Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 330.341.42:37.072

Пахомова Е.А., Солодова Е.Н.

СТРУКТУРИЗАЦИЯ АНАЛИЗА СИСТЕМЫ

«УНИВЕРСИТЕТ–НАУКОГРАД–РЕГИОН»

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московской области «Международный университет природы, общества и человека «Дубна» (университет «Дубна»),

Предлагаемая методология позволяет исследовать как отдельные объекты системы «Университет – Наукоград – Регион», так и их взаимовлияние с целью оценки их социально-экономического уровня и выработки рекомендаций дальнейшего развития.

В современных условиях недостаточного государственного финансирования регионов актуальным становится поиск внутренних ресурсов для их социально-экономического развития, каковыми, например, могут являться для ряда регионов расположенные в них наукограды и объекты высшего профессионального образования. Для Московского региона одним из наукоградов является Дубна, в которой находится университет «Дубна». Основы методологии исследования социально-экономических взаимосвязей вложенной системы «Университет–Наукоград–Регион» изложены в [1–3].

Согласно этой методологии составляющие системы в силу многочисленности взаимосвязей как внутри каждой их них, так и между ними, и, как следствие, многочисленности характеризующих показателей предлагается описывать укрупненными характеристиками: Интегральный Эффект Региона (ИЭР), Интегральный Эффект Наукограда (ИЭН), Интегральный Эффект Университета (ИЭУ). Интегральный эффект каждой составляющей (далее «объекта») представляет собой свертку пяти компонент – экономической, образовательной, научной, производственной, социальной, каждая из которых влияет на достижение единой цели и является, в свою очередь, сверткой отдельных показателей, содержательно однородных со своей компонентой. По своей сути интегральный эффект представляет собой уровень развития, достигнутый объектом. Содержание каждой компоненты и метод формирования свертки определяется исходной статистической информацией, предварительно прошедшей первичную обработку на предмет оценки дублирования и представления, и конкретикой задачи.

В развитие этой методологии следует отметить, что конкретика задач может быть продиктована нормативными документами соответствующего уровня, например, программами развития региона, наукограда. Поэтому будем различать задачи следующих иерархических уровней – Региональный (Р), Муниципальный (Н)[1]. Допустим, решение этих типов задач способно повлиять на уровень развития всех рассматриваемых объектов. Если провести междисциплинарную аналогию с физикой, то можно считать, что решения задач играют роль внешних сил, воздействия которых испытывает наша вложенная система, отчего меняется её импульс (уровень развития объектов, её составляющих). Графическое представление изложенного дает рис. 1.

Конкретизация выделенных типов эффектов в правой части рис.1 проводится с помощью теории графов в виде «дерева показателей» и продолжается до висячих вершин, представляющих собой статистические показатели, которые могут быть доступны через различные отчеты. Далее на основе выявления корреляционных взаимосвязей возможно моделирование как между показателями, относящимися к одному объекту (модели «Регион», «Наукоград», Университет»), так и между показателями, относящимися к разным объектам (например, модели прямого и обратного влияния «Регион – Наукоград). При этом рассмотрение конкретных задач может привести к неполному использованию типов эффектов, представленных на рис. 1.



[1] Под (Н) будем понимать наукоград

 

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.