Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

Ризов А.Д.

ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МОНОГОРОДОВ

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

 

Annotation. The development strategy of the two-industry towns was analyzed. Traditional and innovative solutions for economic diversification and human welfare-industry towns was allocated. The conclusion is made on the development of emergency strategies.

Keywords: monocity; social and economic development; strategy; program; economy diversification; life quality.

Аннотация. Проанализированы стратегии развития двух моногородов. Выделены традиционные и инновационные решения для целей диверсификации экономики и повышения благосостояния населения моногородов. Сделан вывод о разработке чрезвычайной стратегии.

Ключевые слова: моногород; социально-экономическое развитие; стратегия; программа; диверсификация экономики; качество жизни.

Малоизученным фактом российской экономики являются монопрофильные города. На основании исследований [1], в соответствии с пятью признаками к моногородам можно отнести 332 поселка городского типа и 467 городов, в которых проживает около 25% всего городского населения страны. В конце декабря 2009 г. на заседании Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики был сформирован общий перечень 335 городов, отнесенных к категории монопрофильных [2]. Структура моногорода включает город и градообразующее предприятие, которое в докризисный период, в основном, обеспечивало жизнь горожан. Финансово-неблагополучные градообразующие предприятия на сегодняшний день превышают 80% [1].

Автор настоящей статьи исследует рационально выработанные стратегии моногородов и чрезвычайные стратегии, как наложение предусмотренных программами и не включенных в них действий, через изучение документов городских поселений по социально-экономическому развитию моногородов. Теоретическим обоснованием выбора предмета исследования является высокая степень подвижности целей и достоверности прогнозов в быстро меняющейся внешней среде. В данных условиях под стратегией понимается общее направление развития моногорода, а под тактикой – программы его развития в конкретных направлениях. Особая задача стратегии – высокая эффективность управления развитием территории, что связано с увеличением отдачи от вложений бюджетных средств, уменьшением расходов, повышением качества товаров и услуг населению моногорода и внешним потребителям. Поскольку стратегическое управление имеет циклический характер, то процесс непрерывен и подвержен корректировке на различных этапах реализации стратегии в связи с изменениями внутренней и внешней среды.

Исследуя социально-экономическое развитие монопродуктовых регионов Российской Федерации, автор выбрал моногорода двух федеральных округов РФ – г. Чусовой (Пермский край, Приволжский ФО) и г. Нижний Тагил (Свердловская область, Уральский ФО). Расстояние между ними 260 км, основу их жизнедеятельности составляют предприятия металлургической отрасли. Приволжский и Уральский федеральные округа относятся к экономическим регионам с преобладанием ресурсопроизводящих отраслей. В сентябре 2009 г. города Чусовой и Нижний Тагил были внесены в список 27 моногородов, общей численностью населения в 2,9 млн. чел., отобранных Правительственной комиссией для оказания экстренной государственной поддержки [2].

В городском поселении Чусовой проживает всего 53,31тыс. чел., на его территории расположено градообразующее предприятие ОАО «Чусовской металлургический завод» (ОАО «ЧМЗ»). На предприятии трудится около 25% экономически активного населения города. В 2009 г. трудоспособное население составляло 32,120 тыс. чел., среднесписочная численность работающих на заводе – 5,438 тыс. чел., с учетом вывода части функциональных подразделений на аутсорсинг – 7,508 тыс. чел. Доля ОАО «ЧМЗ» составляет более половины объема промышленного производства в общегородском объеме отгруженных товаров, выполненных работ и услуг общественного производства: 94,6% в 2007 г. и 72,0% в 2009 г. [3].

Численность экономически активного населения муниципального округа г. Нижний Тагил составляет 208,5 тыс. чел., основной объем его промышленного производства обеспечивают градообразующие предприятия ОАО «Нижне-Тагильский металлургический комбинат» и ОАО «НПК «Уралвагонзавод». В 2007 г. они произвели 73,4% общего объема товаров, услуг и работ на территории города и обеспечили занятость 30% трудоспособного населения [4]. Факторы отраслевой принадлежности градообразующих предприятий и географическое расположение были основой выбора конкретных моногородов для сравнительного анализа стратегий их развития.

Министерство регионального развития РФ с конца 2009 г. организовало работу по содействию в подготовке проектов комплексных инвестиционных планов модернизации моногородов [2]. Нижний Тагил представил «Стратегию развития муниципального образования «Город Нижний Тагил» Свердловской области до 2020 г.» [4], Чусовой – «Программу комплексного социально-экономического развития Чусовского городского поселения 2011-2015 гг.» [3]. Оба города в стратегических целях заявили о диверсификации экономики и уменьшении зависимости экономики города от финансовых результатов деятельности градообразующих предприятий.

На основе статистических данных представим динамику доходов, расходов и дефицита бюджетов моногородов Нижний Тагил и Чусовой (табл.1) и рассчитаем бюджетную обеспеченность их жителей. Из таблицы следует, что расходы бюджетов превышают доходы, а бюджетная обеспеченность в 2009 г. на одного жителя г. Чусовой составила 2687 руб., г. Нижний Тагил – 15682 руб.

К одним и тем же проблемам формирования бюджета рассматриваемых моногородов относятся: дефицит бюджета и высокая зависимость доходной части от финансового состояния градообразующих предприятий этих городов. Последнее напрямую связано с ситуацией цен на мировых рынках сырья и металлов.

Таблица 1

Динамика доходов, расходов и дефицита бюджетов

моногородов Нижний Тагил, Чусовой (млн. руб.)

Наименование показателя

2007 год

2008 год

2009 год

Доходы (Нижний Тагил/Чусовой)

4180/96,68

5325/113,79

5959/131,17

Расходы (Нижний Тагил/Чусовой)

4278/100,30

5498/124,96

5959/143,27

Дефицит (Нижний Тагил/Чусовой)

-98/-3,62

-173/-11,17

0/-12,10

Целесообразно отметить, что численное значение показателя бюджетной обеспеченности одного жителя для моногорода Чусовой ниже, чем в других городах Пермского края с аналогичной инфраструктурой и социально-экономическими показателями, например, для Кунгура – 3052 руб., Лысьвы – 3189 руб., Губахи – 5658 руб. Данный показатель напрямую связан с обеспечением качества жизни населения моногородов.

Повышение качества жизни населения моногорода Нижний Тагил сформулировано в Стратегии города как его миссия. Самой главной, целью первого порядка, является «обеспечение достойных условий жизни и благополучия каждого гражданина». Очевидно, данная цель соответствует современной парадигме развития регионов и достигается инициативами самого населения моногорода через участие общественных организаций, отдельных жителей. Важнейшим фактором обеспечения качественных условий жизни, соответствующих европейским стандартам, является доступность высокотехнологичных медицинских услуг населению в связи с открытием окружного перинатального центра и созданием диализного центра, что требует строительства современных объектов здравоохранения и дает возможность использования уже имеющихся. В Свердловской области для включения в региональный бюджет представлен проект по дошкольному образованию. В случае его принятия, уже в краткосрочной перспективе будет снята острота проблемы естественной убыли населения городов области, оттока человеческих ресурсов в другие регионы [5]. К реализации представлен и проект по формированию системы непрерывного образования, построенной на оригинальной модели «наука, образование, бизнес, власть, гражданское общество» [5]. Российские проблемы импортозамещения незаменимых лекарственных препаратов, в том числе – производство российского инсулина и новых лекарственных форм будут решаться в рамках проекта развития фармацевтического кластера, часть подразделений которого (перинатальный центр и диализный центр) будут располагаться в г. Нижний Тагил. Высококачественные услуги в сфере культуры жители Нижнего Тагила получат, согласно проекту Свердловской филармонии «Виртуальный концертный зал». Он возможен для моногорода при условии компьютеризации и наличия скоростного интернета для максимального числа организаций и жителей. Все перечисленные инициативы бизнеса, науки, общественных организаций, государственных учреждений, граждан, власти находятся в контексте решения задач по предоставлению широких возможностей получения жителями моногорода услуг современного качественного образования, медицинского, социального, культурного обслуживания. В моногороде Нижний Тагил создается благоприятная среда проживания, что будет содействовать решению проблем диверсификации экономики, подготовки и переподготовки кадров, притока квалифицированных специалистов на работу в модернизированные и вновь создаваемые предприятия города, оживлению предпринимательской и бизнес-деятельности.

В программе, представленной г. Чусовой, первой в системе приоритетов социально-экономического развития моногорода поставлена задача развития человеческого потенциала. Однако, стабилизация численности населения, повышение рождаемости, обеспечение положительного сальдо миграции за счет квалифицированной рабочей силы и молодежи решается следующими проектами: Чусовой - спортивная столица Пермского края, развитие Дома спорта «Металлург», развитие Парка культуры и отдыха, создание Центра зимних технических видов спорта (лыжного кластера). Более важные, на взгляд автора, направления развития человеческого потенциала носят непроектный характер и частично заложены в программу развития в сфере социальной политики на территории Чусовского городского поселения. Повышение качества жизни, как задача в системе приоритетов Чусовской программы, отодвинута на второй план и связана со снижением заболеваемости, созданием потребности здорового образа жизни и условий сохранения исторического наследия. Ни одного мероприятия данного профиля на период 2011-2015гг. в программе не запланировано. В заключение сопоставительного анализа программы развития г. Чусовой и стратегии развития г. Нижний Тагил отметим, что с позиции диверсификации экономики и создания условий для развития предпринимательства и бизнеса оба документа содержат подробное описание  задач и мероприятий по их реализации. Моногорода, не выдерживая конкуренции с мегаполисами, ставят, тем не менее, задачу попадания в рыночное поле и обеспечения конкурентоспособности экономик.

К середине 2011 г. ни одна из острых проблем двух моногородов не была снята. А еще в сентябре 2009 г. крайне обострившаяся в условиях кризиса экономическая ситуация в моногородах России стала предметом обсуждения участников международного Сочинского инвестиционного форума, и в десятидневный срок были определены списки монопрофильных городов для предоставления им государственной финансовой поддержки. Эти меры рассматривались как антикризисные, на краткосрочный период. Проблемы моногородов также стали повесткой дня и названием форума, прошедшего в конце марта 2010 г. в моногороде Чусовой, призвавшего профсоюзы страны инициировать государственную поддержку градообразующих предприятий.

Следует подчеркнуть, что диверсификация экономики, создание условий для развития малого и среднего бизнеса – стандартные пункты программы практически любого российского моногорода. Выполняя сравнительный анализ двух стратегий, необходимо сделать следующие выводы. Стратегия, наряду с традиционными, содержит инновационные решения. К ним автор относит: создание химического кластера на базе основного производителя синтетических смол, пластмасс и продуктов органической химии в России – предприятия ОАО «Уралхимпласт»; развитие высокотехнологичных производств через создание Технопарка и Уральского индустриального парка с последующим переводом в статус ОЭЗ; участие г. Нижний Тагил в развитии фармацевтического кластера путем строительства амбулаторно-диализного центра и высокотехнологичного перинатального центра. Эти шаги создают моногороду перспективы через структуры частно-государственного партнерства стать участником Технологической Платформы «Медицина будущего». Перечисленные инновации служат достижению устойчивого повышения качества жизни и обеспечению экономической безопасности моногорода Нижний Тагил. Главной инновацией Стратегии, по мнению автора, является первая цель первого уровня – возможности для участия широкой общественности в выработке инициатив и принятия решений по развитию города, что подтверждается исследованиями и практическим опытом разработчиков стратегических планов развития территорий [6].

В заключение отметим, что проект комплексного инвестиционного плана  модернизации моногорода Нижний Тагил был одобрен 11 марта 2010 г. [2], согласован с Минфином России, Минэкономразвития России, Внешэкономбанком, получив, таким образом, государственную поддержку. Программа моногорода Чусовой потребовала доработки, и на конец мая 2010 г. решением Рабочей группы по модернизации моногородов для нее были только «определены размеры предполагаемых лимитов на проведение капитального ремонта многоквартирных жилых домов, поддержку малого и среднего предпринимательства, на реализацию мероприятий по снижению напряженности на рынке труда моногорода» [2]. Завершая анализ стратегии г. Чусовой, автор делает вывод: на данном этапе отсутствует соответствующая целому ряду важнейших критериев конкретная модель социально-экономического развития моногорода. Выработанная стратегия его развития должна быть дополнена чрезвычайной стратегией с учетом международного опыта и положительного опыта российских моногородов.

 

Литература:

  1. Монопрофильные города и градообразующие предприятия. [Электронный ресурс] URL: http://www.unioninvest.ru/city_mong.html.
  2. . [Электронный ресурс] URL: http://monogorod.net/pages/334.html.
  3. Программа комплексного социально-экономического развития Чусовского городского поселения 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] URL: http://chusovoy.muncity.ru/ape/view/source/prognoz_prognoz/.
  4. . [Электронный ресурс] URL: http://www.tppnt.ru/price/Strategya N-Tagil.doc
  5. Материалы международного Форума ИННОПРОМ-2011, Екатеринбург, 14-19 июля 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.innoprom.org/.
  6. Ключевская Е. Уральские моногорода ищут пути повышения конкурентоспособности территорий. «Российская газета» - Экономика УРФО №5101 от 04.02.2010г.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.