Ризов А.Д.
ИННОВАЦИОННЫЕ И ТРАДИЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МОНОГОРОДОВ
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Annotation. The development strategy of the two-industry towns was analyzed. Traditional and innovative solutions for economic diversification and human welfare-industry towns was allocated. The conclusion is made on the development of emergency strategies.
Keywords: monocity; social and economic development; strategy; program; economy diversification; life quality.
Аннотация. Проанализированы стратегии развития двух моногородов. Выделены традиционные и инновационные решения для целей диверсификации экономики и повышения благосостояния населения моногородов. Сделан вывод о разработке чрезвычайной стратегии.
Ключевые слова: моногород; социально-экономическое развитие; стратегия; программа; диверсификация экономики; качество жизни.
Малоизученным фактом российской экономики являются монопрофильные города. На основании исследований [1], в соответствии с пятью признаками к моногородам можно отнести 332 поселка городского типа и 467 городов, в которых проживает около 25% всего городского населения страны. В конце декабря
Автор настоящей статьи исследует рационально выработанные стратегии моногородов и чрезвычайные стратегии, как наложение предусмотренных программами и не включенных в них действий, через изучение документов городских поселений по социально-экономическому развитию моногородов. Теоретическим обоснованием выбора предмета исследования является высокая степень подвижности целей и достоверности прогнозов в быстро меняющейся внешней среде. В данных условиях под стратегией понимается общее направление развития моногорода, а под тактикой – программы его развития в конкретных направлениях. Особая задача стратегии – высокая эффективность управления развитием территории, что связано с увеличением отдачи от вложений бюджетных средств, уменьшением расходов, повышением качества товаров и услуг населению моногорода и внешним потребителям. Поскольку стратегическое управление имеет циклический характер, то процесс непрерывен и подвержен корректировке на различных этапах реализации стратегии в связи с изменениями внутренней и внешней среды.
Исследуя социально-экономическое развитие монопродуктовых регионов Российской Федерации, автор выбрал моногорода двух федеральных округов РФ – г. Чусовой (Пермский край, Приволжский ФО) и г. Нижний Тагил (Свердловская область, Уральский ФО). Расстояние между ними
В городском поселении Чусовой проживает всего 53,31тыс. чел., на его территории расположено градообразующее предприятие ОАО «Чусовской металлургический завод» (ОАО «ЧМЗ»). На предприятии трудится около 25% экономически активного населения города. В
Численность экономически активного населения муниципального округа г. Нижний Тагил составляет 208,5 тыс. чел., основной объем его промышленного производства обеспечивают градообразующие предприятия ОАО «Нижне-Тагильский металлургический комбинат» и ОАО «НПК «Уралвагонзавод». В
Министерство регионального развития РФ с конца
На основе статистических данных представим динамику доходов, расходов и дефицита бюджетов моногородов Нижний Тагил и Чусовой (табл.1) и рассчитаем бюджетную обеспеченность их жителей. Из таблицы следует, что расходы бюджетов превышают доходы, а бюджетная обеспеченность в
К одним и тем же проблемам формирования бюджета рассматриваемых моногородов относятся: дефицит бюджета и высокая зависимость доходной части от финансового состояния градообразующих предприятий этих городов. Последнее напрямую связано с ситуацией цен на мировых рынках сырья и металлов.
Таблица 1
Динамика доходов, расходов и дефицита бюджетов
моногородов Нижний Тагил, Чусовой (млн. руб.)
Наименование показателя |
2007 год |
2008 год |
2009 год |
Доходы (Нижний Тагил/Чусовой) |
4180/96,68 |
5325/113,79 |
5959/131,17 |
Расходы (Нижний Тагил/Чусовой) |
4278/100,30 |
5498/124,96 |
5959/143,27 |
Дефицит (Нижний Тагил/Чусовой) |
-98/-3,62 |
-173/-11,17 |
0/-12,10 |
Целесообразно отметить, что численное значение показателя бюджетной обеспеченности одного жителя для моногорода Чусовой ниже, чем в других городах Пермского края с аналогичной инфраструктурой и социально-экономическими показателями, например, для Кунгура – 3052 руб., Лысьвы – 3189 руб., Губахи – 5658 руб. Данный показатель напрямую связан с обеспечением качества жизни населения моногородов.
Повышение качества жизни населения моногорода Нижний Тагил сформулировано в Стратегии города как его миссия. Самой главной, целью первого порядка, является «обеспечение достойных условий жизни и благополучия каждого гражданина». Очевидно, данная цель соответствует современной парадигме развития регионов и достигается инициативами самого населения моногорода через участие общественных организаций, отдельных жителей. Важнейшим фактором обеспечения качественных условий жизни, соответствующих европейским стандартам, является доступность высокотехнологичных медицинских услуг населению в связи с открытием окружного перинатального центра и созданием диализного центра, что требует строительства современных объектов здравоохранения и дает возможность использования уже имеющихся. В Свердловской области для включения в региональный бюджет представлен проект по дошкольному образованию. В случае его принятия, уже в краткосрочной перспективе будет снята острота проблемы естественной убыли населения городов области, оттока человеческих ресурсов в другие регионы [5]. К реализации представлен и проект по формированию системы непрерывного образования, построенной на оригинальной модели «наука, образование, бизнес, власть, гражданское общество» [5]. Российские проблемы импортозамещения незаменимых лекарственных препаратов, в том числе – производство российского инсулина и новых лекарственных форм будут решаться в рамках проекта развития фармацевтического кластера, часть подразделений которого (перинатальный центр и диализный центр) будут располагаться в г. Нижний Тагил. Высококачественные услуги в сфере культуры жители Нижнего Тагила получат, согласно проекту Свердловской филармонии «Виртуальный концертный зал». Он возможен для моногорода при условии компьютеризации и наличия скоростного интернета для максимального числа организаций и жителей. Все перечисленные инициативы бизнеса, науки, общественных организаций, государственных учреждений, граждан, власти находятся в контексте решения задач по предоставлению широких возможностей получения жителями моногорода услуг современного качественного образования, медицинского, социального, культурного обслуживания. В моногороде Нижний Тагил создается благоприятная среда проживания, что будет содействовать решению проблем диверсификации экономики, подготовки и переподготовки кадров, притока квалифицированных специалистов на работу в модернизированные и вновь создаваемые предприятия города, оживлению предпринимательской и бизнес-деятельности.
В программе, представленной г. Чусовой, первой в системе приоритетов социально-экономического развития моногорода поставлена задача развития человеческого потенциала. Однако, стабилизация численности населения, повышение рождаемости, обеспечение положительного сальдо миграции за счет квалифицированной рабочей силы и молодежи решается следующими проектами: Чусовой - спортивная столица Пермского края, развитие Дома спорта «Металлург», развитие Парка культуры и отдыха, создание Центра зимних технических видов спорта (лыжного кластера). Более важные, на взгляд автора, направления развития человеческого потенциала носят непроектный характер и частично заложены в программу развития в сфере социальной политики на территории Чусовского городского поселения. Повышение качества жизни, как задача в системе приоритетов Чусовской программы, отодвинута на второй план и связана со снижением заболеваемости, созданием потребности здорового образа жизни и условий сохранения исторического наследия. Ни одного мероприятия данного профиля на период 2011-2015гг. в программе не запланировано. В заключение сопоставительного анализа программы развития г. Чусовой и стратегии развития г. Нижний Тагил отметим, что с позиции диверсификации экономики и создания условий для развития предпринимательства и бизнеса оба документа содержат подробное описание задач и мероприятий по их реализации. Моногорода, не выдерживая конкуренции с мегаполисами, ставят, тем не менее, задачу попадания в рыночное поле и обеспечения конкурентоспособности экономик.
К середине
Следует подчеркнуть, что диверсификация экономики, создание условий для развития малого и среднего бизнеса – стандартные пункты программы практически любого российского моногорода. Выполняя сравнительный анализ двух стратегий, необходимо сделать следующие выводы. Стратегия, наряду с традиционными, содержит инновационные решения. К ним автор относит: создание химического кластера на базе основного производителя синтетических смол, пластмасс и продуктов органической химии в России – предприятия ОАО «Уралхимпласт»; развитие высокотехнологичных производств через создание Технопарка и Уральского индустриального парка с последующим переводом в статус ОЭЗ; участие г. Нижний Тагил в развитии фармацевтического кластера путем строительства амбулаторно-диализного центра и высокотехнологичного перинатального центра. Эти шаги создают моногороду перспективы через структуры частно-государственного партнерства стать участником Технологической Платформы «Медицина будущего». Перечисленные инновации служат достижению устойчивого повышения качества жизни и обеспечению экономической безопасности моногорода Нижний Тагил. Главной инновацией Стратегии, по мнению автора, является первая цель первого уровня – возможности для участия широкой общественности в выработке инициатив и принятия решений по развитию города, что подтверждается исследованиями и практическим опытом разработчиков стратегических планов развития территорий [6].
В заключение отметим, что проект комплексного инвестиционного плана модернизации моногорода Нижний Тагил был одобрен 11 марта
Литература:
- Монопрофильные города и градообразующие предприятия. [Электронный ресурс] URL: http://www.unioninvest.ru/city_mong.html.
- . [Электронный ресурс] URL: http://monogorod.net/pages/334.html.
- Программа комплексного социально-экономического развития Чусовского городского поселения 2011-2015 гг. [Электронный ресурс] URL: http://chusovoy.muncity.ru/ape/view/source/prognoz_prognoz/.
- . [Электронный ресурс] URL: http://www.tppnt.ru/price/Strategya N-Tagil.doc
- Материалы международного Форума ИННОПРОМ-2011, Екатеринбург, 14-19 июля 2011. [Электронный ресурс] URL: http://www.innoprom.org/.
- Ключевская Е. Уральские моногорода ищут пути повышения конкурентоспособности территорий. «Российская газета» - Экономика УРФО №5101 от 04.02.2010г.