Бойко Г.В., Гудков В.А.
К вопросу о месте терминала в
процессе оказания транспортной услуги
Волгоградский государственный технический университет
Сделан анализ существующих подходов к рассмотрению
понятия терминал, выделены его функции и рассмотрено его место в
транспортно-логистической системе.
Ключевые слова: терминал, транспортно-логистическая
система, процесс перевозки.
An analysis of existing approaches for the concept of a terminal,
marked its function and its role in the transport and logistics
system.
Key words:
terminal, transport and logistics system, the process of transportation.
В России доля транспортных затрат в себестоимости продукции составляет порядка 20%, что значительно превышает долю государств с развитой экономикой, которая составляет порядка 8%. Это также является ограничением роста экономики, обусловленного недостаточным развитием транспортной системы. Различные характеристики современного российского транспорта, особенно его инфраструктуры, не позволяют объективно в полной мере и с должным эффектом решать задачи растущей экономики. Всё это требует от российского транспорта существенной перестройки и модернизации.
Сложившаяся ситуация изменила
взаимоотношения между грузовладельцами, транспортными посредниками,
перевозчиками и потребителями грузов порождая комплекс противоречий между
интересами производства, распределением материальных средств предприятий, и
интересами потребления, а также интересами владельцев транспортных средств,
порождая предпосылки построения транспортно-логистических систем (ТЛС).
Обычно, под логистической системой
понимают «адаптивную систему с обратной связью, выполняющей те или иные
логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и
имеет развитые связи с внешней средой». [2] Следовательно, под ТЛС можно
понимать совокупность транспортных и механизированных средств, путей сообщения,
структур обеспечения, заказчиков, исполнителей и посредников транспортного
процесса, грузообразующей и грузопоглащающей структуры, государственных органов
управления и сертификации, объединяемых в целях выполнения перевозочного
процесса с заданными качественными показателями.
Естественно рациональная ТЛС
может быть создана только при процессах, связанных с взаимодействием различных
видов транспорта, что в свою очередь обеспечивается функционированием
общетранспортных узлов или, иначе говоря, терминалов.
Как отмечает
Резер – общетранспортный узел, с точки зрения его функциональных особенностей,
характеризуется как сложный комплекс динамично взаимодействующих систем разных
видов транспорта, со следующими недостатками: отсутствие единой
технико-экономической основы взаимодействия различных видов транспорта;
отсутствие единой правовой основы взаимодействия; отсутствие учёта равномерного
распределения загрузки транспортных узлов на направлениях транспортной
сети; нерационально расходование топливно-энергетических и трудовых ресурсов;
не решен вопрос о структуре органов управления транспортом [8].
Справедливо
отметил Бенсон, что с развитием международных экономических связей в Россию
пришло понятие «Терминал».
В мировой практике принято понятие «Freight terminal» –
грузовой терминал, которое объясняется, как транспортно-распределительный
центр, оказывающий не только услуги по складированию товаров всевозможного
назначения, но и предлагающий широкую гамму сопутствующих услуг. [1,6]
Основываясь на анализе литературных источников можно выделить
следующие основные признаки грузового терминала (табл. 1).
Таблица 1
Признаки грузового терминала
По
Бенсону Д. и Уайтхеду Дж. [1]
|
|
Определение |
Накопительная площадка (автоматизированный склад). |
Функции |
1.Доступ погрузо-разгрузочных средств (ПРС) к подвижному
составу (ПС); 2. Лёгкая смена ПС; 3.Объединение потоков. |
Накопление |
Происходит в продолжение некоторого периода времени, причём
грузы могут храниться до тех пор, пока будет обеспечена загрузка
транспортного средства в целом. |
Загрузка |
Происходит с использованием погрузочных средств. |
Расположение |
В местах хорошо доступных для доставки, концентрации,
погрузки и выгрузки грузов. Вблизи населённых пунктов во избежание
значительной транспортной загрузки города транзитным ПС. |
Оборудование |
Различного рода ПРС, накопительные площадки, здания и
сооружения для персонала и т.д. |
По сборнику материалов конференции [6]
|
|
Информирование |
Информирование клиента об его грузе (товаре) происходит с
помощью различных средств связи. Нанесение различных надписей, указателей и
схемы терминала и площадок, для лучшей ориентации водителей. |
Наличие стоянок |
Необходима организация зон отстоя транспортных средств в
ожидании обслуживания, для исключения возможностей создания трудностей другим
участникам движения. |
Безопасность сообщения |
Предоставление мест для ночного и аварийного отстоя
автопоездов в охраняемой зоне, организация мест для ремонта и автомобилей
технической помощи, применение современных систем слежения за грузом. |
По Александрову Л.А. [7] |
|
Заключение договоров |
Заключается соглашение, предусматривающее принятие
транспортным предприятием терминала на централизованное
транспортно-экспедиционное обслуживание, работа ПС в полторы и две смены,
обеспечение круглосуточной работы, переработка грузов по прямым схемам. |
По Афанасьеву Л.Л. [4] |
|
Качество перевозок |
Определяется временем доставки груза, его сохранности,
наличием и качеством сопутствующих услуг, уровнем тарифов, системой оплаты. |
Взаимодействие видов транспорта |
Организуется взаимодействие
автомобильного, железнодорожного, воздушного, водного и трубопроводного видов
транспорта.
|
По Кудрявцеву
О.К. и сборнику материалов конференции [5]
|
|
Классификация |
Универсальные и специализированные. |
Таким образом, терминал – это система сооружений, оснащённых современным технологическим оборудованием, позволяющий выполнять весь спектр услуг, связанных с процессами транспортирования грузов и обеспечивать рациональную организацию транспортного обслуживания.
Рациональная
организация транспортного обслуживания основана на различных формах организации
и распределения грузопотоков и обычно характеризуется многоступенчатостью.
Принципиально возможные схемы организации грузопотоков с использованием
терминала показаны на рис. 1 [3].
а |
б – объединение грузопотоков |
|||
в – разделение грузопотоков |
г – разделение грузопотоков |
|
- место зарождения грузопотока; |
|
- пункт погашения грузопотока; |
|
- дальний (транзитный) транспорт; |
|
- местный транспорт. |
Рис.
1. Схема организации грузопотоков
Как видно из рисунка терминал
позволяет транзитному транспорту доставлять груз, не заезжая в конечный пункт.
Это позволяет повысить скорость доставки груза, за счёт того, что водитель не
заезжает в незнакомый ему город. Одновременно, данная мера приводит к
уменьшению числа транзитных автомобилей в городе, что снижает аварийность и
позволяет улучшить экологическую обстановку. Груз, постепенно накапливаясь на
терминале, затем развозится либо местным транспортом (случаи «в» и «г») или
транзитным транспортом (случай «б»).
Следовательно, терминал в процессе
оказания транспортной услуги можно охарактеризовать как сложную систему,
оснащённую техническими средствами, обеспечивающую организационно-экономическую
и социально-техническую увязку всех субъектов транспортного процесса на
территории и региона и смежных регионов.
Литература:
1. Бенсон Д.,
Уайтхед Дж. Транспорт и доставка грузов: Пер. с англ. – М.: Транспорт. – 1990.
2. Гаджинский
А.М. Логистика: учебник для высших и средних специальных учебных заведений. –
М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг». – 2002.
3. Гудков В.А.,
Тарновский В.Н. Взаимодействие видов транспорта: Учебное пособие. – Волгоград,
ВолгГТУ. – 1993.
4. Единая транспортная система и автомобильные перевозки:
Учебник для студентов вузов / Л.Л. Афанасьев, Н.Б. Островский, С.М. Цукерберг.
– 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Транспорт. – 1984.
5. Кудрявцев О.К. и др. Транспорт городских центров. – М.:
Транспорт. – 1978.
6. Логистика и
бизнес: Сборник материалов первой межотраслевой научно-методической и
научно-практической конференции «Логистика в современных условиях развития
экономики РФ», Москва, 29 января 1997г. / Под общей редакцией Л.Б. Миротина и
Ы.Э. Ташбаева. – М.: Брандес. – 1997.
7. Организация и
планирование грузовых автомобильных перевозок: Учеб. пособие для спец.
«Организация управления на автомобильном транспорте»/ Л.А. Александров, А.И.
Малышев, А.П. Кожин, Е.П. Володин и др.; Под ред. Л.А. Александрова. – 2-е
изд., перераб. и доп. – М.; Высш. шк. – 1986.
8. Резер С.М.
Управление перевозочным процессом в транспортных узлах/ Методические указания.
– М. –1988.