Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Пятибратова И.И.

АКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ УЧИТЕЛЯ:

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Борисоглебский государственный педагогический институт

This work about use of innovative educational technologies (activity training, design activity, a portfolio, ballno-rating system of an estimation of achievements of trainees, technology of development critical thinking, technology of the organization of independent educational and research activity of trainees, etc.) as organizational-technological condition of formation key competence the future bachelor of pedagogical education. Experience of realization of active and interactive technologies of training of students of psihologo-pedagogical faculty of pedagogical high school is generalized and presented. The problems revealed during realization of named technologies in educational process are designated.

Keywords: vocational training; educational process; independent educational activity; competency the approach; the competence; innovative educational technologies.

Эта работа об использовании инновационных образовательных технологий (деятельностное обучение, проектная деятельность, портфолио, балльно-рейтинговая система оценки достижений обучаемых, технология развития критического мышлениы, технология организации самостоятельной учебной и исследовательской деятельности обучаемых и др.) как организационно-технологического условия формирования ключевых компетенций будущего бакалавра педагогического образования. Обобщён и представлен опыт реализации активных и интерактивных технологий обучения студентов психолого-педагогического факультета педагогического вуза. Обозначены проблемы, выявленные в ходе реализации названных технологий в образовательном процессе.

Ключевые слова: профессиональная подготовка; образовательный процесс; самостоятельная учебная деятельность; компетентностный подход; компетенция; инновационные образовательные технологии.

Целью современного профессионального образования является развитие профессионально-личностных качеств выпускника, формирование его профессиональной компетентности. Результатом профессионального образования становится готовность выпускника к эффективному выполнению основных производственных функций [1; 5]. Традиционный набор «знаний и умений» дополняется готовностью выпускника к их реализации в своей профессиональной деятельности.

Профессиональная компетентность учителя начальных классов представлена совокупностью компетенций [3;5]: универсальных (социальная, коммуникативная, информационная); общекультурных; профессиональных: (психолого-педагогическая, нормативно-правовая, рефлексивная, предметная, методическая).

Учёные (В.М. Монахов, Г.В. Безюлева, И.А. Зимняя, В.А. Козырев и др.) характеризуют группы условий формирования ключевых компетенций будущего специалиста [1,2,3,6]. В их числе организационно-технологические: инновационные технологии обучения, активные методы обучения; мониторинг образовательного процесса, направленный на выявление формируемых компетенций. Именно эта группа условий предопределена стандартом высшего профессионального образования [5].

Обозначим проблемы и трудности реализации некоторых образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход к формированию профессиональных компетенций учителя.

Педагогическая технология «Портфолио» реализуется с целью: поддержания высокой учебной мотивации студентов; формирования умения учиться и применять теоретические знания при изучении методики преподавания учебной дисциплины; смещения акцента с недостатков знаний студентов на конкретные их достижения; создания предпосылки для успешной социализации выпускников [7]. Внедрение технологии «Портфолио» способствует, на наш взгляд, формированию профессионально-значимых компетенций будущего учителя:

  • анализ и реферирование научно-методической литературы;
  • установление преемственных связей в изученных дисциплинах;
  • отбор упражнений для пропедевтики, изучения понятий, формирования умений и контроля знаний младших школьников;
  •  конструирование основных форм образовательного процесса по предмету;
  • рефлексия педагогический деятельности;
  • «самоменеджмент».

Реализация технологии «Портфолио» в образовательном процессе психолого-педагогического факультета по дисциплинам профессионального цикла выявила ряд проблем в организации учебной деятельности студентов и представлении её результатов:

  • несистематичность выполнения заданий и пополнения требуемыми материалами определённых разделов Портфолио (только к промежуточному контролю);
  • несамостоятельность выполнения заданий - заимствование материалов студентами друг у друга,
  • пассивное использование студентами базовых знаний (изученных дисциплин, которые выступают теоретическими основами),
  • трудоёмкость контроля.

Педагогическая технология балльно-рейтинговой системы оценки знаний студентов реализуется с целью обеспечения непрерывного систематического мониторинга за работой студента в течение семестра; активизации их ежедневной работы; выравнивания учебной нагрузки студента в течение семестра; стимулирования посещаемости учебных занятий; предоставления объективной информации преподавателю об успеваемости студента [7]. Внедрение технологии балльно-рейтинговой системы оценки знаний способствует формированию профессионально-значимых компетенций будущего учителя: постоянное самообразование и самосовершенствование; трудовая дисциплина; разумное планирование учебной и внеучебной деятельности, самоорганизация; рефлексия; самооценка и взаимооценка результатов деятельности.

Реализация технологии балльно-рейтинговой системы оценки знаний в образовательном процессе названного выше факультета выявило следующие проблемы и трудности:

  • не все студенты принимаются всерьёз условия системы,
  • использование технологии не влияет на посещаемость студентами учебных занятий,
  • расходится с требованием о соблюдении учебной нагрузки преподавателя,
  • не определяет траекторию обучения студента, набравшего наименьшее количество баллов.

Информационные и коммуникационные педагогические технологии реализовывались посредством организации групповой учебной и внеучебной деятельности студентов при изучении дисциплин профессионального цикла, использования мультимедиа-ресурсов в учебном процессе. Внедрение ИИКТ способствует формированию профессионально-значимых компетенций будущего учителя: осуществлять отбор материала, изготавливать и использовать мультимедийные пособия в образовательном процессе начальной школы; организовывать групповое и парное коммуникативное взаимодействие учащихся; разрабатывать дидактическое обеспечение коммуникативного взаимодействия учащихся в учебном процессе.

Групповое коммуникативное взаимодействие студентов при изучении дисциплин профессионального цикла способствует: организации взаимообучения; управлению познавательной деятельностью всех и каждого члена группы; формированию творческого отношения к профессии; усилению мотивации учебной работы; осуществлению субъективизации знаний, их присвоению.

Реализация ИИКТ в образовательном процессе вышеназванного факультета выявило следующие проблемы и трудности:

  • относительно «сильные» студенты проявляют нежелание работать в группе со «слабыми»;
  • «слабые» студенты осуществляют репродуктивную деятельность в группе;
  • группа, образовавшаяся из «слабых» студентов нуждается в методической помощи и дополнительных методических рекомендациях алгоритмического характера.

Анализ проблем, выявленных в ходе реализации инновационных педагогических технологий в образовательном процессе психолого-педагогического факультета по дисциплинам профессионального цикла позволил определить ряд условий эффективного формирования профессиональных компетенций будущего учителя:

  •  систематическое использование инновационных технологий обучения и оценки результатов деятельности студентов;
  • мотивация студентов к непрерывной самообразовательной деятельности и её рефлексии;
  • обучение студентов менеджменту собственной учебно-методической и научно-исследовательской деятельности;
  • необходимость разработки дидактического обеспечения и методического сопровождения индивидуальной траектории обучения для студентов, не справляющихся с требованиями реализуемых образовательных технологий.

Литература

  1. Байденко В.И., Ван Зантворт Дж. Модернизация профессионального образования: современный этап. Европейский фон образования / В.И. Байденко, Дж. Ван Зантворт – М., 2003.
  2. Бочарникова М.А. Компетентностный подход: история, содержание, проблемы реализации / М.А. Бочарникова //Начальная школа, 2009, № 3, С. 86 – 92.
  3. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. – М., 2004.
  4. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и блочно-модульная технологии в работе учителя / Г.Г. Скоробогатова. – М., 2002.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 педагогическое образование. – М.: МИНОБРНАУКИ РФ, 2009.
  6. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты / А.В. Хуторской //www.eidos.ru/journal/2002/0423.htm.
  7. http://ipkps.bsu.edu. ru/source/predprof /baza_rek/portfolio.doc
 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.