Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Таланцев В.И.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА РАЗВИТИЯ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Дальневосточный федеральный университет

 

В данном докладе рассматриваются цели, методы и механизм государственной поддержки развития малого предпринимательства в Российской Федерации. Приводятся и анализируются критерии отнесения предприятий к малым. Обосновывается роль малого предпринимательства в развитии конкуренции на товарных рынках.

Ключевые слова: малое предпринимательство, развитие конкуренции, механизм государственной поддержки, критерии малого бизнеса.

This report examines the objectives, methods and mechanism of Government support for development of small business in the Russian Federation. This report also presents and analyzes criteria for classifying small companies, justifies the role of small businesses in the development of competition on the goods market.

Key words: small business, development of competition, mechanism of Government support, specifications of small business.

Рациональная структура экономики предполагает сосуществование предприятий различных типов и размеров, в том числе крупных, средних и мелких. Каждый из этих видов предприятий занимает свою нишу на рынке. Но их совокупность и результативное функционирование являются залогом успешной работы всей экономической системы. При этом малые предприятия могут заниматься как выпуском товаров (услуг) конечного потребления, так и быть поставщиками определенных деталей, узлов, материалов для крупных и средних предприятий или оказывать последним определенные необходимые им услуги или выполнять работы по их заказам.

Значительная часть малых предприятий занимается производством и реализацией товаров и выступает на рынке в качестве конкурентов по определенной номенклатуре товаров крупным и средним предприятиям. Другую группу малых предприятий составляют предприятия розничной и оптовой торговли. Третья группа – это предприятия, предоставляющие различные услуги (бытовые, туристские, посреднические, ремонтные и др.). Малый бизнес в настоящее время присутствует практически во всех сферах национальной экономики, а также активно занимается внешнеэкономической деятельностью.

Наиболее активно малый бизнес действует на региональных и местных товарных рынках. Так, в Сахалинской области в 2008г. осуществляли хозяйственную деятельность 22 879 субъектов малого предпринимательства, в том числе 942 малых предприятия, 2 325 микропредприятий и 19 593 индивидуальных предпринимателя. В Приморском крае число малых предприятий (с учетом микропредприятий) с 2001 года по 2008 год увеличилось в 1,6 раза (с 16,1 тысяч до 25,6 тысяч). Среднесписочная численность работающих на малых предприятиях увеличилась с 95,9 тысяч человек в 2000 году до 103,6 тысяч человек в 2008 году. Выручка организаций малого бизнеса выросла с 120,8 млрд. рублей в 2005 году до 215,9 млрд. рублей в 2008 году (рост в 1,8 раза) и составила 37,2 процента от общего объема оборота организаций края.

Основными экономическими чертами малого предпринимательства являются обособленность, специализация на каком-либо виде деятельности и реализация произведенных товаров (услуг) через куплю-продажу на рынке.

Различают четыре группы устойчивых черт (критериев) малого предпринимательства, обусловленных:

  1.  характером производственного процесса;
  2.  спецификой системы управления и руководства;
  3.  состоянием отдельных компонентов (кадры, финансы и т.д.);
  4.  особенностями внешних воздействий.

К первой группе относятся:

-              ограниченность (незначительные размеры) применяемых средств производства и технологических процессов;

-              небольшая номенклатура выпускаемых изделий, в том числе, в ряде случаев, узкая специализация;

-              упрощенность системы сбыта.

Вторая группа включает:

-              единство права собственности и непосредственного управления предприятием;

-              особое значение руководителя в жизни предприятия, его непосредственное воздействие практически на все функциональные области;

-              компактность управленческого аппарата и многофункциональность менеджеров;

-              отсутствие громоздких управленческих структур, простоту информационных связей, неформальный характер планирования и контроля;

-              упрощенную систему учета и отчетности;

-              быстроту принятия решений.

Третья группа объединяет такие черты, как:

-              особый характер отношений между хозяином и работником, обусловленный тем, что хозяин, как правило, является непосредственным руководителем всех работников малого предприятия;

-              гибкость, восприимчивость к нововведениям;

-              небольшой объем используемых оборотных средств;

-              низкая капитализация производства;

-              высокая и быстрая оборачиваемость капитала;

-              существенное влияние на кадровую политику, принятие решений, выбор правовых форм и на другие параметры хозяйственной деятельности семейных и родственных связей, что обусловлено правом наследования.

Четвертую группу образуют следующие характеристики:

-              локальность ресурсных и сбытовых рынков;

-              неформальность взаимоотношений с узким кругом поставщиков и потребителей;

-              положение «ведомого» в системе кооперативных связей с крупными и средними предприятиями;

-              чувствительность к колебаниям экономической конъюнктуры рынка, политической обстановке, изменениям законодательства, в том числе налогового и кредитного;

-               ограниченность источников финансирования и хроническая нехватка капитала;

-              большая степень зависимости от системы поддержки предпринимательства на федеральном, региональном и местном уровнях;

С учетом этих критериев и отличительных характеристик малое предпринимательство образует особый сектор экономики, характеризуемый мелкотоварным производством, ориентированным зачастую на локальные или региональные рынки. В силу ограниченных ресурсов (сырьевых, финансовых, материальных, рабочей силы) этот сектор наиболее подвержен влияниям внешней среды. Однако, именно за счет этого малые предприятия являются наиболее мобильными хозяйствующими единицами, не требующими громоздких управленческих систем. Между руководителем и работником, как правило, нет посредников, что означает, что сам руководитель должен быть универсальным специалистом (администратором, менеджером, маркетологом, заниматься производством и сбытом) и при этом выполнять функции собственника. Из этого следует, что малое предпринимательство – это особый вид предпринимательской деятельности. Роль небольших компаний, формирующих сферу малого предпринимательства, является крайне важной в формировании конкурентных отношений на различных сегментах рынка.

Такие свойства малого предпринимательства, как гибкость и способность к быстрому обновлению, малая материалоемкость, простая система управления, позволяют ему составить конкуренцию средним и даже крупным предприятиям, стимулировать повышение эффективности их деятельности, ориентировать последних на выпуск более конкурентоспособной продукции, что в целом положительно скажется на состоянии национальной экономики. Конкурентное давление со стороны небольших компаний является одним из основных инструментов повышения неустойчивости картельных сговоров и препятствием для установления монопольно высоких цен со стороны доминирующих хозяйствующих субъектов или группы крупных предприятий на олигополистическом рынке. Для экономики в целом деятельность малых предприятий оказывается важным фактором повышения ее конкурентоспособности.

Состояние конкуренции на рынках обусловлено их структурой, наличием барьеров входа, а также общим состоянием инвестиционного климата. При этом структура рынка, характеризуемая наличием и соотношением крупных, средних и мелких предприятий, во многом определяет степень конкурентоспособности фирм и товаров. В этом отношении малые производственные предприятия в определенных сегментах рынка могут быть вполне конкурентоспособными по сравнению со средними и крупными. Решая наряду с экономическими также социальные функции, малые предприятия способствуют созданию здорового экономического климата в стране. Такие предприятия решают проблемы безработицы, особенно в малых и средних городах, в сельских поселениях, способствуют пополнению местных бюджетов, выпускают продукцию (услуги) локального потребления, используют местные ресурсы, не имеющие стратегического назначения.

Благодаря своей гибкости, способности к быстрому обновлению, быстрой переориентации на новые виды производства и новый ассортимент выпускаемой продукции, применению новых технологий и научных разработок, малый бизнес менее подвержен влиянию кризисных явлений в периоды спада экономической активности в стране и способен составлять эффективную конкуренцию крупным и средним предприятиям.

Конкретные меры по развитию конкуренции, в том числе за счет развития малого предпринимательства, изложены в Программе развития конкуренции в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009г. № 691-р. Эта программа принята в целях реализации отдельных положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008г. № 1662-р.

Малый бизнес объективно действует в менее благоприятных условиях хозяйствования, чем крупные предприятия. Эта сфера характеризуется меньшей устойчивостью к внешним и внутренним факторам и поэтому нуждается в государственной поддержке с целью выравнивания условий хозяйствования. Одним из важных моментов в этом направлении является установление критериев отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам малого предпринимательства. При этом под субъектами малого предпринимательства понимаются хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными специальным федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям. Таким федеральным законом является Федеральный закон от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Этим законом впервые введено в оборот официальное название «средние предприятия» и определены критерии их отнесения к таким субъектам.

Согласно ст. 4 указанного закона к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства.

Из этого условия следует, что к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся:

  1.  юридические лица, в том числе:

-              потребительские кооперативы;

-              коммерческие организации в форме хозяйственных товариществ, хозяйственных обществ, производственных кооперативов (артелей);

  1.  индивидуальные предприниматели;
  2.  крестьянские (фермерские) хозяйства.

Обязательным условием отнесения этих лиц к субъектам малого предпринимательства является их внесение в единые государственные реестры юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Действие указанного закона в части государственной поддержки и создания особых условий хозяйствования не распространяется на государственные и муниципальные унитарные предприятия, независимо от их размера, численности работников, выручки от реализации продукции (услуг) или иных параметров

Субъекты малого и среднего предпринимательства должны соответствовать следующим обязательным условиям:

  1.  суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) юридических лиц как субъектов малого и среднего предпринимательства не должна превышать 25 процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25 процентов;
  2.  средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

а) для средних предприятий – от 101 до 250 человек включительно;

б) для малых предприятий – до 100 человек включительно;

в) для микропредприятий – до 15 человек включительно.

Данный критерий (численность работников) не дифференцирован по отраслям и видам деятельности. Ранее действовавшим законом от 14 июня 1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» были установлены критерии численности для отнесения предприятий к малым в зависимости от сферы бизнеса: до 100 человек в промышленности, строительстве и на транспорте; до 60 чел. в сельском хозяйстве и научно-технической сфере; до 50 чел. в оптовой торговле; до 30 чел. в розничной торговле и бытовом обслуживании; до 50 чел. в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности;

Средняя численность предприятия за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Правительство Российской Федерации своим постановлением от 22 июля 2008г. № 556 установило следующие предельные значения выручки: для микропредприятий – 60 млн. руб., для малых предприятий – 400 млн. руб, для средних предприятий – 1000 млн. руб.

Государственная политика в области развития малого предпринимательства является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации ее целей и принципов.

Основными целями государственной политики в области развития малого предпринимательства являются:

  1.  развитие субъектов малого предпринимательства в целях формирования конкурентной среды в экономике государства;
  2.  обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого предпринимательства;
  3.  обеспечение конкурентоспособности субъектов малого предпринимательства;
  4.  оказание содействия малым предприятиям в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и на рынки иностранных государств;
  5.  увеличение количества субъектов малого предпринимательства в разных отраслях и сферах деятельности;
  6.  обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  7.  увеличение доли производимых субъектами малого бизнеса товаров (работ, услуг) в объеме валового внутреннего продукта;
  8.  увеличение доли уплаченных малыми предприятиями налогов в налоговых доходах федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

Основными принципами поддержки субъектов малого предпринимательства являются:

  1.  обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления благоприятных условий для развития малого предпринимательства;
  2.  участие представителей субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы малого бизнеса, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого бизнеса;
  3.  обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого предпринимательства;
  4.  заявительный порядок обращения субъектов малого предпринимательства за оказанием поддержки;
  5.  доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства для всех субъектов;
  6.  равный доступ субъектов малого предпринимательства, соответствующих установленным критериям, к участию в федеральных, региональных и муниципальных программах развития субъектов малого предпринимательства;
  7.  оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ "О защите конкуренции";
  8.  открытость процедур оказания поддержки.

Поддержка субъектов малого предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого бизнеса, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого бизнеса, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, а также сельскохозяйственную деятельность

Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития малого предпринимательства.

Особой и весьма ощутимой формой поддержки малого предпринимательства является гарантированное, предусмотренное Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнения работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", участие субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд.

Согласно ст. 15 указанного закона, государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 10 и не более чем 20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг путем проведения торгов и запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.

Определение гарантированного участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусмотрено в качестве мер, закрепленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в России в соответствии с п.5 ст.7 Федерального закона от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

При размещении заказов государственные и муниципальные заказчики обязаны удостовериться в том, что заявки на участие в конкурсе, аукционе, котировочные заявки поданы именно субъектами малого предпринимательства, полностью отвечающими критериям, изложенным в п.1 ст.4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В этих целях участник размещения заказа (субъект малого предпринимательства) обязан предоставить подтверждающие документы, предусмотренные документацией о размещении заказов, а также отразить в своих заявлениях сведения о себе, как о субъекте малого предпринимательства.

За счет жесткой квоты (10-20 процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг) субъекты малого предпринимательства смогут реально выходить на товарные рынки, иметь гарантированную оплату за свой товар (работы, услуги), конкурировать с крупными и средними хозяйствующими субъектами и быть равноправными участниками рыночных отношений.

Перечень товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 4 ноября 2006г. № 642, в которое были внесены изменения соответствующим постановлением Правительства Российской Федерации от 5 октября 2007г. № 648. Этот перечень включает очень широкую номенклатуру товаров, работ, услуг, сгруппированных по кодам видов экономической деятельности в соответствии с Общероссийским классификатором. В перечень входят разнообразные продукты питания, мебель, различная оргтехника, одежда, обувь, канцелярские принадлежности, моющие средства, полиграфическая продукция, спортивные товары, выполнение строительных работ, транспортные услуги и многое другое.

Законом предусмотрено, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) при размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд у субъектов малого предпринимательства не должна превышать цену, установленную Правительством Российской Федерации. В настоящее время установлены следующие предельные значения цены контракта (цена лота):

- при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ – цена контракта (цена лота) не должна превышать 3 млн. руб.;

- при размещении заказа на оказание услуг – цена контракта (цена лота) не должна превышать 2 млн. руб.

Предусмотренные законом «пороговые» значения участия субъектов малого предпринимательства в размещении заказов для государственных и муниципальных нужд не ограничивают права субъектов малого предпринимательства участвовать в любых иных торгах наравне с другими участниками (крупными и средними предприятиями). Вместе с тем, должностные лица государственных и муниципальных заказчиков за нарушение порядка размещения заказов у субъектов малого предпринимательства (10 – 20 процентов общего годового объема размещения заказа) несут административную ответственность в виде административного штрафа.

Расширение доступа субъектов малого предпринимательства к государственному и муниципальному заказу является одним из приоритетных направлений по созданию максимально благоприятных условий для ведения этого бизнеса.

 

Литература:

  1.  Битва за конкуренцию/Под ред. И.Ю. Артемьева.-М., ООО «ТМ-Менеджмент», 2009. – 392с.
  2.  Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие. – М.,  Омега-Л, 2006. - 526с.  

 3. Портер М. Конкуренция: учебное пособие /Пер. с англ. – М., Вильямс, 2005. – 608с.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.