Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Калашникова О.П.

НЕКОТОРЫЕ ЗАДАЧИ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

Сибирский государственный университет путей сообщения

Обоснована необходимость технического регулирования на железнодорожном транспорте. Сформулированы задачи научных исследований для эффективной организации разработок технических регламентов на железнодорожном транспорте.

Ключевые слова: Техническое регулирование, технический регламент, европейская нормативная база, сертификация.

Нормативное обеспечение строительства и эксплуатации железных дорог всегда относилось к категории актуальных задач, вызванных повышенными требованиями к объектам железнодорожного транспорта. На сегодняшний день часть строительных норм и правил (СНиПов), ГОСТов, технических условий устарела, часть из них переведена в разряд рекомендуемых. Изменение техники, подвижного состава, веса поездов, увеличение нагрузки на ось и развитие новых технологий, материалов, конструктивных решений повысило требования к продукции транспорта, Возникла острая необходимость в разработке технических регламентов. Ряд из них может быть обоснован с использованием методов математического моделирования строительных и эксплуатационных процессов.

Доказано, что совершенствование корпоративной системы стандартизации позволит достичь необходимого для всех структур управления хозяйственной деятельностью взаимопонимания, сохранить преемственность в сложившейся практике работ по стандартизации, одновременно отразив принципиальный характер изменений, произошедших в методологии стандартизации в связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании».

Существующая и создаваемая в настоящее время системы технического регулирования на железнодорожном транспорте России существенно отличаются от аналогичных систем в других отраслях естественных монополий. В отличие от электроэнергетики и топливных отраслей объекты технического регулирования на железнодорожном транспорте не позиционированы в пространстве, и перевозчики имеют дело не с одной выделенной структурой, а пользуются практически всей сетью железных дорог. В отличие от морского транспорта и авиации количество объектов регулирования на несколько порядков выше, поэтому использование процедуры допуска при эксплуатации из этих отраслей для железнодорожного транспорта неприемлемо. Структура объектов технического регулирования на железнодорожном транспорте имеет схожие черты с автомобильным транспортом, но требования к подвижным объектам, магистральным путям, инфраструктуре и интервальному регулированию движения поездов несоизмеримо более жёсткие.

Особенностью системы технического регулирования на железнодорожном транспорте является необходимость гармонизации обязательных требований к подвижному составу и инфраструктуре со странами СНГ и Европы, что возможно реализовать через согласование норм, включаемых в Технический регламент и поддерживающие его стандарты, с нормами подзаконных актов Европейского союза (технические спецификации по интероперабельности) или с нормами гармонизированных с директивой стандартов.

Для сохранения единой железнодорожной сети государств СНГ целесообразна разработка технических регламентов в виде межгосударственных моделей с целью установления обязательных единых технических нормативов и перехода к механизмам взаимного признания результатов оценки соответствия между странами СНГ.

В соответствии с законом «О техническом регулировании» технические регламенты должны содержать только обязательные для использования всеми участниками железнодорожного рынка требования по безопасности и методы их подтверждения. Они  не должны содержать никаких организационных мероприятий [1].

Уровень эксплуатационной безопасности, существующий на железнодорожном транспорте Российской Федерации, является самым высоким по сравнению с другими видами отечественного транспорта. Кроме того, он не ниже уровня эксплуатационной безопасности на железных дорогах стран Европейского союза и США.

Основными целями системы технического регулирования являются реализация национальных интересов, снижение риска нанесения ущерба жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, а также приведение существующей нормативной базы в области технического регулирования в соответствие с законодательством.

Европейская нормативная база в области технического регулирования имеет двухуровневую структуру. Верхний уровень включает в себя Европейские директивы (аналог российских Общих технических регламентов) - европейские законы, принимаемые Европарламентом, содержащие существенные признаки и презумпции соответствия. Второй уровень содержит так называемые TSI и национальные стандарты. TSI по своей сути аналогичны Специальным техническим регламентам и содержат количественные показатели, используемые при подтверждении соответствия [2].

Такой подход позволяет гибко менять количественные характеристики (по которым проводится обязательная сертификация) по мере появления новой техники и развития новых технологий, т.к. верхний уровень имеет статус закона и утверждается Европарламентом, а нижний утверждается на уровне, аналогичном национальному Министерству транспорта.

Создание технических регламентов на железнодорожном транспорте находится в начальной стадии. Для эффективной организации работ по их разработке и высокому качеству необходимо проведение соответствующих исследований. На наш взгляд должны быть решены следующие задачи:

1) Оценить уровень технического регулирования и степень охвата регламентами объектов транспортных систем;

2) Систематизировать и классифицировать параметры объектов, конструкций, технологий организационных решений;

3) Разработать комплекс математических моделей организационных решений, технологий, конструкций объектов транспортных систем;

4) Выполнить многовариантное моделирование параметров объекта исследования и дать анализ их эффективности по принятым критериям;

5) Предложить методический подход к формированию регламентов объектов транспортных систем;

6) Разработать и внедрить ряд регламентов для конкретных объектов.

Переход к новой нормативной базе должен осуществляться поэтапно, основываться на изъятии элементов существующей нормативной и процедурной базы при одновременном вводе соответствующих элементов новой системы с минимальными изменениями нормативных показателей.

Система обеспечения безопасности должна распространяться на всю сферу железнодорожного транспорта Российской Федерации, которая в соответствии с Федеральным законом «О железнодорожном транспорте Российской Федерации» включает железнодорожный транспорт общего пользования.

 

Литература:

1. Федеральный закон от 27.12.2002 № 184 – ФЗ (ред. От 01.12.2007) «О техническом регулировании», http://www.consultant.ru/popular/techreg/;

2. Хацкелевич А.А. Обоснование реформирования нормативной базы обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте // Железнодорожный транспорт. № 4. 2008. С.8 – 13.

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.