Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Лисняк М.А., Горбач Н.А.

охрана психологического здоровья профессорско-преподавательского состава вузов

Сибирский юридический институт ФСКН России

The article discusses the issue of mental health teaching staff of universities. Describes the factors adversely affecting the psychological health of the troops. Indicated approaches to solving this problem.

Keywords: faculty, mental health, emotional burnout, health

В статье обсуждается проблема охраны психологического здоровья профессорско-преподавательского состава вузов. Описаны факторы, негативно влияющие на состояние психологического здоровья данного контингента. Обозначены подходы к решению данной проблемы.

Ключевые слова: профессорско-преподавательский состав, психологическое здоровье, эмоциональное выгорание, охрана здоровья

Работа преподавателя в вузе многокомпонентная и включает в себя собственно педагогическую деятельность, методическую работу, научные изыскания, административные функции. Основополагающей и занимающей основную часть рабочего времени, безусловно, является учебная нагрузка. Образовательный процесс в значительной мере определяется личностью педагога, его индивидуальными особенностями, состоянием его психологического здоровья. Преподавание – это многоаспектная коммуникация педагога с другими участниками образовательного пространства (студентами, учебно-вспомогательным персоналом, администрацией), зачастую в условиях неопределенности и непредсказуемости. От успешности коммуникации напрямую зависит качество образования в вузе. Следовательно, подобная деятельность предъявляет повышенные требования к личности преподавателя и к состоянию его психологического здоровья, диктуя необходимость, в первую очередь, ответственности за принимаемые решения, эмоциональной уравновешенности и стрессоустойчивости.

Любая педагогическая деятельность относится к группе социальных профессий и сопровождается значительными эмоциональными перегрузками. Как пишет Т.В. Форманюк [5], «эмоциогенность» заложена в самой природе преподавательского труда. При наличии определенного стажа педагогической деятельности она создает риск развития синдрома эмоционального выгорания. К условиям, способствующим развитию выше обозначенной проблемы, большинство авторов относят особенности профессиональной деятельности и индивидуальные характеристики самих работников. Часто эти факторы называют внешними и внутренними или личностными и организационными [2].

В преподавательской деятельности внешними факторами выступают ненормированный рабочий день, интеллектуальные и эмоциональные перегрузки, невозможность в полном объеме прогнозировать результаты своего труда, относительно низкая заработная плата. К внутренним факторам относят низкую коммуникативную компетентность, отсутствие навыков саморегуляции, пессимистический взгляд на мир, слабую креативность.

Углубленному изучению были подвергнуты результаты психологического обследования 141 сотрудника ведомственного вуза, из них 84 человека – из числа профессорско-преподавательского состава (ППС), 57 человек – сотрудники, не задействованные в учебном процессе. Батарея методик включала в себя опросник В.Бойко «Эмоциональное выгорание», с помощью которого диагностируются не только фазы формирования синдрома эмоционального выгорания, но и отдельные симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов: 9 и менее баллов – не сложившийся симптом, 10-15 баллов – складывающийся симптом, 16 и более – сложившийся. Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме «эмоционального выгорания». Методика позволяет выявить не только ведущие симптомы «выгорания», но и отметить к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число. Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса – осмысление показателей фаз развития стресса – «напряжение», «резистенция» и «истощение». В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов [3].

Сравнительный анализ результатов обследования профессорско-преподавательского состава и сотрудников, не задействованные в учебном процессе, показал, что сформированный синдром был выявлен у ППС значительно чаще (10,5±2,5%), чем у других сотрудников (3,5±1,5), p<0,05. При этом, сформированная фаза «напряжение» была установлена только в группе ППС (1,2±0,6% респондентов), и представлена в основном симптомами «переживания психотравмирующих обстоятельств» и «тревога и депрессия».

Заметные различия обнаружены в сформированной стадии «резистенция», которая была выявлена у преподавателей практически в три раза чаще (9,3±2,4%), чем у сотрудников, не задействованных в учебном процессе (3,5±1,5%), p<0,05. В обеих группах преобладают симптомы «неадекватное избирательное эмоциональное реагирование» и «редукция профессиональных обязанностей». У респондентов из группы ППС присутствует симптом «расширение сферы экономии эмоций», который не наблюдается в контрольной группе. Этот симптом эмоционального выгорания имеет место тогда, когда данная форма защиты осуществляется вне профессиональной области – в  общении с близкими, родными, знакомыми. Происходит своеобразное «отравление общением». Именно то, что раньше ценилось человеком при выборе профессии, становится психотравмирующим фактором и нарушает социальные отношения.

Сформированная фаза «истощение» присутствует также только у респондентов-преподавателей (1,2±0,6%), представлена в основном симптомами «эмоциональный дефицит» и «эмоциональная отстраненность», что можно считать своеобразной патологической защитой от прогрессирующего эмоционального выгорания.

Сравнительный анализ синдрома эмоционального выгорания для стадии формирования показал, что и на данной стадии синдром выявляется чаще у преподавателей вуза (31,4±3,9%), чем у сотрудников, не задействованных в учебном процессе  (20,8±3,4%), p<0,05. При этом, выявлено разное соотношение формирующихся фаз. Так  фаза «напряжение» выявлена у 12,4±2,7% преподавателей и  3,5±1,5% сотрудников, непосредственно не участвующих в педагогическом процессе (p0,05); а фаза  «истощения»  выявлена только у профессорско-преподавательского состава (5,9±1,9%).

Кроме того, педагогическая деятельность чревата профессиональной деформацией профессорско-преподавательского состава. Т.В. Степкина (2007), анализируя влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза [4], установила, что для преподавателей вуза характерны следующие ее виды: деформация на уровне частных компонентов самопонимания (профессиональное равнодушие, формальное отношение к выполнению функциональных обязанностей, затруднения с интерпретацией внешнего мира, конформность, самообесценивание себя как специалиста); деформация на уровне структуры самопонимания (ригидность личности, шаблонность мышления и действия, перенос большой доли профессиональных действий, стереотипов и установок на поведение вне работы, принятие роли «учителя»). Отчасти вышесказанное может быть связано с эмоциональным выгоранием, тем не менее, снижает профессиональную трудоспособность преподавателя вуза.

На сегодняшний день только в ведомственных вузах системы МВД России имеется служба (подразделение) психологического обеспечения, однако она в основном ориентирована на обучаемых. В последние годы начали обращать внимание и на профессорско-преподавательский состав. В большинстве же вузов отсутствует система охраны психологического здоровья преподавателей, хотя необходимость ее очевидна, что подтверждается результатами исследования здоровья (в том числе психологического) данного контингента. Лишь в отдельных вузах (в частности Красноярском государственном медицинском университете имени профессора В.Ф. Войно-Ясеновского) в план мероприятий по реализации Программы деятельности по формированию здорового образа жизни на 2011-2013 годы включают пункт «Внедрение современной комплексной системы мониторинга физического и психосоматического состояния участников образовательного процесса». Кроме того, в вышеуказанном вузе функционирует психологический центр, деятельность которого ориентирована на повышение уровня психологической компетентности всех участников образовательного процесса, профилактику зависимостей, восстановление психоэмоционального баланса и сохранение психологического благополучия [1]. На наш взгляд, создание подобных психологических центров в структуре учебного заведения позволяет обеспечивать первый этап психопрофилактики - непрерывный и комплексный мониторинг состояния психологического здоровья преподавателей. По итогам мониторинга можно планировать дальнейшую работу по коррекции психологического состояния.

Второй этап психопрофилактики – индивидуальная или (и) групповая психокоррекционная работа с сотрудниками. Индивидуальное консультирование позволяет более дифференцированно подойти к обсуждаемой проблеме, с учетом личной специфики. Также эта форма обеспечивает конфиденциальность психологической работы, что импонирует многим преподавателям. Однако, индивидуальное консультирование  энергетически затратно для психологов, требует достаточно много времени на одного сотрудника. Групповая работа в виде социально-психологического тренинга – вариант выбора в условиях дефицита времени как со стороны психологов, так и со стороны сотрудников вуза. Кроме того, тренинговая группа, являясь микромоделью социума, дает возможность отработать коммуникативные навыки, получить обратную связь от других участников группы.

Существенный вклад в психопрофилактику у профессорско-преподавательского состава вузов вносит организационная культура и психологический климат в рабочем коллективе. Моральное и материальное поощрение, возможность карьерного роста и повышения своей квалификации и ряд других мероприятий, которые уменьшают организационный стресс и тем самым являются профилактикой многих психологических проблем.

Таким образом, охрана психологического здоровья преподавателей вуза требует комплексного подхода, осуществляемого на государственном уровне.

Литература:

  1. Концепция формирования ЗОЖ КрасГМУ / http://krasgmu.ru/common.php?page_doc&doc=4637 (дата обращения 03.04.2011). 
  2. Орел, В.Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования / В.Е. Орел // Журнал практической психологии и психоанализа. – 2001. –  №3. – http://psyjournal.ru/j3p/pap.php?id=20010311
  3. Психология профессионального здоровья / Под ред. проф. Г.С. Никифорова. –  СПб., 2006.
  4. Степкина, Т.В. Влияние профессиональной деформации на психологические особенности самопонимания преподавателей вуза: автореф. дисс ... кандидата психологических наук: 19.00.13. – Астрахань, 2007. – 20 c.
  5. Форманюк, Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994 . – №6. – С. 57-64.
 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.