Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

УДК 629.34

Калмыков Б.Ю., Овчинников Н.А.

Формирование концепции по обеспечению травмобезопасности пассажиров автобусов 

ФГБОУ ВПО «Южно-Российский государственный университет

экономики и сервиса»

В статье предлагается разработать единый комплексный подход для оценки уровня безопасности пассажиров автобусов, целью которого является снижение показателей аварийности на автомобильном транспорте, путем обеспечения допуска к эксплуатации автобусов, максимально обеспечивающих защиту жизни и здоровья их пассажиров.

Ключевые слова: автобус, безопасность конструкции, травмобезопасность пассажиров.

In the article it is offered to develop the uniform complex approach for an estimation of safety level of bus passengers. The purpose of this approach is reduction of breakdown susceptibility indicators of vehicles. It is possible by the admission buses with the maximum degree of the passengers' life and health protection provision to operate.

Key words: the bus, safety of bus construction, protection of passengers against traumas.

Ведение. В настоящее время в европейских странах, в т.ч. и в России, действуют стандарты, регламентирующие травмобезопасность водителя и пассажиров. В них представлены методики проведения сертификационных испытаний [1, 2] автотранспортных средств (АТС), в основном категории М1, и установлены предельные значения перегрузок, испытываемых манекеном во время удара. Кроме того, существует европейская методика Euro NCAP по проведению независимых краш-тестов легковых автомобилей с оценкой степени защиты водителя и пассажиров (взрослых и детей) при фронтальном, боковом и заднем ударе, а также пешеходов.

В России были попытки оценить безопасность пассажиров транспортных средств категории М2 (краш-тест ГАЗ 322132 «Газель» [3]), однако, проведенная таким образом оценка безопасности пассажиров автобуса не имеет юридической силы, т.к. в ГОСТ Р 41.52-2005 определяется не травмобезопасность, а прочность конструкции транспортного средства (ТС). Критерием прочности конструкции является способность выдержать равномерно распределенную статическую нагрузку на крышу АТС, равную его максимальной массе. Для АТС категории М3 имеются нормативные документы, косвенно определяющие травмобезопасность пассажиров [5], а также проводится оценка прочности верхней части конструкции кузова по ГОСТ Р 41.66-00 [6].

Постановка задачи. Анализ аварийности за период с 2005-2009 гг. показал, что по уровню риска пассажиров и водителей, который определяется отношением числа пострадавших на 10 тыс. транспортных средств, автобусный транспорт является наиболее опасным.

В связи с этим, для улучшения сложившейся ситуации на пассажирском транспорте необходим системный подход, направленный на снижение тяжести последствий дорожно-транспортных происшествий (ДТП), а, следовательно, на обеспечение травмобезопасности пассажиров автобусов. Помимо ряда предложений [7, 8], касающихся оценки технического состояния автобусов, находящихся в эксплуатации, в данной статье предлагается концепция, направленная на развитие уже существующих методов определения прочности кузовов автобусов и др. элементов, обеспечивающих пассивную и послеаварийную безопасность конструкции, а также разработку новых методов оценки уровня травмобезопасности пассажиров автобусов. Для предлагаемой концепции необходимо рассмотреть проведение двух предварительных этапов:

I. Развитие исследований в области обеспечения безопасности пассажиров автобусов во время ДТП и сбор дополнительной статистической информации по причинам травмирования пассажиров ТС категорий М2, М3.

II. Модернизация существующих и разработка новых видов испытаний ТС категорий М2, М3 для оценки уровня травмобезопасности водителя и пассажиров.

Метод решения задачи. Для реализации первого этапа предлагается внести дополнения в существующую методику расследования ДТП, которая на данный момент проводится в установленной последовательности [9]. При поступлении вызова должностное лицо обязано: незамедлительно прибыть на место ДТП; определить границы места ДТП, привязку к местности; принять меры по сохранению вещественных доказательств; определить траекторию движения автомототранспортного средства (АМТС) до ДТП, а также во время и после него; определить другие данные, необходимые следователю для уяснения картины и механизма образования ДТП; составить протокол, зафиксировать место остановки АМТС на схеме и указать наиболее важные моменты ДТП.

Данная методика расследования ДТП предоставляет информацию об обстоятельствах и причинах его возникновения. В дальнейшем эта информация может быть использована при совершенствовании испытаний АТС в области безопасности их конструкций. Однако подобных статистических данных становится недостаточно, когда необходимо изучить механизм травмирования пассажиров ТС категории М2, М3. Как уже не раз отмечалось [7, 10], тяжесть последствий ДТП с участием автобусов в России на порядок выше, чем в европейских странах. Для того чтобы понять, в чем причина этих последствий, необходимо набрать базу, содержащую статистические данные, обработав которые, можно установить закономерности травмирования пассажиров автобусов.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.