УДК 338.28:330.341.1
Ермошина Н.П.
УПРАВЛЕНИЕ ЗНАНИЯМИ КАК ЭЛЕМЕНТ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОЕКТНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Новосибирский государственный архитектурно-строительный
университет (Сибстрин)
In the article are considered the factors which characterize knowledge control as an element of standard activity.
Key words: innovatory activity; projects work; knowledge control.
В докладе рассмотрены факторы, характеризующие управление знаниями как элементом инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационная деятельность; проектная деятельность; управление знаниями.
Исследование интеллектуального капитала (ИК), а так же неотъемлемой его составляющей – знаний чрезвычайно актуально. В условиях рынка грамотное управление именно этой составляющей при реализации проекта может значительно повысить эффективность запланированного результата от воплощения инновационного проекта и обеспечить отрыв от конкурентов.
Все знания составляют в совокупности интеллектуальный капитал организации, который складывается из человеческого (постоянно возрастающей суммы знаний, навыков и умений работников), структурного (патенты, лицензии, изобретения, корпоративная культура, информационные технологии), и клиентского (торговая марка, бренд, имидж на рынке, информация о клиентах, связи с клиентами) капиталов, которые в процессе их взаимодействия способны трансформироваться и обеспечивать приращение капитализации [3].
Человеческий капитал фирмы состоит из суммы коллективных знаний сотрудников предприятия, их творческих возможностей, умения и способности находить решения проблем, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, а также мобильность и взаимозаменяемость работников, дающих возможность не увеличивая затрат на заработную плату быстро и качественно выполнять поставленные задачи. Увеличение человеческого капитала возможно за счет обретения сотрудниками знаний, способных принести пользу фирме, и за счет более полного использования компанией знаний своих работников.
Структурный капитал – все, что остается в компании, связанное с интеллектуальным потенциалом, после ухода персонала с работы домой. Он представляет собой неотъемлемую собственность фирмы. Главная роль структурного капитала состоит в укреплении и повышении эффективности организации.
Клиентский капитал – это система капитальных, долгосрочных доверительных и взаимовыгодных отношений предприятия со своими клиентами. Роль клиентского капитала состоит в обеспечении организации конкурентным преимуществом во внешней среде.
В организации и вне ее происходит непрерывный процесс движения всех вышеперечисленных знаний. Знания поступают в организацию в разнообразных формах (набор персонала, повышение квалификации, изучение специальной литературы, приобретение лицензий), формируются и развиваются в процессе проектной, инженерно-технической, производственной и маркетинговой деятельности, передаются вместе с товарами и услугами.
Таким образом, в каждой организации, вне зависимости от сферы ее деятельности и степени ее взаимодействия с внешним миром, осуществляется некий процесс производства, обобщения и распространения знаний, в том числе через продукцию и услуги потребителям [2].
В последние два десятилетия в научных исследованиях и на практике весьма активно развивается «управление знаниями» как элемент инновационной деятельности, как новый вид управленческой деятельности, как новая функция управления [1].
Управление знаниями – совокупность управленческих воздействий на способы, методы, формы организации социальных отношений в сфере производства, распространения и использования знаний, нацеленная на повышение эффективности этих процессов и осуществляемая в конкретных организационно-экономических рамках (организации, учреждения, подразделения, группа и т.д.).
В организациях интеллектуального труда часто встречаются ситуации, когда знания, необходимые для выполнения важных работ по созданию проекта, сосредоточены в головах очень малого числа людей, и существуют большие трудности с передачей этих знаний другим сотрудникам и как следствие совершения ряда дорогостоящих ошибок. Эти ошибки возникают из-за отсутствия нужных знаний в нужном месте в нужное время. Проблемой так же является трудность в сохранении знаний, возникающей при реорганизации и ротации кадров. Так же одна из особенностей многих проектных организаций заключается в повышенных требованиях к набору компетенций ключевых сотрудников. Эту проблему испытывают как крупные проектные организации, так и небольшие мастерские. С высокой степенью условности сегодня сообщество проектировщиков можно подразделить на две группы: одна – очень грамотных специалистов в предпенсионном и пенсионном возрастах, и молодежь, обремененную лишь неким инструментарием проектирования, полученным в вузах [4]. Связано это, в первую очередь, со сложностью продуктов (и/или услуг), которые создаются путем реализации проектов. Чем выше сложность и «интеллектуалоемкость» создаваемого компанией продукта или услуги, тем больше компания зависит от квалификации своих ключевых специалистов и эффективности применения их основных компетенций и тем самым становится более уязвимой перед конкурентами. Для решения этих и еще многих проблем, которые встают перед организациями интеллектуального труда, фактором производства которых является знания, и внедряется система управления знаниями [1].
Литература
1. Бездудный, Ф. Ф. Сущность понятия инновация и её классификации / Ф. Ф. Бездудный, Т. А. Смирнова, О. Д. Нечаева // Инновации. – 1998. – № 2. – С. 7.
2. Тихомирова Е. В. Технологии для экономики знаний [Электронный ресурс] / Е. В. Тихомирова, В. В. Бовт. – Режим доступа: http://www.e-learningcenter.ru/materials/archiv16/. – Загл. с экрана.
3. Тузовский, А. Ф. Системы управления знаниями (методы и технологии) : монография / А. Ф. Тузовский, С. В. Чириков, В. З. Ямпольский ; под. ред. В. З. Ямпольского. – Томск : Изд-во НТЛ, 2005. – 260 с.
4. Ильина, О. Н. Формирование методологии управления проектами, нацеленной на долгосрочный успех организации [Электронный ресурс] / О. Н. Ильина, А. Ю. Курбатов // Управление проектами. – Электрон. журн. – 2009. – № 1. – Режим доступа : http://www.pmmagazine.ru/document/. – Загл. с экрана.