Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

 

Каменева Н.А.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ

Московский государственный университет  экономики, статистики и информатики (МЭСИ)

Article is devoted to the study of foreign languages ​​and formation of socio-cultural and lingvocultural competences with the help of informative and communicative technologies. A model of preparing computer presentation of the project in foreign languages ​​using Internet-resources is proposed.

Keywords: informative and communicative technologies, and socio-cultural competence and lingvocultural competences , authentic information, creative and search activity.

Статья посвящена вопросам изучения иностранных языков  и формирования социокультурной и лингвокультурологической компетенций с помощью информационно-коммуникативных технологий. Предлагается модель компьютерной презентации проекта по иностранным языкам с использованием Интернет - ресурсов.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии,  социокультурная и лингвокультурологическая компетенции,  аутентичная информация, творческая и поисковая деятельность.

Современный человек должен владеть не системой заученных знаний, а системой навыков, умений, связанных с творчеством, способностью к обновлению, самообучению, подключению к новым массивам информации. Будущая производственная деятельность студентов, оканчивающих вузы и колледжи, имеет социальную значимость, ибо решение как технологических, так и нравственно-этических, экономических, социальных проблем в мире глобализации экономики, политики и сознания человека становится необходимым для современного работника. Традиционная, существующая ныне система образования не в состоянии кардинально изменить характер его мышления [5].

Новые информационные технологии способны стать средством, при помощи которого сознание человека приобретает новый характер. Использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) и  глобальной сети Интернет как уникальной среды для обучения, где можно найти большое количество аутентичной информации на любую тему, создает возможности не только эффективно перерабатывать информацию, но и в процессе индивидуальной деятельности и коллективного взаимодействия ориентироваться в противоречивом современном мире, принимать необходимые решения и разумно действовать.

Современная концепция обучения иностранному языку включает в себя не только задачу овладения студентами, школьниками средствами общения, вступления в контакт с носителями языка, но и изучения их культуры как социального опыта, ее особенностей, традиций и духовных ценностей [2].

В данной статье большое внимание уделяется лингвистическому аспекту использования ИКТ при обучении языку, способствующему формированию как социокультурной (лингвокультурологической) компетенции, так и межкультурной коммуникации обучаемых.

Принято считать, что Интернет выступает и как средство обучения языку, и как цель обучения, так как создает потребность в общении на иностранном языке – письменном или устном. Компьютер на уроке иностранного языка – это один из компонентов учебного процесса, т.е. его применение возможно только там, где это целесообразно. Анализ научных работ, методических рекомендаций по использованию информационных технологий в преподавании ИЯ (Е. С. Полат, Е. И. Пассов, В. Т. Безручко, А. В. Могилев), социокультурного подхода (В. В. Сафонова), концепций языкового поликультурного образования позволили нам определить основные задачи при использовании компьютерных технологий, в частности, при создании телекоммуникационных проектов [2]:

-  поддержка учебной работы студентов;

-  формирование навыков критического мышления через обсуждение и осознание плюрализма мнений по обсуждаемым социально-культурным вопросам;

-  формирование умений эффективно пользоваться ресурсами сети Интернет;

-  обеспечение доступа всех участников учебно-воспитательного процесса к информационным сайтам и порталам Интернета;

-  формирование навыков самообучения и самообразования;

-  использование иностранного языка как инструмента образования и самообразования.

В работе по подготовке студентами I-III курсов проектов на основе ИКТ надо  четко определять:

-  целесообразность выбора тем;

-  эффективность дидактических задач;

-  программные средства для выполнения компьютерных заданий;

-  сформированные у студентов умения и навыки работы на компьютере.

Формируя структуру и этапы подготовки проектов вместе с студентами,

-  определяем цели и задачи проектов;

-  выбираем Интернет-ресурс и вид деятельности (защита проекта, тест, обсуждение и т.д.);

-  составляем план работы и его пошаговое исполнение;

-  определяем сроки консультации студентов по определению качества, актуальности ресурс-материалов.

Сложившаяся за последние 2-3 года практика подготовки студентами телекоммуникационных проектов позволяет достаточно успешно пользоваться следующей пошаговой технологией. Модель реализации компьютерной презентации проекта или курсовой работы по немецкому языку:

I этап – подготовительный

Шаг 1 Определение темы, цели, задач проекта

Шаг 2 Рекомендации преподавателя по проведению проекта

Шаг 3 Знакомство со шкалами оценки: актуальность, познавательность, значимость материала, качество устного представления проекта, его оформление

II этап – процессуальный

Шаг 4 Составление плана работы

Шаг 5 Сбор информации и материалов

Шаг 6 Консультации преподавателя  - например, анализ качества Интернет-ресурсов, их размещение в проекте

Шаг 7 Классификация, обобщение собранной информации

Шаг 8 Оформление результатов проекта или курсовой работы

III этап – финальный

Шаг 9 Презентация проекта

Шаг 10 Оценка проекта

Такой подробный 10-ступенчатый алгоритм действий студентов является хорошим руководством для подготовки и защиты проектов к назначенному сроку.

Выбор студентами тем для проектов обусловлен, в первую очередь, их интересом к социально-культурным вопросам, их сосуществования в современном поликультурном мире: это “Feste und Feiertage in Deutschland”, “Deutschsprachige Länder”, “Kulturelles Porträt von Deutschland”, “Die berühmten deutschen Menschen” usw.

Тему “Die berühmten Deutschen” можно предлагать с различными вариациями. Например, дать студентам краткие понятия, связанные с основными этапами жизни и деятельности ряда знаменитых людей Германии (с приложением их фото). Также учащимся предлагаются 10-12 вопросов, к каждому из которых даны два ответа. Студенты должны выбрать правильный вариант ответа, предварительно отыскав соответствующий материал, а затем подготовить проект:

  1. Wer hat das Werk “Deutschland. Ein Wintermärchen” geschrieben?

a) Goethe               b) Heine

  1. Wessen Namen trägt die Universität in Berlin?

a) von Kant           b) von Humboldt

  1. In welchem Jahrhundert lebte Marlene Dietrich? a) im 19. Jh.b) im 20. Jh.
  2. Wie heiβt der Bundeskanzler der BRD?

a) G. Schröder                b) A. Merkel   usw.

Анализ опыта по подготовке студентами различных вузов коммуникационных проектов позволяет выделить следующую практическую значимость:

-       повышение мотивации студентов к изучению иностранных языков и ИКТ;

-       развитие творческой и поисковой самостоятельности студентов;

-       освоение компетенций научной работы: отбор материала, выделение главного и второстепенного, поиск интересных иллюстраций, средств оформления и др.;

-       совершенствование навыков письменной речи и различных аспектов иноязычной коммуникативной компетенции;

-       развитие умений использования ресурсов Интернета для образования и самообразования; приобретение опыта выступления перед аудиторией.

 

Литература:

1. Белкова М. М. Информационные компьютерные технологии на уроках английского языка// АЯШ. – 2008. - № 3 (23).

2. Головко Е. А. Инфокоммуникационные технологии как средство моделирования социокультурного пространства изучения иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2010. - № 8.

3. Кудрявцева Л. В. Использование телекоммуникационных проектов для формирования иноязычной социокультурной компетенции у учащихся старших классов// Иностранные языки в школе. – 2009. - № 4.

4. Полат Е. С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. – 2000. –  №2, 3.

5. Пассов Е. И. Классификация упражнений при обучении говорению// Иностранные языки в школе. – 1977. - № 5.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.