Рейтинг пользователей: / 4
ХудшийЛучший 
Флоренсов А.Н.
РОЛЬ ТРАНСПОРТА В ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ОСНОВ ЦИВИЛИЗАЦИИ
Омский государственный технический институт
 
Введение. Сложившаяся в XIX веке модель функционирования человеческого общества акцентировала внимание на производственном факторе и постулировала его как определяющий все остальные аспекты человеческой жизнедеятельности. Прошедшие полтора века показали, что такая модель сколько-нибудь приемлемо и приближенно описывала только короткий период истории человечества, связанный с исторически кратковременным быстрым нарастанием промышленного производства и значительной частью населения, занятого в этом секторе экономики. Настало время не просто отворачиваться от теории, плохо описывающей реальный мир, или мириться с отсутствием более адекватных теорий, но и активно заниматься конструированием и исследованием новых теорий.
Заметим, что характерной чертой широко распространенных общих теорий развития человечества является неявное игнорирование роли транспорта как решающего фактора такого развития. Даже в описании роли географических открытий конца XV века все внимание уделяется собственно путешествием, их мотивациям, экономическим аспектам, влиянию на мировоззрения и т.п. Технические аспекты создания соответствующей мореходной техники, изобретения, лежащие в их основе, их влияние на развитие других видов техники и науки традиционно оказываются в стороне от внимания исследователей. Причины такой картины многообразны, но основной является междисциплинарный характер подобного исследования, которое в значительной мере удалено как от конкретных целей гуманитарных наук, так от творчества ученого из прикладных и точных наук, устремленного на создание новой техники или абстракций. В то же время современная эпоха глобальных и постоянно нарастающих перевозок и перемещений материальных объектов объективно подводит к научному осознанию роли транспорта в широкой цивилизационной перспективе.
 
1. Транспортно-потоковое основание разнообразия цивилизаций
 
Очень важной методологической проблемой, близкой к построению общей теории функционирования человеческого общества, является решение принципиального вопроса: существует ли один единственный путь его развития или множество в чем-то существенно различных и не сводящихся друг к другу его путей? Еще недавно постулировалась и до сих пор постулируется единственность такого пути, но сколько-нибудь серьезных оснований для такого утверждения не приводится, кроме высказываний отдельных авторитетов, фактически связанных идеологическими или политическими причинами. В то же время в окружающем мире, изучаемом естественными науками, прежде всего в биологии, непосредственно наблюдается совсем иная картина. Систематическое изучение сложных биологических систем показала, что, несмотря на общую эволюцию живого мира Земли и усложнение его форм, единственного пути развития для них не существует. В живом мире организмы существуют в широком многообразии форм и не сводятся к единственному виду «наиболее совершенного» и «приспособленного». Более того, в биосфере Земли организмы соединяются и функционируют исключительно в сообществах, называемых биоценозами. Они образуются динамически сложившимися совокупностями животных, растений и более простых организмов, населяющих относительно однородное жизненное пространство, где они связаны между собой и со средой.