Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Уматкулова Г.Х.

МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРОЙ

Башкирская Академия Государственной Службы и Управления

при Президенте Республики Башкортостан 

 

Today innovative development of economy became one of the most discussed themes as comprehension of that fact has come that the country can't is high-grade to develop only at the expense of export of power resources. At the same time complex studying of questions of creation, development and definition of efficiency of an infrastructure of innovative activity hasn't had enough wide development in works of domestic and foreign scientists that causes necessity of application of the system approach to development of the mechanism of management by an innovative infrastructure.

Keywords: innovative activity, formation and development of an innovative infrastructure, commercialization of technologies, mechanisms of researching and introduction of innovations.

Сегодня инновационное развитие экономики стало одной из наиболее обсуждаемых тем, поскольку пришло осознание того факта, что страна не может полноценно развиваться только за счёт экспорта энергоресурсов. Вместе с тем комплексное изучение вопросов создания, развития и определения эффективности инфраструктуры инновационной деятельности не получило достаточно широкого развития в трудах отечественных и зарубежных ученых, что обуславливает необходимость применения системного подхода к развитию механизма управления инновационной инфраструктурой.

Ключевые слова: инновационная деятельность, формирование и развитие инновационной инфраструктуры, коммерциализация технологий, механизмы разработки и внедрения инноваций.

Процессы всемирной глобализации и интеграции актуализируют вопросы поиска собственного места российской экономики в новой формирующейся социально-экономической системе, развивающиеся кризисные процессы в которой в очередной раз доказывают необходимость инновационного развития национальной экономики как стратегического фактора ее конкурентоспособности и безопасности.

Смена сырьевого направления развития и активная реализация инновационной политики, обеспечивающей развитие диверсифицированной высокотехнологичной экономики через активизацию участников инновационной деятельности на всех уровнях управления, должны стать приоритетными направлениями формирования российской инновационной системы, эффективное функционирование которой обеспечивается организациями ее инфраструктуры, активно взаимодействующими в целях развития инновационного потенциала государства.

Опыт зарубежных государств, ранее определивших приоритетность перехода к инновационно-ориентированной экономике в качестве стратегического направления своего развития, показывает четкую взаимосвязь между уровнем развития инновационной инфраструктуры и скоростью освоения инноваций, в то время как неразвитость связей между основными участниками инновационной деятельности и отсутствие действенных механизмов коммерциализации результатов научной мысли остаются основными препятствиями на пути построения конкурентоспособной инновационной системы, что обуславливает актуальность вопросов развития механизма управления инновационной инфраструктурой российской экономики.

Для запуска механизмов разработки и внедрения инноваций необходима соответствующая концентрация интеллектуальных, материальных и финансовых ресурсов, их эффективная комбинация во времени и пространстве. Совокупность всех доступных для хозяйствующего субъекта экономических ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способности человека) определяет основу его потенциала [1].

Мировая практика предлагает широкий спектр экономических инструментов научно-технической, инновационной и промышленной политики, с помощью которых можно управлять инновационным процессом в экономических системах.

Система механизмов управления инновациями может быть представлена следующими функциональными группами: механизмами организации инновационной деятельности; разработки и внедрения инноваций; финансирования инновационной деятельности; мотивационные и стимулирующие инновационные механизмы; механизмы технологического трансфера; интеллектуальной собственности; механизмы планирования инновационных мероприятий и контроля; механизмы взаимодействия участников инновационного процесса. Рассмотрим некоторые из них [2].

В группу механизмов разработки и внедрения инноваций можно включить механизмы поиска инновационных решений, механизмы разработки и внедрения. Механизмы поиска направлены на генерацию новых идей, технических решений и т.д. Можно выделить три пути поиска идей: разработка новых идей (генерирование идей); критический пересмотр и модификация известных проблемных решений или определенных вариантов решений; поиск уже работающих общих или частных решений (использование известного научно-технического опыта и знания, приобретение лицензий). Все идеи и разработки могут различаться в зависимости от затрат времени и финансов для их реализации.

В системе механизмов стимулирования и мотивации следует выделить внутренние и внешние составляющие. Внешнее стимулирование предполагает создание условий, в которых осуществление инновационной деятельности будет выгодным (прибыльным). Основными рычагами внешнего (государственного) стимулирования могут быть: введение налоговых льгот; субсидирование части процентных ставок по кредитам на научные разработки и исследования; отнесение затрат на НИОКР на себестоимость; улучшение среды функционирования бизнеса; повышение эффективности общественных институтов и государственного аппарата; децентрализация государственной поддержки, формирование сети «институтов развития»; поддержка в области обучения персонала, содействие сертификации продукции; предоставление бизнесу научно-технической информации и результатов НИОКР; предоставление площадей на территории государственных Вузов или НИИ на льготных условиях; поддержка не отдельных предприятий, а групп отраслевых ассоциаций; формирование инновационных кластеров, де возможно совместное обучение и эффективный обмен лучшим опытом между малыми, средними и крупными предприятиями.

Внутреннее стимулирование предполагает создание благоприятных условий внутри предприятия в целях развития инновационных способностей работников. Благоприятная для инноваций организация должна поддерживать творческие процессы и обеспечивать возможности для реализации позитивно оцененных идей вплоть до успешного внедрения. Элементами внутренней мотивации и стимулирования выступают: позиция и поведение руководителей, кадровая политика, организация информационных и коммуникационных процессов, финансовое стимулирование, развитие фирменной культуры, внутрифирменное развивающее обучение.

В качестве следующего элемента инновационного механизма управления можно назвать механизм технологического трансфера. Это передача технологий, разработанных в государственном и предпринимательском секторах. На производственных предприятиях (особенно средних и малых) сфера исследований как правило ограничивается разработками, а фундаментальные и прикладные исследования могут быть переданы посредством технологического трансфера. Внешними источниками знаний в данном случае могут выступать: обмен научно-технической информацией путем участия в конференциях, ярмарках; трансфер знаний благодаря принятию на работу сотрудников со специальной подготовкой, выпускников университетов; совместные исследования с другими предприятиями; приобретение патентов и лицензий для использования в специальном проекте; кооперация в разработках.

Наиболее значимые требования к механизму интеллектуальной собственности в рамках предприятия – это низкозатратность процессов патентирования; возможность свободной покупки лицензии для организации производства новых продуктов и технологий; обеспечение законодательной защиты прав собственности на интеллектуальный продукт [3].

К вышеупомянутым механизмам необходимо добавить механизмы планирования и контроля внутрифирменной инновационной деятельности, а также механизм взаимодействия участников инновационного процесса. Участниками инновационного процесса могут быть «инсайдеры». К ним относятся работники предприятия: руководители разных уровней, специалисты – экономисты, инженеры, конструкторы, технологи, а также рядовые рабочие. К аутсайдерам можно отнести внешних собственников, банки, представителей федеральных, местных органов власти и общественных организаций, научно-исследовательские организации и провайдеров технологий, другие предприятия. При анализе взаимодействия участников инновационного процесса важны следующие моменты: совокупность формальных и неформальных правил, регулирующих взаимодействие; степень участия в инициировании, разработке, реализации проектов и программ; степень заинтересованности и направленность интересов различных участников в процессе внедрения инноваций; распределение функций контроля и оценки результатов, социальный эффект инноваций.

Опыт развитых стран мира, принявших курс развития инновационной экономики в качестве приоритета своего стратегического развития показывает, что ориентация на инновации является важнейшим компонентом национальной конкурентоспособности в условиях глобализации. Эффективность национальной инновационной системы, в свою очередь, зависит не только от количественного наполнения инновационного сектора, но и от качества взаимодействия субъектов инновационной деятельности, которая во многом обуславливается степенью развития механизма управления инновационной инфраструктурой.

В национальном масштабе развитие и повышение конкурентоспособности человеческого капитала, снижение импортозависимости и зависимости от иностранных инноваций, создание конкурентной инновационной продукции предприятиями конкурентоспособных инновационных кластеров, объединенных сетью инфраструктурного взаимодействия с поставщиками научных знаний и потребителями результатов инновационного производства, обусловят развитие эффективной российской национальной инновационной системы, которая станет основой экономической независимости и государственной конкурентоспособности.

 

Литература:

  1. Инновационный менеджмент: Учеб.пособие / Под редакцией В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2003. – 528с. 
  2. Колоколов В.А. Инновационные механизмы функционирования предпринимательских структур//Менеджмент в России и за рубежом. – 2002. - №1. – с.95 – 104. 
  3. Трифилова А.А. Анализ инновационного потенциала предприятия // Инновации. - 2003. - №6. 

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.