Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 070; 65.011

Нургалеева Л.В.

ОПЫТЫ РАЗВИТИЯ СРЕДСТВ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ КОММУНИКАЦИОННОЙ СРЕДЕ

Научно-исследовательский Томский государственный университет

 

В данном докладе рассматривается проблема применения новых подходов к социокультурному проектированию в электронной сетевой среде.

Ключевые слова: интегрированные модели коммуникации и мониторинг в электронной сетевой среде.

This report addresses the problem of new approaches to sociokul′turnomu design in an electronic networking environment.

Keywords: integrated model of communication and monitoring your network environment.

Особенности влияния современных коммуникаций на сферу социокультурных практик

Все формы электронного взаимодействия рассматриваются на основе интегрированной модели коммуникации. Сегодня социальная организация и информационные технологии образуют собой «симбиоз», на основе которого формируется новая логика социальных отношений и практической реализации многих привычных или инновационных идей. Прозрачный доступ к любой информации и легкость коммуникаций между людьми в рамках произвольно организуемых групп становится ядром новой формы коммуникационной организации, опирающегося на сетевые формы управления базисной структурой общества. Именно они придают распространяемой информации особые качества и функции, системно преобразующие все основные сферы жизнедеятельности людей – от экономики и политики до образования и культуры.

Возможность взаимодействия проектных организаций, производственных предприятий, организаций сервиса и потребителя на всех стадиях жизненного цикла задаются новыми правилами. Отличительной чертой современных систем коммуникации является реализация распределенности и персонализации. Распределенность обеспечивается за счет территориально рассредоточенных программных интеллектуальных агентов, ориентированных на организацию интересов каждого участника процесса на основе новых ресурсных подходов и средств.

Современный подход к управлению предполагает формирование инновационных цепочек для поддержки персональной или коллективной деятельности на основе новых тактик организации внимания и человеческого интереса. Новая парадигма основывается на развитии технологий мультиагентных систем. Если на первом этапе развития коммуникационных сред наибольшее внимание уделялось анализу сигнификативных составляющих плана содержания и плана выражения цифрового кода, разработке методов управления гетерогенными потоками информации, то современные системы ставят своей задачей использование научных и технических достижений и преимуществ, которые дают идеи и методы искусственного интеллекта, современные локальные и глобальные компьютерные сети, распределенные базы данных и распределенные вычисления, аппаратные и программные средства поддержки теории распределенности и открытости.

Социально значимая информация как управленческий и организационный фактор техногенного этапа эволюции опирается на возрастающую роль коллективной обработки информации. Компьютерная информация как управленческий фактор поддерживает процессы социальной самоорганизации. Изучение принципиально новых возможностей совершенствования социумов ведется на основе расширения возможностей управления, самоорганизации и регулирования на основе современных сетевых технологий. Разные грани процессов социальных взаимодействий в сетевом пространстве изучаются в работах С.Бондаренко, Ю. Затуливетера, А.Жичкиной, Д. Хоффмана, Т.Новак, Х.Чена, Р.Цанетакиса, О. Смысловой и многих других.

Методология коллективной обработки информации основана на использовании развитых технологических средств групповой работы, включающих коллективные способы обработки информации, обращение к ресурсным секторам единой коммуникационной сети, обеспечение управленческих функций оперативного взаимодействия между членами виртуального сообщества, интеграцию различных моделей принятия решений. Изучение микро-мезо и макроуровней социальной реальности включает в себя апробацию новых технологий управления персоналом, проведения анализ социально-демографических данных, поиск новых форм государственного, разработки надежных методик социологической типологии и диагностики и муниципального управления и т.д.

В тоже время сам процесс формирования виртуальных сообществ обусловливает изменение структурно-функциональных связей внутри современного социума. Процессы социализации и ресоциализации пользователей в киберпространстве оказываются в поле зрения многих исследователей. Процесс социализации изучается с точки зрения основных четырех модусов: социализация через восприятие коллективных мифов о виртуальном мире; усвоение моделей поведения и правил социальной навигации; усвоение норм, ценностей и установок конкретного виртуального сетевого сообщества.

Мониторинг онлайновой активности

Одной из основных площадок для апробации новых идей управления в сфере науки, экономики, образования и культуры являются открытые зоны прямых информационных взаимодействий, основанных на принципах сетевой коммуникации. Опыт применения новых методов личностной и коллективной самопрезентации в современной электронной среде предполагает и создание на новом витке их развития специальной методологии для обеспечения оценки и анализа специфики коммуницирования и социального управления информацией.

Одним из перспективных методов, разрабатываемых сегодня специалистами, является мониторинг онлайновой активности. Информационный мониторинг относится к разряду комплексных методов познавательной и предметно-практической деятельности.

Одним из первых направлений мониторинга явилась разработка методик для исследования трансформации мотивационной сферы личности в процессе деятельности, опосредованной информационно-коммуникационными технологиями. Технологии мониторинга по заранее заданным параметрам основываются на изменчивости состояния объектов наблюдения. Их цель - анализ состояния среды и ее контроля. Опыт информационного мониторинга позволяет осуществлять эффективное прогнозирование и вырабатывать оптимальные управленческие решения. Эта технология применима и к исследованию различных аспектов формирования информационного поля и реконструкции информационной среды.

Изучение субъективных переживаний при поиске информации в Интернете, погружении в виртуальные среды, познавательной активности различных групп пользователей в Интернете, гендерные особенности применения Интернета в России и т.д. вылилось с самостоятельный этап изучения влияния современных электронных коммуникационных сред на процессы личностной и коллективной идентификации, социализации и ресоциализации. Одним из наиболее ярких результатов явилась применение модели множественной нелинейной регрессии для разработки психосемантической методики множественной идентификации. Она имела форму ретроспективного онлайнового опроса, основанного на оценке следующих параметров: возбуждение, соотношение требований ситуации и навыков, контроль, включенность во взаимодействие с компьютером, исследовательское поведение, игра, интерактивность, потеря чувства времени. Анализ данных проводился при помощи кластерного анализа. Концептуальную основу исследования составила теория опыта потока М. Чиксентмихайи, которая позволяла параметрировать особое состоянии поглощенности собственной деятельностью, мотивы которой ориентированы не на результат, а на процесс. В данной модели учитывается ощущение полного контроля над ситуацией, потеря чувства времени, роль феномена незаконченного действия и т.д. Данная методика была применена исследовательским коллективом московских психологов во главе с А. Войскунским для анализа состояний мотивационной сферы хакеров.

Проблема изучения интернета с точки зрения оценки опыта реализации технических и социальных договоренностей, особенностей новых форм интернет-активности пользователей осознавалась уже на первых этапах развития глобального коммуникационного пространства. Так вопросы о необходимости формирования специальной онлайновой методологии, включающей опосредованные Интернетом эксперименты, опросы, интервью, фокус-группы, ставился в работах А. Войскунского, Т. Черновой, Д. Ростовцевой, М. Кремлевой и др. авторов. Необходимость разработки соответствующей методологии для анализа глобальных статистических данных, моделей человеческого поведения остро ощущается и по сей день. Практические шаги в этом направлении делались в процессе формирования маркетинговых программ, предназначенных для передачи дифференцированной целевой рекламной информации конкретным людям и организациям через каналы электронной коммуникационной сети.

Внедрение специализированных статистических Интернет-технологий позволило развить эмпирические методы идентификации и количественного анализа активности пользователей при помощи менеджерских систем поисковиков. Они основывались на применении коллаборативных фильтров. Их основное назначение – создание коммуникационных сетей на основе измерений предпочтений потребителей и информирования их о друг друге.

Например, системы компании Firefly. Аналогии во вкусах становятся своеобразным инструментом измерения личностных интересов и конструирования программ их развития через систему сетевых коммуникаций. Создание баз данных связанных предпочтений является на сегодняшний день базовой технологией формирования семантических связей в социокультурной среде, которая определяет ближайшую перспективу развития глобального коммуникационного пространства как особой интеллектуальной среды управления знаниями и поддержки принятия решений. Развитие мультиагентных систем позволит увидеть реальные перспективы применения персонифицированных технологий, о которых принято говорить с точки зрения развития индивидуализированных форм культуры и порождаемых ими общественных проблем.

Математические методы, лежащие в основе технологий коллаборативной фильтрации, могут производиться и в реальном времени, но важной особенностью современных гибридных коммуникационных сетей является то, что наиболее сложная и интенсивная «обработка» данных выполняется людьми, а не компьютерами. Коллаборативная фильтрация нашла широкое применение в электронной коммерции, рекламной деятельности. На всех современных узлах с рекомендательными системами производится опрос пользователей в явном виде: составляются рейтинги товаров и услуг, а затем выдается необходимая информация или рекомендации. Но данную технологию можно использовать и неявным образом. Например, проводя анализ действий пользователя во время посещения узла (выбор товаров или услуг, его последующее приобретение или отказом от него).

Одной из функций подобных рекомендательных систем является прогноз предпочтений конкретного пользователя на основе анализа информации, порождаемой соответствующим его познавательным, эстетическим или гастрономическим интересам сообществом пользователей.

Поиска потенциально «конгениальных» (подходящих, соответствующих) веб-сайтов, программного обеспечения с четко выраженной целевой ориентацией на интересы конкретных групп людей позволит выстроить более гибкие системы социального управления и реагирования, ориентированные на ситуативный анализ информации. Коллаборативная фильтрация показывает, как информационные технологии изменяют методы функционирования потребительских рынков.

Интеграция и координация онлайновых коллекций и сервисов в социо-гуманитарной сфере

Сетевой коммуникационное пространство предоставляет широкое поле для моментальных межкультурных коммуникаций глобального уровня. Развитие сети как пространства коммуникации привело к появлению специализированных сетей для взаимодействия специалистов в сфере творческих индустрий. Интернет позволяет выкладывать различные типы ресурсов: журнальные и газетные публикации, аналитические доклады, тематические статьи, лекции преподавателей, презентации, учебные курсы, книги, рекламу. Основной массив информации и ресурсов по творческим индустриям сосредоточен именно в интернете, который и сам выступает одной из творческих индустрий. Среди сетевых ресурсов встречаются обзоры творческих индустрий на сайтах департаментов и министерств; сайты, посвященные отдельным научно-исследовательским и грантовым проектам; площадки коммуникации между представителями творческих индустрий, экспертами и предпринимателями; книги, статьи и другие публикации по соответствующим темам. Исследовательские школы по творческим индустриям опираются на принципы междисциплинарной эрудиции и высокой теоретичности.

В работах многих авторов проводится анализ опыта развития информационных ресурсов в сфере культуры на основании подходов Creative Industries[1-8]. Оценка возможностей применения Creative Industries основана и на анализе возможностей применения информационно-коммуникационных технологий для экономического, социального, культурного развития региона. Применение различных методов реконструкции коммуникационной среды позволяет создать реалистичное представление о возможностях и перспективах формирования информационного ландшафта, новой системы социальныхсвязей и ресурсного обеспечения региона. К практическим методам относятся картирование территорий, разработка ясной политики брендинга, формирование целевых сайтов под проекты креативной индустрии и т.д.

Ярким примером применения новых подходов к социокультурному проектированию может служить опыт работы с локативными медиа. Термин «локативные медиа» (от англ. locative media) введён Карлисом Калнинсом. Он основал в Ванкувере (Канада) «Лабораторию локативного медиа» (Locative Media Labs) в 2001 году. На её основе проводились исследования и были успешно запущены несколько проектов (GPSter, Geograffiti, Where-Fi). Результаты исследований лаборатории были широко представлены на крупных международных конференциях и фестивалях: IMPAKT, Media Architecture, VSMM, Next 5 Minutes, E-Culture Fair и многих других.

Локативные медиа – достаточно молодая разновидность гипермедиа. Изначально они были использованы как средство коммуникации для картографических и навигационных нужд Локативные медиа ориентированы на мобильные устройства нового поколения, опирающиеся на возможности технологии Wi-Fi (беспроводный доступ в мобильный интернет) и GPRS (системы глобального позиционирования). Они позволяют локализовать абонента на основе функций идентификации по месту. Возникнув в 2001 году, локативные медиа позволили создать такие новые направления социокультурной практики, как геолокативность, генеративная (алгоритмическая) психогеография, DIY-урбанизм, тактическая картография и т.д. И хотя чаще всего речь идет о развитии разноплановых приложений для проектов, работающих с мобильными устройствами, локативные медиа неразрывно связаны с явлением «расширенной реальности» (“augmented reality”) и развитием так называемого «локативного искусства». Речь идет о новых форм интерактивного искусства. Этот подход позволил расширить представления о коммуникационных возможностях компьютерных виртуальных миров, ориентированных на проектирование и моделирование виртуальных миров, включающих моделирование сред, объектов и персонажей, групповых ролевых он-лайновых игр и т.д.

Сращение разнообразных языков описания реальности (слово, цвет, форма, звук, движение), активизирующим разные сенсорные каналы человеческого восприятия, обеспечивает активный контакт с современными системами мультимедиакоммуникаций. Они ориентированы на активизацию ресурсов эмоционального интеллекта. Активно расширяются средства презентации идей, образных моделей на базе сложно структурированных коммуникационных потоков, подчиняющихся различным алгоритмам воспроизведения информации. Как отмечается в исследованиях, важным показателем развитости информационной культуры теперь выступает выбор разнообразных методов ведения диалога, включающих цепочки ассоциативных полей сознания, активизирующих разные механизмы считывания и восприятия информации через актуализацию интерпретативного потенциала восприятия и мышления.

Сетевые художественные ресурсы, электронные конференции, совместные проекты оказали влияние на формирование новых представлений о формах представления музейных коллекций. Сегодня сайты включают «виртуальные экскурсии» по фондам, архитектурные развертки, интерактивные планы этажей, трехмерную графику, специальные игровые элементы. Виртуальный музей позволяет сформировать новую реальность новую средствами.

Новым опытом художественной коммуникации выступает новое цифровое искусство и качественно новый вид общения – мобилография. Появившаяся благодаря синтезу с технологий цифровой фотографии и сетевой коммуникации новая область художественной практики позволила расширить привычные границы эстетического опыта. Кроме союза мобилографов, коллекционеров мобилографий сегодня формируется класс специалистов, занимающихся разработкой критериев оценки новых мобильных презентационных эстетических форм. Таким образом, спонтанная область художественного эксперимента мобилографии постепенно превращается в новую институциональную среду для интенсивного обмена эстетическими идеями, образами, эмоциями. Она становятся способом производства нового видения, разработки динамичных форм декоративной стилизации, коллективной кооперации в сфере художественной коммуникации.

Изучение аспектов развития компьютерной графики и анимации позволило расширить рамки фольклористического, искусствоведческого анализа. На основе системы автоматической обработки изображений, измерение линейных, угловых и яркостных величин, определения форм и пропорций и т.д. с помощью анализатора изображений VideoTest- Size по методике С.Французова была разработана методика бесконтактного исследования древних памятников письменной культуры.

Специалист по творческим решениям в бизнесе и корпоративным программам обучения Н.Петрова разработала методику для изучения языка виртуальных чат-сообществ как фактора развития фольклорной традиции.

Анализ концептуальных и эмпирических данных в последние годы ведется в области политической коммуникации в Интернет. Модели реализации электронного правительства стали объектом теоретических и практических исследований и способом решения проблем открытости работы органов государственной власти.

Итак, смена коммуникативных технологий влечет за собой шлейф многофакторных изменений в социокультурной сфере. Она предполагает выбор новых критериев и механизмов отбора ценностных шкал при формировании коммуникативных сред и организации новых социокультурных пространств. Анализ различных практических и теоретических ракурсов исследований в этой области позволил создать почву для пересмотра методологических, технологических, содержательных аспектов в оценке повседневной практики коммуникаций. Разнообразие моделей коммуникации в конечном счете должно обеспечивать цельность кооперативных действий и результативность коммуникационного обмена. На сегодняшний день ощущается дефицит систематически проводимых исследований, которые обеспечили бы многомерное понимание феноменов, связанных с формированием разнонаправленных информационных сред, но за разрозненным опытом ощущаются широкие перспективы развития социокультурых практик и методов построения новых форм коммуникационных отношений. Проблема критического восприятия человеческого опыта, полученного в процессе развития разных этапов информационного общества, стоит крайне остро и диктует потребность в продолжении исследований в данном направлении.

 

Литература:

1.  Howkins J. The Creative Economy. –NY.: The penguin press, 2001.

2.  Гончарик, А. Творческие индустрии в интернет-пространстве: состояние и перспективы [Электронный ресурс] / А. Гончарик. – URL: http://www.creativeindustries.ru (дата обращения: 05.04.10).

3.  Зеленцова, Е.В. «Креативная экономика и креативные индустрии – возможности и вызовы для российских городов» [Электронный ресурс] / Е.В. Зеленцов. – URL: http://www.pacific-congreaa.ru (дата обращения: 05.04.10).

4.  Калужский, М. Креативность как социокультурный и экономический феномен. [Электронный ресурс] / М. Калужский. – URL: http://www.kuhnya.nsk.ru (дата обращения: 05.04.10).

5.  Линднер, П. Креативные индустрии: от теоретических моделей к реальным проектам. [Электронный ресурс] / П. Линднер. – URL: http://www.hse.ru (дата обращения: 05.04.10).

6.  Флорида, Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее [Электронный ресурс] / Р. Флорида. – М.: Классика-XXI, 2007. – URL: http://www.treko.ru (дата обращения: 05.04.10).

7.  Дацык, А.А. Исследование тенденций креативной экономики в России и за рубежом / А.А. Дацык // Проблемы развития инновационно-креативной экономики: сб. мат-лов Второй международной научно-практической конф. – М.: РГНИ, 2009.

8.  Браун, Дж. Культурные индустрии. Выявление культурных ресурсов территории. – Петрозаводск: Евклид, 2003.

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.