Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Геиев А.М., Зенченко С.В.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМА УСТОЙЧИВОГО СБАЛАНСИРОВАННОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА

ФГБОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет»

 

In article questions of transformation of the mechanism of a sustainable development of economy of region are reflected. Main objectives, problems, principles of the mechanism of a sustainable development are generated, stages of its formation are offered.

Keywords: region; stability of economy; equation of economy of region; the management mechanism; balanced development.

В статье отражены вопросы трансформации механизма устойчивого развития экономики региона. Сформированы основные цели, задачи, принципы механизма устойчивого развития, предложены этапы его формирования

Ключевые слова: регион; устойчивость экономики; сбалансированность экономики региона; механизм управления; сбалансированное развитие.

Следует отметить, что современная региональная политика сориентирована в основном не на развитие регионов, а на их поддержку, которая сегодня, к сожалению, не обеспечивает выход территорий на траекторию устойчивого роста их экономики [1]. Вот почему регионам столь необходим, не отрицая практики государственной поддержки, переход к формированию и реализации политики собственно территориального (регионального) развития, основанной на балансе собственной ресурсной базы и федеральных трансфертов.

Определяющей основой преодоления кризиса экономики регионов Северо-Кавказского федерального округа, ее стабилизации и перехода к устойчивому развитию должно стать формирование концепции сбалансированного развития, которая должна базироваться на саморазвитии территории и ее встраивании  в общегосударственную политику федеральных органов власти при выделении сферы совместных действий и сферы исключительной компетенции. Регион, опираясь на определенную поддержку центра, главный акцент в своем развитии должен делать на оптимальное и эффективное использование, прежде всего, эндогенных (региональных) факторов - природных, материальных, трудовых и финансовых ресурсов, предпринимательский потенциал, специфические особенности производственного процесса. Таким образом, сбалансированное развитие экономики региона - это такое ее развитие, которое осуществляется за счет эффективного использования, прежде всего, региональных факторов и обеспечивает постоянное сохранение условий для динамичного (с приращением) воспроизводства потенциала территории.

Поэтому одним из главных показателей, по которому можно судить о сбалансированной региональной политике является та или иная доля (в процентах) прибыльно работающих предприятий и хозяйственных организаций региона от их общего числа. Чем больше таких предприятий и чем большую прибыль они получают, тем эффективнее развивается экономика региона. Аргументация этого показателя состоит в том, что сбалансированное развитие экономики, по сути, это ее развитие, основанное на хозяйственном (коммерческом) расчете, основными постулатами которого являются самоокупаемость, самофинансирование и прибыльность (рентабельность) [2]. В этом плане говорить о саморазвитии экономики и региона можно лишь тогда, когда доля прибыльно работающих организаций и предприятий составит не менее 80 процентов.

Второй показатель - это доля малого предпринимательства в валовом региональном продукте, сейчас она составляет около 10 процентов: для сравнения - в промышленно развитых странах эта доля достигает 40-60 процентов.

Сбалансированное развитие экономики региона, критериально развернутое на повышение качества жизни населения, должно базироваться, по нашему мнению, на таких принципах как [2]:

-  учет генетических особенностей социально-экономического развития таких, как: российская ментальность, которая проявляется в форме восприятия России как чего-то необъятного, безграничного и бесконечного, что обусловливает в той или иной степени высокий уровень энергоемкости, ресурсоемкости и материалоемкости производимой продукции; неадекватное современным требованиям отношение к проблемам экологии вообще и к проблемам экологизации производства в частности; сырьевая направленность экономики, ее структурная деформация и утяжеленной характер; достаточно примитивная структура валового национального продукта; отсутствие необходимого для устойчивого развития эффекта диффузии инноваций; разделительно-суверенитетный характер российского федерализма, с одной стороны, а с другой, - чрезмерная асимметрия конституционно равноправных субъектов федерации;

-  устойчивость, понимаемая как возможность длительного сохранения условий для динамичного воспроизводства потенциала территории. Несомненно, что важнейшим признаком территориального развития выступает устойчивость, которая предполагает длительность сохранения условий для воспроизводства потенциала территории (его социальной, природно-ресурсной, экологической и хозяйственной составляющих) в режиме сбалансированности и социальной ориентации. Естественно, что региональное (территориальное) развитие не может осуществляться в строго линейной форме, поскольку возможны и спады, и подъемы, и периоды накоплений и реализации накопленных резервов развития. В этой связи параметры устойчивости как позитивной векторной динамики могут выражаться адекватными долгосрочными динамическими рядами фактических и прогнозных характеристик региональной системы;

-  сбалансированность экономики. С точки зрения таких принципов саморазвития экономики как устойчивость и сбалансированность, региональное (территориальное) развитие представляет собой такой режим функционирования региональной системы, который направлен на позитивную динамику параметров уровня и качества жизни населения, при этом обеспеченную устойчивым, сбалансированным и взаимонеразрушающим воспроизводством социального, хозяйственного, ресурсного и экологического потенциалов территории;

-   выделение «точек» роста экономики и приоритетных направлений ее развития;

-   концентрация материальных, финансовых и экономических ресурсов на реализации основополагающих направлений развития экономики. В механизмах саморазвития необходимо предусматривать аккумулирование и возможное перераспределение между приоритетными направлениями санации самых различных ресурсов, поступающих по самым разным каналам;

-   многоуровневая поддержка, то есть механизмы саморазвития экономики региона должны быть встроены в политику федеральных и субфедеральных органов власти;

-   взаимосвязанность регулятивных действий региональных органов власти в сфере экономики. В этом аспекте надо, прежде всего, отметить, что первой и главной движущей силой «саморегулирования» являлась социальная мобильность населения, которая позволяла в большинстве случаев снижать отрицательный эффект территориальных диспропорций и территориальных депрессий в большинстве стран мира. Однако, в настоящее время фактор социальной мобильности потерял свою значимость в саморегулировании территориальных диспропорций. Основная часть населения попросту не имеет финансовых возможностей переезда из депрессивного региона на новое место работы и жительства. Столь же маловероятно и «самонаправление» на депрессивные территории частных инвестиций.

Мировая практика и опыт относительно благополучных стран показывают, что только прямое или опосредованное регулирование территориального развития со стороны государства в состоянии эффективно осуществлять территориальное «выравнивание». Кстати, для этого вовсе не обязательны прямые государственные вложения, но совершенно необходима разумная и четкая политика государственного регулирования, функционирующая как выверенная организационно-правовая система и действующая при этом в соответствии с определенными принципами [3].

При этом следует отметить, что территориальное развитие органически не может осуществляться в форме стихийного саморазвития и самонастройки на устойчивость. В относительно больших и «полифункциональных региональных системах слишком очевиден конфликт интересов (например, хозяйственной деятельности и охраны окружающей среды), а в малых - слишком велики открытость и зависимость от внешних деструктивных воздействий». Рассчитывать на самоудержание этих систем в состоянии сбалансированного, устойчивого и социально ориентированного развития не приходится, поскольку вся история цивилизаций представляет собой в какой-то степени историю «осознания значимости внутрирегиональных пропорций и выработки соответствующих регуляторов.

В связи с этим необходимо также подчеркнуть, что регулирование процессов территориального развития должно представлять собой достаточно организованную совокупность взаимосвязанных регулятивных действий в экономической сфере. Только при таком подходе возможно обеспечить сбалансированное и социально ориентированное развитие регионов.

Реализация процесса сбалансированного развития экономики на указанных выше принципах вполне достижима в условиях регионов Северного Кавказа, у которых есть и ресурсы и резервы (источники), при активном использовании которых можно обеспечить постепенный переход экономики данных субъектов к устойчивому росту на принципах сбалансированности и самодостаточности.

 К такого рода источникам можно отнести, прежде всего, продукцию сельского хозяйства, в частности производство и реализацию мяса, однако последние годы отрасль является достаточно убыточной, в силу ее реализации по ценам ниже себестоимости. В последние годы небольшая прибыль от их реализация все же появилась, хотя ее уровень оставляет желать лучшего. Так вот, потери регионального бюджета только по этой причине составляют около 2 млрд. рублей.

Политика одностороннего увеличения тарифов и цен естественными монополистами на свою продукцию и услуги дополнительно «отсасывает» средства из региона, сокращая прибыли, снижая налогооблагаемую базу и доходную часть бюджета в среднем на 1-2 млрд. рублей по региону (второй источник).

Система ухода хозяйствующих субъектов от налогообложения обусловливает потери бюджета по этой причине около 0,5 млрд. рублей по Ставропольскому краю и до 3-4 млрд. руб. по республикам Северного Кавказа (третий источник). Кроме того, объем теневых доходов населения, по минимальным оценкам, варьируется в пределах 5-7 млрд. рублей в северокавказских регионах. Потери регионального бюджета по этой причине составляют примерно 0,7 млрд. рублей (четвертый источник).

Содержание самой дорогой (в смысле фондоемкости) в России социальной сферы, требуют дополнительно к установленным нормативам из бюджета свыше 2 млрд. рублей для республик СКФО (пятый источник).

Таким образом, уже набирается около 6-7 млрд. рублей, которые можно заставить работать на экономику регионов за счет привлечения к решению этого вопроса жестких действий административного государственного ресурса (при этом речь идет не об усилении роли государства, а о повышении уровня эффективности его действий в сфере управления, координации и цивилизованного отстаивания своих интересов на основе использования рыночных механизмов).

При эффективном осуществлении соответствующих мероприятий по привлечению указанных финансовых средств для социально-экономического развития регионов СКФО становится возможным и реальным увеличение бюджета развития до 30 процентов от общего бюджета региона, что и позволит начать постепенный переход экономики к устойчивому развитию на основе, прежде всего, реализации принципов ее саморазвития. Конечно, все это невозможно осуществить за короткий срок, переход экономики в устойчивое состояние на базе реализации принципов саморазвития займет, по нашим расчетам, 17-20 лет (пессимистический сценарий), а по оптимистическому сценарию - 15-17 лет.

Пока же дела в финансовой сфере регионов СКФО обстоят далеко не лучшим образом. Если в начале экономического реформирования дефицит бюджета был минимальным и составлял всего около двух процентов от собст­венных доходов (покрывался полностью ссудами из центра), то в кризисный период он достиг 30 процентов и при этом уже не покрывался финансовыми средствами из центра. В период стабилизации дефицит бюджета снизился до уровня 15,1 процента.

Итак, суть проблемы заключается в том, что объективно необходим переход экономики регионов СКФО на путь сбалансированного развития. В процессе этого перехода в обязательном порядке необходимо учитывать такие региональные особенности развития экономики, особенно такие, как:

-  деформированная структура экономики;

-  высокий уровень износа оборудования (60-80 процентов на предприятиях базовых отраслей);

-  технологическая отсталость;

-   высокий уровень монополизации производства в экономике региона. Кроме того, процесс перехода экономики региона должен базироваться на таких принципах, как:

-   устойчивость, понимаемая как возможность длительного сохранения усло­вий для динамичного воспроизводства потенциала территории;

-  сбалансированность экономики;

-  уровень качества жизни населения;

-   выделение «точек» роста экономики и приоритетных направлений ее развития;

-  концентрация материальных, финансовых и экономических ресурсов на реализации основополагающих направлений развития экономики;

-  многоуровневая поддержка, то есть механизмы саморазвития экономики региона должны быть встроены в политику федеральных и субфедеральных органов власти и др.

Основной источник саморазвития экономики региона - это, с нашей точки зрения, прибыльность функционирования предприятий. К числу дополнительных источников, но при этом весьма существенных, можно отнести следующие:

-  реализация продукции базовых отраслей по адекватным ценам;

-  изменение политики одностороннего увеличения цен и тарифов;

-  преодоление практики ухода от налогообложения;

-   повышение уровня федерального финансирования социальной и экологической сфер региона.

 

Литература:

1. Доклад заместителя председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике Валерия Парфенова на V Байкальском экономическом форуме "Обеспечение сбалансированного развития субъектов Российской Федерации – генеральное направление региональной политики"– Режим доступа: www.regions.ru

2. Ксенофонтов В.И. Управление сбалансированным развитием региона на основе методов индикативно-регулятивного планирования // Экономика и управление. – 2010. - № 12(73).  – с. 101-106.

3. Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития. – М.: УРСС, 2003. – 368 с.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.