УДК 378.937

Акутина С.П., Беганцова И.С., Маркеева М.В.

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ МОЛОДЕЖИ В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Арзамасский государственный педагогический институт имени А.П. Гайдара

 

Введение

Динамизм и изменчивость современной жизни, требования, предъявляемые рынком труда к специалистам на данном этапе, состояние профессионального выбора молодежью, указывают на актуальность модернизации современного образования и обеспечения более качественной и эффективной системы подготовки выпускников вуза. Неудовлетворенность результатами деятельности существующих систем образования, проявляющаяся, в частности, в острых атаках на эти системы, приводит к тому, что во многих странах предпринимаются шаги, направленные на более или менее фундаментальную перестройку современных институциональных форм обучения и воспитания детей, молодежи и взрослых. Не случайно, все «Четыре столпа образования ХХI века», о которых заявило ЮНЕСКО (уметь учиться; уметь работать вместе; уметь жить с другими и уметь просто жить»), - это ведущие «жизненные» умения, которые помогают человеку найти свой жизненный путь в постоянно и интенсивно изменяющемся мире. В том числе и профессиональный путь.

В России наблюдается возрождение интереса к организации профориентационной работы не только в рамках школы, но и вуза. Актуальность профориентационной помощи учащимся возрастает, как в связи с повышающимися требованиями современного рынка труда к молодому человеку, совершающему выбор профессии, так и не соответствием его представлений о будущей профессии и самом рынке труда. Целенаправленная профориентационная работа позволяет не только оказывать помощь учащимися и студентам в выборе профессии, но обеспечивает психологическую готовность и осознанность этого выбора.

1.            Современное состояние проблемы профессионального самоопределения в условиях модернизации российского образования

В свете реформ, которые уже проведены во многих странах или только выдвинуты в различных документах, как отдельных стран, так и международных организаций, реформ, касающихся состояния просвещения и образования, обосновывается утверждение о том, что основу обновления современных систем образования должны составить требования всеобщности обучения и воспитания, непрерывности образования, горизонтальной и вертикальной «проходимости» системы образования, разностороннего профиля подготовки, широкого фронта обучения и воспитания, гибкости систем образования, их адаптируемости к переменам, происходящим в области культурной, социальной и хозяйственной жизни.

В мировой системе образования начала XXI века ученые А.А. Вербицкий, С.И. Григорьев, Н.Д. Никандров, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, В.Н. Шубкин, Е. Power и др. выделяют определенные глобальные тенденции:

- стремление к демократической системе образования, то есть доступность образования всему населению страны и преемственность его ступеней и уровней, предоставление автономности и самостоятельности учебным заведениям;

- обеспечение права на образование всем желающим (возможность и равные шансы для каждого человека получить образование в учебном заведении любого типа, независимо от национальной и расовой принадлежности);

- значительное влияние социально-экономических факторов на получение образования (культурно-образовательная монополия отдельных этнических меньшинств, платные формы обучения, проявление шовинизма и расизма);

- увеличение в мировом образовании гуманитарной составляющей в целом, а также введение новых человекоориентированных научных и учебных дисциплин: политологии, психологии, социологии, культурологии, экологии, эргономики, экономики;

- увеличение спектра учебно-организационных мероприятий, направленных на удовлетворение и развитие разносторонних интересов, способностей, профессиональных ориентиров учащихся;

- разрастание рынка образовательных услуг, расширение сети высшего образования и изменение социального состава студенчества, которое становится более демократическим;

- в сфере управления образованием поиск компромисса между жесткой централизацией и полной автономией;

- научно-исследовательский поиск новых открытий;

- образование становится приоритетным объектом финансирования в развитых странах мира;

- постоянное обновление и корректировка школьных и вузовских образовательных программ, интенсификация существующих методов учебно-воспитательной работы, создание и апробация новых форм и методов работы образовательно-воспитательного процесса;

- более тесное взаимодействие школы с другими организациями, просветительными и воспитательными учреждениями (с семьей, общественными и профессиональными организациями, производственными предприятиями, со средствами массовой информации);

- отход от ориентации на «среднего ученика», повышенный интерес к одаренным детям и молодым людям, к особенностям раскрытия и развития их способностей в процессе образования;

- поиск дополнительных ресурсов для образования детей с особыми потребностями и отклонениями в развитии, детей-инвалидов и проявление толерантности к ним;

- значительное распространение нововведений при сохранении сложившихся национальных традиций и национальной идентичности стран и регионов в силу того, что образовательное пространство становится поликультурным и социально-ориентированным на развитие человека и цивилизации в целом, более открытым для формирования международной образовательной среды, наднациональным по характеру знаний и приобщению человека к мировым ценностям.

- внедрение в систему образования новых образовательных технологий, предусматривающих гуманизацию и гуманитаризацию (С.П. Акутина, Ю.Г. Волков, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, В.А. Сергевнин, Т.Л. Эрайзер и др.) атмосферы и стиля преподавания всех учебных дисциплин, индивидуализацию образовательного процесса, предусматривающего формирование качеств каждого студента и прослеживающего траекторию его развития.

Российское образование, как один из социокультурных и духовных феноменов вступило в новый этап своего развития, связанный с переменой менталитета общества и личности, изменением ценностных ориентаций не только у подрастающего, но и старшего поколения. На современном этапе развития необходима определенная система ценностей для каждого человека, для общества и государства в целом. Глобальные процессы «начинающихся деструкций» (П.А. Сорокин), характерные для цивилизованных стран, распад гуманитарного знания, дегуманизация общества, связаны именно с девальвацией духовно-нравственных ценностей молодежи, потерей жизненных ориентиров, стагнационных личностных процессов. От радикальной, классической, дидактической парадигмы образование переходит к инновационному, гуманистическому, ценностно-ориентированному [1].

Реформирование системы высшего образования в России характеризуется поиском оптимального соответствия между сложившимися традициями в отечественной высшей школе и новыми веяниями, связанными с вхождением в мировое образовательное пространство. На этом пути наблюдается ряд тенденций.

Первая связана с развитием многоуровневой системы во многих университетах России. Преимущества этой системы состоят в том, что многоуровневая система организации высшего образования обеспечивает более широкую мобильность в темпах обучения и в выборе будущей специальности. Она формирует способность у выпускника осваивать на базе полученного университетского образования новые специальности.

Вторая тенденция – это мощное обогащение вузов современными информационными технологиями, широкое включение в систему Internet и интенсивное развитие дистанционных форм обучения студентов; формирование единого образовательного пространства.

Третья тенденция – это университизация высшего образования в России и процесс интеграции всех высших учебных заведений с ведущими в стране и в мире университетами, что приводит к появлению комплексов и центров.

Четвертая тенденция заключается в переводе высшей школы России на самофинансирование.

Пятая тенденция состоит во включении вузов России в обновление высшего профессионального образования с учетом требований мировых стандартов.

Поэтому наблюдается переход российского вуза в режим опытно-экспериментальной работы по апробации новых учебных планов, образовательных стандартов, новых образовательных технологий и структур управления; синтеза науки, образования и производства через создание крупнейших технополисов. В системе отечественного высшего образования выделяют разные критерии нововведений (табл.1):

Таблица 1

Критерии нововведений в системе высшего образования

Название критерия

Характеристика нововведения

1.

Масштаб преобразования вуза

1. Нововведения с изменением учебного плана и образовательных программ (в рамках одного факультета).

2. Более масштабные преобразования охватывают:

- структуру управления;

- формы организации учебно-профессиональной и научно-исследовательской деятельности студентов;

- образовательные технологии;

- сферу международного сотрудничества.

3. Реализация вузом идей перспективного развития приобретает полномасштабный характер новаций и охватывает все звенья и элементы образовательной системы

2.

Степень глубины осуществляемого преобразования

1. Возможно обновление по аналогии в мировой практике: учебной дисциплины, деятельности преподавателя и студента, организации отбора абитуриентов.

2. Комбинаторное нововведение предполагает структурное, а не содержательное обновление. Например, включение в структуру университета академической гимназии как школы; создание комплекса «педагогическая гимназия - педагогический колледж – педагогический университет».

3. Радикальное изменение в системе высшего образования связано, например, с открытием частного вуза, переходом высшего учебного заведения на разные источники финансирования, с переходом всего вуза на дистанционную форму обучения студентов.

3.

Степень новизны по фактору времени

В рамках этого критерия нововведения классифицируют как «замещающие», «отменяющие», «открывающие» и ретровведения. В первом случае вместо устаревшего учебника или технического средства вводятся новые, более современные. Суть отмены – в прекращении деятельности какой-то подструктуры вуза, в связи с ее бесперспективностью; в этом-то и состоит новизна. «Открывающее» - это новая специальность, образовательная технология, подструктура. Ретровведения – это освоение вузом чего-то давно забытого и упраздненного с учетом новых временных реалий.

 

В системе высшего образования складывается многоуровневая система, в которую включены учебные заведения среднего профессионального, высшего профессионального и поствузовского образования. Главной целью образовательной деятельности должно быть формирование личности, максимально полно выражающей потенциал человека. Процесс реализации стратегии образовательной деятельности включает в себя духовное развитие личности; социальное развитие личности, включающее в себя овладение личностью профессиональными знаниями, умениями, навыками и комптенциями; физическое развитие личности. Важнейшая составляющая духовной сферы - ценностно-нормативная область сознания личности. Система ценностей входит в ядро личности и выступает в качестве мировоззренческой основы всех сфер и аспектов ее жизнедеятельности. Именно способность образования формировать данную компоненту является наиболее сущностной его функцией, что и находит отражение в самом термине (образование). Содержание ценностно-нормативной составляющей человеческой духовности культурно обусловлено. Образование здесь выступает транслятором наиболее значимых и исторически устойчивых норм и ценностей бытия. Система образования (от ее концепции до содержательного наполнения) должна максимально полно учитывать и воспроизводить специфику духовности нации. Лишь в таком случае она эффективно сможет решить задачу формирования нравственной и социально ответственной личности.

Социальное развитие, прежде всего, предполагает формирование профессиональных умений и навыков будущего специалиста, а также освоение форм и способов успешной коммуникации личности в качестве субъекта многообразных социальных отношений. Главное назначение образования как социально-культурного института в исторически сложившейся системе социальных институтов - воспроизводство форм и способов институциализированной деятельности (как индивидуальной, так и совместной). Здесь человек должен, во-первых, усвоить способы и формы ролевого взаимодействия (социальной коммуникации); во-вторых, получить знания и навыки, необходимые для профессиональной деятельности (которые определяются характером и нормативными границами профессиональных ролей, являются достаточно четкими и требуют для своего освоения специализированной подготовки).

Трансформационные процессы, происходящие в российском обществе, оказывают противоречивое влияние на профессиональный выбор современной молодежи. Как показывают многолетние исследования жизненных и профессиональных планов выпускников средних школ, профессиональные ориентации молодежи смещаются в сторону современных рыночных профессий (С.П. Акутина, И.С. Беганцова, М.В. Маркеева). В результате молодые люди при поступлении в вуз часто руководствуются не интересом к выбираемой профессии, а теми социальными благами, которые она может принести (престиж, высокая зарплата, быстрое карьерное продвижение и т.п.). Негативные социальные последствия такого выбора проявляются в выпуске избыточного количества специалистов финансово-экономического, управленческого и юридического профиля, большинство которых не могут найти работу по специальности, недостатку на рынке труда специалистов менее «престижных», но востребованных профессий. Нами выявлены основные факторы, влияющие на профессиональный выбор современной молодежи:  социально-экономические условия; позиция членов семьи (родителей, родственников), их образование, социально-профессиональный статус и уровень материальных возможностей; мнение сверстников; престижность профессии и предполагаемый уровень материального вознаграждения; особенности системы общего и высшего образования; уровень и качество профориентационной работы с молодежью; воздействие средств массовой информации.

2. Особенности самоопределения современных старшеклассников в условиях модернизации образования в России

Динамично изменяющиеся требования общества к выпускникам школ и учреждений среднего и высшего профессионального образования выявили множество вопросов, касающихся профессиональной социализации современной молодежи.

Целенаправленная профориентационная работа позволяет не только оказывать помощь учащимися в выборе профессии, но обеспечивает психологическую готовность человека к выбору профессии и саму осознанность этого выбора. Сама по себе готовность связана с достаточной информированностью о профессии и устойчивыми профессиональными намерениями, а также способностью человека соотносить требования, предъявляемые профессией со своими личностными особенностями.

Поэтому прежде чем выбирать свою будущую профессию юношам необходимо получить хотя бы минимальные знания о ней. Но на данный момент в России складывается такая ситуация, что многие молодые люди не знают где это можно сделать и не имеют реального профессионального опыта. Поэтому одним из приоритетных направлений молодежной политики в России должно стать развитие и внедрение системы профессиональной ориентации учащихся. Сама по себе система профориентационной работы должна быть направлена на расширение знаний молодых людей о возможностях профессии, что способствует осознанности их будущего выбора.

Изменившаяся ситуация развития системы высшего профессионального образования обусловила необходимость концептуального подхода к организации и осуществлению профориентационной работы. Выявленные тенденции актуализируют необходимость целенаправленной помощи учащимся в осознании сущности профессиональной деятельности, определении своего отношения к ней, своих возможностей и личностных ресурсов в ее освоении и последующей реализации.

Таким образом, в контексте изменений, происходящих в системе высшего образования в России, возникает необходимость в целенаправленной организации профориентационной работы среди учащихся. Это требует переосмысления ее целостной организации в контексте проблемы обеспечения профессионального самоопределения будущих абитуриентов на этапе выбора профессии. С этой целью нами был разработан и апробирован диагностический инструментарий, позволивший нам получить первичное представление о потенциальных потребителях образовательных услуг. В разработанной нами анкете «Я и мое будущее» (Беганцова И.С., Маркеева М.В.) помимо традиционных сведений респондентов (старшеклассников) о себе содержалось всего девять вопросов, на каждый из которых были представлены варианты ответов. Таким образом, она не отпугивала старшеклассников громоздкостью, кроме того, сокращалось время опроса. Причем выбор респондента не ограничивался лишь одним вариантом ответа, тем самым был учтен момент возможной полимотивированности респондентов. В анкете мы попытались завуалировать истинные причины и цели проводимого опроса. Обращаясь к старшеклассникам как к экспертам-помощникам, мы тем самым попытались мотивировать их на максимальное сотрудничество с нами. Всего было опрошено 515 человек из различных районов Нижегородской области. На основании проведенного опроса мы попытались представить социально-психологическую характеристику потенциальных абитуриентов. Ответы на вопросы представлены графически.

Рис. 1. По вашему мнению, принимать решение о выборе профессии необходимо

Отвечая на первый вопрос значительная часть опрошенных считает, что выбор профессии нужно делать в старших (9, 10, 11) классах школы (79,56% респондентов), причем большая часть как девочек (26,6%), так и мальчиков (14%) отмечает, что принимать решение о выборе профессии необходимо уже в 9 классе (40,58%). Несколько меньшее количество старшеклассников указывает на то, что решение о выборе профессии необходимо принимать лишь в 10 классе (девочки – 18,6%; мальчики 12,7% соответственно). С учетом количественного преобладания в выборке девочек над мальчиками необходимо отметить, что общая тенденция выборов отражает в себе данный факт. Более детальный анализ статистических данных указывает на то, что мальчики в большей степени склонны принимать решение о выборе профессии в 10 классе школы. Возможно, это объясняется более поздним психосексуальным и социальным созреванием мальчиков по сравнению с девочками. Это может быть также связанно и с защитой от серьёзных взрослых проблем, которые связанны с выбором профессии и страхом принятия решения. Подростки единодушны в мнении о том, что в год окончания школы решение о выборе профессии принимать уже поздно. Так считают лишь 4,7 % мальчиков и 3,5 % девочек.

Таким образом, большая часть старшеклассников (71,84%) уже готова говорить о своём профессиональном выборе в 9- 10 классе. Следовательно, профориентационная работа со старшеклассниками должна быть направлена не только на учащихся 11 классов, но 10-х и особенно 9-х классов. Именно в 9 классе подростком принимается решение о том, какое образование он будет получать среднеспециальное или высшее.

Рис. 2. Вы лично уже пытались принять такое решение (о выборе профессии)? Какой вариант Вам ближе?

Отвечая на второй выявляющий степень определенности сделанного старшеклассниками выбора лишь пятая часть респондентов - 21,6% указала на то, что сделанный ими выбор является достаточно определенным (9,1% мальчиков и 12,5% девочек). Больше половины старшеклассников 62,3% (23,7% мальчиков и 38,6% девочек) имеют лишь предполагаемые варианты профессионального выбора, их окончательный профессиональный выбор еще впереди. Фактически это та целевая группа, на которую и должна быть направлена профориентационная деятельность. Интересным является тот факт, что процент старшеклассников, которым «все равно кем работать и где учиться» достаточно низок (4% мальчиков и 4,7% девочек). Не думают о выборе профессии вообще 1,6% респондентов (1,4% мальчиков и 0,4% девочек).

Таким образом, подавляющее большинство старшеклассников ещё не выбрали ни профессию, ни место будущей учёбы. При этом, некоторые из классов, где проводился опрос, были профильными (напр. физико-математический). В процессе беседы даже те старшеклассники, которые уже (как бы) сделали свой выбор, отмечали тот факт, что их окончательное решение зависит от многих факторов.

Рис.3. Если бы Вам потребовалась помощь в выборе профессии и места дальнейшей учебы, скорее всего вы обратились бы

Третий вопрос был направлен на выявление референтного (значимого) другого, влияющего на профессиональный выбор старшеклассника, и принятие им решения о получении того или иного образования, выбор образовательного учреждения.

Интересен тот факт, что немногие респонденты согласились с тем, что без посторонней помощи выбор сделать сложно (см. Рис.2.), тогда как анализ результатов ответа на третий вопрос (см. Рис.3) свидетельствует о том, что подавляющее большинство респондентов, в случае затруднений в выборе профессии и места дальнейшей учебы обратилось бы к родителям. Это вполне естественный факт, так как родители для подростка это не только значимые взрослые, но и люди которые обеспечивают материальные затраты, связанные с обучением. 12% старшеклассников в случае сложностей с выбором профессии и места учебы обратились бы к специалисту-психологу. Данный факт свидетельствует о том, что профориентационная деятельность должна строиться на психолого-педагогической основе. В ходе профориентационного взаимодействия со старшеклассниками необходимо оказывать им, их родителям, учителям консультативную психологическую помощь.

Следующая категория значимых других, к которым обратился бы подросток, учителя (9,9% респондентов), на последнем месте оказались обращения к друзьям (8,3%).

Таким образом, выделились те целевые группы, профориентационная работа с которыми косвенно можем повлиять на профессиональный выбор старшеклассников: родители, специалисты-психологи образовательных учреждений, учителя.

Рис. 4. Для эффективного выбора профессии и дальнейшего места учебы, по Вашему мнению, важны:

Отвечая на четвертый вопрос, связанный с тем, что важно для эффективного выбора профессии и дальнейшего места учебы 48,45% старшеклассников отметили «интерес к выбранной профессии»; 21% указали на наличие «информации о профессии и возможности трудоустройства»; 20,8% «перспективы карьерного роста и размер зарплаты». Таким образом, к основным факторам, определяющим выбор профессии, старшеклассники относят собственную внутреннюю мотивацию, социальную востребованность и престижность профессии, наличие перспектив профессионального роста. Такие факторы как «престижность и традиции вуза» (6%), «близость учебного заведения к Вашему дому» (1,8%), «взаимодействие вуза с выпускниками школ» (1,7%) недооцениваются старшеклассниками, что связано во многом с недостатком рационализма (умения реально оценивать ситуацию), идеализированным представлением о предполагаемом профессиональном выборе, не сформированностью представлений о будущей профессии и т.п.

Рис. 5. Что Вам помогло бы окончательно принять решение о выборе вуза?

Анализируя ответы на вопрос о том, что помогает старшеклассникам принять решении о выборе вуза, мы можем констатировать, что наиболее значимый фактор – это «занятия на подготовительных курсах» (45,3% респондентов), на втором месте по значимости оказался фактор «знакомства со студенческой жизнью и экскурсии в учебные корпуса и общежития» (41% респондентов). Вызывает удивление тот факт, что лишь 13,5% респондентов указали на значимость «совместных мероприятий со студентами (фестивали, конкурсы, концерты, соревнования)». Возможно, это связано с тем, что эта форма деятельности является недостаточно используемой и старшеклассники имеют о ней лишь гипотетическое представление, но не имеют опыта реальной ее реализации; кроме того, это может быть связано страхом взаимодействия в ситуации неопределенности.

Рис. 6. Как часто рассказывают преподаватели о профессиях на занятиях

Подавляющее большинство респондентов ответили, что преподаватели иногда предоставляют информацию о профессиях. Это говорит о необходимости разработки и проведения специальных мероприятий рекламного характера, ориентированных именно на учителей, работающих со старшеклассниками.

Таким образом, в целом социально-психологические особенности потенциальных абитуриентов заключаются в том, что они достаточно рано пытаются определиться в своем профессиональном выборе, но даже при наличии его нескольких вариантов испытывают трудности в конечном выборе профессии. Они, ориентируясь на мнение значимых других, не соотносят свои реальные возможности с требованиями, предъявляемыми выбранной профессией, так как имеют иллюзорное представление о ней, ориентируясь на ее социальную значимость и популярность. Старшеклассники недооценивают ту сторону получения профессии, которая связана с материальными затратами, а также качеством получаемого образования. Они не осознают саму суть студенческой жизни, являясь нацеленными больше на внешние ее проявления.

Выявленный нами портрет потенциальных потребителей образовательных услуг позволил сформулировать стратегию и тактику взаимодействия с учащимися, родителями, учителями и другими потенциальными потребителям образовательных услуг

1.  Одним из стратегических направлений профориентационной работы является разработка и проведение специальных мероприятий рекламного характера, ориентированных на потенциальных абитуриентов и их родителей. Причем с учетом специфики вуза и факультета нужен дифференцированный подход к организации рекламной кампании. Отдельные образовательные программы необходимо презентовать по-разному.

2.  Вторым стратегическим направлением профориентационной работы является расширение спектра партнеров для взаимодействия по организации профориентационной деятельности, с учетом потребности в молодых специалистах не только сферы образования, но и других сфер потенциального трудоустройства выпускников не педагогических специальностей.

3.  Третье направление включает в себя использование профориентационного потенциала выпускников вуза и факультета, а также работу со студентами заочного отделения, с целью привлечения их к профориентационной работе и распространению информации об образовательных возможностях вуза.

4.  Четвертое направление связано с интеграцией на базе вуза педагогического сообщества, с целью расширения географии представленности вуза в других регионах страны (реализация совместных проектов, научные конференции, курсы повышения квалификации и т.п.).

Данные стратегические направления были реализованы в конкретной тактике взаимодействия, в процессе профориентацонной работы с различными категориями потребителей образовательных услуг: организация рекламной деятельности; расширение спектра партнеров для взаимодействия по организации профориентационной деятельности с учетом потребности в молодых специалистах; выстраивание работы с выпускниками вуза; работа с учителями общеобразовательных школ; реализация социально значимых проектов и участие в научных конференциях и семинарах различного уровня также способствует распространению информации о вузе.

На основе стратегического плана профориентационной работы в дальнейшем необходимо осуществлять ее понедельное планирование.

Таким образом, в рамках профориентационной работы сотрудники вуза смогут расширить спектр сфер деятельностей, в рамках которых может осуществляться профориентационная работа, а также расширить формы ее организации и получить новый позитивный опыт взаимодействия с потенциальными абитуриентами и получить возможность использовать свои профессиональные навыки на практике, непосредственно в процессе общения с ними.

3. Психолого-педагогическая служба как условие поддержки профессионального развития студентов в условиях вуза.

В условиях современных социально-экономических и культурных преобразований в стране проблема профессионального самоопределения студентов представляется актуальной и перспективной. Это сопряжено с естественной для молодого поколения потребностью найти своё место в жизни и необходимостью адаптации к различным сферам деятельности. Запланированная молодым человеком жизненная и профессиональная перспектива является мощным стимулом самообразования, самовоспитания, самопознания и самореализации личности

Ответственные задачи, которые ставит общество перед высшей школой по подготовке высококвалифицированных специалистов, могут успешно решаться при овладении студентами технологией саморазвития как необходимого условия профессионального становления.

В контексте сказанного особое значение приобретает профессионального самоопределения студенчества как особой возрастной и социальной группы. Вопросы выбора молодым человеком ценностных ориентиров, построения им собственной жизни, обретения внутренней целостности и адекватной позиции в обществе актуализируют проблему понимания условий, способствующих развитию активной, творческой, самоопределяющейся личности (В.И. Андреев, В.Н. Донцов, ЯЛ. Пономарёв, Г.Н. Сериков, Я.О. Устинова, В.Д. Шадриков и др.)

В ракурсе личностно ориентированной парадигмы образования, одним из доминантных факторов и условий профессионального самоопределения студентов является психолого-педагогическая служба вуза.

Основной целью деятельности психолого-педагогической службы является: обеспечение психолого-педагогических условий, способствующих благоприятному психическому и личностному, профессиональному становлению студентов.

 Более 10 лет на психолого-педагогическом факультете ФГБОУ ВПО «АГПИ им А.П. Гайдара» существует психолого-педагогическая служба (далее ППС). Основными задачами ППС является:

1. Оказание профессиональной психолого-педагогической помощи студентам в становлении и развитии профессионально - значимых личностных качеств.

2. Психологическое сопровождение личностной и социальной адаптации студентов в процессе учебно-профессиональной деятельности.

3. Создание условий психологической поддержки через оказание индивидуальной и групповой психологической помощи.

4. Участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек, отклонений в поведении и формирования здорового образа жизни.

5. Повышение психологической компетенции субъектов образовательного процесса.

В настоящее время психолого-педагогическая служба на факультете реализует свою деятельность по следующим направлениям: профилактическое, психодиагностическое, коррекционно-развивающее, консультативное и просветительское, научно-методическое. Рассмотрим содержание деятельности ППС по этим направлениям.

Профилактическое направление

Цель: формирование у студентов потребности в психологических знаниях, в использовании их как в работе, так и в интересах собственного развития.

В рамках данного направления осуществляется следующее:

1. Разработка программ развивающих тренингов, с учетом основных потребностей студентов в психологической поддержке на том или ином этапе обучения в ВУЗе, особенно это касается студентов первокурсников (по преодолению возникающих у студентов проблем в учебной деятельности, социальной адаптации и профессиональном становлении).

2. Оказание психолого-педагогической помощи и поддержки первокурсникам по выработке уверенного поведения в период подготовки первой сессии.

3. Оказание психолого-педагогической помощи студентам старших курсов по актуализации и выработке профессионально важных качеств, навыков педагогического общения, в период подготовки к педагогической практике.

4. Участие в разработке и проведении мероприятий по профилактике вредных привычек и формированию здорового образа жизни у студентов и преподавателей. Реализации комплексной программы «Молодежь – за здоровый образ жизни».

5. Информирование студентов по вопросам практической психологии, посредством курсов по выбору, СМИ, информационных блоков.

Данная работа включает в себя: работу со студентами – первокурсниками в адаптивном лагере на б/о «Ласточка» (творческие мастерские, КТД, психологический тренинг); организация и проведение дня психического здоровья, дня толерантности; оформление газет по ЗОЖ, профилактике вредных привычек; вовлечение студентов в волонтерскую деятельность).

Психодиагностическое направление

Цель: выполнение как индивидуальных, так и социальных заказов, психолого-педагогическое изучение проблем современных студентов.

1. Диагностика студентов-первокурсников, с целью изучения личностных особенностей, выявления психологических проблем и на этой основе разработка психологических портретов студенческих групп, разработка рекомендаций по организации работы как с группой в целом, так и с отдельными студентами.

2. Выявление уровня сформированности у студентов личностных и профессионально значимых качеств.

3. Изучение динамики ведущих мотивов обучения и мотивов профессионального самоопределения у студентов, а также мотивов профессионального самоопределения у выпускников факультета.

4. Диагностика особенностей общения студентов с преподавателями и сокурсниками;

5. Социологические опросы студентов, с целью изучения их социальной активности, ценностных ориентаций, жизненных перспектив.

Коррекционно-развивающее направление

Цель: психологическая поддержка и активное воздействие на процесс развития личности студента, его профессионального становления.

1. Проведение психологических тренингов со студентами первого курса, направленные на сплочение академических групп, создание благоприятной атмосферы, снижения трудностей адаптации на начальном этапе обучения.

2. Организация активных семинаров-тренингов по выработке уверенного поведения у студентов-первокурсников в период первой сессии.

3. Организация и проведение тренинговых занятий со студентами старших курсов по выработке навыков педагогического общения, в процессе подготовки к педагогической практике.

Это направление осуществляется через организацию и проведение тренинга сплочения; тренинга по преодолению конфликтов и овладения навыками эффективного поведения; тренинга уверенного поведения в период экзаменационной сессии; тренинга повышения стрессоустойчивости и формирования адекватных психологических защит; тренинга формирования учебной мотивации.

Консультативное и просветительское направление

Цель: Формирование у студентов потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития.

1.     Проведение тематических консультаций для студентов по актуальным проблемам молодежи.

2.     Оказание психологической помощи и поддержки студентам и преподавателям в решении профессиональных, личностных и других проблем.

3.     Популяризация психологических знаний среди субъектов образовательного процесса.

Данное направление осуществляется через организацию и проведение родительских собраний; семинаров и круглых столов, дискуссий; участие в научно-практических конференциях; оформление стенгазет, посвященных знаменательным датам психолого-педагогической науки.

Научно-методическое направление

Цель: анализ и обобщение полученной в ходе работы психолого-педагогической службы информации, разработка методических материалов и программ.

1. Разработка тренинговых занятий, программ психологической помощи студентам на разных этапах обучения;

2. Участие студентов в научно-практических конференциях по актуальным вопросам психологической науки.

3. Участие в разработке системы мероприятий, направленных на профилактику вредных привычек и формирование здорового образа жизни у современной молодежи.

Анализ деятельности психолого-педагогической службы, в течение ряда лет, позволяет говорить о проблемах, которые выявлены у вновь поступивших студентов - первокурсников:

- Низкий уровень учебной мотивации (у ряда студентов 1 курса, где отмечаются пропуски, стойкое пренебрежение учебной деятельностью невнимательность на занятиях, систематическая неподготовленность к занятиям; потеря интереса к учебе, отсутствие заинтересованности в изучении нового материала). У значительной части студентов, отмечается незаинтересованность на 1 курсе в получении оценки выше удовлетворительной.

- Низкий уровень профессиональной мотивации. Анализ результатов диагностики учебной мотивации студентов, в течение ряда свидетельствует, что в настоящее время значительная часть студентов, поступающих на 1 курс, имеют внешнюю мотивацию. Все меньше в вуз поступают ребята, которые имеют внутреннюю, осознанную мотивацию, как это было несколько лет назад.

Основной мотив поступления в Вуз у студентов за последние 2 года (2010- 2012г) - «Хочу получить диплом о высшем образовании, не важно по какой специальности»; (практически на всех специальностях, за исключением «Педагогика и психология», «Социально- культурный сервис и туризм». Все чаще стал встречаться мотив: «Хочу получить отсрочку от армии», « Поступил учиться за компанию». Если раньше, до 2010 года доминировали такие ценностные мотивы, как «Чувствую призвание к профессии»; «Слышал хорошие отзывы о специальности», «Хочу продолжить династию», «Мне нравятся предметы, которые изучаются на данной специальности», то в настоящее время эти мотивы становятся второстепенными при выборе специальности у студентов - первокурсников.

- Личностные дисгармонии (повышенная тревожность и напряженность, неадекватность самооценки - заниженная, либо чрезмерно завышенная, неуверенность в себе, незащищенность, инфантилизм, закрытость, агрессивность, враждебность, демонстративность).

- Проблемы адаптации к новой социальной среде, к новому коллективу (личностные особенности студентов: (боязливость, тревожность, замкнутость или наоборот, повышенная конфликтность, враждебность); отрыв от родителей смена места жительства, может привести бесконтрольности, снижению мотивации учения.

- Низкий уровень интеллектуальной готовности к обучению в вузе (недостаточная развитость абстрактно - логического мышления (трудности у отдельных студентов с умением обобщать, анализировать, сравнивать, делать выводы); недостаточное владение техниками осмысленного запоминания; неустойчивость внимания; низкая работоспособность; неумение работать с научной литературой (выделять главное, конспектировать материал); преобладание воссоздающего воображения, над творческим (студенты испытывают сложности в творческих заданиях, когда необходимо что- то им самим придумать, сочинить, изобрести, постоянно нужна помощь и поддержка взрослого); трудности в освоении терминологии , новой лексике.

- Употребление ПАВ (тяга и зависимость к алкоголю, наркотикам, одурманивающим средствам, курению). Данная проблема не стоит так остро на факультете, хотя ряд студентов, которые курят, даже употребляют алкоголь выявлены ППС.

С целью повышения учебной мотивации студентов сотрудниками психолого-педагогической службы проводятся следующие мероприятия:

- индивидуальная беседа с проблемными студентами, направленная на выявление причин сниженного уровня учебной мотивации во всех группах;

- разработка рекомендаций для родителей, кураторов по работе с проблемными студентами;

- консультирование кураторов, преподавателей по индивидуальному подходу к каждому студенту со сниженной учебной мотивацией;

- разработка рекомендаций для преподавателей факультета по использованию методов и приемов, стимулирующих познавательную активность (с использованием дискуссии, мозгового штурма, проблемных ситуаций; дозирования учебного материала; использования наглядности); данная работа начата, в планах ее продолжить;

- вовлечение студентов в работу микрогрупп, где есть сильные ребята, замотивированные на учебную деятельность;

- вовлечение проблемных студентов на мероприятия, проводимые в группе, на факультете, институте;

- разработка рекомендаций кураторам по организации деятельности, обеспечивающей ситуацию успеха проблемного студента;

- проведение тренинга формирования учебной мотивации.

С целью повышения профессиональной мотивации студентов сотрудниками ППС проводится следующая работа:

- информирование студентов о выбранной профессии, возможностях трудоустройства, карьерного роста (лекции, беседы, диспуты, круглые столы;

- вовлечение студентов в волонтерскую деятельность (выход студентов в различные учреждения города: социальной защиты, образования, культуры, здравоохранения, силовые структуры);

- в работе со студентами используются примеры, раскрывающие позитивный опыт старшекурсников, успешно устроившихся в профессиональной деятельности).

В рамках профилактики и коррекции дисгармоний личности студентов проводится следующая работа:

- проводится День психического здоровья на факультете, День толерантности (оформление газет по здоровому образу жизни, профилактике вредных привычек, тренинги толерантности, мастер-классы).

- работа адаптивного лагеря (участие всех студентов в КТД, творческих мастерских, психологическом тренинге, итоговом концерте с профориентационной направленностью);

- помощь студентам в подборе поручений и распределения социальных ролей в групповых мероприятиях (с учетом их индивидуальных возможностей и желаний);

- тренинг развития коммуникативных навыков;

- тренинг по преодолению конфликтов и овладение навыками эффективного поведения;

- тренинг уверенного поведения в период экзаменационной сессии;

- проведение консультаций и бесед со студентами, в некоторых случаев с привлечением специалистов из других городов.

С целью успешной адаптации первокурсников к новым условиям проводится следующее:

- выявление студентов, испытывающих трудности в адаптации, поиск причин неадаптированности (наблюдение, диагностика, беседы с кураторами, родителями студентов);

- проведение индивидуального и группового консультирования студентов по возникающим проблемам;

- проведение тренинговых занятий, направленных на сплочение, создание доверительной обстановки в группе;

 - вовлечение студентов в групповые и факультетские мероприятия;

- проведение бесед, встреч с родителями и опекунами студентов, которые сложно адаптируются к новым условиям;

- разработка рекомендаций для кураторов по работе с данной категорией студентов.

С целью повышения уровня интеллектуальной готовности к обучению в вузе со студентами проводится следующее:

- на занятиях преподавателей рекомендуется использовать деятельности предшествующих этапов (дошкольного, младшего школьного, подросткового возраста - рисование, игра, лепка, аппликация и т.д.);

- организация тренинга креативности;

- вовлечение студентов в волонтерскую деятельность, в ходе которой они приобретают навыки профессиональной деятельности.

С целью профилактики употребления ПАВ проводится следующее:

- раннее выявление, комплексное исследование каждого отдельного случая, совместно с куратором;

- наблюдение за студентами в вузе и за его пределами;

- разработка и проведение индивидуальных психокоррекционных программ: «Тренинг формирования установок на здоровый образ жизни», тренинг «Педагогика здоровья»; «Молодежь за здоровый образ жизни».

- организация лекториев для студентов, с целью изменения отношения студентов к психоактивным веществам, формирование личной ответственности за свое поведение (с привлечением специалистов: психотерапевта, нарколога) ;

- индивидуальное и семейное психологическое консультирование родителей студентов.

На старших курсах были выявлены следующие проблемы:

- Отсутствие желания участвовать в жизнедеятельности факультета и института (не все ребята, которые обладают достаточно высокими творческими способностями, участвуют в общеинститутских и общефакультетских мероприятиях, хотя отмечается достаточно высокая активность студентов в группах).

- Низкий уровень учебной мотивации, при активном участии в общественной жизни факультета и группы (пропуски занятий, кураторских часов).

- Недостаточно сформирована профессиональная этика и культура поведения у студентов (не все студенты здороваются, не у всех студентов соответствует этическим нормам одежда, иногда можно услышать грубость в отношении отдельных студентов и преподавателей).

В рамках повышения активности и заинтересованности жизнедеятельностью факультета и повышения уровня учебной мотивации проводятся следующие мероприятия:

- тренинг по формированию учебной мотивации студентов;

- организация систематического контроля и помощи всем проблемным студентам (деканата, куратора, студенческой психолого-педагогической службы ППФ);

- индивидуальное консультирование родителей проблемных студентов;

 - вовлечение пассивных студентов в жизнедеятельность факультета и группы.

- формирование личной заинтересованности студентов в процессе и результате собственной учебной деятельности;

- закрепление за проблемными студентами успешных студентов.

В ходе работы над этикетом и культурой поведения проводится следующая работа:

- кураторские часы, беседы о культуре поведения, родительские собрания;

- круглый стол на тему: «Проблема культуры студента, как личностное качество специалиста»;

- практикум «Этикет современного общества»;

- тренинг «Имидж специалиста».

Одним из направлений деятельности психолого-педагогической службы в рамках развития профессионального самоопределения студентов является волонтерское движение. В волонтерскую группу входят студенты, которые готовы помогать ребятам, оказавшимся по разным причинам в трудной жизненной ситуации. Поначалу в состав волонтерской группы входили ребята старших курсов. В настоящее время ряды волонтеров пополняются ребятами младших курсов. Со студентами-волонтерами младших курсов систематически проводится групповая и индивидуальна работа сотрудников ППС и старшекурсников, с целью передачи социального опыта в работе с различными категориями детей и подростков, развития профессиональных умений и навыков.

Особенно успешно реализуется волонтерская деятельность в рамках прохождения педагогической практики студентов в различных учреждениях города: учреждениях социальной защиты, образования, здравоохранения, правоохранительных органах и т.д.

Для построения успешной работы с детьми и подростками, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, ведется отбор студентов, способных осуществлять волонтерскую деятельность. При этом учитывается: эрудиция; методическое мастерство студента-волонтера на основе профессионально- педагогических знаний, умений, навыков; личностные качества студента-волонтера (компетентность, высокий уровень эмпатии, доброжелательность, искренность, ответственность, коммуникабельность, эмоциональная уравновешенность, наличие организаторских способностей).

Основная особенность волонтерской деятельности состоит в том, что студент-волонтер находится в таком возрасте, когда ребенок и подросток воспринимают его как себе равного, а не как взрослого. Неслучайно студенты- волонтеры общаются с ребятами на равных, это позволяет гораздо эффективнее решать поставленные задачи.

В работе с детьми «группы риска» и детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, студенты-волонтеры реализуют следующие принципы:

- стимулирование интеллектуального и личностного развития детей, вооружение их методами и приемами самопознания и самовоспитания;

- создание условий для развития детей, включая их в совместную коллективную творческую деятельность;

- студенты - волонтеры должны быть сами примером для других ребят;

- включение детей и подростков «группы риска» в такие формы воспитательной работы, в которых проецируются умения и навыки поведения в трудных жизненных ситуациях.

Как уже было отмечено выше, многие студенты, в период прохождения практики работают с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации, значительная часть которых проживают в интернатных учреждениях, в первую очередь в детском доме. Поэтому неслучайно, что пройдя практику в детском доме и проявив интерес к проблемам развития и обучения этих ребят, многие студенты-практиканты были замотивированы на дальнейшую работу с этой категорией несовершеннолетних. Неслучайно, что в 2002-2003 году студенты- волонтеры с большим желанием приступили к работе в качестве волонтеров, в реализации проекта «Детский дом - добрый дом». Работа с детьми детского дома стала для студентов-волонтеров важным социально-педагогическим опытом в освоении профессии. В ходе работы в детском доме студенты-волонтеры проводили для воспитанников, прежде всего дошкольного и младшего школьного возраста: тренинговые занятия, праздничные вечера, интеллектуальные конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в музеи, выставочные залы, посещение театральных постановок.

Кроме этого, была организована такая форма работы с детьми, как «Семья выходного дня», в ходе которой воспитанники детского дома имели возможность проводить свое свободное время со старшими наставниками и их семьями за пределами детского дома. Вместе со студентами ребята ходили в парк, на выставку, кино, в семейном кругу устраивали чаепитие. Данная форма работы позволила еще лучше наладить дружеские отношения между детьми детского дома и студентами-волонтерами.

В 2005 году студенты специальности «Педагогика и психология, в рамках прохождения практики, на базе центра социальной помощи детям г. Арзамаса, принимали участие в проекте «Бродячее детство», целью которого являлось вовлечение безнадзорных детей в социально-значимую деятельность. Для воспитанников Центра студентами были организованы тренинги. В эту работу были включены подростки 14-16 лет. Вместе с подростками, студенты-волонтеры ходили в рейды по выявлению детей, занимающихся попрошайничеством, сбором милостыни. В ходе совместной работы с сотрудниками Центра, студенты-волонтеры разработали для воспитанников « Карту интересов», которая включала информацию о кружках, секциях, которые действуют в клубах по месту жительства и школах города и которые могли бы посещать ребята, находящиеся на патронаже в Центре. При этом, студенты-волонтеры предварительно изучали интересы ребят, их направленность, способности. Решающей в работе волонтеров явилась встреча с детьми микрорайона в клубе «Гайдаровец», при КС-9. В ходе проведения данной встречи студенты рассказывали ребятам о работе Центра, о том, в каких случаях ребята, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, могут обратиться туда за помощью. В ходе реализации данного проекта студенты-волонтеры приобрели опыт общения с детьми из семей «группы риска, обрели новых друзей. Новый социальный опыт приобрели студенты-волонтеры в работе с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации и воспитывающихся в монастырских приютах в различных уголках России (Нижегородской, Владимирской, Московской и Ярославской областях). Так в 2008 - 2009 году, в рамках реализации проекта «Взаимодействие общественности и Русской Православной Церкви в обеспечении социальной защищённости воспитанников монастырских приютов» для детей из монастырских приютов преподавателями психолого-педагогического факультета, совместно со студентами проведен комплекс мероприятий, направленный на оказание психолого-педагогической поддержки данной категории детей. Эта работа предполагала организацию досуговой деятельности (проведение праздников на православную тематику, викторин, конкурсов, творческих мастерских, тренинговых занятий); помощь в подготовке домашнего задания.

К «группе риска», безусловно, можно отнести ребят, которые состоят на учете в ИДН, КДН, отбывающих наказание в воспитательных колониях для несовершеннолетних правонарушителей. Вот уже в течение ряда лет, сотрудники психолого-педагогического факультета сотрудничают с УВД г. Арзамаса, по вопросам профилактики предупреждения правонарушений среди несовершеннолетних. Эта работа была начата в рамках прохождения педагогической практики студентов в различных правоохранительных органах. Несколько позднее на факультете был создан педотряд из студентов, который совместно с другими государственными ведомствами, осуществляет вопросы профилактики девиантного поведения. В период прохождения практики в УВД, студенты столкнулись с проблемой оказания психолого-педагогической помощи лицам, совершившим преступления в возрасте от 14- до 18 лет. Неслучайно, студенты-волонтеры проявили интерес к работе с несовершеннолетними осужденными и условно-досрочно освобождаемыми подростками. В 2004 году, в рамках проекта «Студенческая социальная инициатива», совместно с Арзамасской ВК, а затем в 2007 году, с Ардатовской воспитательной колонией, студенты-волонтеры, под руководством преподавателей и сотрудников психолого-педагогической службы, организовывали занятия с элементами тренинга, направленные на социальную адаптацию несовершеннолетних осужденных во избежание рецидивов противоправного поведения; организовывали праздничные мероприятия для воспитанников. На протяжении ряда лет дружба между студентами психолого-педагогического факультета и воспитанниками колонии продолжается и крепнет, это проявляется в организации и проведении совместных праздников: День Знаний, День Учителя, Новый Год, День Защитника Отечества, 8 марта, День Победы. Кроме этого, неоднократно проводились товарищеские встречи по спортивным состязаниям среди студентов и воспитанников колонии, дружественные КВНы.

Приобретенные умения, в работе с дезадаптированными и делинквентными подростками в период практики, также позволили студентам-волонтерам активно принять участие в проекте: «Команда профессионалов: Защитим детей от беды!», реализованном в 2007 году. Основная задача перед студентами-волонтерами заключалась в обучении волонтеров-старшеклассников школ города технологиям профилактической и коррекционной работы с детьми «группы риска» и их родителями.

В период прохождения педагогической практики, в работе с несовершеннолетними «группы риска» студенты столкнулись с такой проблемой детей, как духовная неграмотность, неумение и нежелание откликнуться на чужую боль, бездушие. Решение этой проблемы нашло отражение в участии студентов-волонтеров в 2007 году в проекте «Возвращение к истокам», реализованного совместно со станцией юных натуралистов г. Арзамаса. Студенты-волонтеры организовывали мероприятия, направленные на духовное оздоровление подрастающего поколения. В ходе экологической, краеведческой и культурно-досуговой деятельности осуществлялось православное просвещение воспитанников летнего трудового лагеря «Зеленый меридиан», что способствовало развитию их духовно-нравственной сферы.

В 2006-2007 учебном году в период прохождения летней педагогической практики студенты 3 курса психолого-педагогического факультета принимали участие в осуществлении проекта «Дворовая компания». Целью проекта являлась организация содержательного и позитивного досуга детей и молодежи по месту жительства в каникулярный период силами студенческой молодежи на территориях муниципальных районов и городских округов Нижегородской области. Вот уже в течение ряда лет эта работа, в летний период, продолжается. С каждым годом количество студентов, участвующих в рамках данного проекта увеличивается.

Можно отметить, что привлечение студентов к волонтерской деятельности в работе с детьми «группы риска», «оказавшихся в трудной жизненной ситуации» позволяет: сформировать антидевиантные установки, как у самих волонтеров, так и у тех ребят, с кем они занимаются; развить у студентов-волонтеров чувство самоуважения и ответственности; через общественно полезное дело сформировать качества и навыки, важные для взрослой жизни, в том числе и для будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, поддержка профессионального развития студентов может быть эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически в рамках деятельности психологической службы вуза и разворачивается по следующим направлениям: социально-психологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы; коррекция личностных дисгармоний студентов; обучение навыкам компетентного общения и эффективного поведения; развитие и формирование личностных и профессиональных качеств, способствующих успешному профессионально-педагогическому становлению.

Выводы

Цивилизованный мир и на словах, и на деле реализует известный принцип: «образование - будущее общества». Рискнем предположить, что необходимо введение новой парадигмы образования, основанной на духовно-нравственных ценностях, как одной из значимых ценностей личности. Такие ценности, как мир, красота, творчество, любовь, труд привлекали людей во все времена. Эти ценности, несущие в себе гуманистическое начало, выдержали проверку временем на протяжении всей истории человечества. Необходимо «вернуть» образованию его изначальную социальную ценность (С.П. Акутина, И.С. Беганцова, М.В. Маркеева, А.В. Мудрик; Г. Брейкурелл, Ж. Пиаже, Дж. Тернер, Х. Тэджфел, А. Эткинд и др.), то есть осознания собственной деятельности, приобщение к культуре повседневного труда, профессиональное самоопределение, преодоление последствий некомпетентности специалистов.

Инновационные процессы, затронувшие все сферы образования, в том числе и вопросы профориентационной работы, требуют безотлагательного решения этой сложной проблемы, стоящей перед современной молодежью. Задача взрослых помочь им в выборе своего жизненного пути.

Поддержка профессионального развития студентов может быть эффективной, если она соответствует целям, задачам этого развития, проводится систематически в рамках деятельности психологической службы вуза и разворачивается по следующим направлениям: социально-психологическая адаптация студентов в учебно-профессиональной деятельности и формирование у них позитивной жизненной перспективы; коррекция личностных дисгармоний студентов; обучение навыкам компетентного общения и эффективного поведения; развитие и формирование личностных и профессиональных качеств, способствующих успешному профессионально-педагогическому становлению.

 

Литература:

1.  Акутина, С.П. Профессиональное самоопределение будущих специалистов педагогического вуза в парадигме личностно-ориентированного образования / Муниципальное воспитательное пространство в парадигме личностно-ориентированного образования: материалы Международной научно-практической конференции (20 декабря 2010 г.).- М.: «Спутник+», 2010.- 165 с.; авт. 101-109.

2.  Акутина, С.П. Особенности подготовки будущего педагога к профессиональной деятельности в современных условиях развития высшей школы. / Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: материалы Международной научно-практической Интернет-конференции 29 апреля 2009 г./МОУ ВПО «ЮУПИ».- Челябинск: Фотохудожник, 2009.- 212 с. – авт. С. 8-13.

3.  Беганцова, И.С.  Профориентационная работа с молодежью как социально- и психолого-педагогическая проблема [Текст] // Современные исследования социальных проблем. – 2011. - №2 (06). – С.154-157. 0,25 п.л.

4.  Беганцова, И.С. Психологические механизмы формирования профессионального самоопределения личности [Текст] / И.С. Беганцова // Педагогика и психология развития современного детства: материалы Международной научно-практической конференции 11-12 ноября 2011 г./ Под общ. ред. Т.Т. Щелиной. В 2-х частях. Ч. 2. – Арзамас, 2011.-198с.; авт.47-52.

5.  Маркеева, М.В. Теоретические подходы к пониманию феномена профессионального самоопределения в отечественной науке / Актуальные проблемы психолого-педагогической подготовки специалистов: Сборник трудов Межвузовской научно-практической конференции преподавателей вузов, ученых, специалистов, соискателей, студентов (20 декабря 2005 г.). – Н.Новгород: ВГИПУ, 2005.- 185 с.; авт. 101-103.

6.  Маркеева, М.В. Психолого-педагогическая служба как одно из успешных условий сопровождения студентов в условиях вуза /Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции (16 декабря 2011 г). – Арзамас: АГПИ, 2011.- 178с.; авт. 46-52.