Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 37.068

Лукина А.К.

ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО КАК РЕСУРС РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

Сибирский Федеральный Университет, г.Красноярск (Россия)

 Annotation: Major changes taking place in contemporary public life, are demanding development such features of person, as a initiative, underactive, social responsibility, creativity, etc., which can be doing in a collective social activities of a teenagers and grown-up man.

Keywords: development of a person; volunteering; activities; communication; volunteering unions.

Аннотация: Происходящие серьезные преобразования в современной общественной жизни, вызывают необходимость развития таких черт личности, как инициативность, предприимчивость, социальная ответственность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения в сложных жизненных ситуациях, становление которых возможно только в совместной социально значимой деятельности подростков и взрослых.

Ключевые слова: развитие личности, добровольчество, деятельность, активность, общение, волонтерские объединения.

Основным фактором социально-экономического развития России на ближайшее время, как отмечается в Послании Президента России Д.А.Медведева «Наша новая школа», является развитие человеческого капитала, таких качеств личности, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, гражданские и социальные качества личности.

Решающее значение для формирования этих качеств личности имеет подростковый возраст. Именно в это время завершается оформление ценностно-смыслового ядра личности, происходит жизненное, социальное и профессиональное самоопределение. Освоение различных видов общественных отношений, всестороннее и целостное развитие личности человека, формирование его отношения к окружающему миру происходит в процессе деятельности социально и личностно значимой продуктивной деятельности.

Следовательно, возникает необходимость сознательного проектирования пространства деятельности ребенка на всех уровнях жизнедеятельности - в открытом социуме, воспитательной организации, школе и семье. Д.И.Фельдштейн считает, что этим требованиям отвечает специально задаваемая общественно значимая деятельность, которая отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости[7].

Такой деятельностью может стать добровольчество, или волонтерство, которое в последние годы активно развивается в России. Волонтерская деятельность во многих странах мира является повседневной социальной практикой: люди объединяются для того, чтобы делать жизнь лучше - решать общие проблемы, благоустраивать дворы, сажать деревья, помогать слабым. Добровольцем может быть любой человек, желающий посвятить свое свободное время помощи другим. Но дело не только в помощи другим - добровольческий труд создает возможности людям приобретать новые знания и навыки, полноценно развивать свой персональный творческий потенциал и уверенность в себе, включаться в социальные связи.

В России добровольческий труд еще не получил такого повсеместного признания, но с каждым годом он приобретает все большую актуальность, особенно в молодежной среде. Уже сегодня на территории Красноярского края действует около 1 500 объединений и организаций волонтерской направленности, ежегодно реализуется более 5000 волонтерских проектов и акций.

Особенно актуальной является организация добровольческих (волонтерских) объединений в подростковом возрасте. В подростковом возрасте имеет место явно выраженная тенденция развития самоутверждения и самовыражения в социально значимых формах. Развивающаяся и удовлетворяющаяся в общественно полезной деятельности потребность подростка в признании его «Я» со стороны общества, в реализации себя для других, перерастает в потребность самореализации, что ведет к «повороту на себя» - на построение своих жизненных планов.

Детальный анализ развития личности в процессе деятельности на разных возрастных этапах проделан Д.И.Фельдштейном, О.В.Лишиным[4], С.Д.Поляковым[6]. Механизм социального развития в процессе деятельности заключается в следующем. Самостоятельная, осознанная деятельность, само-деятельность возникает у человека как средство достижения значимой для него цели, средство удовлетворения его потребности. При этом, вообще говоря, его мотивы, т.е. побуждения включения в конкретную общественно значимую деятельность, могут не совпадать с её целями - он может включаться «за компанию», ради оценки, ради внимания значимого для него человека. Но при определенных условиях – если деятельность для ребенка оказывается значимой, интересной, приносящей успех и имеющей смысл – важной становится сама деятельность – то есть меняется мотив включения в деятельность. Реализуется цепочка: включение-привлекательность- осмысление. В этом заключается механизм «сдвига мотива на цель».

Д.И.Фельдштейн считает, что в специально задаваемой общественно-полезной деятельности, которая отвечает мотивационно-потребностной сфере личности подростка, реализуется его потребность в самоопределении, в самовыражении, в признании взрослыми его активности. Именно участие в социально признаваемой деятельности позволяет подростку осознать и оценить себя, приобрести уверенность в собственной значимости[7]. Подросток постоянно пытается испробовать, что он может делать. Это как своеобразные упражнения в познании своих возможностей, где каждый случай победы или поражения становится капиталом его самосознания.

В.В.Давыдов в общих чертах был согласен с Д.И.Фельдштейном относительно того, что личное общение подростков получает свое разностороннее выражение именно при выполнении ими разных видов общественно-полезной деятельности. Ученый акцентировал свое внимание на значимости собственного участия в выполнении различных видов деятельности, где подростки, вступая в новые взаимоотношения между собой, получают подлинную оценку результатов опять-таки в коллективе[1, c. 146-169].

Ведущую роль опыта, приобретаемого в деятельности, в развитии личности постоянно подчеркивал Дж. Дьюи: «Образование, чтобы достичь своей цели и для отдельного ученика, и для общества, должно базироваться на актуальном и жизненном опыте отдельного человека» [2, c.171].

Но, для того, чтобы такая деятельность имела развивающий эффект, она должна отвечать определенным условиям, важнейшими из которых является возможность реализации авторского действия, совместность или коллективность, событийность, личностная значимость деятельности для подростка, её общественная значимость и признание со стороны значимых взрослых, результативность и продуктивность. Кроме того, деятельность должна отвечать требованиям обозримости и выраженности возрастных различий в её содержании, самостоятельности и ответственности за получение запланированного продукта, и, конечно, специфика деятельности должна диктоваться не только задачей взросления, но и сутью, внутренней необходимостью самого дела, строением его предмета.

Социальная деятельность, организованная с учетом этих требований, по отношению к ее субъекту реализует следующие функции:

-       во-первых, и это естественно, она есть способ удовлетворения присущей любому человеку потребности в принадлежности, в установлении связей, в общении;

-       во-вторых, она есть форма реализации и развития коммуникативных способностей и социальной компетентности, что является важным условием успешности в современном обществе;

-       в-третьих, она изменяет не только внешнюю, инструментальную, но и внутреннюю, мотивационно-целевую структуру личности, в ней начинают появляться и становятся значимыми мотивы, связанные с содержанием реализуемой деятельности;

-       в-четвертых, вступая в социальные отношения с другими людьми, ребенок, подросток деятельностно осваивает нормы этих отношений, практически постигает законы построения и функционирования человеческих общностей;

-       и, наконец, в-пятых, включаясь в социальную деятельность, вступая в отношения с другими людьми и группами, ребенок выходит за границы собственного «Я», начинает осознавать свою причастность к неким социальным общностям и объединениям, а это есть важное условие становления гражданственности.

Развитие личности под влиянием совместной деятельности происходит в течение нескольких этапов:

  • формирование положительного отношения к акту просоциальной деятельности и предвосхищение своих положительных эмоций по этому поводу;
  • формирование смысловой установки и личностного смысла на основе этого отношения;
  • становление мотива общественно полезной деятельности в качестве смыслообразующего, способствующего самоутверждению, отвечающего возрастной потребности в просоциальной деятельности;
  • формирование смысловой диспозиции, обладающей трансситуативными свойствами, жизненной позиции, направленности личности;
  • формирование смыслового конструкта - осознания своей жизненной позиции среди иных позиций.

Рассмотрим более подробно, как реализуются основные требования к развивающей деятельности в условиях волонтерских объединений, и какие изменения в личности подростка происходят под влиянием этих условий. Мы уже указывали, что основные требования к развивающей деятельности это: возможность реализации авторского действия, совместность, событийность, личностная и общественная значимость, результативность, продуктивность и перспективность.

Авторское действие включает в себя следующие компоненты - замысливание, анализ условий реализации, выбор способа деятельности, реализация, получение внешне отчуждаемого продукта (результата). Именно замысливание и продуктивность авторского действия - его ключевые характеристики - не могут возникнуть стихийно, вне специально спроектированных условий.

Авторское действие ребенка не может быть спланировано заранее, оно, как и игра, может быть лишь инициировано. Как нельзя научить игре – она может только появиться, так нельзя создать методику «развития авторства ребенка». Можно лишь вместе с ребенком пройти весь путь от замысла (хотя, возможно, и «подставленного» ребенку) до его реализации, убирая все технические трудности, преодолевая несовершенство средств реализации, «закрывая собой» все технические несовершенства.[5, c.20-28]

Можно назвать несколько способов инициирования и поддержки детской социальной деятельности, но важнейшими из них являются два: «провокации» со стороны взрослого и организация совместной с детьми социально значимой деятельности, и отбор и специальная подготовка социально одаренных детей с последующим их включением в социальную деятельность в «группах принадлежности» - в классе, школе, клубе и т.п.

Можно сказать, что инициация авторского действия ребенка – это педагогическая манипуляция, действие с «двойным» смыслом: первым, предъявляемым ребенку как некая интересная для него деятельность, и вторым - побуждением ребенка к собственному авторскому действию.

В необходимости авторства и коренится отличие волонтерства в его традиционном понимании от развивающей социально значимой деятельности подростков: волонтер – это, как правило, помощник в реализации «чужой» деятельности, а не её автор. А для осуществления личностного развития важно, чтобы для ребенка его деятельность реализовывалась в ситуациях создания чего-то целиком собственного, небывалого (или не важно, что для других бывалого), и при реализации коллективной идеи, которая захватила бы всех участников совместной деятельности.

Роль групп сверстников в развитии подростков убедительно доказана в работах отечественных психологов и реализована в практике работы А.С.Макаренко. Именно в группе, через формирование идентичности происходит присвоение норм и ценностей общества, формируется образ «Я», жизненные планы и перспективы личности. Традиционное же волонтерство не ставит задачу формирования группы, человек может легко войти в группу и выйти из неё; он включается в группу только ради выполнения дела.

Понимание волонтерства как специально педагогически организованной деятельности требует создания общности детей на основе включения самих подростков в выбор предстоящей деятельности (самоуправления), ценностно-ориентационного единства членов группы, наличия ближайшей, средней и дальней перспективы.

О значимости включения в различные коллективы и общности как средства индивидуального развития и одновременно – средства сплочения общества еще в 1918 году писал известный российский педагог и психолог В.В.Зеньковский: «Индивидуальное самосознание крепнет по мере расширения социальных связей. Принадлежа одновременно к нескольким социальным кругам, я не так уже завишу от каждого из них, и крах в одном не роняет меня в другом»[3, c.312]. Здесь он ссылается на известного немецкого социолога, основателя теории конфликтологии Г.Зиммеля, который писал, что принадлежность отдельного человека к различным социальным кругам освобождает его от власти каждого из них. Принадлежность отдельного человека к многим социальным кругам укрепляет сплоченность общества, формируя его «сетевую» организацию, где человек становится «узлом сети».

Проведенные под нашим руководством исследования (А.Харитонова) деятельности школьных волонтерских объединений Красноярского края показали, что в наиболее успешно действующих объединениях эти требования выполняются. Нами были опрошены участники и педагоги 50 волонтерских команд – участников краевого слета волонтеров. Участие в этом слете и служило для нас показателем эффективности деятельности команд, т.к. на участие в нем был достаточно жесткий конкурс.

Абсолютное большинство (87%) опрошенных ребят отмечали большую работу, направленную на сплочение группы - поздравления участников с днями рождения, организацию совместного досуга, помощь друг другу в случае затруднений. Вместе с тем, надо отметить, что совместное проведение досуга более характерно для «молодых» объединений (существующих менее 3-х лет), объединения же, стабильно существующие уделяют этому несколько меньше внимания, что вполне объяснимо психологическими закономерностями становления малой группы.

 На создание командного духа и фиксацию общественной значимости деятельности волонтеров направлены и различные формы поощрения – благодарственные письма, подарки, наконец, публичное высказывание благодарности наиболее отличившимся. На это же направлены такие действия как участие в волонтерских съездах, слетах, «фирменные» футболки, кепки, банданы, использование других знаков отличия. У 70% «молодых» объединений и 90% стабильно существующих имеются собственные знаки отличия, ритуалы, традиции, что также позволяет их участникам осознавать свою причастность к команде.

Важным показателем зрелости группы и её участников и одновременно – средством развития групповой деятельности является целеполагание. Цель выступает системообразующим фактором существования группы, является условием её воспитательного потенциала.

60% «молодых» объединений и 40% стабильно существующих имеют долгосрочные цели (опрошенные смогли назвать их), у 45% «молодых» объединений и 67% стабильных имеются краткосрочные цели (сумма больше 100%, т.к. многие организации имеют и долгосрочные, и краткосрочные цели), и четверть молодых и 13% стабильных объединений не имеют ярко выраженных целей.

Нам представляется, что для волонтерских объединений именно краткосрочные цели являются показателем зрелости – важно понимать, что предстоит организации сделать в ближайшее время, кому и какую помощь оказать. Долгосрочные цели, связанные с длительными проектами – это, скорее задача более крупных объединений, так как у волонтеров просто нет ресурсов на длительные проекты. Хотя молодые руководители могут ставить «дальние» цели, имея в виду развитие движения, что и показали результаты исследования.

Как мы уже отмечали, наличие авторства – важнейшее условие развивающей деятельности. Результаты исследования показали, что в «молодых» объединениях идеи о проведении акций поровну высказывают участники и руководители. В стабильно существующих объединениях - 84% идей принадлежат самим детям, 8% - руководителям и 8% дел выполняются, исходя из внешнего заказа. Вот это появление внешнего заказа, по нашему мнению – верный показатель известности и авторитета объединения, того, что его деятельность признана внешним сообществом, и расценивается им как ресурс решения социальных проблем.

Об авторстве и самостоятельности участников говорят и ответы на вопрос о том, кто принимает решение о начале дела. В результате опроса выяснилось, что в более чем в половине «молодых» объединений решение принимает лично руководитель, и только четверть решений принимается совместно. В объединениях, существующих более 5 лет, руководитель принимает решение в 30% случаев, а почти половина решений – продукт совместной деятельности детей и руководителей.

То есть, чем более развита команда, тем более существенную роль в подаче идей и принятии решений играют сами волонтеры и менее существенную – руководители, развивается сотрудничество и партнерские отношения между волонтерами и педагогом, и важные решения принимаются совместно. На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что в процессе деятельности волонтерских объединений у подростков развивается самостоятельность, ответственность, способность к выстраиванию межвозрастного деятельностно опосредованного общения - качеств, необходимых современному человеку.

Важным требованием к деятельности, обеспечивающей развитие личности, является обозримость и выраженность возрастных различий в её содержании и формах организации. Обозримость возрастных различий дает растущему человеку «дальнюю» перспективу его личностного развития. Например, в традиционной советской школе это проявлялось в трехуровневой системе организации детского движения – «октябрята-пионеры-комсомольцы», с соответствующей атрибутикой, формами деятельности и т.д. У скаутов это проявляется в выделении ступеней развития, в организации специальных испытаний, обеспечивающих возможность перехода со ступени на ступень.

В «традиционном» же волонтерстве этого нет, волонтеры обычно выступают как помощники при решении различных социальных проблем. Это, с одной стороны, дает возможность организации межвозрастного общения, а, с другой стороны, поскольку в таком общении не просматривается никаких возрастных различий – не формирует потребности в развитии. Поэтому для значительной части молодежи волонтерство является временным, ситуативным эпизодом биографии, не становясь источником развития.

Наши беседы с волонтерами старшего подросткового и юношеского возраста показывают наступление «усталости» от того, что труд волонтеров зачастую используют как прикрытие бездеятельности тех служб, которые должны решать проблемы, желание каких-то перемен, большей самостоятельности и ответственности в деятельности, большей результативности.

Проведенное исследование показывает, что волонтерские объединения создают определенные условия для развития личности их участников, и прежде всего для развития таких социально значимых качеств, как ответственность, инициативность, умение планировать свою работу, социальная компетентность. Поэтому современная школа, перед которой ставится задача воспитания социально ответственных, инициативных, обладающих гражданскими качествами молодых людей, должна способствовать развитию волонтерских, а также других детско-подростковых объединений просоциальной направленности.

 

Литература

1.  Давыдов В.В. Психическое развитие и воспитание. \\Философско-психологические проблемы развития образования./ Под ред. В.В. Давыдова. М., 1981.

2.  Дьюи Дж. Демократия и образование. М., 2000.

3.  Зеньковский В.В. Социальное воспитание, его задачи и пути //Зеньковский В.В.Психология детства. Екатеринбург, 1995.

4.  Лишин О.В. Педагогическая психология воспитания. –М., 2003.

5.  Поливанова К.Н. Психологическое содержание подросткового возраста// Вопросы психологии, 1996, №1, с.20 – 28.

6.  Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. – М., 1996.

7.  Фельдштейн Д.И. Личностное развитие растущих людей в условиях социально-экономического кризиса. М., 1994.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.