Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Новоклинова А.В.

МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТРУДОУСТРАИВАЕМОСТИ СТУДЕНТА

Кемеровский государственный университет

В данном докладе рассмотрены некоторые методы формирования трудоустраиваемости студента вуза.

Ключевые слова: трудоустраиваемость, навыки трудоустраиваемости, методы формирования трудоустраиваемости.

The report examines some methods of developing employability skills.

Key words:  (student) employability, employability skills, developing employability skills.   

В 2003 году Россия подписала Болонское соглашение, главной целью которого является создание единого европейского пространства высшего образования. Одной из важных позиций соглашения, которая, тем не менее, во многом остается спорной, это развитие трудоустраиваемости студента. Сегодня многие западные университеты рассматривают повышение трудоустраиваемости студента как приоритетную цель образовательного процесса. Студент с высоким уровнем трудоустраиваемости в дальнейшем является более конкурентоспособным специалистом на рынке труда.

Под трудоустраиваемостью понимаем «совокупность компетенций, знаний, умений/навыков, понимания и личностных характеристик, которая обеспечивает выпускникам вузов карьерные перспективы по избранной профессии, вносит вклад в развитие экономики и общества» [1].

Одной из главных задач современного образования является подготовка конкурентоспособного специалиста, т.е. специалиста, обладающего конкурентными преимуществами - факторами, обеспечивающие превосходство среди конкурентов. К таким факторам относят: богатый практический опыт, широкие знания специфики профессии, компетентность, профессионализм, высокая квалификация, а также владение так называемыми надпрофессиональными, или сквозными, умениями, которые, в свою очередь, предполагают высокий уровень сформированности трудоустраиваемости. Вуз, обладая широкими возможностями для развития трудоустраиваемости студента для обеспечения более конкурентоспособной позиции студента на рынке труда в дальнейшем при устройстве на работу, на практике мало внимания уделяет этой стороне подготовки студентов.

Одной из заметных и важных тенденций развития образования является смещение акцента на образовательную деятельность студента, в то время как деятельность педагога носит вспомогательный (управляющий и обеспечивающий) характер. В связи с этим одним из условий формирования и развития трудоустраиваемости считаем внедрение в учебный процесс инновационных образовательных технологий, которые обладают обучающим, воспитательным и развивающим потенциалом. Под термином «инновационные образовательные технологии» понимаем технологии, ориентирующие педагога на создание и использование таких форм организации учебной деятельности, при которых акцент делается на вынужденную активность обучающегося и на формирование системного мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач. Подобные технологии лежат в основе развития навыков трудоустраиваемости.

К навыкам трудоустраиваемости относят: (эффективная) коммуникация, работа в команде, способность к самостоятельному решению задач, инициатива и предприимчивость, умение управлять собой, планирование и организация, (само) образование, технологии [2].

Развитие коммуникативных навыков. Коммуникативная компетенция сегодня признается одной из ключевых. К базовым коммуникативным умениям относят: ясно говорить и выражать свои мысли, внимательно слушать, составлять документы, задавать и отвечать на вопросы; межличностные и межгрупповые умения: выстраивать конструктивные рабочие отношения, работать в команде, распознавать и уважать “культурное разнообразие и инаковость”, компетентно вести себя в конфликтной ситуации и управлять конфликтом, вести переговоры; аналитико-коммуникативные умения: анализировать, решать проблемы и коммуницировать решения; умения адаптироваться к изменениям. От современного специалиста требуется умение заявлять о себе на рынке труда, грамотно артикулировать свои достижения, преимущества, цели. Одними из эффективных методов, способствующих развитию коммуникативных навыков студента, являются ролевые игры, подготовка и презентация письменных и устных докладов, групповая работа.

Работа в команде. Отражая превалирующие формы взаимодействия на рабочем месте, данные методики призваны подготовить студента к реальным условиям работы. Командные виды работ, при условии четкой организации, заставляют участников при решении общей задачи учиться выражать собственное мнение, слышать мнение других, приходить к консенсусу, быть ответственным за собственные слова и действия и подобное. К методам развития данных навыков относят: групповые проекты, групповые дискуссии, участие в мероприятиях по обмену опытом с участием  практикующих специалистов (communities of practice), где кроме опыта профессионального общения студент получает представление об этических нормах данного профессионального сообщества.  

Способность к самостоятельному решению задач. Данный навык, на наш взгляд, является зачастую именно тем камнем преткновения, который позволяет работодателю говорить в целом о недостаточной подготовке специалистов. Принимая на работу специалиста с высшим образованием, работодатель желает получить специалиста способного принимать решения на основе  имеющийся у него информации. Методы, которые развивают данную компетенцию: метод кейс-стади, моделирование ситуаций, исследовательские проекты, использование различных техник решения проблем. У студента есть возможность продемонстрировать данное умение в период учебно-производственной практики.

Инициатива и предприимчивость. Формирование данного качества личности сегодня признается одним самых важных в свете развития инновационных  технологий в образовании и экономике страны. Очевидно, что предпринимательские компетенции невозможно развить в традиционном классно-урочном формате. Образовательный процесс обучения предпринимательству – это, прежде всего, групповое проектное обучение. Поэтому умение работать в команде – одна из основных целей этого обучения. Само же обучение строится на основе «включения» студентов в реальные проекты компаний. К технологиям формирования инициативной и предприимчивой личности также относят: метод мозгового штурма, выработку инновационных и творческих практик и решений, симуляции.

Планирование и организация Сегодня в связи с все увеличивающейся конкуренцией особое внимание уделяется техникам организации собственного времени, планирования событий, целеполагания и достижений. В бизнес-образовании тренинги на подобные темы являются обязательной составляющей.  В учебно-воспитательном пространстве вуза внедрение и применение данных методов и приемов должно начинаться с первого курса, в аудиторном (совместное планирование курса, организация учебного времени) и внеаудиторном процессе (кураторские часы). К методам формирования данных умений относят: разработка плана действия, индивидуальное планирование и организация мероприятий, задания на постановку целей, сбор и анализ информации. 

(Само) образование и умение управлять собой. Умение управлять собой является ведущим фактором, на основе которого работодатели принимают решение о приеме на работу. Основные составляющие навыков управления собой это знание собственного потенциала (мыслительные качества, коммуникативные, организаторские способности, личностные качества и подобное). К средствам формирования и развития данного умения относят: разработка портфолио, планов работы, планирование карьеры, использование инструментов самооценки и саморефлексии.

Технологии.  Становится аксиомой то, что использование информационно-компьютерных технологий (ИКТ) в различных сферах деятельности стало частью культуры и необходимой нормой. Интернет, Интранет в учебном процессе – обязательные образовательные инструменты. Студенты также должны иметь возможность познакомиться и овладеть программным обеспечением, которое  широко применяется в соответствующей отрасли.

Безусловно, такие виды работ предъявляют высокие требования к личности преподавателя. Кроме функции «переводчика» с профессионального языка на язык академический, понятный студентам, преподаватель должен, по возможности, обладать опытом практической деятельности по специальности. На наш взгляд, это одно из направлений, в котором сегодня должно развиваться социальное партнерство между вузом и работодателем. Основной функцией рынка труда является сообщение о тех изменениях, которые происходят на рынке труда, о том, какие специалисты будут востребованы сегодня и завтра. Т.е. работодателю важно выйти на диалог не со студентом, а с преподавательским составом. Сегодня производство развивается быстрыми темпами, преподавателю важно знать производственный процесс «изнутри», чтобы в дальнейшем, при необходимости, корректировать учебную программу и готовить выпускников максимально соответствующих требованиям рынка труда. Совмещение, консультирование, участие преподавателя в совместных проектах, любой сторонний профессиональный опыт приветствуется и должен учитываться при прохождении преподавателя по конкурсу. Мы согласны с мнением, что  «одной их первых проблем на сегодня это язык. В последние годы сложилась иллюзия, что лидеры бизнеса придут и скажут: чему и как надо учить. Этого не произойдет. … Предметом договоренности могут стать только результаты обучения. Должны встретиться интересы сторон: тех, кто использует – потребляет – квалификации выпускников, и тех, кто их готовит... Основная проблема в отсутствии языка. Языка, на котором мир академический и учебный может разговаривать с миром технологическим и производственным» [3].

Таким образом, исходя из того, что трудоустраиваемость является категорией подлежащей обучению, совокупность условий, к числу которых среди прочих относим внедрение инновационных методов и привлечение работодателей в учебный процесс, должна способствовать подготовке студента с высоким уровнем трудоустраиваемости, что обеспечит в дальнейшем его конкурентоспособность на рынке труда, в том числе мировом.

 

Литература:

  1. Болонский процесс: Глоссарий (на основе опыта мониторингового исследования). Авт. сост.: В.И. Байденко, О.Л. Ворожейкина, Е.Н. Карачарова, Н.А. Селезнева, Л.Н. Тарасюк. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009. – 148 с.
  2. Graduate Employability Skills. Commonwealth of Australia, 2007. – 76p.
  3. Галушкина М. Задать тренды //«Эксперт». № 1–2(496), 16 января 2006. [Электронный ресурс]. URL: http://expert.ru/expert/2006/01/trendy_obrazovaniya_38147/

 

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.