Рейтинг пользователей: / 6
ХудшийЛучший 

Малахова Ю.Н.

ФИЛОСОФСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Томский Государственный Университет

В данном докладе рассматривается тема смены образовательных парадигм при переходе от метафизических философских установок к постметафизической философии. Образование в рамках информационного общества становится не целью, а средством раскрытия индивидуальности субъекта.

Ключевые слова: метафизическая философия, информационное общество, интерсубъективность, плюрализм, проектное образование, инновации.

This аrticle considering the topic of changing educational paradigms in the transition from the metaphysical philosophical systems to postmetaphysical philosophy. Education in the Information Society is not а purpose but a means of disclosure of identity of the subject.

Key words: metaphysical philosophy, information society, intersubjectivity, pluralism, design education and innovation.

Классическая философская традиция, имея метафизическую установку, создавала определённые образовательные нормы и идеалы. Они  диктовали образовательные и педагогические правила, которые своей конечной целью имели воспитание определённого типа субъекта. Этот субъект, идя по пути образования, восходил до заранее установленных и фундаментальных идеалов. Г.В. Гегель, говоря об образовательном процессе  единичного субъекта, утверждал, что именно в образовывающемся субъекте, прошедшем все образовательные ступени: «всеобщий дух получил свое осуществление» [1]

Индустриальная цивилизация, с её рационалистическим установками и верой в прогресс, сводила образование к изучению определённого свода дисциплин, целью которых, было обучение субъекта навыкам и умениям, для конкретного рода профессиональной деятельности. Такое образование в связи с постоянно увеличивающимися потоками информации, выявило массу недостатков в своей основе. Изменившаяся социальная и культурная картины мира требовали соответствующих образовательных парадигм и новых образовательных моделей.

Плюралистические установки науки постиндустриального общества базируются на априорной относительности не только истинного знания, но и относительности сущностных характеристик самого образовывающегося субъекта. Окружающая человека информационная среда, как общий контекст его существования меняется от часа к часу, не давая возможности остановиться в саморазвитии и найти неизменчивую точку опоры. В данной ситуации опора на неизменную истину становится невозможной и единственной точкой отсчёта для образовывающегося, может стать «самосозидание»: «через  признание  ценности  разных  возможностей  и  случайностей» [2]. Можно сделать вывод, что образование приобретает новую ключевую характеристику, которую можно назвать проектной. Проектность образования лишает его метафизичности и пределов, вместе с тем позволяя открывать новые горизонты. Человек в рамках проектного образования, взращивает в себе такой тип мышления, который способен генерировать выработку идей и инноваций, не останавливаясь на достигнутой базе.

Современное образование, вписанное в культуру информационного общества, ставит субъекта в ситуацию постоянного выбора пути развития. «Когда мы говорим «образование» то имеем в виду при этом нечто одновременно высокое и скорее внутреннее, а именно вид разумения» [3]. Образование становится способом существования в обществе, становясь при этом чем-то большим, чем приобретение умений и навыков, пригодных для трудовой деятельности.  На международном симпозиуме ЮНЕСКО «Философия и демократия в мире», который проходил в феврале 1995 года говорилось о том, что философская мысль предполагает одну из возможных альтернатив специализации обучения, фрагментации образования и отношения к учебе как средству, а не как к цели. «Развитие философских дискуссий в ходе обучения, тренируя способность суждения людей как фундаментальную для любой демократии, имеет существенное значение в их формировании как граждан» [4]. Для современного образования значение уникальности, неповторимых особенностей и возможностей отдельного индивида имеет ключевое значение.

Уникальность индивида заключена не только в мировоззренческих особенностях, но что немаловажно, в уникальности восприятия эмпирического опыта: выборке материала, его переработке и т.д. Образование становится не целью, а средством раскрытия индивидуальности.

 

Литература:

1.       Гегель Г.В. Энциклопедия философских наук. Т. 3. Философия духа. -  М.: Мысль. 1977, -  471с.

2.       Петрова Г.И. Современная модернизация стратегий образования и традиций русской культуры. Режим доступа: «www.ecsocman.edu.ru/data/985/664/1219/petrova.pdf» -  свободный.

3.       Гадамер Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

4.       Заключение международного симпозиума "Философия и демократия в мире". Дом ЮНЕСКО. 15 - 16 февраля 1995 г. // Вопросы философии. - М., 1995. - №8. – С 187 – 190 с.