Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Невинна В.І.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБРАЗОВАНИИ 

Центр практичної психології та соціальної роботи Богодухівської РДА Харківської області

Критерии здоровья и безопасности сегодня выдвигаются на первое место как в государственной политике, так и в системе образования. Это связано с тем, что наряду со снижением рождаемости происходит ухудшение здоровья детей, увеличивается уровень социальной дезадаптации и различных вариантов девиантного поведения детей и подростков. Сегодняшняя социокультурная ситуация дает многочисленные примеры негативного влияния внешних условий на становление личности человека. Проявления насильственных действий достаточно распространены в современном мире. Если ситуации открытых насильственных действий являются предметом осуждаемым и идет поиск средств противодействия им, то психологическое насилие лишь становится предметом обсуждения как в общественном мнении, так и в научных исследованиях. Особую актуальность приобретает проблема защищенности от психологического насилия во взаимодействии участников образовательной среды. В педагогической психологии крайне малочисленны исследования по диагностике и созданию условий для позитивного развития участников учебно-воспитательного процесса. Проблема психологической безопасности и концепция ее создания практически отсутствует. Служба сопровождения не оснащена технологиями по созданию психологически безопасной образовательной среды, как одного из важнейших условий, обеспечивающих психическое здоровье ее участников. Современная школа может быть рассмотрена как объект высокого риска, который выпускает сверхсложный продукт – психически здоровую личность – требующий для своего создания индивидуальных технологий. Есть основания говорить о психологическом риске, обусловленном использованием потенциально опасных психолого-педагогических технологий (или полным их отсутствием).

Личность учащихся формируется не только на базе прогрессивных программ и учебных пособий. Чрезвычайно важны при этом процессы не только личного, но и личностного общения учащихся с учителем. Несмотря на интенсивное изучение психологами педагогического общения, в большинстве случаев в центре внимания оказываются внешние аспекты коммуникативных процессов. Из всего многообразия психологических аспектов педагогического общения отметим два:

  1. в какой мере учитель сам реализует себя и развивается как личность;
  2. в какой мере учитель способствует здоровому, полноценному существованию детей и их личностному росту, готов ли он обеспечить необходимые для этого условия.

Несмотря на накопленный педагогической наукой потенциал личностно ориентированных образовательных технологий, в большинстве школ Украины доминирует авторитарная стратегия воспитания личности, для которой характерна стрессовая стратегия, подавление естественной активности ребенка. Одним из негативных последствий этого является «полоса отчуждения», т.е. возникновение напряжения между учителем и воспитанником, неспособность учителя контролировать свои действия, поступки, оценки и отношения. По разным данным, от 60 до 70% детей с признаками предневрозов обучаются у педагогов, во взаимоотношениях которых с учащимися наблюдается полоса отчуждения. В результате санкций, которые характерны для авторитарного стиля, у детей формируется личностная тревожность.

Таким образом, психологическая безопасность – состояние образовательной среды, свободное от проявлений психологического насилия во взаимодействии, способствующее удовлетворению потребностей в личностно-доверительном общении, создающее референтную значимость среды и обеспечивающее психическое здоровье ее участников.

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.