Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 656.615:004.007

Давыдова Т.Ю., Прохоров С.Ю.

УПРАВЛЕНИЕ ИНТЕЛЛЕКТОМ И ФОРМИРОВАНИЕМ КОМПЕТЕНЦИЙ СУБЪЕКТОВ СФЕРЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Тульский государственный педагогический ун-т, ФГОУ СПО ТГКСТ

 

The education risks level calculations identifying signals of the determined target consequences of education for various educating strategies in non-determined stream are made. A wide range of variants of complexity for models to be realized affecting the material, time and intellect resources costs is brought out.

Современный профессионал обязан обладать конкурентными преимуществами и инновациями. Залог успеха - скорость инноваций, вектор развития компетенций, реализуемый на основе интеллектуального потенциала менеджмента и персонала образовательного учреждения (ОУ) – вуз, ссуз и т.п.

Интеллект в менеджменте - поведенческая категория и модель, отражающая ум, рассудок, разум, способности мыслить, познавать новое, вскрывать сущность явлений, умение применять эти способности на практике, самостоятельно анализировать имеющиеся знания и делать умозаключения. Трансформируясь в результаты деятельности ОУ, интеллект становится экономической категорией, приобретает значимость капитала как условия производства, распределения и диффузии разнообразных инноваций и благ в пространственно-временных отношениях элементов жизнедеятельности.

Интегративный и многогранный характер структуры интеллекта человека отображается в качестве продукта его труда, сохранении ценностных аспектов поведения, этики и самоконтроля, в росте профессионализма с раскрытием множества аспектов историзма, культуры, психологии, права, науки, экономики, философии, управления, духовности, морали и нравственности.

Интеллект определяется количеством уровней власти, индивидуальным обобщенным показателем лиц, принимающих решения (ЛПР), их умением принятия управленческих решений. Целенаправленное формирование интеллекта ЛПР, отражающего его ценность как капитала в пространстве и времени позволяет измерять и оценивать качество комплекса его свойств [1-3].

Вложения в создание интеллекта реализуются усилиями ЛПР, а ресурсы для обеспечения этих усилий создаются как накопление знаний, приобретение опыта, условий и инфраструктуры развития. Высокий уровень интеллекта усложняет общество, низкий его уровень создает условия для манипулирования сознанием и потребностями людей, что и происходит сегодня в жизни россиян.

Творческий подход к труду, ориентир личности на инновации – главные факторы качества и динамики развития всего персонала ОУ. Но творческое отношение к делу определяется в значительной мере неформальным управлением, позитивной социально-психологической мотивацией. Человека можно заставить исполнять, но трудно заставить творить. Так, существенными отличиями творческих менеджеров можно считать [2, 3]:

- свободу от кризиса контакта с неожиданной реальностью, когда мышление ЛПР ищет в реальности концептуальные схемы, применяя реинжиниринг для достижения поставленных целей;

- добычу новых знаний в процессе анализа и поиска множества альтернатив, их оценки, взвешивания ценностей, прогноза последствий и перспектив будущего развития и постижения истины;

- возможность синтеза и создания новой реальности с освобождением от пассивной созерцательности, применение системного или комплексного подхода к анализу современных ОУ как системных комплексов;

- применение ментальных моделей, помогающих предотвратить разрушение целостности, принятие спекулятивных конъюнктурных решений взамен системных, имеющих стратегические позитивные последствия;

- обращение к сущности понятий и представлений через познание сложных процессов, их упрощение, отделение полезных свойств от второстепенных, концептуализация и систематизация возникающих проблем, освобождение от слабости обыденного мышления.

Интеллект востребован в процессе подготовки современных менеджеров ОУ, как высокоинтеллектуальных личностей, действующих целесообразно, мыслящих рационально и эффективно, творчески реагирующих на информационные и технологические изменения. Достижение этих качеств в образовании менеджера идет через соединение разума и морали, постижение системного аналитического знания, доброту в отношениях преподавателей к оригинальным идеям студентов, расширение диалога, логики, эмоций, образов. Комплексная стратегия ОУ, ориентированная на качество всех сфер его деятельности, стремится к соблюдению баланса интересов производителей, потребителей, партнеров, работников ОУ и общества. Уровень риска при принятии решений серьезно влияет на качество. Поэтому применение способов оценки степени рисков позволяет повысить качество управленческих решений.

Один из известных инструментов реализации стратегического намерения ОУ – сбалансированные показатели деятельности (Balanced Scorecard – BSC). Он связывает финансовые и нефинансовые ценности в 3-6 сферах, критически важных для ОУ с соответствующими измеримыми показателями оценки работы ОУ с отражением аспектов: клиентского (какими ОУ видят потребители); внутреннего (в чем ОУ может совершенствоваться); финансового и т.п. Практическая польза от показателей - обеспечение объективной эффективности деятельности ОУ с выделением роли человеческого фактора в обеспечении устойчивого функционирования и поступательного развития ОУ с измерением, анализом и синтезом интересов заинтересованных сторон, учетом множества требований и адекватных им процедур «мониторинг - измерение - улучшение».

Литература

1. Давыдова Т.Ю. Интеллектуальные ресурсы и управление знаниями. – М.: Изд-во ВЗФЭИ, 2011. – 348 с.

2. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Образование, экономика знаний и подготовка кадров. – М. – Тула: Изд-во ВЗФЭИ, ТулГУ, 2011. – 312 с.

3. Арсеньев Ю.Н., Давыдова Т.Ю. Менеджмент- и бизнес-образование в подготовке компетентных специалистов. – М.–Тула: Изд-во ТулГУ, 2011.- 276с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.