Афанасьева Е.Ф., Афанасьев А.Е.

КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУПАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ СРЕДСТВАМИ НАРОДНЫХ ИГР

Специальная (коррекционная) школа №4 VIII вида г. Якутска

 

ВВЕДЕНИЕ

Проблемой нашего исследования является недостаточная изученность двигательной сферы детейс интеллектуальными нарушениями и отсутствие комплексных исследований по проблеме обучения и воспитания таких школьников, а также наличие противоречий между реальным состоянием учебно-воспитательного процесса, недостаточно учитывающим особенности психофизического состояния этих детей и необходимостью коррекционного воздействия, направленного на развитие их двигательных способностей в условиях специальной (коррекционной) школы.

Основной целью данного исследования является разработка системы коррекционной работы в условиях специальной (коррекционной) школы, основанной на использование элементов подвижных народных игр и направленной на устранение недостатков двигательной системы у младших школьниковс интеллектуальными нарушениями.

В исследовании проанализированы состояние проблемы коррекции двигательных нарушений у детейс интеллектуальными нарушениями, изучены особенности физического развития таких школьников, выявлены особенности двигательных нарушений, характерных на Крайнем Севере, и на этой основе определены возможности использования игр народов Крайнего Севера в условиях специальной (коррекционной) школы, направленных на коррекцию двигательной сферы у данной категории детей.Разработана комплексная система мероприятий по коррекции двигательной сферы младших школьниковсинтеллектуальными нарушениями, эффективность которой экспериментально проверена в условиях специальной (коррекционной) школы, что позволила разработку методических рекомендаций по коррекции двигательных нарушений у младших школьников средствами народных подвижных игр.

В исследовании мы исходили из предположения о том, что процесс коррекции двигательных нарушений младших школьниковс интеллектуальными нарушениями будет более эффективным при условии использования комплексной системы мероприятий, основаннаяна специально подобранных физических упражнений в сочетании с народными подвижными играми, если упражнения и игры будут подобраны так, чтобы они обеспечивали всестороннее воздействие на растущий организм, содействовали правильному развитию всех функций и органов, укрепляли здоровье, а также осуществляли избирательное воздействие, направленное на коррекцию и исправление нарушенных функций организма детей.

1.  Характеристика двигательной сферы у детей Крайнего Севера

с интеллектуальными нарушениями

Проблема полноценного физического развития школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, в настоящее время является особо значимой. Такие факторы, как низкая температура, полярная ночь, слабая солнечная активность, ультрафиолетовое голодание, геомагнитные бури и т.д., влияют на адаптивную перестройку организма ребенка, а это, в свою очередь, создает дополнительную нагрузку на его психофизическую сферу [4, 12]. В своих исследованиях академик В.П. Казначеев [12] показал, что относительно полная адаптационная перестройка к этим условиям происходит на протяжении 5-6 поколений. Если учитывать, что 92% детей 6-12 лет являются "переселенцами первой-второй волны", то адаптационные возможности их организма не могут в полной мере компенсировать функциональные изменения, которые происходят у них под воздействием факторов Крайнего Севера.

Особое значение эта проблема имеет для детей с интеллектуальными нарушениями [11, 5]. Им изначально свойствен замедленный темп созревания мозговых структур, в частности лобной и нижнетеменной областей, которые участвуют в формировании связей с другими отделами коры и подкорковыми образованиями, что является материальной основой осуществления сложных межанализаторных связей. Это вызывает серьезные затруднения в формировании зрительнодвигательного, слуходвигательного и слухозрительного взаимодействия [9]. У детей с интеллектуальными нарушениями характерными являются неадекватность поведения, психомоторной расторможенности, снижение работоспособности, незрелость моторики, нарушения регуляции движений, недостаточная координация и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации, быстрой утомляемости [2, 3, 6 - 8]. Следовательно, дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в методически обоснованных и специально подобранных мероприятиях, направленных на коррекцию их физиомоторной сферы. Однако учебная программа по физической культуре в общеобразовательной школе в основе своей направлена на обучение, а не на коррекцию имеющихся недостатков. Для того чтобы целенаправленно проводить коррекционную деятельность с детьми с интеллектуальными нарушениями, необходимо знать истинную картину причин отставания психического и физического развития имеющегося контингента.

В исследовании отражен сравнительный анализ физического развития, двигательной подготовленности и координационных возможностей детей с интеллектуальными нарушениями и их сверстников, проживающих в Средней полосе России и в районах Крайнего Севера (табл. 1, 2).

В обследовании принимали участие дети с нормальным развитием общеобразовательных школ 3-4 классов и их сверстники с интеллектуальными нарушениями Мегино-Кангаласского улуса РС(Я), Всего - 64 ребенка.

При рассмотрении данных таблицы 1 обращает на себя внимание тот факт, что практически все показатели физического развития детей с интеллектуальными нарушениями и проживающих на Крайнем Севере, значительно ниже, чем у их сверстников, не говоря уже о детях, проживающих в Средней полосе России.

Таблица 1

Некоторые морфологические и соматометрические показатели школьников 11 лет, проживающих в разных районах России, М±т

Группа

Показатели

Окружность грудной клетки

Сила правой

руки,

 

Масса тела

Рост , см

в см

в кг.

Дети Центр. России

36,0±2,22

144±4,0

69,2±3,52

21±0,52

Дети Кр,Север

33,1±2,51

141±4,4

65,7±3,03

22±1,8

ДетиКр. Севера с интеллектуальными нарушениями

30,8±2,03

138±3,8

60,1±2,72

10±2,4

Примечание. Данные по детям Центральных регионов России взяты из работы Ж.Ж. Рапопорт [13].

При обследовании этих же детей на предмет биологической зрелости оказалось, что 82% школьников этого возраста относились к группе с замедленным темпом прорезывания постоянных зубов (11 - 12 постоянных зубов, вместо 14 - 21 зуба).

Таблица 2.

Показатели двигательной подготовленности школьников 11 лет, проживающих в разных районах России, М±т

Тесты

Дети Центральной России

Дети Крайнего Севера

Дети Кр. Севера с интеллектуальными нарушениями

Прыжок в длину с места, см

158±14

160±11

56±11

Бег 30 м с ходу, с

5,3±0,42

5,8±0,53

17,3±0,71

Броски мяча на точность, колич. попаданий

5±0,32

6±0,51

3±0,43

Примечание. Данные по детям Центральных регионов России взяты из работы Ж.Ж. Рапопорт [13].

Необходимо отметить, что и 12-летние дети синтеллектуальными нарушениями существенно отстают от своих сверстников. Следовательно, переходный процесс адаптации у этих детей, проживающих на Крайнем Севере, растянут во времени, а, соответственно, для их полноценного развития к ним требуется особый подход.

При этом следует отметить, что общая заболеваемость у детей с интеллектуальными нарушениями почти на 50% выше, чем у нормально развивающихся сверстников.

Так, если у нормально развивающихся детей Крайнего Севера все исследуемые характеристики, кроме качества быстроты и общей выносливости, не отличаются от таковых у детей Средней полосы России, то у школьников с интеллектуальными нарушениями все эти показатели значительно хуже. При этом у детей с интеллектуальными нарушениями снижение общей выносливости обусловлено ухудшением аэробных функций, в результате чего максимальное потребление кислорода (МПК) при выполнении стандартной нагрузки (функциональной пробы PWC170) снижено более чем на 28%. Это может быть обусловлено тем, что в период полярной ночи содержание гемоглобина у детей достоверно снизилось с 121±6 до 106±7 г/л (р<0,05). В районах Севера, где геоклиматические факторы приводят к возникновению окислительного стресса, не учитывать этот показатель нельзя, так как даже незначительное снижение концентрации гемоглобина у детей-"переселенцев" указывает на снижение адаптивных процессов [9].

При исследовании двигательной активности оказалось, что в январе у детей Средней полосы России она снизилась на 14%, у детей Севера - на 42%, а у детей с интеллектуальными нарушениями - на 64% (табл. 3).

Таблица 3

Сравнительная динамика двигательной активности школьников 11 лет проживающих в разных районах России, М±т

Группа

Сентябрь

Ноябрь

Январь

Март

Май

Дети Центральной России

23364±227

21196±398

18534±195

19872±283

24899±211

Дети Крайнего Севера

19270±398

16400±309

7282±232

12320±100

15840±341

Дети Край. Сев.синтелл. нарушениями

11673±477

9890±204

4565±262

5641±239

9254±268

Примечание. Двигательная активность определялась количеством шагов в сутки. Данные по детям Центральных регионов России взяты из работы Ж.Ж. Рапопорт [38].

Следовательно, отставание в физическом развитии, двигательной подготовленности и координационных способностях у детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в районах Крайнего Севера, обусловлены, с одной стороны, функциональным недоразвитием мозговых структур, а с другой - отягощающими факторами среды обитания, в результате чего сенсорная и двигательная импульсация снижена более чем в три раза. Таким образом, в центры переработки информации и регуляции движения не поступает необходимого количества афферентных сигналов, и несформированные центры недополучают нужной функциональной информации, а значит, не могут полноценно сформироваться к первому возрастному скачку (7-8 лет).

Именно поэтому мы считаем, что необходимо повышать двигательную активность, а соответственно, и афферентную импульсацию в центры переработки двигательной информации и в двигательные центры до необходимой нормы.

2. Констатирующий этап опытно экспериментальной работы

Основные методы, использованные на констатирующем этапе:

1). Изучение документации. Нами были изучены личные дела, медицинские карты, журнал наблюдений с характеристикой на каждого ребенка.

2). Наблюдение. Для описания характерных особенностей двигательных нарушений у школьников с интеллектуальными нарушениями возникла необходимость пронаблюдать за детьми в процессе учебной и игровой деятельности, что позволяет судить об интеллектуальных и физических возможностях детей.

3). Эксперимент. Для проведения эксперимента, основной целью которого является диагностика развития двигательной сферы, которая необходима для разработки системы коррекционных мероприятий, направленная на ослабление недостатков двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями во время проведения обучающего эксперимента.

Вспомогательные методы:

1). Беседа с учителями и воспитателями. Целью бесед с учителями и воспитателями была необходимость узнать о характере, поведении и психоэмоциональном настроении учащихся.

2). Посещение уроков и занятий ЛФК. Основной задачей посещения уроков было ознакомление с проведением уроков, их структурой и особенностями.

В состав контрольной группы вошло пятеро учащихся домашнего обучения из c. Техтюр и с. Павловск Мегино-Кангаласского улуса Республики Саха (Якутия), в состав экспериментальной группы вошло пятеро учащихся младших классов специальной (коррекционной) школы №4 г. Якутска. Возрастная группа: пять мальчиков 1999 г.р., три девочки и один мальчик 2000 г.р., две девочки 2001 г.р., и один мальчик 2002 г.р.Экспериментальное обучение проводилось в 2009-10 и 2010-11 уч. г.г.

В контрольную и экспериментальную группу вошли дети с различными формами ДЦП (парапарез нижний (2), гемипарез (4), спастическая диплегия (2), подвывих бедра (1) и различной степенью тяжести.Кроме перечисленных выше нарушений у обследуемых детей отмечались расстройства нервной системы (дневной и ночной энурез у 3 человек), расстройство темпо-ритмической стороны речи (заикание) у одного, дизартрия у двух человек. В двух случаях отмечалась минимальная мозговая дисфункция. В состав группы вошли учащиеся с ДЦП, умственной отсталостью, грубой задержкой психоречевого развития.

Для проведения эксперимента воспользовались упражнениями из книги И.С. Лопухиной "Логопедия – ритм, речь, движение". В данную методику вошли следующие задания:

1) на координацию движения:"По тропинке" – по доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через различные предметы (камушки, игрушки, палочки и т.д.);"Мишка на бревне" – по доске 20 см необходимо пройти на четвереньках туда и обратно;"Акробат" – на полу шнур (2 скакалки) вытянутые по прямой линии. Ребенок идет по шнуру (скакалке), приставляя пятку к носку. Руки - в стороны;"Прыжки" – нужно взять ребенка за руки, помочь ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Затем несколько ослабляйте поддержку;"Ручеек" – ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

2) На движение рук предлагались занимательные упражнений:"Петрушка" – слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются;"Маятник" – слегка наклонившись. Руки – вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо – влево;"Балерина" – стоя. Широкий взмах руками, разведенными в сторон. Подняться на носки. Взмах кистями рук;"Дерево на ветру" - руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо – влево.

3) Игры с воображаемыми предметами:"Шофер" – вращая руками воображаемый руль, передвигаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, на если "шофер" сумеет правильно реагировать на зеленый, красный, желтый свет; "Дворник" – А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами и подметаем тротуар. Б. Руки "обхватывают черенок лопаты". "Сгребаем снег"; "Дровосеки" – А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой рукой двигать воображаемую пилу к себе и от себя. Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.

4). Обследование движений рук.При обследовании данной категории движений предлагались простые упражнения: а) Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию; б) Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой; в) Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой; г) Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки "как веревочки".

5) Обследование мелкой моторики.Для обследования мелкой моторики были такие взяты упражнения из И.С. Лопухиной "Логопедия – речь – ритм - движение".В данной методике предлагалось детям выполнить следующие упражнения:"Гармошка" – сначала пальцы раздвигаются, затем сдвигаются, имитация игры на гармошке; "Кружок" – проведение данного упражнения в приложении; "Паучок" – проведение данного упражнения в приложении; "Волшебный мешочек" – развивается зрительное внимание, память и свою способность узнавать предметы на ощупь. Набор мелких игрушек нужно поместить в мешочек, игрушки из такого же набора по одной показываются ребенку. Он должен на ощупь выбрать из мешочка такую же.

В констатирующем эксперименте на занятиях и уроках использовались общепринятые методики «Исследование двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении двигательных проб»), а также применялись упражнения и игры, о которых написано выше.

Выполнение упражнений детьми оценивалось по трехбалльной шкале.

1 балл – ребенку требуется постоянная помощь учителя. Движения не точные, не координированные. Тяжело переключается с одного движения на другое. Активность ребенка низкая.

2 балла – ребенку требуется помощь учителя в исключительных случаях. Движения более точные, более координированы. Движения ребенка активнее, чем в группе один.

З балла – ребенку не требуется помощь учителя. Движения точные, координированы. Переключаемость движений высокая. Ребенок активен.

  В зависимости от полученных результатов дети были разделены на три группы. В первую группу вошли дети, получившие три балла – это высокий уровень двигательных навыков, во вторую были отнесены дети, получившие два балла – средний уровень двигательных навыков, и наконец, третья группа, в нее вошли дети, получившие один балл – это низкий уровень сформированности двигательных навыков. Данные полученные при обследовании внесены в таблицу 4

Оценка сформированности тонких движений проводилась по тем же параметрам, что и общих. Двигательные нарушения пальцев рук в экспериментальной группе у 60% детей отнесены к первой группе детей с низким уровнем развития двигательных навыков, в контрольной группе – 40 %; в экспериментальной группе 40 % учащихся отнесены ко второй группе со средним уровнем развития двигательных навыков, в контрольной группе – 60% детей отнесены ко второй группе. Детей третьей группы с высоким уровнем развития в экспериментальной и контрольной группах выявлено не было. В момент обследования у детей экспериментальной группы было отмечено затруднение отведения пальцев рук (упражнение "Гармошка"), движения пальцев скованы, не точные.

Таблица 4

Результаты исследования произвольной моторики пальцев рук

у младших школьников с ДЦП

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ученики

Баллы

Ученики

Баллы

1-й

2

1-й

2

2-й

2

2-й

2

3-й

1

3-й

2

4-й

1

4-й

1

5-й

1

5-й

1

Кроме изучения произвольной моторики пальцев рук нами велись исследования двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении двигательных проб. Полученные во время исследования данные также внесены в таблицу 5.

Таблица 5

Уровни сформированности двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении двигательных пробмладших школьников с ДЦП

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ученики

Баллы

Ученики

Баллы

1-й

2

1-й

2

2-й

2

2-й

2

3-й

1

3-й

1

4-й

1

4-й

1

5-й

1

5-й

1

Из таблицы 5 видно, что в контрольной и экспериментальной группах по 40% детей с средним уровнем сформированности двигательных навыков. Высокий уровень не был поставлен ни одному испытываемому. Во время эксперимента вызвало затруднение задание на прохождение по зигзагообразно выложенной ленте, перешагивание через предметы, ходьба на четвереньках, прыжки на двух ногах. Это связано в первую очередь с особенностями дефекта. Таким детям трудно координировать свои движения и удерживать равновесие.

3. Система коррекционных мероприятий, направленная на ослабление недостатков двигательной сферы детей с интеллектуальными нарушениями

Обучающий эксперимент проводился на базе специальной (коррекционной) школы №4 VIIIвида г. Якутска.

Как отмечалось выше, в результате наших исследований выявлены особенности развития детей с интеллектуальными нарушениями в условиях Крайнего Севера. Отставание в физическом развитии и двигательной подготовленности у них составляет не 1-1,5, а 3-4 года. При этом в большей мере страдают координационные возможности, что проявляется в снижении показателей статического равновесия, динамической координации и дифференцированной сенсомоторной реакции. Это дало нам основание продлить педагогический процесс, направленный на коррекцию отстающих функций.

Проведенные исследования дают предпосылки более эффективно использовать средства и методы физической культуры для целенаправленного коррекционного воздействия на организм данной категории детей. В связи с этим нами был разработан комплекс мероприятий, включающий урочные и внеурочные формы занятий в условиях специальной (коррекционной) школы, а также специально разработанные методы коррекции, позволяющие частично интегрировать детей с интеллектуальными нарушениями в классы, где учатся школьники с нормальным развитием. При этом было изменено и внутреннее содержание уроков.

Развития двигательных навыков младших школьников основывалось на игровой деятельности. Это позволяет более полно реализовать задачи воспитательного и образовательного характера.Все учащиеся нуждаются в повышенном индивидуальном внимании. Поэтому индивидуальный подход к ним осуществляется в зависимости от тяжести дефекта и форм заболевания.

Целью обучающего эксперимента было коррекция двигательных навыков мелкой и общей моторики у детей.

Для решения поставленной цели нами были подобраны задания, игры, упражнения, направленные на развитие двигательных навыков. Данные игры и упражнения используются не только на уроках физкультуры, но и в качестве физминуток, физкультпауз на уроках, подвижных игр на переменах. При подборе игр и упражнений учитывался возраст детей, форма заболевания степень тяжести заболевания.

Разработанные нами комплекс коррекционных физических упражнений из народных подвижных игр народов Крайнего Севера (см. рис. в приложении) можно классифицировать следующим образом:

1. Упражнения для формирования: а) вертикального положения головы; б) контроля за положением головы; в) поворотов туловища в положении лежа; г) положения на четвереньках; д) умения ползать на четвереньках; е) функции сидения; ж) умения самостоятельно садиться; з) умения вставать на колени; и) шаговых движений; к) умения самостоятельно стоять; л) умения самостоятельно встать на ноги; м) самостоятельной ходьбы; н) мелкой моторики руки

2. Упражнения для развития реакций опоры и равновесия рук.

3. Упражнения для преодоления сгибательно-приводящих установок:а) верхних конечностей; б) нижних конечностей

В основном на коррекционных занятиях двигательной сферы применялся игровой метод, так как у детейс интеллектуальными нарушениями по мнению ряда авторов [1, 7 - 9], коррекция двигательных функций и формирование двигательных навыков лучше всего происходят во время игр с запоминанием, пересказом и осмыслением.

Игры являются одним из больших разделов нашей об­щенациональной культуры. Они разносторонне отражают все области материального и духовного творчества. Ис­пользование национальных игр на уроках и коррекционных занятиях, а также в часы досуга имеют важную роль для сохранения нацио­нальных традиций, обычаев, нравов. Игры должны при­меняться для разнообразия учебно-воспитательного про­цесса, для укрепления здоровья детей.

 Каждый учитель специальной (коррекционной) школы, если решил включить в занятие какую-нибудь игру, прежде всего он должен знать особенности двигательной сферы у детей и в соответствие с ними уметь подбирать полезные игры для коррекции двигательных нарушений, уметь четко прово­дить и определять конечные результаты. Он — судья, ответственное лицо за проведение игры, поэтому должен владеть хорошими организаторскими способностями.

Перед тем, как проводить игру, нужно знать настрое­ние детей, их заинтересованность, дисциплину, учитывать обстановку. Необходимо знать, что игра должна соответ­ствовать возрасту, физическому развитию и подготовлен­ности.

Для проведения игры нужно учесть три момента: 1) Правильное, четкое объяснение игры. 2) Проведение самой игры (выполнение).3) Итоги игры (определение результата, выявление победителен, выводы, анализ).

Учитывая обширность территории РС(Я), национальный состав, обычаи, традиции, нравы, учителя специальных (коррекционных) школ должны подбирать такие игры, кото­рые больше всего заинтересовали бы детей, отражали бы ихинтересы, прививали бы навыки, необходимые для коррекции их двигательных нарушений.

Большинство игр якутов и малочисленных народов (эвенов, эвенков, юкагиров, чукчей) характеризуется под­ражательными действиями, имитирующими повадки жи­вотных, птиц, зверей, отражает быт, интересы, привычки, трудовую деятельность местных жителей. Дети должны имитировать охотника, наезд­ника, косаря, оленевода. Характерно, то, что одна и та же игра может называться по-разному, но иметь одну общую цель, Искусство преподавателя заключается в том, что должен с каждым разом усложнять игру, вносить новое содержание. Только в этом случае игры будут иметь успех, способствовать укреплению здоровья и физическому развитию детей.

Учитывая особенности детей с интеллектуальными нарушениями, мы предлагаем использовать следующие народные подвижные игры и упражнения из подвижных игр для коррекции двигательной сферы во время занятий с ними, которых можно классифицировать следующим образом:

1.  Игры и упражнения в ходьбе (некоторые из них см. в прилож):«Успей отскочить», «Рыбаки», «Муравей», «Крестики», «Листочки», «Прямая дорога», «Крадущийся охотник», «Лыжник», «Ходьба с притопом», «Ходьба перекатом», «Олень», «Стерх».

2.  Беговые игры и упражнения:«Волк и жеребята», «Галоп», «Волны»,«Пурга».

3.  Прыжковые упражнения:«Бег вприпрыжку», «Прыжки на корточках», «Шахматы».

4.  Игры и упражнения для мелкой моторики:«Игра в палочки», «Игра в лучинки», «Игра в камешки», «Доярушка», «Дятел», «Бинокль», «Сердитая кошка».

5.  Упражнения для мышц шеи:«Сова», «Солныщко», «Гусь».

6.  Игры и упражнения для мышц плечевого пояса и рук:«Комаромахалка», «Не дай запятнать себя», «Меткий охотник», «Путаница», «Снег и вихрь», «Незнайка», «Колесо», «Бокс», «Радость», «Украшение дерева», «Узоры», «Стерх», «Лучник».

7.  Игры и упражнения для мышц туловища:«Кто сильнее», «Собери обручи», «Лиса», «Олень», «Сардана», «Чороон», «Чаша», «Мутовка», «Косарь», «Подледный лов», «Колка дров», «Лыжник», «Птица».

8.  Игры и упражнения для мышц ног:«Волк и олени», «Нога к ноге», «Птенчик», «Качели», «На коленках», «Прыжки журавля», «Иней», «Травка», «Ножницы».

9.  Игры и упражнения общего воздействия:«Кто устойчивей», «Бой петушков», «Охотничья собака», «Кувыркание», «Снег-снежок», «Пила», «Ураса», «Уточка», «Гусь», «Лошадка», «Горностай».

10.  Дыхательные упражнения:«Свеча», «Разжигание огня», «Танцуем сяджя», «Дыханье собаки», «Кукушка», «Пузырь».

Следует отметить одну из важнейших особенностей двигательного развития детей с нарушениями интеллекта, на которую давно обратили внимание крупнейшие отечественные и зарубежные ученые. Было убедительно доказано, что двигательное развитие детей с нарушениями интеллекта оказывает мощное влияние на их общее развитие, в частности на формирование речи, психики, интел­лекта, таких анализаторных систем, как зрительная, слуховая, так­тильная, а также, в широком смысле, на их поведение. В этой связи считаем обязательным при использовании народных игр в процессе коррекционно-развивающей работы решение следующих специальных коррекционных задач:

1.  Развитие следующих общих умений в процессе использования народных игр: развитие речи посредством движения; совмещение звука и движения;звукоподражание;звуковая окраска движения;ролевые двигательные игры со звуковым выражением;ритмизация двигательной деятельности (совмещение звука,ритма и движения);дыхание как составная часть звукообразования;мелкая моторика и т. д.

2. Формирование в процессе использования народных игр пространственных и временных представлений типа:дальше — ближе; выше — ниже; слева — справа; больше — меньше; много — мало; быстро — медленно; часто — редко.

3. Изучение в процессе предметной деятельности на занятиях различных физических свойств материалов (тяжелый — легкий, гладкий — шершавый, плотный — по­ристый, эластичный — хрупкий и т. д.), а также назначения предметов (для чего применяются и др.).

При проведении занятий по коррекции двигательной сферы детей с нарушениями интеллектамы придерживались разработанные нами следующих методических рекомендаций:

· на начальных этапах коррекционной работы, а также в случае тяжелой степени двигательных нарушений наиболее эффективным следует признатъ индивидуальное взаимодействие с ребенком, поскольку именно в этих ситуациях он наиболее беспомощен и максимально зависит от окружающих его взрослых;

· в дальнейшем, возникает усиливающаяся необходимость общения данного ребенка с другими детьми. Поэтому наряду с индивидуальным методом определенное значение приобретает индивидуально-групповой методзанятий (при наполняемости группы до 3-5 детей). Педагог по-прежнему уделяет достаточно внимания каждому ребенку, однако при этом не игнорирует групповых двигательных взаимоотношений остальных детей. В этом плане целесообразно применение метода«однородной группы»,когдадети подбираются в относительно сходные подгруппы по уровню интеллектуальных нарушений, степени тяжести двигательных нарушений, разви­тия, сопутствующим синдромам, возрасту и т. д;

· дальнейшая социализация ребенка вызывает необходимость усиления участия родителей в коррекционной работе

Уровень общей работоспособности возрос почти на 30% благодаря улучшению аэробных функций. Следовательно, увеличение двигательной активности школьников, проживающих в районах Крайнего Севера, а тем более детей с нарушениями интеллекта, приводит к улучшению функции внешнего дыхания и аэробного метаболизма, на что указывают данные PWC170 и МПК, а это, вне сомнения, благотворно отражается на формировании мозговых структур, участвующих в регуляции управления движением.

Дети с нарушениями интеллекта нуждаются в строгом выполнении требований гигиены, организации учебных занятий и отдыха (постоянное снижение или повышение нагрузки и т.д.).

На занятиях с использованием народных игр в занимательной форме отмечалось повышение положительного эмоционального настроения, интерес, активность детей при выполнении предложенных упражнений.

В результате внедрения комплекса мероприятий мы добились того, что у детей группы коррекции двигательная активность в период полярной ночи увеличилась почти втрое. При этом, как медики школ отмечают, достоверно улучшились газопереносящие функции крови (значительно увеличилась концентрация гемоглобина), что очень важно для детей с нарушениями интеллекта, которым противопоказана гипоксия, так как формирование мозговых структур происходит в аэробных режимах синтеза. Вышеперечисленные мероприятия способствовали тому, что у детей экспериментальной группы время формирования двигательного навыка сократилось более чем на 30%. При этом у них достоверно увеличились рост и окружность грудной клетки. Отмечено улучшение силовых и скоростно -силовых качеств.

На всем протяжении занятий проводили воспитательную работу. При проведении занятий использовали основные принципы обучения: последовательность, постепенность, переход от простого к сложному, индивидуальный подход.

Используя результаты констатирующего эксперимента и сравнивая их с результатами обучающего этапа исследования можно судить о значимости коррекционных мер проводимых в экспериментальной группе детей. В таблице 6 приведены количественные данные развития произвольной моторики пальцев рук у младших школьников с ДЦП .

Таблица 6

Динамика изменения уровня произвольной моторики пальцев рук у младших школьников с нарушениями интеллекта, в баллах

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ученики

Конс. этап

Форм.этап

Ученики

Конс. этап

Форм.этап

1-й

2

3

1-й

2

2

2-й

2

2

2-й

2

2

3-й

1

2

3-й

2

2

4-й

1

1

4-й

1

1

5-й

1

1

5-й

1

1

В таблице 7 приведены количественные данные об изменении развития произвольной моторики пальцев рук у младших школьников с нарушениями интеллекта.

Таблица 7

Динамика изменения уровня произвольной моторики пальцев рук у младших школьников с нарушениями интеллекта, в баллах

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

До обуч.

После обуч.

Уровни

До обуч.

После обуч.

1-й

3 (60%)

2 (40%)

1-й

2 (40%)

2 (40%)

2-й

2 (40%)

2 (40%)

2-й

3 (60%)

3 (60%)

3-й

- (0%)

1 (10%)

3-й

- (0%)

- (0%)

 

Зарегистрированные изменения показателей сформированности двигательных навыков мелкой моторики руки в экспериментальной группе свидетельствуют об улучшении двигательной сферы детей. На это указывают следующие данные: до эксперимента низкий уровень отмечается у троих учащихся, после эксперимента у двоих учащихся. Перешли с первого уровня на второй – один ученик, со второго уровня на третий – один ученик. В то же время в контрольной группе не наблюдались изменения во всех группах.

Данные показывают (рис. 1), что в экспериментальной группе на 10 % увеличилось количество учащихся, добившихся третьего уровня; 40 % учащихся остались на втором уровне; 10 % улучшили показатели первого уровня, 1 перешел с первого уровня на второй уровень. В контрольной группе все показатели не изменились.

Таким образом, зарегистрированные показатели свидетельствуют о положительном результате занятий формирующего этапа. Проведенная работа позволила детям экспериментальной группы улучшить показатели двигательных навыков, в качественном и количественном отношении.

Рис. 1. Сравнительная гистограмма изменения уровня произвольной моторики пальцев

В таблице 8 приведены количественные данные об изменениях уровня сформированности двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении двигательных проб младших школьников в контрольных и экспериментальных классах.

Таблица 8

Динамика изменения уровня сформированности двигательной памяти, переключаемости движений, самоконтроля при выполнении

двигательных пробмладших школьников (двигательные навыки), в баллах

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Ученики

Конс. этап

Форм.этап

Ученики

Конс. этап

Форм.этап

1-й

2

3

1-й

2

2

2-й

2

2

2-й

2

2

3-й

1

2

3-й

1

1

4-й

1

2

4-й

1

1

5-й

1

1

5-й

1

1

 

Сравнивая полученные результаты приходим к выводу, что проведенные занятия положительно влияют на двигательную активность детей. Сравнительная характеристика об изменении двигательных нарушений у детей в экспериментальной и контрольной группы (в баллах), показана в таблице 9 и сравнительной диаграмме (рис. 2).

Таблица 9

Количественные данные об изменении развития двигательных навыков младших школьников снарушениями интеллекта (количество детей)        

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Уровни

До обуч.

После обуч.

Уровни

До обуч.

После обуч.

1-й

3 (60%)

1 (10%)

1-й

3 (60%)

2 (40%)

2-й

2 (40%)

3 (60%)

2-й

2 (40%)

2 (40%)

3-й

- (0%)

1 (10%)

3-й

- (0%)

- (0%)

 

Мы эти изменения представляем в виде следующей сравнительной гистограмме (рис. 2)

Данные показывают, что в экспериментальной группе на 10 % увеличилось количество учащихся, добившихся третьего уровня; на втором уровне стало на одного ученика больше (стало 60 %); на 20 % улучшили показатели первого уровня (двое перешли с первого уровня на второй уровень). В контрольной группе все показатели не изменились.

Рис. 2. Сравнительная гистограмма об изменении развития двигательных навыков

Таким образом, зарегистрированные показатели свидетельствуют о положительном результате занятий формирующего этапа. Проведенная работа позволила детям экспериментальной группы улучшить показатели двигательных навыков, в качественном и количественном отношении.

Зарегистрированные показатели свидетельствуют о эффективности предложенных упражнений. У учащихся экспериментальной группы после проведенных занятий изменились двигательные качества. Движения стали более точными, более плавными. Увеличился объем движений в парализованных конечностях, увеличился объем движений в пальцах рук.

Все это говорит о том, что у данной категории детей, страдают не двигательные центры, отдающие приказ к действию, а центры переработки информации и управления движением, исследовать которые позволяют тесты динамической координации. Таким образом, можно предположить, что применяемые меры воздействуют через органы движений на центральную нервную систему, которая, в свою очередь, координирует их функцию. Именно благодаря этому мы не только улучшаем физическое развитие, но и воздействуем на психику ребенка, корректируя его интеллектуальную, поведенческую, эмоциональную и смысловую деятельность.

Исследуя нарушения двигательной сферы ребенка и воздействуя на них педагогическими методами, нельзя не отметить, что эти качества находятся в тесной взаимосвязи с психическими функциями. У детей значительно улучшилось физическое здоровье, более выразительными стали эмоции, снизилась двигательная расторможенность, достоверно улучшилась успеваемость, поведение стало более адекватным. Следовательно, педагогическое воздействие средствами народных игр способствует коррекции физического, психического и социального здоровья ребенка.

Таким образом, использование методов и приемов обучения с ориентацией на «зону ближайшего развития» ребенка создает оптимальные условия для коррекции, адекватного развития и возможной реализации его потенциальных возможностей.

Заключение

Анализ литературы по проблеме физического воспитания детей с нарушениями двигательных функций позволило изучить особенности двигательнойсферы младших школьников с нарушениями интеллекта, выявить особенности коррекции двигательных нарушений, характерных на Крайнем Севере у таких детей, определить теоретические, практические аспекты их преодоления средствами народных игр и сделать важный вывод - важное значение в развитии двигательных нарушений детей с нарушениями интеллектаимеет система специально организованных мероприятий по коррекции двигательной сферы, основанной на специально подобранном комплексе физических упражнений в сочетании с подвижными играминародов Крайнего Севера.В результате внедрения комплекса мероприятий мы добились того, что у исследуемых детей время формирования двигательного навыка сократилось более чем на 30%. Отмечено улучшение силовых и скоростно-силовых качеств. Уровень общей работоспособности возрос почти на 30% благодаря улучшению аэробных функций. Это говорит о том, что увеличение двигательной активности детей благотворно отражается на формировании мозговых структур, участвующих в регуляции управления движением. Таким образом, можно предположить, что применяемые меры воздействуют через органы движений на центральную нервную систему. Именно благодаря этому мы не только улучшаем физическое развитие, но и воздействуем на психику ребенка, корректируя его поведенческую, эмоциональную и смысловую деятельность. У детей значительно улучшилось физическое здоровье, более выразительными стали эмоции, снизилась двигательная расторможенность, достоверно улучшилась успеваемость, поведение стало более адекватным. Следовательно, педагогическое воздействие средствами народных игр способствует коррекции физического, психического и социального здоровья ребенка с интеллектуальными нарушениями, создает оптимальные условия для коррекции, адекватного развития и возможной реализации его потенциальных возможностей.

 

Литература:

1.  Астрахан Д.Х., Полякова С.Г. Клинико-психологический анализ готовности к школьному обучению детей, страдающих церебральными параличами / Вопросы диагностики и коррекции развития детей с ограниченными возможностями: сб. науч. тр. – Иркутск: ИГПУ, 1997. – 211 с.

2.  Астрахан Д.Х. Трудности развития детей: виды, характеристика. Коррекционные подходы: Учебное пос. – Иркутск, 2001. – 125 с.

3.  Бадалян Л.О. Детская невралгия. – М.: Медицина, 1984.– 209 с.

4.  Беляева Т.С. Коррекционная работа на уроках труда в начальных классах школы для детей с ДЦП // Дефектология. – № 6, 1988. – С. 23-27.

5.  Беляева Т.С. Коррекционные упражнения, используемые во время физкультурной паузы на занятиях со школьниками больными ДЦП // Дефектология. – № 2, 1990. – С. 34-39.

6. Бернштейн Н.А. О построении движений. - М.: Медгиз, 1997. - 225 с.

7. Бортфельд С.А., Рогачева Е.И. ЛФК и массаж при ДЦП, - М.; Медицина, 1986.

8. Вайзман Н.П. Психомоторика детей-олигофренов. - М.: Просвещение, 1976. - 102 с.

9. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии. - М.: Просвещение, 1973. - 175 с.

10.  Дети с отклонениями в развитии: Методическое пособие для педагогов, воспитателей / Сост. Шматко Н.Д. – М.: Аквариум, 1997.

12. Казначеев В.П. Современные аспекты адаптации. – Новосибирск: Наука, 1980. - 192 с.

13. Рапопорт Ж.Ж. Адаптация ребенка на Севере. - Л.: Медицина, 1979. - 192 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ