ДК  005.22:658.115.31  

Бражникова Л. Н

ФИНАНСОВЫЕ АСПЕКТЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ

ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Донецкий институт городского хозяйства

 

Введение

Глубокая трансформация социально-организационной структуры Украины в направлении приобретения признаков рыночной экономики современного типа, т. е. экономики с выраженной социальной ориентацией, требует первоочередного решения задач, связанных с повышением уровня и качества жизни населения. Учитывая огромную социальную значимость жилищно-коммунальных услуг в обеспечении роста уровня и качества жизни населения, на передний план сегодня выступают процессы реформирования и развития жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) путем реализации как инновационного подхода, так и системы его финансового обеспечения.

Инновационный подход к развитию предприятий является предметом научных интересов многих зарубежных и отечественных ученых: О. Тофлера, П. Друкера, Т. Сакайя, М. Портера, А. И. Амоши, В. М. Гееца. Деятельность предприятий ЖКХ Украины оценивали в своих работах такие отечественные ученые, как: Б. И. Адамов, А. Н. Алипов, В. Н. Андриенко, С. В. Богачов, П. Т. Бубенко, О. О. Лукьянченко, Г. И. Онищук, В. П. Полуянов, В. В. Рыбак, Г. М. Семчук, В. И. Чиж, Б. Г. Шелегеда и др. Тем не менее, практически остается вне поля зрения научных работников финансовая составляющая инновационного подхода к развитию предприятий ЖКХ.

Целью исследования является оценка современной системы финансового обеспечения инновационного развития предприятий ЖКХ и возможности привлечения венчурного капитала в жилищно-коммунальный сектор экономики как альтернативного источника финансовых ресурсов для реализации инновационных проектов.

Высокий уровень инновационной активности субъектов экономических отношений понимается современной экономической наукой как более важный фактор экономического развития, чем дальнейшая интенсификация процессов эксплуатации сырьевых ресурсов. Сегодня экономическая мысль рассматривает инновацию не только как внедрение в производственные процессы последних достижений технологического развития, но и как способ осуществления деятельности, прежде всего, креативного получения конкурентных преимуществ в условиях рыночной экономики, как новую научно-организационную комбинацию производственных факторов, мотивированную предпринимательским духом.

На рынках жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ) Украины потребность в научных разработках особенно высока. Это вызвано, с одной стороны, социальной значимостью услуг ЖКХ и требованиями передачи научно-технических знаний в первую очередь в сферу, особое назначение и роль которой заключаются в обеспечении жизнедеятельности населения и социально-экономической безопасности страны. С другой — вялотекущим процессом развития инновационной деятельности предприятий отрасли. Действующая в настоящее время жилищно-коммунальная и коммуникационная инфраструктуры, как отмечал академик В. Геец, находятся в таком состоянии, когда ускоряются процессы их массового выбытия в результате физического и морального износа [1].

Обновление производственной базы жилищно-коммунального хозяйства с учетом новых достижений научно-технического прогресса, внедрение инновационной модели развития отрасли называется одним из приоритетных направлений реформирования ЖКХ [2]. Стимулирование технической и технологической модернизации жилищно-коммунального хозяйства является одной из целевых задач Программы экономических реформ Украины на 2010-2014 гг. [3].

Заявленные в программных документах мероприятия в рамках реализации стратегии инновационного развития ЖКХ требуют значительного объема финансовых ресурсов. По оценкам ведущих специалистов отрасли потребность ЖКХ в инвестициях составляет не менее 1 млрд долл [4], а по некоторым данным – от 10 до 40 млрд долл [5].

Значительное отставание фактического от необходимого уровня использования прогрессивных технологических процессов, достаточных для поддержания стандартов качества, надежности и безопасности обслуживания населения, обусловлено недостаточностью финансирования и ресурсного обеспечения предприятий отрасли, наблюдающейся, как минимум, пять последних десятилетий.

В последние годы наблюдается некоторая позитивная тенденция в динамике бюджетного ассигнования в развитие ЖКХ. Так, в соответствии с программным документом [2] запланировано выделить из бюджета на период 2010-2014 гг. 23,3 млрд грн, что на 3,3 млрд грн больше, чем было выделено за период 2004-2008 гг. Впрочем, как отмечают специалисты [6] по результатам хода реформирования, выделенных в 2004-2008 гг. финансовых средств оказалось явно недостаточно для обеспечения инвестиционных потребностей для развития предприятий ЖКХ. Обращает на себя внимание также тот факт, что прогнозируемые объемы финансового обеспечения для выполнения задач Программы [2] выделяются на развитие отрасли не в полном объеме. Так, в 2010 г. отраслью фактически освоено 1,2 млрд грн вместо 2,9 млрд грн, предусмотренных Программой [2], в 2011 г. – 1,7 млрд грн вместо 6 млрд грн, а на 2012 г. государственным бюджетом предусмотрено на развитие ЖКХ 2 млрд грн. Необходимо при этом отметить, что прогнозный объем финансового обеспечения программы реформирования отрасли в соответствии с Законом Украины [2] задекларирован на 2012 г. в размере 6,8 млрд. грн. (рис. 1.).

 

Рис. 1 Динамика бюджетного ассигнования в развитие ЖКХ Украины [1]

 

Таким образом, актуализируется задача финансового обеспечения инновационного развития предприятий ЖКХ. Как отмечено в программных документах реформирования и развития ЖКХ [2]: «Недостаток собственных и бюджетных финансовых ресурсов, их неэффективное размещение, отсутствие действенного механизма привлечения внебюджетных средств не способствуют решению заданий технического переоснащения жилищно-коммунальных предприятий и развития коммунальной инфраструктуры. Не налажено эффективное сотрудничество с частными инвесторами, международными финансовыми учреждениями и донорскими организациями, не создан благоприятный инвестиционный климат».

Развитие предприятий жилищно-коммунального хозяйства — многоаспектная проблема, решение которой подразумевает внедрение новых технологий и совершенствование действующей в этой сфере системы обеспечения финансовыми средствами инновационных проектов.

В экономической литературе понятия «развитие предприятия» не имеет единого подхода к толкованию. Под развитием жилищно-коммунальных предприятий (ЖКП) будем понимать целеобеспечивающее движение, направленное на повышение качества жилищно-коммунальных услуг, создание условий для энергоэффективного производства, достижение безубыточной деятельности за счет активизации инновационной деятельности.

Проведенные в работе [11, с. 14] исследования показывают, что среди факторов, препятствующих осуществлению инновационного подхода к развитию предприятий Украины, 55,5 % респондентов называют значительные затраты на нововведения; 53,7 % – недостаточную финансовую поддержку государством; 41 % – высокий экономический риск; 38,7 % – длительный срок окупаемости нововведений; 33,3 % –  отсутствие средств у заказчика.

Практическая реализация инновационновационного подхода к развитию жилищно-коммунальных предприятий наталкивается на серьезные препятствия в виде трудностей с инвестированием, особенно инвестированием нового продукта/ технологии, поскольку новизна, длительные сроки окупаемости нововведений и высокий риск потерь вложенных средств не обеспечиваются инвестиционной привлекательностью объектов инвестирования в отрасли.

В настоящее время не существует единой методики определения инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ. Оценка инвестиционной привлекательности объектов жилищно-коммунальной инфраструктуры — сложная задача, при решении которой необходим учет влияния различных по природе возникновения факторов.

Используемый инструментарий для оценки инвестиционной привлекательности предприятий ЖКХ должен учитывать все основные влияющие факторы в комплексе. Для объектов жилищно-коммунального хозяйства, обладающих рядом специфических особенностей, среди которых одной из основных является наличие влияния и отраслевых, и региональных факторов, это имеет первостепенное значение.

Экономическая мысль рассматривает инвестиционную привлекательность [12] как интегрированную характеристику отдельных отраслей экономики с позиций перспективного развития, прибыльности инвестиций и уровня инвестиционных рисков.

Под инвестиционной привлекательностью жилищно-коммунальных предприятий будем понимать совокупность характеристик, позволяющую оценить потенциальную возможность привлечения финансовых ресурсов, с целью выбора стратегии их инновационного развития.

Применительно к данной предметной области, из всех показателей, характеризующих инвестиционную привлекательность жилищно-коммунального предприятия, в условиях доминирования экономических методов управления, на первый план выдвигаются те, которые прямо или косвенно характеризуют, прежде всего, финансово-экономические аспекты хозяйствующего субъекта, представляющие интерес для потенциального инвестора. Так, согласно последних данных, полученных из различных источников, консолидированные убытки предприятий ЖКХ по итогам 2010 г. достигли 3,4 млрд грн. (без учета финансового результата ОАО «Киевводоканал» и ОАО «Киевэнерго»). Наиболее значительные убытки в размере 2,163 млрд грн понесли предприятия теплоэнергетики [13].

Традиционно ЖКХ инвестировалось за счет платежей населения и из бюджета. Как отмечают ведущие специалисты в области управления ЖКХ, государственные и общественные деятели [14-17], а так же, как показано в работе [18] бюджетные ограничения, низкая платежеспособность населения, неудовлетворительная платежная дисциплина потребителей жилищно-коммунальных услуг снижают собственный инвестиционный потенциал отрасли.

В этой связи актуализируются инициативы правительства, направленные на повышение инвестиционной привлекательности ЖКП:

– введение специальных текущих счетов для проведения расчетов по инвестиционным программам. Это предусмотрено в законопроекте №8640, призванном изменить механизм регулирования инвестиционной деятельности в сфере ЖКХ;

– изменение процедуры установления коммунальных тарифов. В частности, в законопроекте №8641 предлагается сократить срок уведомления исполнителем или производителем коммунальных услуг потребителей об изменении цен или тарифов на жилищно-коммунальные услуги с 30 до 10 дней до их вступления в силу;

– освобождение от налогообложения средств, которые предприятия ЖКХ направляют на свою модернизацию.

По оценкам эксминистра профильного министерства А. Кучеренко, «нужны частные инвестиции: на гривну со стороны государства — пять-восемь гривен частных инвестиций» [19]. В качестве направлений привлечения инвестиций в развитие инновационной деятельности предприятий ЖКХ могут выступать: сотрудничество с международными финансовыми организациями; развитие концессионных схем привлечения инвестиций; использование муниципальных облигационных займов; привлечение средств банков, предприятий, организаций и физических лиц; привлечение средств венчурных фондов; создание нетрадиционного рынка венчурного капитала в ЖКХ (рис. 2).

Рис. 2. Направления привлечения инвестиций в развитие инновационной деятельности предприятий ЖКХ

Привлечение средств банков и других юридических лиц представлено в Украине в основном иностранными инвесторами. Это свидетельствует об отсутствии у отечественных банков экономических стимулов кредитования инвестиций в ЖКХ, наличии повышенного риска при предоставлении таких кредитов и отягощении кредитных портфелей банков директивными кредитами, своевременное возвращение которых проблематично. Большие кредитные ресурсы банков оттягиваются также на рынки, где проценты более привлекательны по сравнению с кредитами для инвестиционных проектов ЖКХ. Кроме того, банковское кредитование все еще остается слишком слабым, чтобы стать реальным катализатором экономического роста в Украине. Согласно данным Национального банка, объем кредитов в экономику Украины прирастает менее чем на один процент в месяц (3,9% за январь—апрель с.г.). Причем основными генераторами этого роста являются государственные банки — Укрэксимбанк и Ощадбанк, активно задействованные в финансировании нужд гос­компаний и так называемых инфраструктурных проектов. Одно из главных направлений вложений — объекты Евро-2012 [20].

Привлечение иностранных инвестиций в отрасль и создание благоприятного инвестиционного климата является одной из приоритетных задач реформирования жилищно-коммунального хозяйства [2]. Как сообщил глава министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины Анатолий Близнюк, на сегодня существуют не менее 15 донорских организаций, которые предоставляют гранты и кредиты. В 2012 году профильным министерством планируется подготовить ряд программ в сфере жилищно-коммунального хозяйства на общую сумму $700 млн с целью привлечения инвесторов для их реализации [21]. По заявлению Вице-премьер-министра Сергея Тигипко для реализации программы реформирования жилищно-коммунальной отрасли имеется намерение Всемирного банка предоставить Украине в 2012 году кредит на 400 млн долларов [22]. Известны также намарения частных иностранных инвесторов кредитовать жилищно-коммунальное хозяйство в Украине, например, Турецкой компании [23].

Однако, сегодня, в условиях низкого кредитного рейтинга Украины получение таких кредитов может рассматриваться только в качестве дополнительных, а не основных источников финансирования инновационных инициатив предприятий ЖКХ. Современный инвестиционный климат в украинском ЖКХ не обеспечивает массового притока иностранных инвестиций. Точечные единичные вливания отдельных частных инвесторов в те или иные хозяйства в отдельных регионах государства не могут решить многолетние проблемы развития отрасли, требующие многомиллионных инвестиций. Кроме того, удовлетворение спроса на технологию в жилищно-коммунальном секторе экономики Украины преимущественно за счет импорта не только обременительно для финансовой системы, но и обрекает страну на pоль научно-технического аутсайдера.

Более надежным заемщиком являются органы местного самоуправления. Наличие кредитного рейтинга облегчает инвестору (кредитору) задачу управления инвестиционными и/или кредитными рисками. Механизм предоставления такого рода кредитов и инвестиционных средств разработан и применяется в зарубежной практике. Распространен опыт выпуска муниципальных жилищных облигаций, позволяющих населению, путем постепенного приобретения пакета облигаций, осуществлять покупку квартиры и улучшать свои жилищные условия. Весьма перспективным направлением представляется использование муниципальных облигационных займов по коммунальным услугам. Доходность таких займов может быть обеспечена за счет эффективности инновационного проекта. Проценты по облигациям могут быть предусмотрены в виде компенсации стоимости коммунальных платежей. Подобные предложения, описанные в работе [24], не нашли пока широкого применения в практике привлечения инвестиций в развитие инновационной деятельности предприятий ЖКХ.

.

Наиболее ярким примером привлечения средств физических лиц в жилищно-коммунальную сферу является опыт Сингапура. Каждый житель Сингапура обязан ежемесячно отчислять в Центральный фонд сбережений 20 % своего заработка. Столько же каждый месяц на его счет переводит наниматель. Суммы, перечисленные в фонд, не облагаются налогом, ежегодно в инвестиционном банке на них начисляются проценты. Гражданин вправе использовать три четверти накопленной суммы исключительно на приобретение квартиры. По достижению 55-летнего возраста он получает всю накопленную сумму на руки. Доля сбережений в фонде составляет 48 % валового внутреннего продукта, что позволяет вести жилищное строительство и жилищную эксплуатацию на самом высоком уровне. Масштабность государственной программы жилищной индустрии и такой безотказный источник ее финансирования как население сделали рынок жилищно-коммунальных услуг мощным двигателем экономического развития Сингапура [25].

Одним из наиболее перспективных направлений развития коммунальных предприятий считается институт доверительного управления. Многие зарубежные страны давно успешно привлекают инвестиции, используя договорные отношения — концессионные соглашения — между государством и частным инвестором. Как свидетельствуют статистические данные, приведенные в источнике [26], ежегодно на основе концессионных механизмов в мировую экономику инвестируется более 80 млрд долл. По мнению аналитиков, приведение в действие механизма привлечения сторонних (частных) инвесторов, отечественного и зарубежного капитала на основе доверительного управления муниципальной собственностью способно привести к повышению качества и надежности обслуживания потребителей коммунальных услуг [27]. По отзывам некоторых специалистов, только концессионные соглашения могут обеспечить приток инвестиций из частного сектора в такие отрасли, как ЖКХ [26; 28]. Мировой банк приводит следующие цифры: в развивающихся странах на долю концессий приходится порядка 70% контрактов, которые государство заключает в сфере транспортной инфраструктуры, включая железные и автомобильные дороги, морские порты и аэропорты. На сегодняшний день концессия успешно действует во многих странах по всему миру, среди лидеров называются Франция, Германия, Великобритания, Италия и США. К примеру, в современной Франции сегодня вся система газоснабжения и коммунального обслуживания работает на концессионном механизме.

Концессия предполагает, что частный инвестор вкладывает в объект средства и затем получает прибыль, но по истечении определенного срока объект возвращается в собственность государства. В Украине этот срок колеблется от 10 до 50 лет. И опыт привлечения иностранного капитала в отрасль на условиях концессии уже имеется. Так, по утверждению экспертов, в сфере ЖКХ примеры работы концессионных договоров зафиксированы в 4 регионах: АР Крым, Житомирской, Запорожской и Донецкой областях [29]. На условиях концессии инвесторам планируется передать «Лугансктеплокоммунэнерго» и «Луганскводу», «Харьковкоммуночиствод», «Харьковские тепловые сети» и др. В проекте концессионные схемы еще в ряде городов. В мае 2011 г., в Киеве прошла одна из наиболее громких концессионных сделок за всю историю современной Украины: «Киевэнерго» было передано в концессию. Это событие возобновило интерес в обществе к теме  концессии и стало объектом острейшего обсуждения. Участники дискуссии разделились на два лагеря: тех, кто считает передачу объектов в концессию, в целом, адекватным шагом и единственным возможным решением в сложившейся ситуации с ЖКХ, и тех, кто в этом решении видит признаки коммунального апокалипсиса и завуалированной приватизации [30].

Мониторинг электронных ресурсов по публикациям экспертов [19; 26; 27; 29] позволил систематизировать опыт применения концессионных схем в Украине, выявить их преимущества и ограничения, а также проанализировать перспективы развития в ЖКХ (табл. 1).

 

Таблица 1

Преимущества, ограничения и результаты применения

концессионных схем в ЖКХ Украины

Преимущества

Ограничения

Результаты применения

1

2

3

Расширение круга потенциальных инвесторов

Отсутствие механизма проведения конкурсов по отбору концессионеров, заключения концессионных договоров, а также осуществления контроля над их исполнением

Претендент на управление «Луганскводоканалом», согласно выдвинутому областным советом требованию, должен был иметь опыт работы не менее пяти лет в городе с численностью населения более трех миллионов. Далеко не все европейские столицы имеют такую численность.

Обеспечение

качества и надежности обслуживания потребителей ком-мунальных услуг

Повышение тарифов до мирового уровня

ООО «Артемовск-Энергия», дочерней компанией литовской группы Е-Energija, в 2008 году установлен тариф в размере 276,51 грн/Гкал, что не только почти в 2 раза выше, чем в среднем по Луганской области, но и чем по стране в целом.

Использование инвестиций непосредственно на месте реализации проекта

Отсутствие конкуренции

Опыт зарубежных стран, в частности Франции, показывает, что имеется тенденция к пролонгации уже действующих контрактов и использованию процедуры переговоров с одними и теми же компаниями.

Реконструкция и модернизация объектов коммунального назначения в результате реализации проектов

По истечении срока концессии потребуется новая модернизация

На протяжении срока действия концессионного договора перед инвесторами возникает дилемма: выполнять инвестиционную программу по модернизации объекта теплового хозяйства (или другого объекта концессии) или покрывать убытки, возникающие в результате его деятельности по причине несовершенства законодательства и тарифной политики государства.

Возврат модернизирован-ного оборудования после истечения срока действия договора

Высокая вероятность невозврата коммунальных объектов

В соответствии с действующим законодательством, увеличение концессионером за время концессии стоимости имущества на 25 % дает ему право на выкуп этого имущества на льготных условиях. Учитывая, значительный износ основных фондов (60 -70 %), стоимость имущества невелика. Имущество, которое было построено концессионером, вообще можно отсудить.


Продолжение табл.1

1

2

3

Возможность вывода коммунальных предприятий из аварийного состояния

Возможность коррупции в связи с несовершенством нормативной базы

По мнению директора Международного института приватизации, управления собственностью и инвестиций А. Рябченко, «если власть не захочет сотрудничества с инвестором, он не выдержит тех требований, которые зафиксированы у нас в нормативных документах».

Обеспечение притока инвестиций из частного сектора в ЖКХ

Отсутствие прозрачности

Министерство ЖКХ изучало ситуацию на арендуемых предприятиях и пришло к неутешительному выводу: инвесторы не выполняют задекларированных обещаний, не проводят ремонтные работы, не занимаются заменой оборудования, «забывают» об инвестиционных договоренностях.

Надежность обязательств по обеспечению инновационной деятельности

Сомнительная надежность партнера

В соответствии с действующим законодательством, для регистрации в качестве претендента на концессию, достаточно уплатить регистрационный взнос в размере от одного до десяти необлагаемых минимумов. Такой незначительный взнос является предпосылкой появления на рынке жилищно-коммунальных услуг «случайных» субъектов.

 

Проведенные исследования позволяют сделать вывод, что концессионные схемы привлечения инвестиций в развитие жилищно-коммунальных предприятий сегодня скорее исключение, чем правило. Отсутствие заинтересованности потенциальных инвесторов, связанное с большой долей риска, неуверенность в надежности концессионеров, отсутствие действенного механизма передачи объектов в концессию, несовершенство законодательства и тарифной политики, нестабильность экономической ситуации в стране ограничивают сферу их использования и сводят исключительно к созданию экспериментальной базы.

Мировой опыт показывает, что одним из наиболее эффективных способов финансовой поддержки инновационной деятельности является создание рынка венчурного финансирования (ВФ) [31]. Современная экономическая наука рассматривает венчурное финансирование (VENTURE financing) как выделение средств на реализацию научно-технических проектов в частном бизнесе без каких-нибудь гарантий на успех [12, с. 57].

Сопоставление признаков венчурного финансирования и финансирования инновационной деятельности предприятий ЖКХ позволяет сделать вывод, что инвестирование  инновационных проектов ЖКХ Украины имеет все признаки рискового финансирования (рис. 3).

Рис. 3. Сравнительная характеристика венчурного финансирования и финансирования инновационной деятельности предприятий ЖКХ

Эти обстоятельства послужили основанием рассматривать венчурное финансирование в качестве перспективного направления в совершенствовании системы финансового обеспечения инновационной деятельности предприятий ЖКХ. Под венчурным финансированием деятельности предприятий ЖКХ понимаются инвестиции частного акционерного капитала, осуществляемые с большой вероятностью риска, а в случае успеха приносящие своему владельцу прибыль, превышающую прибыль от других инвестиционных проектов.

Формой институциализации рискового капитала на рынке венчурного финансирования в Украине являются венчурные фонды. Венчурные фонды определены законом Украины одним из типов институтов совместного инвестирования (ИСИ) [32] и составляют 90 % от общего рынка ИСИ [33]. Несмотря на то, что рынок венчурного финансирования является для Украины сравнительно новым явлением, венчурная индустрия развивается в ней стремительными темпами (рис. 4).

 

Рис. 4. Динамика развития институтов общественного инвестирования в разрезе видов в Украине  [2]

На сегодня рынок венчурных фондов — второй по величине активов сектор финансового рынка Украины после банковского. По данным Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) [35] стоимость активов, сосредоточенных в 787 украинских венчурных фондах, на начало июля 2010 года достигла 88,8 млрд. грн.

Рост количества венчурных фондов в Украине связан со значительной эффективностью ВФ как инвестиционного инструмента, с простотой администрирования и с отсроченным налогообложением [36]. К преимуществам венчурного финансирования следует отнести также его кризисоустойчивость. Фонды венчурного типа, в отличие от других сегментов рынка коллективного инвестирования, как отмечают аналитики [35], не пострадали от кризиса, а продолжили наращивание суммарных активов, увеличив их в 2,5 раза по сравнению с концом 2007 г. 

Однако, несмотря на динамичное развитие венчурного бизнеса в Украине, инвестиционные интересы ЖКХ остались в стороне от основных его направлений. По данным опроса, проведенного УАИБ в 2005 году, более 50 % украинских венчурных фондов инвестировали свои средства в финансовые услуги, в строительство, в сельское хозяйство [34].

Согласно статистике УАИБ [35], впервые опубликовавшей структуру активов венчурных фондов в 2010 г., самым распространенным финансовым инструментом явились векселя и закладные, которые составили 30,3% от всех активов. Это объясняется недостаточным регулированием указанных ценных бумаг в Украине и свидетельствует о том, что украинский венчурный капитал сегодня направлен более на оперативное и непубличное перераспределение значительных денежных потоков между различными компаниями и фондами, а не на финансовую поддержку инновационной деятельности. Кроме того, средства венчурных фондов слабо ориентированы на высокотехнологические отрасли и совсем не ориентированы на социальную инфраструктуру страны. Предприятия жилищно-коммунального хозяйства являются одними из самых непривлекательных объектов для венчурных капиталистов.

Исходя из опыта развития венчурной индустрии в экономически развитых странах, можно утверждать, что основным условием, которое должно быть выполнено, чтобы переориентировать рынок венчурного финансирования Украины на инновационные потребности жилищно-коммунального сектора экономики является широкий доступ к источникам финансирования инвестиций. Так, бурное развитие венчурных фондов в США началось именно после того, как пенсионным фондам было разрешено инвестировать до 10 % своих активов в венчурные проекты. В практике развития венчурного бизнеса Украины это условие не выполняется. В соответствии с действующим законодательством [32], ни физические лица, ни институциональные инвесторы (инвестиционные и пенсионные фонды) не могут инвестировать венчурные фонды. В качестве источников финансирования венчурных фондов в Украине представлены либо свободные средства украинских финансово-промышленных групп, либо - средства зарубежных инвесторов (частные либо институциональные). Масштабное присутствие последних, согласно статистике УАИБ [35], в Украине не обозначено, так как для них недостаточно привлекательны ни репутация украинской венчурной индустрии, ни украинская бизнес-среда в целом.

Еще одно обстоятельство ограничивает прилив венчурного капитала в жилищно-коммунальный сектор экономики Украины. Номинальная стоимость акции (инвестсертификата) венчурного фонда, как правило, достаточно высока – от 5000–10000 грн. до 1000000 грн. и выше [36] и рассчитана на солидных инвесторов, для которых длительные сроки окупаемости венчурных проектов и повышенная рискованность венчурного финансирования в низко-рентабельную отрасль мало привлекательны.

Указанные обстоятельства существенно сокращают потенциальную инвестиционную базу для венчурных инвестиций в экономику Украины и, в частности, в жилищно-коммунальный сектор.

С целью переориентации венчурной индустрии Украины на инновационные потребности жилищно-коммунального хозяйства в качестве альтернативного направления развития организационных форм управления венчурной деятельностью предлагается создание венчурных организаций потребителей (ВОП) жилищно-коммунальных услуг.

Под венчурной организацией потребителей понимается хозяйствующий субъект, занимающийся внедрением нововведений, а при необходимости — организацией научных исследований, опытно-конструкторских разработок по заказам жилищно-коммунальных предприятий, а также по муниципальным, территориальным и государственным контрактам; использующий частный акционерный капитал потребителей и создающий высокую норму прибавочной стоимости. Основной целью создания ВОП является аккумулирование финансовых ресурсов и их распределение по инновационным проектам развития предприятий ЖКХ.

Следует отметить, что при трансплантации предложенного института в экономику Украины институциональная среда может его отвергнуть. Для эффективного функционирования ВОП государство должно обеспечить властную, инфраструктурную и стимулирующую поддержку.

ВОП могут иметь различный организационно-правовой статус и создаваться на основе принципов любой формы собственности. Отличительной особенностью такой формы организации ВФ является то, что в качестве венчурных инвестиций предлагается использование свободных финансовых средств потребителей коммунальных услуг. Гарантией возврата инвестируемых средств потребителям является обеспечение погашения предстоящих платежей за коммунальные услуги. Основными венчурными капиталистами при такой форме венчурного финансирования выступают собственно жилищно-коммунальные предприятия, несущие основные риски и получающие основные выгоды от внедрения инновационных проектов. Другими словами, соблюдается принцип самофинансирования инновационной деятельности предприятий ЖКХ с отсрочкой инвестирования за счет авансируемых сумм потребителей жилищно-коммунальных услуг. Потребители, в свою очередь выступающие в качестве венчурных соинвесторов, подвергаются исключительно риску потерь упущенной выгоды в случае неуспешной реализации инновационного проекта. В случае его успешной реализации потребителям гарантируются услуги более высокого уровня качества и дивиденды на вложенный капитал, превышающие среднюю норму прибыли в сфере деятельности юридических лиц или среднюю ставку банковского процента для физических лиц.

Создание ВОП рассмотрено на примере потребителей услуг теплоснабжения коммунальных предприятий Донецкой области. В ЖКХ выделяют три группы потребителей услуг теплоснабжения: бюджетные организации, население, прочие потребители (рис. 5).

Рис. 5. Структура потребления тепловой энергии по Донецкой области[3]

 

Бюджетные организации являются потребителями 14 % тепловой энергии. Средства ВОП для осуществления инновационной деятельности коммунальных предприятий, обслуживающих эту категорию потребителей, предполагается формировать за счет средств бюджетов различных уровней в зависимости от подчиненности бюджетной организации — потребителя коммунальных услуг.

Население, как показывает статистика, является одним из основных потребителей тепловой энергии (77 % потребления) и одним из наиболее надежных заемщиков. Динамика темпов роста банковских вкладов населения Донецкой области представлена на рис. 6.

     

Рис. 6. Динамика темпов роста банковских вкладов населения

Донецкой области [4]

В результате исследования выявлено, что сумма сбережений населения Донецкой области в десятки раз превышает инвестиционные потребности коммунальных предприятий, что свидетельствует о наличии значительного резерва финансовых средств для развития коммунальных предприятий в виде банковских вкладов населения.

Анализ и прогноз средней и предельной величин предрасположенности домашних хозяйств к сбережению и кредитованию, выполненный в целом по Украине по данным [37], показал наличие общих тенденций к росту этих показателей, что свидетельствует о потенциальной готовности значительной части населения инвестировать развитие нового качества жилищно-коммунальных услуг. Однако механизм, который бы задействовал надежность — отличающую население и недостающую другим заемщикам черту, до настоящего времени детально не проработан, с учетом условий для каждой из сторон.

Проведенный анализ потенциальных венчурных инвесторов — потребителей коммунальных услуг — позволяет сделать вывод, что одним из перспективных источников венчурного финансирования инновационной деятельности коммунальных предприятий являются средства физических лиц — потребителей коммунальных услуг, а одним из самых надежных инвесторов — население. С одной стороны, потребители коммунальных услуг являются субъектами рынка, заинтересованными в обновлении параметров качества этих услуг, с другой — такая заинтересованность подкреплена их платежеспособным потенциалом.

Мотивация инвестиционной активности потребителей обеспечивается гарантией повышения качества услуг до уровня современных стандартов за счет внедрения инновационных проектов, а также гарантией возврата вложенных средств и экономических выгод в виде дивидендов на вложенный капитал.

Финансовые ресурсы коммунальных предприятий на стадии реализации инвестиционного проекта формируются за счет двух источников. Первый источник – оплата потребителей за потребленные коммунальные услуги. Второй – суммы, инвестируемые потребителями в развитие предприятия ЖКХ с целью обновления качества услуг. Потребители коммунальных услуг, в свою очередь, в результате реализации инвестиционного проекта получают возможность увеличения суммы сбережений за счет дивидендов, а также влияния на параметры качества услуг.

Эффективность инновационной деятельности предприятий ЖКХ во многом зависит от роли и степени взаимосвязи каждого участника ВФ, от качества управления денежными потоками (рис. 7).

Допустим, ВОП рассматривает варианты инвестирования финансовых средств в инновационную деятельность коммунальных предприятий, при этом венчурным инвестором выступают потребители коммунальных услуг, а конечным заемщиком – соответствующие коммунальные предприятия. Очередность инвестирования определяется методом рейтингования кредитной истории потребителей коммунальных услуг, построенного на основании платежной дисциплины потребителей конкретного коммунального предприятия. Аккумулированные ВОП венчурные инвестиции (V) в размере авансированных платежей за ЖКУ (E) направляются в инновационные предприятия, которые, в свою очередь, предоставляют коммунальным предприятиям инновационные проекты.


 

 

 

Венчурная организа­ция потребителей  (ВОП)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


где V — венчурные инвестиции в развитие инновационной деятельности коммунального предприятия в размере авансированных платежей за ЖКУ;

E — расходы на предоставление ЖКУ во взаимозачет за авансированные платежи;

I — доходы от вен­чурного финансиро­вания (I);

P — прибыль от реализации инновационного проекта;

L — убытки коммунального предприятия в результате ВФ;

D¢ — сумма дивидендов венчурных капиталистов в результате венчурного финансирования;

D² и D²¢ — прибыль от венчурной деятельности ВОП и коммунального предприятия соответственно.

—————-  — финансовые потоки;

--------------- — возмещение инвестиций за счет выгод от их использования в виде предоставления ЖКУ.

Рис. 7. Схема управления финансовыми потоками при венчурном

финансировании жилищно-коммунальных предприятий

Инновационные предприятия получают прибыль от внедрения инновационного проекта (P²) как разницу между доходами от внедрения инновационного проекта в размере венчурных инвестиций (V) и расходами на создание инновационного проекта (E²). Возврат заемных средств (V) осуществляется коммунальными предприятиями венчурным инвесторам-потребителям ЖКУ в размере авансированных платежей. В случае успешной реализации инновационного проекта выгоды от внедрения распределяются следующим образом. Инвестируемая потребителями сумма (V) является базовой для взаимозачета будущих платежей за коммунальные услуги (E). Прибыль от реализации инновационного проекта (Р) распределяется между потребителями –– венчурными капиталистами, ВОП и коммунальным предприятием в виде дивидендов, дохода и прибыли на вложенный капитал (D + I¢ + P²¢).

Рассматривая венчурное финансирование как институт, необходимо отметить наличие высоких трансакционных затрат (E¢), которые несет ВОП. Эти затраты вызваны расходами на поиск информации и отбор инновационных проектов (инновационных фирм), на проведение переговоров и мотивацию потенциальных венчурных инвесторов-потребителей ЖКУ, а также издержками по защите прав собственности и издержками оппортунистического поведения населения.

В случае, если внедрение инновационного проекта признано неуспешным, коммунальные предприятия терпят убытки (L) на сумму венчурных инвестиций в размере авансированных платежей за ЖКУ (V). Эта сумма соответствует расходам на предоставление ЖКУ (E). ВОП терпят убытки в размере трансакционных затрат (E¢) и несут потери в размере упущенной выгоды от неполучения прибыли на вложенный капитал. Потребители коммунальных услуг — инвесторы инновационного проекта — несут экономические и моральные потери в виде упущенной выгоды от неполучения дивидендов и неудовлетворенности качеством услуг.

Необходимо отметить, что в конечном итоге при таком подходе коммунальное предприятие, выступающее в качестве «генерального инвестора», несет основную долю рисков. ВОП рискуют потерей финансовых ресурсов, использованных на осуществление трансакционных затрат. Самому незначительному риску, в размере упущенных выгод, подвергаются потребители коммунальных услуг как венчурные соинвесторы.

В то же время реализация интересов предприятий ЖКХ, направленных на активизацию собственной инновационной деятельности, является весомым аргументом в пользу выбора этого подхода. Освоение инновационных проектов, обеспечивающих современный уровень качества предоставляемых услуг и снижение затрат на их производство, является предпосылкой повышения эффективности деятельности этих предприятий.

Таким образом, предложенная модель управления финансовыми потоками венчурного финансирования коммунального предприятия, основана на реализации интересов всех субъектов-участников венчурного финансирования путем обеспечения экономически-обоснованного распределения затрат, выгод и рисков, связанных  с осуществлением инновационного проекта.

Эффективность реализации научно-методического подхода к модификации рынка ВФ в решающей степени зависит от организаци­онно-экономического механизма, который позволит вен­чурным инвесторам-потребителям получать жилищно-коммунальные ус­луги заявленного качества и дивиденды от сверхприбылей, инновационным предпринимателям  реализовывать проекты, а предприятиям ЖКХ – активи­зировать инновационную деятельность.

Результаты исследований зарубежных и украинских ученых [38 – 42] позволили предложить механи­зм ВФ инновационной деятельности предприятий ЖКХ. Механизм венчурного финанси­рования предприятий ЖКХ представлен системой социа­льно-экономических норм, которые обеспечивают взаимовыгодные связи между заинтересованными субъектами с целью формирования венчурного капитала и использования его  продуктов на рын­ках жилищно-коммунальных услуг. В качестве таких субъектов названы потребители жилищно-коммунальных услуг потенциальные венчурные инвесторы, предприя­тия, разрабатывающие и внедряющие инновационные проекты, предприятия ЖКХ — потребители инноваций. 

Механизмом определяется последовательность действий участников ВФ, ко­торая осуществляется в три этапа. Первый этап предполагает предоставление потребителями ЖКУ в качестве венчурного капитала личных сбережений как авансирование предстоящих платежей за жилищно-коммунальные услуги. На втором этапе инновационные предприятия в обмен на инвестируемый капитал предлагают предприятиям ЖКХ к реализации свои проекты. Третий этап ха­рактеризуется последующим предоставлением предприятиями ЖКХ жилищно-коммунальных услуг потребителям, ранее оплаченных в виде венчурного фи­нансирования инновационных проектов (рис. 8).

Подпись: Инновационные предприятия ЖКХПодпись: Рынок инноваций в производство ЖКУ

 

1, 2, 3 – этапы венчурного финансирования предприятий ЖКХ:

1 – венчурное финансирование инновационных проектов потребителями в счет будущих платежей за ЖКУ;

2 – создание и внедрение инновационных проектов;

3 – последующее предоставление ЖКУ.

 

Рис. 8. Механизм венчурного финансирования на рынках ЖКУ

Наличие разобщенности интересов, непрогнозируемых противоречий и комбинаций взаимодействия участников венчурного финансирования инновационных проектов предприятий ЖКХ ограничивает возможность формирования и использования венчурного капитала и вызывает необходимость создания управляющего органа. В этой связи с целью регулирования взаимодействия и обеспечения эффективности действия механизма в ка­честве организационной формы управления процессом ВФ на рынках жилищно-коммунальных услуг предложены ВОП.

ВОП являются структурами, которые создаются на временной основе и нацеливаются на налаживание и осуществление взаимовыгодного взаимодействия участников венчурного финансирования для решения конкретной задачи финансового обеспечения опреде­ленного инновационного проекта, для получения  ожидаемого результата в активизации инновационной деятельности конкретного предприятия ЖКХ. При достижении цели, ради которой создавалась ВОП, она либо приостанавливает свою деятельность и расформиро­вывается, либо трансформируется в другую организационную форму, либо поглощается. При благоприятной конъ­юнктуре рынков ЖКУ она может возобновить свою деятельность.

Задачами ВОП при реализации механизма ВФ является мотивация к участию в венчурном проекте по­тенциально заинтересованных лиц, накопление средств, предоставление вен­чурного капитала инновационным предприятиям и оценка портфеля венчурных проектов. Принятие решения о предоставлении инвестиций или отказе от них является прерогативой инвестиционного комитета (Investment Committee), ко­торый организуется в составе ВОП.

Порядок действий заинтересованных лиц устанавливается посредством структурирования процесса ВФ [N1], выбора способа накопления и инвестиро­вания венчурного капитала [N2], мотивации участников венчурного инноваци­онного проекта [N3]. Иссле­дование процедур накопления и инвестиро­вания венчурного капи­тала на рынках ЖКУ представлено в виде структурированного процесса ВФ (рис. 9).


Подпись: Результат взаимодействия в виде реализации инновационных проектовПодпись: Фазы освоения нововведенийПодпись: Результат взаимодействия в виде ЖКУ предпочитаемого качества и дивидендов от  сверхприбылей

Подпись: Модель оценки 
портфеля венчурных проектов
Подпись: Оценка эф¬фективности других типов  инновацийПодпись: Стадии венчурного цикла 

Подпись: Блок управления рисками

Рис. 9. Структурированный процесс венчурного финансирования

на рынках ЖКУ

Качество и стабильность функционирования механизма достигается за счет системного подхода к процессу венчурного финансирования [P1], выбора эффективных способов накопления и инвестирования венчурного капитала [P2], формирования оптимального портфеля венчурных проектов [P3], управления рисками [P4], мотивации участников венчурного инновационного проекта [P5], анализа инновационно-инвестиционных процессов [P6].

Стадии жизненного цикла ВФ предприятий ЖКХ отличаются определенным своеобразием. Структуриро­ванный процесс финансирования инноваций в ЖКХ, протекающий по опреде­ленной стадийности и фактически по прогнозируемому алгоритму, представлен как цикл венчурного финансирования инновационного развития предприятий отрасли. Внутренняя структура и содержание стадий, составляющих венчурный цикл, рассматриваются в качестве фундамента организационно-экономического меха­низма ВФ [P1].

С целью максимального удовлетворения потребности предприятий отрасли в финансовых средствах, а также эффективного сочетания интересов субъектов венчурного финансирования на каждой стадии венчурного цикла предполагается применение собственного подхода к использованию венчурного капитала.

Начальная стадия предполагает поиск и отбор инновационного проекта и  инновационного предприятия на основе предварительной экспертизы эффективности инвестирования, текущей оценки эффективности финансовых вложе­ний и выявления потенциальных рисков (блок [P2]). Реализация этой стадии включает такие процедуры: поиск (Search), отбор (Screening), накопление информации (Deal-Flow). На начальной стадии венчурного проекта также традиционно предусматривается разработка стратегии вывода венчурного капитала из инновационных проектов. Выбор стратегии вывода капитала из инновационных проектов предприятий ЖКХ зависит от параметров  рынков ЖКУ, от технических характеристик инновационного продукта, а также от специфики мотивирующих факторов венчурного финансирования и влияет на установление стоимости активов проекта.

На стадии анализа (Due Diligence) осуществляется глубокое изучение предоставленного проекта бизнес-плана для проведения анализа данных проекта на возможность реализации с необходимой нормой отдачи, также оценивается качество ме­неджмента инновационной фирмы.

Анализ инновационно-инвестиционных процессов (блок [P6]) предполагает изучение не только возможностей реализации интересов субъектов венчурного финансирования конкретного проекта, но и перспектив развития венчурного бизнеса в стране. Основой этого механизма являются фазы освоения нововведений. На содержание фаз могут влиять как внешние, так и внутренние факторы. Например, на информационную фазу влияет качество источников информации, на подготовительную фазу — изменения действующего законодательства, на фазу вывода венчурного капитала из инновационного проекта — выбор модели вывода капитала на основе анализа состояния рынков ЖКУ. Традиционными процедурами этой стадии являются: оценка вложений (Prіcіng), оценка качества менеджмента, анализ возможности реализации инновационного проекта с венчурной нормой отдачи, структуризация соглашения (Deal Structurіng), прединвестиционная оценка, подписание инвестиционного предложения или меморандума (Investment Offer или Memorandum) как результат принятия решения о целесообразности  финансового обеспечения конкретного инновационного проекта по производству ЖКУ.

В случае принятия положительного решения начинается третья стадия —  юридическая, которая состоит из подготовки пакета документов. В состав документов входят следующие: соглашение между собственниками (Shareholders Agreement); устав; обязательство о раскрытии информации (Disclosure Letter). В случае, когда предполагается дополнительная ссуда, подписывается соглашение о кредите (Back-to-Back Agreement).

Стадия общего управления (Management on Stage) начинается, когда инновационными предприятиями получены инвестиции. В этом периоде, кроме контроля над реализацией инновационных проектов, осуществляется максимально возможная помощь предприятиям ЖКХ по налаживанию регулярной инновационной деятельности и анализу финансового состояния.

На заключительной стадии венчурного цикла (Exit of Capital) принимается решение о выводе венчурного капитала из инновационных проектов на основе разработанной ранее стратегии. Выведение венчурного капитала из инновационных проектов развития предприятий ЖКХ осуществляется в специфических для отрасли формах возвращения венчурных инвестиций потребителям ЖКУ в виде предоставления жилищно-коммунальных услуг в зачет авансированных платежей, а также дивидендов на вложенный капитал.

Для целей успешной реализации венчурного финансирования и завершения деятельности по созданию и внедрению инновационного проекта в рамках настоящего исследования предложен механизм мотивации субъектов венчурного финансирования (венчурного инвестора-потребителя ЖКУ и инновационного предприятия) [P5].

Регулирующим параметром механизма выделен специфический в целеполагании венчурного финансирования предприятий ЖКХ фактор  результативность инновации. Результативность инновации отображает наукоемкость осуществленного инновационного цикла, а также результат потребительских ожиданий от внедрения инновационного проекта. Непосредственно мотивирующими факторами, связанными с результативностью инновации выступают социальная значимость и прибыльность проекта.

Процедура поиска взаимовыгодного значения результативности инновации, которая ориентирована на удовлетворение ожиданий субъектов венчурного финансирования, представлена в работе как результат взаимодействия инновационного предприятия, предприятия ЖКХ и венчурного инвестора-потребителя ЖКУ в виде реализации инновационных проектов, внедрения инноваций в производство ЖКУ, потребления ЖКУ предпочитаемого качества и получения прогнозируемой доли прибыли.

Наличие взаимовыгодного значения результативности инновации на заключительной стадии венчурного цикла позволяет обеспечить  условия для разработки стратегии вывода капитала и мотивации потребителей ЖКУ к участию в венчурных инновационных проектах на начальной стадии венчурного цикла.

Таким образом, реализация механизма мотивации субъектов венчурного финансирования, основанного на поиске взаимовыгодного значения результативности инновации на заключительной стадии венчурного цикла, позволяет обеспечить создание условий для мотивации потребителей ЖКУ  к участию в венчурных инновационных проектах на начальной стадии венчурного цикла.

Результатами реализации механизма ВФ являются: активизация инновационной деятельности предприятий ЖКХ, развитие индустрии инновационных технологий по производству ЖКУ, производство  жилищно-коммунальных услуг заявленного потребителями качества, получение потребителями —  венчурными инвесторами дивидендов от сверхприбылей. Условиями реализации механизма ВФ является мотивация инвестиционной активности потребителей ЖКУ и государственные гарантии возврата потребителям ЖКУ инвестированных в качестве венчурного капитала финансовых средств.

Выводы. Применение инновационного подхода к развитию предприятий ЖКХ ограничено дефицитом собственных финансовых ресурсов, недостаточной государственной финансовой поддержкой и низкой инвестиционной привлекательностью объектов инвестирования для известных потенциальных инвесторов.

Преимуществами привлечения венчурного капитала в развитие ЖКХ по сравнению с другими формами привлечения инвестиций являются:

– минимизация налогообложения на период реализации инновационного проекта. Налог на прибыль от активности венчурного фонда не платится до закрытия его работы и распределения прибыли между участниками. Это весьма существенное преимущество при имеющей место неравномерности формирования доходов и расходов на предприятиях ЖКХ;

– легкость приобретения и реализации активов. Обычно продажа корпоративных прав требует достаточно сложной и долговременной процедуры. В то же время инвестиция в венчурный фонд, который, в свою очередь, владеет этими правами, может быть продана весьма просто, быстро, почти анонимно. Это повышает мобильность инновационной деятельности предприятий ЖКХ и активизации системы реагирования на изменения внешней среды;

– венчурные фонды практически не регулируются украинскими регуляторами, что делает их более легкими в управлении и гибкими инструментами для инвестирования в регулируемую сферу экономики – ЖКХ. Риск венчурного инвестирования полностью лежит на инвесторе, поэтому законодательство освободило такие фонды от многочисленных нормативных ограничений, характерных для деятельности инвестиционных фондов других типов;

– минимальные ограничения для привлечения венчурных инвестиций в ЖКХ: венчурный фонд может инвестировать все свои средства в неликвидные ценные бумаги одного эмитента, покупать векселя и предоставлять займы компаниям. Нет ограничений и на количество участников венчурного фонда .

Использование ВФ в качестве альтернативного источника финансового обеспечения инноваций в ЖКХ может стать перспективным направлением активизации инновационной деятельности предприятий отрасли и отправной точкой ее реформирования. Однако это возможно исключительно при создании соответствующих предпосылок. Такими предпосылками могут стать: разработка и усовершенствование нормативно-правовой базы, в части обеспечения доступа к источникам финансирования венчурных инвестиций физических лиц и институциональных инвесторов; бюджетная поддержка предприятий ЖКХ в направлении содействия привлечению частных инвестиций; обеспечение государственных гарантий венчурным инвесторам – потребителям ЖКУ– возврата вложенных средств; сохранение налоговых льгот в части отсрочки налогообложения прибыли от активности венчурного фонда до закрытия его работы и распределения прибыли между участниками; создания института ВОП в ка­честве организационной формы управления процессом ВФ; организация публичного контроля за выполнением договорных обязательств всех участников ВФ.

 

Литература:

1.                     В. Геец Трансформационные преобразования в Украине: переосмысливая пройденное и думая о будущем / В. Геец // Общество и экономика. — 2006. — № 3. — С. 23-53.        

2.                     Закон України «Про загальнодержавну програму реформування і розвитку житлово-комунального господарства на 2009–2014 роки» від 11 червня 2009 року № 1511-VI // Відомості Верховної Ради України. — 2009. — № 47–48. — Ст. 720.

3.                     Программа экономических реформ Украины на 2010-2014 гг. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://zn.ua/img/st_img/2010/800/all.doc.

4.                     Источники: [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://news.online.ua/81025/; [Электронный ресурс]. — Режим доступа :  http://news.online.ua/81025/; [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://theend.org.ua/economics/927126/.

5.                     Источники: [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http://e-finance.com.ua/ru/investments/2007/08/22/ZhKKh_trebuet_investitsij____/; [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://atku.org.ua/today/96/4426/ .

6.                      Шуневич Н. Реформа ЖКХ в Украине: конвульсии перед коллапсом [Електронный ресурс]. — Режим доступа :http://atku.org.ua/today/96/1164/

7.                     Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.info-gkh.com.ua/archives/4560

8.                     Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://dengi.ua/news/66592_Chto_budut_delat_s_problemami_v_ZhKH.html

9.                     Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://atku.org.ua/today/96/4426/

10.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://atku.org.ua/today/96/4426/

11.                Семиноженко В. Наука це не периферія державної політики, а її авангард / В. Семиноженко // Урядовий курєр. — 2010. — 22 червня. — №112. — С. 1415.

12.                Осовська Г. В. Економічний словник / Г. В. Осовська, О. О. Юшкевич, Й. С. Завадський. — К. : Кондор, 2007. — 358 с.

13.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://gkh.com.ua/gkh/ministry/ .       

14.                Адамов О. Жилищно-коммунальное хозяйство. Инвестиции; 29.04.2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.urist/in.ua;

15.                Тигипко С. Реформа ЖКХ привлечет в коммунальную сферу миллиардные инвестиции. [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://tigipko.odessa.ua/sergei-tigipko-reforma-zhkkh-privlechet-v-kommunalnuyu-sferu-milliardnye-investitsii.html.

16.                Инвестиции в ЖКХ за счет концессии. Posted on by admin 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://gorlopanamnet.ru/novosti/investitsii-v-zhkh-za-schet-kontsessi.

17.                Лиски И. ЖКХ Украины спасут не смена лиц в правительстве, а иностранные инвестиции. 2010 [Электронный ресурс]. — Режим доступа :http://nikvesti.com/news/public/21911.

18.                Бражникова Л.Н. Стратегическое управление финансовой деятельностью предприятий ЖКХ : монография / Л.Н. Бражникова ; НАН Украины. Ин-т экономики пром-сти. – Донецк : Юго-Восток, 2010.– 499 с.

19.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступу : http : //www. ineko-invest. kiev. ua/rus/economic_news.

20.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа :  http://www.prostobankir.com.ua/ 

21.                Минрегионстрой готовит проекты для инвесторов на $700 млн  [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://kontrakty.ua/business/news/economy/ . 

22.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа :  http://potok.ua/buznes-ekonomuka/23904-tigipko-reforma-zhkx-privlechet-v-kommunalnuyu-sferu-milliardnye-investicii.html .

23.                Гаращук Ж. Украинскую ЖКХ восстановят за турецкие инвестиции. ForUm 2011-03-09 , [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.dom.ria.ua/ru/news.

24.                Абрамович И. Нетрадиционный способ привлечения инвестиций в коммунальное хозяйство / И. Абрамович, Г. Несторова, Н. Пучко // Экономика Украины. — 1998. — № 10. — С. 90.

25.                ЖКХ может стать генератором роста // Российская бизнес-газета. — 2004 [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http ://www. rg. ru/2004/10/26/a43467. html.

26.                Шилов М. Концессии спасут ЖКХ и транспорт / М. Шилов. — Режим доступа : http ://www. politcom. ru/article.

27.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступу : http : //www. domik. net/mod/main/news/id171523721/

28.                Казанцев Б. К. Влияние оценочной деятельности на формирование товарных отношений в сфере коммунальных услуг / Б. К. Казанцев, А. А. Аниськин // Водоснабжение и санитарная техника. — 2003. — № 4. — Часть 2. — С. 2–5.

29.                Штык Е. Правительство профинансирует скрытую приватизацию ЖКХ / ЕШтык. — Режим доступа : http ://comments. com. ua/?art=1174587097.

30.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://www.business.ua/blogs/zh_k_h/eovramenko_blog/536/.

31.                Adsuar I. Marketing. Promotion strategy / I. Adsuar. — Riga : JUMI, 1997. — 61 p.

32.                Закон України «Про інститути спільного інвестування (пайові та корпоративні інвестиційні фонди)» від 15.03.2001 р. № 2299–ІІІ // Відомості Верховної Ради (ВВР). — 2001. — №21-ст. 103.

33.                Источник: [Электронный ресурс]. — Режим доступу : http://banker.ua/articles/.

34.                Аналітичний огляд ринку спільного інвестування. Аналітичний огляд УАІБ. — Режим доступу : http : //www. uaib. com. ua.

35.                Во что инвестируют венчурные фонды. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://delo.ua/ukraine/vo-chto-venchurnye-fondy.

36.                Венчурное инвестирование – украинский аспект. [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http://finans.net.ua/content/view/238/

37.                Державний комітет статистики України [Електронний ресурс]. — Режим доступу : http ://www. ukrstat. gov. ua..

38.                Венчурное финансирование: теория и практика / Под ред. Н. М. Фонштейна и А. М. Балабана. — М. : АНХ, Центр коммерциализации технологий, 2002. — 392 с.

39.                 Гулькин П. Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. СПб., «Альпари СПб» – 2003. — 350 с..

40.                Дагаев А. А. Механизмы венчурного (рискового) финансирования: мировой опыт и перспективы развития в Украине // Экономика ХХ века. — 2005. — №1. — С. 45-52.

41.                Каширин А. И., Семенов А. С. Венчурное финансирование инновационной деятельности // Инновации. — 2006. — №1. — с. 28.

42.                Тарадайко Д. О. Сутність і особливості формування ринку венчурного капіталу в сучасних умовах інформаційного розвитку // Вісник донецького університету економіки та права : Зб. наук. праць. — Донецьк : ДонУЕП, 2005. — №2. — С. 49-51.



[1] Рис. 1.выполнен на основании данных источников [7-10].

[2] Рис. 4. выполнен на основании данных Украинской ассоциации инвестиционного бизнеса (УАИБ) [34].

[3] Рис. 5. выполнен на основании данных Донецкого областного управления статистики

[4] Рис. 6. выполнен на основании данных Донецкого областного управления статистики