Я. Месель-Веселяк // Економіка АПК. – 2007. – № 12. – С. 8-14.;

9.  Официальный сайт "Кернел Групп" [Електроний ресурс]. Режим доступа:  http://www-us.kernel.ua/rus/about/about.html

10.     Официальный сайт ОАО "Мироновский хлебопродукт" [Электронный ресурс]: Режим доступа:   http://www.mhp.com.ua

11.     Официальный сайт ЗАО "Хлеб Киева" [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.kyivkhlib.ua/ua/about/

12.     Официальный сайт Кондитерская корпорация "Roshen"  [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.roshen.ua

13.     Руснак П.П. О некоторых экономических аспектах развития агропромышленного производства / П.П. Руснак // Социально-экономическая модель постреформированного развития агропромышленного производства в Украине. –  К.: ИАЭ УААН, 2000. – С. 139-143.

14.     Саблук П.Т. Стан і перспективи розвитку агропромислового комплексу України / П. Саблук // Економіка України. – 2008. – № 12. – С. 4-18.

 

 

 

 
Вам необходимо авторизоваться или зарегистрироваться, чтобы оставлять сообщения на форуме.
Обсудить на форуме...
������ �����������
pagerank checker