Бойко Г.В., Гудков В.А.

К вопросу о месте терминала в процессе оказания транспортной услуги

Волгоградский государственный технический университет

 

Сделан анализ существующих подходов к рассмотрению понятия терминал, выделены его функции и рассмотрено его место в транспортно-логистической системе.

Ключевые слова: терминал, транспортно-логистическая система, процесс перевозки.

An analysis of existing approaches for the concept of a terminal, marked its function and its role in the transport and logistics system.

Key words: terminal, transport and logistics system, the process of transportation.

В России доля транспортных затрат в себестоимости продукции составляет порядка 20%, что значительно превышает долю государств с развитой экономикой, которая составляет порядка 8%. Это также является ограничением роста экономики, обусловленного недостаточным развитием транспортной системы. Различные характеристики современного российского транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют объективно в полной мере и с должным эффектом решать задачи растущей экономики. Всё это требует от российского транспорта существенной перестройки и модернизации.

Сложившаяся ситуация изменила взаимоотношения между грузовладельцами, транспортными посредниками, перевозчиками и потребителями грузов порождая комплекс противоречий между интересами производства, распределением материальных средств предприятий, и интересами потребления, а также интересами владельцев транспортных средств, порождая предпосылки построения транспортно-логистических систем (ТЛС).

Обычно, под логистической системой понимают «адаптивную систему с обратной связью, выполняющей те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой». [2] Следовательно, под ТЛС можно понимать совокупность транспортных и механизированных средств, путей сообщения, структур обеспечения, заказчиков, исполнителей и посредников транспортного процесса, грузообразующей и грузопоглащающей структуры, государственных органов управления и сертификации, объединяемых в целях выполнения перевозочного процесса с заданными качественными показателями.

Естественно рациональная ТЛС может быть создана только при процессах, связанных с взаимодействием различных видов транспорта, что в свою очередь обеспечивается функционированием общетранспортных узлов или, иначе говоря, терминалов.

Как отмечает Резер – общетранспортный узел, с точки зре­ния его функциональных особенностей, характеризуется как сложный комплекс динамично взаимодействующих систем разных видов транспорта, со следующими недостатками: отсутствие единой технико-экономической основы взаимодей­ствия различных видов транспорта; отсутствие единой правовой основы взаимодействия; отсутствие учёта равномерного распре­деления загрузки транспортных узлов на направлениях транспорт­ной сети; нерационально расходование топливно-энергетических и трудовых ресурсов; не решен вопрос о структуре органов управления транспортом [8].

Справедливо отметил Бенсон, что с развитием международных экономических связей в Россию пришло понятие «Терминал».

В мировой практике принято понятие «Freight terminal» – грузовой терминал, которое объясняется, как транспортно-распределительный центр, оказывающий не только услуги по складированию товаров всевозможного назначения, но и предлагающий широкую гамму сопутствующих услуг. [1,6]

Основываясь на анализе литературных источников можно выделить следующие основные признаки грузового терминала (табл. 1).

Таблица 1

Признаки грузового терминала

По Бенсону Д. и Уайтхеду Дж. [1]

Определение

Накопительная площадка (автоматизированный склад).

Функции

1.Доступ погрузо-разгрузочных средств (ПРС) к подвижному составу (ПС);

2. Лёгкая смена ПС;

3.Объединение потоков.

Накопление

Происходит в продолжение некоторого периода времени, причём грузы могут храниться до тех пор, пока будет обеспечена загрузка транспортного средства в целом.

Загрузка

Происходит с использованием погрузочных средств.

Расположение

В местах хорошо доступных для доставки, концентрации, погрузки и выгрузки грузов. Вблизи населённых пунктов во избежание значительной транспортной загрузки города транзитным ПС.

Оборудование

Различного рода ПРС, накопительные площадки, здания и сооружения для персонала и т.д.

По сборнику материалов конференции [6]

Информирование

Информирование клиента об его грузе (товаре) происходит с помощью различных средств связи. Нанесение различных надписей, указателей и схемы терминала и площадок, для лучшей ориентации водителей.

Наличие стоянок

Необходима организация зон отстоя транспортных средств в ожидании обслуживания, для исключения возможностей создания трудностей другим участникам движения.

Безопасность сообщения

Предоставление мест для ночного и аварийного отстоя автопоездов в охраняемой зоне, организация мест для ремонта и автомобилей технической помощи, применение современных систем слежения за грузом.

По Александрову Л.А. [7]

Заключение договоров

Заключается соглашение, предусматривающее принятие транспортным предприятием терминала на централизованное транспортно-экспедиционное обслуживание, работа ПС в полторы и две смены, обеспечение круглосуточной работы, переработка грузов по прямым схемам.

По Афанасьеву Л.Л. [4]

Качество перевозок

Определяется временем доставки груза, его сохранности, наличием и качеством сопутствующих услуг, уровнем тарифов, системой оплаты.

Взаимодействие видов транспорта

Организуется взаимодействие автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и трубопроводного видов транспорта.

По Кудрявцеву О.К. и сборнику материалов конференции [5]

Классификация

Универсальные и специализированные.

 

Таким образом, терминал – это система сооружений, оснащённых современным технологическим оборудованием, позволяющий выполнять весь спектр услуг, связанных с процессами транспортирования грузов и обеспечивать рациональную организацию транспортного обслуживания.

Рациональная организация транспортного обслуживания основана на различных формах организации и распределения грузопотоков и обычно характеризуется многоступенчатостью. Принципиально возможные схемы организации грузопотоков с использованием терминала показаны на рис. 1 [3].

 

 

 

 

 

 


а

 

 

 

 

 

б – объединение грузопотоков

 

 

 

 

 

 

 

в – разделение грузопотоков

 

 

 

 

 

 

 

г – разделение грузопотоков

 

- место зарождения грузопотока;

- пункт погашения грузопотока;

- дальний (транзитный) транспорт;

- местный транспорт.

Рис. 1. Схема организации грузопотоков

 

Как видно из рисунка терминал позволяет транзитному транспорту доставлять груз, не заезжая в конечный пункт. Это позволяет повысить скорость доставки груза, за счёт того, что водитель не заезжает в незнакомый ему город. Одновременно, данная мера приводит к уменьшению числа транзитных автомобилей в городе, что снижает аварийность и позволяет улучшить экологическую обстановку. Груз, постепенно накапливаясь на терминале, затем развозится либо местным транспортом (случаи «в» и «г») или транзитным транспортом (случай «б»).

Следовательно, терминал в процессе оказания транспортной услуги можно охарактеризовать как сложную систему, оснащённую техническими средствами, обеспечивающую организационно-экономическую и социально-техническую увязку всех субъектов транспортного процесса на территории и региона и смежных регионов.

 

Литература:

1. Бенсон Д., Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов: Пер. с англ. – М.: Транспорт. – 1990.

2. Гаджинский А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». – 2002.

3. Гудков В.А., Тарновский В.Н. Взаимодействие видов транспорта: Учебное пособие. – Волгоград, ВолгГТУ. – 1993.

4. Единая транспортная система и автомобильные перевозки: Учебник для студентов вузов / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт. – 1984.

5. Кудрявцев О.К. и др. Транспорт городских центров. – М.: Транспорт. – 1978.

6. Логистика и бизнес: Сборник материалов первой межотраслевой научно-методической и научно-практической конференции «Логистика в современных условиях развития экономики РФ», Москва, 29 января 1997г. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина и Ы.Э. Ташбаева. – М.: Брандес. – 1997.

7. Организация и планирование грузовых автомобильных перевозок: Учеб. пособие для спец. «Организация управления на автомобильном транспорте»/ Л.А. Александров, А.И. Малышев, А.П. Кожин, Е.П. Володин и др.; Под ред. Л.А. Александрова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.; Высш. шк. – 1986.

8. Резер С.М. Управление перевозочным процессом в транспортных узлах/ Методические указания. – М. –1988.