УДК 378.2 : 338.48                                                                               

Сергейчук Н.Б.

Преимущества непрерывной  подготовки специалистов для индустрии туризма и гостеприимства в учебных заведениях ВПО, СПО и НПО.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский государственный університет сервиса и экономики» (ФГБОУ ВПО «СПбГУСЭ»)

 

Введение.

В России отмечается динамичное развитие сферы обслуживания. Эта сфера представлена крайне разнообразно. «Ныне насчитывается более 160 видов услуг (по классификации ВТО) – от научных исследований до ремонтных услуг, от образования до обслуживания престарелых и инвалидов, и на первый план выдвинулись отрасли, основанные на использовании сложного интеллектуального труда». Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу[2]. По мере эволюции человеческого общества сфера услуг набирает темпы своего развития и становится ключевым сектором экономики. В постиндустриальной экономике основные нерешенные задачи находятся в сфере управления техникой, организации, распределения готовой продукции, что и создает потенциал развития этой сферы. При этом справедливо отмечается увеличение доли туризма в экспорте услуг, что обусловлено ростом доходов населения, совершенствованием средств транспорта, развитием инфраструктуры туризма[3]. Индустрия туризма и отдыха развивается весьма интенсивно в нашей стране.

Но на современном этапе остается много нерешенных проблем, которые не позволяют нашей стране занять достойное место в мировой индустрии гостеприимства.

***

Cущественные изменения, происходящие в течение последних лет в сфере управления туризмом в России не привели пока к созданию рациональной структуры национального туристского менеджмента всех направлений развития рынка туристских услуг, с одной стороны. В то время как с другой – очевидно присутствует высокий потенциал развития этой сферы в ближайшем будущем. Потребность россиян в туристских услугах, усиливаемая неудовлетворенностью от предложения их на внутреннем рынке, в особенности, в настоящее время, может быть существенно скорректирована, когда замедление, а по ряду показателей – спад уровня доходов и жизни побуждают с большим интересом относиться к бюджетным предложениям отечественной сферы услуг.

По данным Всемирного экономического форума, представленных в «Отчете о конкурентоспособности секторов путешествий и туризма 2011», в рейтинге конкурентоспособности сектора путешествий и туризма лидерство удерживает Швейцария, верхние строчки также занимают Германия, Франция, Австрия, Швеция и Великобритания,  Россия остается на 59-м месте, уступая Бразилии и Китаю. Из факторов конкурентоспособности, по которым в отчете ВЭФ оцениваются страны, сильными сторонами России являются богатые природные и культурные ресурсы, а также инфраструктура воздушного транспорта, в развитии которой за последние два года отмечены существенные улучшения. Вместе с тем оставляет желать лучшего инфраструктура наземного транспорта, а среду регулирования сектора путешествий и туризма в целом можно охарактеризовать как неблагоприятную[1]. По заключению Алексея Праздничных, партнера компании Strategy Partners Group и координатора программы ВЭФ по оценке конкурентоспособности стран в России, к ключевым конкурентным преимуществам России следует отнести ее «туристические активы». Повышается и уровень развития инфраструктуры, однако низкая ценовая конкурентоспособность, проблемы с доступностью человеческих ресурсов и слабая эффективность политики пока не позволяют в полной мере воспользоваться этими преимуществами для создания добавленной ценности в секторе.

Для решения проблемы доступности человеческих ресурсов,  сотни профессиональных учебных  заведений начального, среднего и высшего профессионального образования готовят кадры для индустрии гостеприимства. D законе РФ «Об Образовании» указано, что подготовка специалистов по этим направлениям имеет свою специфику и решает разные цели: для специалистов НПО это подготовка работников квалифицированного труда по всем основным направлениям общественно полезной деятельности на базе основного общего и среднего (полного) общего образования, для специалистов СПО - подготовка специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, целями высшего профессионального  образования  являются  подготовка   и  переподготовка специалистов соответствующего уровня, удовлетворение потребностей личности в углублении  и  расширении  образования Таким образом, непосредственно в законе «Об образовании» заложена парадигма развития непрерывного образования НПО-СПО-ВПО. Сегодня, на базе почти 30 вузов Санкт-Петербурга созданы университетские комплексы, включающие структурные подразделения среднего профессионального образования (СПО), что, несомненно, расширяет возможности студента, открывает для него различные варианты при выборе будущей профессии.

Уникальность СПО в том, что оно   дает более высокую квалификацию специалистам среднего звена за счёт усиленной теоретической подготовки по сравнению с училищами и значительно большие практические навыки, чем дают вузы, за счёт более эффективной практической подготовки. Студенты, прошедшие обучение в техникуме или колледже, получают хорошую практическую подготовку и реально готовы к решению насущных задач на рабочих местах.

По статистике, среднее профессиональное образование имеют 22 % населения России. В экономике и социальной сфере занято около 20 млн специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет 33 % от общей численности занятых[4]. Эти данные позволяют говорить о том, что настало время пересмотреть статус среднего профессионального образования. Оно должно стать наиболее престижным для молодежи. Для этого, безусловно,  подходят созданные университетские комплексы, что,  помимо прочих плюсов,  существенно повышает инвестиционную и имиджевую привлекательность образовательных учреждений СПО.  По данным, представленным на портале средних профессиональных учебных заведений г. Санкт-Петербурга, конкурс в колледжи и техникумы растет: если в 2010 году он составлял 1,8 заявления на место, то в 2011-м составил уже 2,1 на место по системе СПО в целом, а в колледжах увеличился до 2,2  на место. Сегодня в экономике города занято свыше 570 тысяч специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 25 % общей численности занятых специалистов.

Вместе с тем,  получив государственный диплом о среднем профессиональном образовании, выпускники  имеют возможность продолжить обучение по программам высшего профессионального образования, прежде всего  по заочной форме обучения   (реализуя полученные профессиональные знания и умения в процессе трудовой деятельности), в сокращенные сроки.  Это  позволяет существенно сократить затраты на образование и дает возможность  получения качественного профессионального образования молодежи из разных социальных слоев.

 Реализация непрерывной подготовки специалистов более эффективна, так как используется блочно-модульная система, которая призвана обеспечить завершенность и возможность контроля полученных знаний на всех уровнях обучения. Оценка знаний, в этом случае, должна осуществляться с учетом полученных компетенций, которые должны быть закреплены в соответствующих квалификационных справочниках и обеспечивать преемственность между уровнями обучения. Применение компетентностного подхода к непрерывному образованию позволит производить приращение профессиональных и академических компетенций при построении профессиональных образовательных программ и исключить дублирование на всех стадиях подготовки специалистов.

Интеграция программ начального, среднего и высшего  профессионального образования не ограничивается задачей сокращения сроков обучения. Министерство образования и науки России в докладе Госсовету г. Москвы сделало важное заявление: «жизнь исчерпала первоначальное значение ступеней начального и среднего профессионального образования и поставила перед необходимостью интеграции, которая открывает перед ними качественно новые возможности». Это положение получило развитие в рекомендациях Минобрнауки РФ (03/568 от 28 марта 2008 года), которыми впервые введено в официальный статус понятие «интегрированная профессиональная образовательная программа»[5]. При этом реализация интегрированных программ, как подчеркнуто в рекомендациях, осуществляется при условии «обязательного получения профессии НПО», что делается по договору между образовательным учреждением и абитуриентом.

Преимущества образования СПО-ВПО можно проследить на примере Политехнического техникума ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики».

После вхождения Санкт-Петербургского политехнического техникума в состав СПбГАСЭ в 2005 году, контингент техникума пополнился студентами сервисных специальностей, за счет реорганизации  факультета среднего профессионального образования («колледжа сервиса» СПбГАСЭ), в частности специальности 100105 «Гостиничный сервис». И хотя в г. Санкт-Петербурге существует достаточное количество средних специальных учебных заведений, реализующих программы в области индустрии гостеприимства, политехнический техникум занял достойное место среди них. Немаловажную роль в этом сыграла возможность получить высшее образование в кратчайший срок. Выпускники техникума получают государственный диплом по специальности «Гостиничный сервис» с квалификацией менеджер – это специалисты-практики для работы в индустрии гостиничного бизнеса. Наши выпускники работают менеджерами, помощниками руководителей гостиниц, санаториев, экскурсионных бюро. Одним из новых направлений деятельности в 2012 г. планируется подготовка специалистов по туризму. Программы СПО сопряжены с программами ВПО, в том числе за счет того, что в учебные планы СПО в качестве дисциплин национально-регионального компонента и дисциплин по выбору включены соответствующие дисциплины гуманитарного и естественнонаучного блоков регионального и вузовского компонентов вузовской программы, что позволяет перезачесть студентам ряд дисциплин при обучении на программах ВПО.

Проводя анализ профессиональных компетенций выпускников разного уровня образования (табл. 1 и табл. 2) можно сделать вывод о том, что у студентов СПО уже есть ключевые практические компетенции в области производственно-технологической деятельности и управленческой. Таким образом, выпускникам СПО – менеджерам гостиничного сервиса достаточно пройти на сокращенно-ускоренную программу, где они приобретут недостающие компетенции: проектные, аналитические; а также углубят свои знания в управленческой и коммуникативной областях.


Таблица 1

Сравнительный анализ компетенций  СПО-ВПО по направлению Туризм

СПО [8]

ВПО [7]

 

100401 Туризм - базовый уровень подготовки

100401 Туризм – углубленный уровень подготовки

100400 Туризм (бакалавр)

 

1. Область профессиональной деятельности:

 

формирование, продвижение и реализация туристского продукта, организация комплексного туристского обслуживания

 разработка и реализация туристского продукта, обладающего качествами, удовлетворяющими требования потребителей, организацию комплексного туристского обслуживания в основных секторах туристской индустрии

 

2. Объекты профессиональной деятельности:

 

запросы потребителей туристских услуг

потребители услуг туристской индустрии (индивидуальные или корпоративные клиенты), их потребности

 

туристские продукты

туристский продукт

 

туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные и другие объекты туристского показа, познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного назначения

нематериальные активы, принадлежащие субъектам туристской индустрии на праве собственности или ином законном основании

 

услуги: гостиниц и иных средств размещения; общественного питания; средств развлечения; экскурсионные, транспортные; туроператорские;

средства размещения, предприятия питания, объекты экскурсионной деятельности, спортивно-оздоровительных услуг, средства транспорта, иные предприятия туристской индустрии и другие объекты, связанные с разработкой и реализацией туристского продукта;

 

технологии формирования, продвижения и реализации туристского продукта

технологические процессы предоставления услуг туристской индустрии

 

справочные материалы по туризму, географии, истории, архитектуре, религии, достопримечательностям, социально-экономическому устройству стран, туристские каталоги

информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий.

 

первичные трудовые коллективы

 

 

 

результаты интеллектуальной деятельности

 

3. Профессиональные компетенции по видам деятельности:

 

 

Проектная:

владеет теоретическими основами проектирования, готов к применению основных методов проектирования в туризме (ПК-1);

способен обрабатывать и интерпретировать с использованием базовых знаний математики и информатики данные, необходимые для осуществления проектной деятельности в туризме (ПК-2);

способен самостоятельно находить и использовать различные источники информации по проекту туристского продукта (ПК-3);

готов к реализации проектов в туристской индустрии (ПК-4);

 

Предоставление турагентских услуг:

ПК 1.1. Выявлять и анализировать запросы потребителя и возможности их реализации.

ПК 1.2. Информировать потребителя о туристских продуктах.

ПК 1.3. Взаимодействовать с туроператором по реализации и продвижению туристского продукта.

ПК 1.4. Рассчитывать стоимость турпакета в соответствии с заявкой потребителя.

ПК 1.5. Оформлять турпакет (турпутевки, ваучеры, страховые полисы).

ПК 1.6. Выполнять работу по оказанию визовой поддержки потребителю.

ПК 1.7. Оформлять документы строгой отчетности.

Производственно-технологическая:

готов к разработке туристского продукта на основе современных технологий (ПК-5);

способен к реализации туристского продукта с использованием информационных и коммуникативных технологий (ПК-6);

 

Предоставление услуг по сопровождению туристов:

ПК 2.1. Контролировать готовность группы, оборудования и транспортных средств к выходу на маршрут.

ПК 2.2. Инструктировать туристов о правилах поведения на маршруте.

ПК 2.3. Координировать и контролировать действия туристов на маршруте.

ПК 2.4. Обеспечивать безопасность туристов на маршруте.

ПК 2.5. Контролировать качество обслуживания туристов принимающей стороной.

ПК 2.6. Оформлять отчетную документацию о туристской поездке.

 

 

Предоставление туроператорских услуг:

ПК 3.1. Проводить маркетинговые исследования рынка туристских услуг с целью формирования востребованного туристского продукта.

ПК 3.2. Формировать туристский продукт.

ПК 3.3. Рассчитывать стоимость туристского продукта.

ПК 3.4. Взаимодействовать с турагентами по реализации и продвижению туристского продукта.

 

 

 

ПК 3.5. Организовывать продвижение туристского продукта на рынке туристских услуг.

 

 

Управление функциональным подразделением организации:

ПК 4.1. Планировать деятельность подразделения.

ПК 4.2. Организовывать и контролировать деятельность подчиненных.

ПК 4.3. Оформлять отчетно-планирующую документацию.

 

Организационно-управленческая

способен к работе в трудовых коллективах предприятий туристской индустрии (ПК-7);

способен организовывать работу исполнителей, принимать управленческие решения в организации туристской деятельности, в том числе с учетом социальной политики государства (ПК-8);

умеет рассчитать и оценить затраты по организации деятельности предприятия туристской индустрии (ПК-9);

 

 

ПК 4.4. Анализировать эффективность работы подразделения и предлагать мероприятия по совершенствованию работы.

 

 

Сервисная:

способен использовать нормативные документы по качеству, стандартизации и сертификации в туристской индустрии (ПК-10);

способен к эффективному общению с потребителями туристского продукта (ПК-11);

умеет организовать процесс обслуживания потребителя (ПК-12);

 

 

 

Научно-исследовательская:

способен находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию в области туристкой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-13);

способен использовать методы мониторинга рынка туристских услуг (ПК-14);

готов к применению прикладных методов исследовательской деятельности в туризме (ПК-15);

готов к применению инновационных технологий в туристской деятельности (ПК-16).

 

 

 

Предоставление экскурсионных услуг:

ПК 5.1. Разрабатывать экскурсионную программу.

ПК 5.2. Подготавливать информационные материалы по теме экскурсий.

ПК 5.3. Проводить экскурсию в соответствии с заявкой потребителя экскурсионной услуги.

ПК 5.4. Инструктировать туристов о правилах поведения во время экскурсии.

ПК 5.5. Взаимодействовать со сторонними организациями (музеями, объектами общественного питания, транспортными компаниями) по формированию и реализации экскурсионных программ.

ПК 5.6. Оформлять отчетную документацию по выполнению программы экскурсии.

 

 


Таблица 2

Сравнительный анализ компетенций
по направлению СПО Гостиничный сервис – ВПО Гостиничное дело

СПО [9]

ВПО [6]

101101 Гостиничный сервис - базовый уровень подготовки

101101 Гостиничный сервис – углубленный уровень подготовки

101100 Гостиничное дело (бакалавр)

1. Область профессиональной деятельности:

организация обслуживания в гостиницах, туристских комплексах и других средствах размещения

разработка и реализация на основе регламентов процессов обеспечения гостиничной деятельности, соответствующих современным стандартам и удовлетворяющих требования потребителей.

2. Объекты профессиональной деятельности:

организация процесса предоставления услуг

 

запросы потребителей гостиничного продукта

потребители гостиничного продукта, потребности и ключевые ценности потребителя

процесс предоставления услуг

гостиничный продукт, включающий основные, дополнительные и сопутствующие гостиничные услуги;

технологии формирования, продвижения и реализации гостиничного продукта

гостиницы и другие средства размещения, объекты санаторно-курортной деятельности и отдыха, объекты питания, досуга и другие объекты, связанные с формированием и реализацией гостиничного продукта

средства труда: оргтехника, правовые, нормативные и учетные документы

-   техника и оборудование, обеспечивающие технологические процессы гостиничной деятельности, безопасность жизнедеятельности;

-   нематериальные активы, принадлежащие гостиничным предприятиям на праве собственности или ином законном основании;

-   информационные ресурсы и системы, средства обеспечения автоматизированных информационных систем и технологий;

-   нормативная документация и производственно-технологические регламенты гостиничной деятельности;

первичные трудовые коллективы

 

 

результаты интеллектуальной деятельности

3. Профессиональные компетенции по видам деятельности:

5.2.1. Бронирование гостиничных услуг.

ПК 1.1. Принимать заказ от потребителей и оформлять его.

ПК 1.2. Бронировать и вести документацию.

ПК 1.3. Информировать потребителя о бронировании.

5.2.2. Прием, размещение и выписка гостей.

ПК 2.1. Принимать, регистрировать и размещать гостей.

ПК 2.2. Предоставлять гостю информацию о гостиничных услугах.

ПК 2.3. Принимать участие в заключении договоров об оказании гостиничных услуг.

ПК 2.4. Обеспечивать выполнение договоров об оказании гостиничных услуг.

ПК 2.5. Производить расчеты с гостями, организовывать отъезд и проводы гостей.

ПК 2.6. Координировать процесс ночного аудита и передачи дел по окончании смены.

5.2.4. Продажи гостиничного продукта.

ПК 4.1. Выявлять спрос на гостиничные услуги.

ПК 4.2. Формировать спрос и стимулировать сбыт.

ПК 4.3. Оценивать конкурентоспособность оказываемых гостиничных услуг.

ПК 4.4. Принимать участие в разработке комплекса маркетинга.

Производственно-технологическая

-                   готовность к применению современных технологий для формирования и предоставления гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-1);

-                   владение основными методами защиты персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ПК-2);

-                   готовность к разработке и предоставлению гостиничного продукта, в том числе в соответствии с требованиями потребителя, на основе новейших информационных и коммуникационных технологий (ПК-3);

 

ПК 4.5. Принимать участие в проведении маркетинговых исследований.

5.2.3. Организация обслуживания гостей в процессе проживания.

ПК 3.1. Организовывать и контролировать работу обслуживающего и технического персонала хозяйственной службы при предоставлении услуги размещения, дополнительных услуг, уборке номеров и служебных помещений.

ПК 3.2. Организовывать и выполнять работу по предоставлению услуги питания в номерах (room-service).

ПК 3.3. Вести учет оборудования и инвентаря гостиницы.

ПК 3.4. Создавать условия для обеспечения сохранности вещей и ценностей проживающих.

 

Организационно-управленческая

-                   способность организовывать работу исполнителей (ПК-4);

-                   владение навыками определения и анализа затрат гостиничного предприятия и других средств размещения (ПК-5);

-                   готовность анализировать результаты деятельности функциональных подразделений гостиниц и других средств размещения, уровень обслуживания потребителей, делать соответствующие выводы (ПК-6);

-                   способность контролировать выполнение технологических процессов и должностных инструкций в гостиничной деятельности; готовностью к организации работ по подтверждению соответствия системе классификации гостиниц и других средств размещения (ПК-7);

 

Управление персоналом.

ПК 5.1. Принимать участие в укомплектовании гостиницы работниками необходимых профессий, специальностей и квалификации.

ПК 5.2. Оформлять и разрабатывать кадровую документацию гостиницы на основе типовой.

ПК 5.3. Принимать участие в мероприятиях по адаптации новых сотрудников.

ПК 5.4. Принимать участие в организации и проведении мероприятий по повышению квалификации обслуживающего и технического персонала гостиницы.

ПК 5.5. Оценивать профессиональную компетентность работников различных служб гостиницы.

Сервисная

-                   готовность к сервисной деятельности в соответствии с этнокультурными, историческими и религиозными традициями; готовностью к выявлению потребностей потребителя, формированию гостиничного продукта, клиентурных отношений (ПК-8);

-                   готовность применять современные технологии гостиничной деятельности в работе с потребителем (ПК-9);

-                   готовность применять нормативно-технологическую документацию, регламентирующую гостиничную деятельность (ПК-10);

-                   готовность использовать оптимальные технологические процессы в гостиничной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями потребителя (ПК-11);

 

Проектная

-                   готовность к освоению теоретических основ проектирования функциональных процессов гостиниц и других средств размещения на основе применения современных технологий и методов проектирования (ПК-12);

-                   готовность самостоятельно находить и использовать различные источники информации для осуществления проектной деятельности и формирования гостиничного продукта в соответствии с требованиями потребителя (ПК-13);

-                   готовность к организации и выполнению проектов в гостиничной деятельности (ПК-14);

 

Научно-исследовательская

-                   способность использовать современные научные принципы и методы исследования рынка гостиничных услуг (ПК-15);

-                   готовность к применению прикладных методов исследовательской деятельности в области формирования и продвижения гостиничного продукта, соответствующего требованиям потребителей (ПК-16);

-                   способность находить, анализировать и обрабатывать научно-техническую информацию с использованием информационно-коммуникационных технологий (ПК-17);

готовность к применению инновационных технологий в гостиничной деятельности и новых форм обслуживания потребителей (ПК-18).

 

 

В этой связи непрерывное образование можно рассматривать как совершенствование полученной специальности в плане ее расширения или углубления. Одновременно это создает условия для приобретения учащимися новой специальности, инновационного мышления, требующих более высокого уровня образования. Программа выстроена таким образом, что выпускники СПО идут по сокращенно-ускоренной программе и получают высшее образование менее чем за 3 года. Это позволит им с успехом занимать высокие управленческие должности на предприятиях индустрии гостеприимства, а также участвовать в процессе создания турпродукта.

В 2010 году 89 % выпускников техникума пришли получать высшее образование по профилю специальности, в 2011 году - 92 %, в 2012 г.  95 % выпускников планируют поступление в Институт туризма и международных экономических отношений, который входит в структуру СПбГУСЭ.

Одним из важнейших требований к профессиональному образованию в концепции модернизации Российского образования на период до 2010 г. было требование подготовки конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных областях деятельности, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к постоянному профессиональному росту социальной и профессиональной мобильности специалиста. В подготовке таких специалистов  заинтересовано и  современное общество, и работодатель, и сами обучающиеся, но ожидания от полученного  образования со стороны этих потребителей различны: обучающийся хочет получить такое образование, которое в наибольшей степени благоприятно скажется на его профессиональной карьере; общество и работодатели ищут личности, которые способны не только к  результативной, но и к творческой деятельности. Такой специалист должен уметь принимать ответственные решения в ситуациях, выходящих за пределы своих должностных обязанностей, быть готовым к освоению и внедрению новых технологий. Приобрести нужные знания можно несколькими способами: окончив специальные курсы или  корпоративные учебные программы или окончив учебные заведения разного уровня образования. Но всегда надо учитывать, что работа в сфере гостеприимства - это, прежде всего, практика, и лишь потом образование. И даже если в дипломе выпускника написано «менеджер», сразу после института, и тем более техникума никто не возьмет вас на руководящую должность - опыта маловато. Выпускник должен быть готов к тому, что начинать придется с низших позиций.  «Во многих учебных заведениях дают специализацию «менеджер», и это вводит в заблуждение: раз у меня высшее образование и я менеджер, готовьте мне позицию не меньше замдиректора, - говорит Лисандро Платцер, первый вице-президент группы компаний «Корстон»[10]. - Раньше человек выходил из вуза экономистом и через пять-десять лет работы дорастал до директора. А теперь он - менеджер… Однако выпускник должен понимать, что после окончания вуза может претендовать только на начальные позиции. Они и становятся стартовой ступенькой для карьерного роста: для кого-то - должность официанта, для кого-то - портье… Дальше все зависит от работоспособности, целеустремленности и желания учиться».

Стремление провести сотрудника по всем ступенькам карьерной лестницы не простая блажь работодателей. Специфика «гостеприимного бизнеса» такова, что, не зная азов, не понимая сути работы своих подчиненных, вряд ли можно стать хорошим управленцем и грамотно выстроить бизнес, какой бы хорошей ни была теоретическая подготовка. Более того, во многих компаниях среди обязательных требований к кандидату - способность заменить своего подчиненного. Например, во время большого банкета менеджер должен в случае необходимости суметь принять заказ, подать и разлить вино и т. д.

А чтобы стать во главе гостиничного комплекса, по словам Лисандро Платцера, необходимо проработать в отрасли не меньше 20 лет, причем минимум пять из них - на управленческих позициях [10]. Несомненно, что специалист прошедший всю «вертикаль» подготовки по направлению своей профессиональной деятельности, который знает индустрию гостеприимства изнутри, начиная с самых низших позиций, более гибок в принятии управленческих решений самого высокого уровня.

Преимущества непрерывного образования НПО-СПО-ВПО:

1.       Повышение качества подготовки специалистов - выпускник, освоивший профессиональную образовательную программу НПО и СПО, уникален: он имеет достаточную теоретическую, и практическую направленности, следовательно, более востребован работодателями.

2.       Возможность получения следующего уровня профессионального образования в сокращенные сроки по очной  форме обучения – экономия времени;

3.       Возможность трудоустройства после окончания учебного заведения НПО и продолжение обучения для получения среднего, а затем высшего профессионального образования в сокращенные сроки по заочной  форме обучения  – экономия финансовых средств

4.       Быстрая адаптация студентов при переходе из НПО в СПО, и из СПО в ВПО, благодаря преемственности дидактических, методологических и организационных принципов при обучении в учебных заведениях;

5.       Возможность свободного передвижения учащегося по вертикали образовательного пространства. Качественная реализация принципа преемственности государственных образовательных стандартов.

6.       Оптимизация ресурсной составляющей учебного процесса (кадровый потенциал, материально-техническая база, научно-методическое обеспечение).

7.       Привлечение базовых производственных предприятий из системы НПО и  СПО в систему ВПО;

8.       Качественная реализация принципа преемственности государственных образовательных стандартов.

9.       Сохранение профильности подготовки специалистов НПО-СПО-ВПО, необходимых для города и региона, возможность получения ВПО в сокращенные сроки, по очной и заочной форме обучения.


Выводы.

Практическая профессиональная подготовка будущих специалистов  обусловлена  потребностями быстро развивающегося общества, современные условия требуют от специалиста постоянного углубления знаний, профессионального стиля мышления и умения оперативно решать производственные задачи. В процессе профессиональной подготовки необходима постоянная мотивация обучения, углубление связи учебной и профессиональной деятельности, чтобы выпускник был готов к производственной деятельности непосредственно после окончания учебного заведения. Новые формы организации труда, растущий сектор услуг, международная конкуренция и зарождающийся глобальный рынок работ представляют собой логическое последствие этих тенденций. Это означает, что однажды приобретенная специальность более не является гарантией для профессиональной деятельности в течение всей жизни. Для отдельного работника это значит, что он должен быть готов к приобретению более высокой квалификации, а также к постоянному продолжению своего образования.

Подготовка квалифицированных кадров для индустрии гостеприимства также невозможна без привлечения работодателей, но, несмотря на принимаемые в последние годы меры правового и административного характера,  необходимо признать нежелание российских работодателей инвестировать образование. Работодатели предпочитают вкладывать капитал в объекты, нежели в развитие человеческих  ресурсов. Одна из объективных причин связана с существующим сегодня порядком свободного трудоустройства выпускников, постоянной миграцией рабочих, их переходом на другие предприятия, что делает инвестиции в профессиональное образование не столь защищенными, как если бы они были вложены в недвижимость. Поэтому политика социального партнерства, подготовка специалистов по направлениям предприятий, а в перспективе возврат к трудоустройству по распределению могут решить проблему нехватки кадров для индустрии гостеприимства, а также для всех отраслей экономики в целом.


Литература:

1.       http://www.strategy.ru/the-travel-tourism-competitiveness-report-2011

2.       Википедия - свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org

3.       Д.В. Васильев. Основные тенденции и предпосылки развития сферы услуг в России и за рубежом. Вестник Российской академии естественных наук, 2009, 13 (5); 99-101.

4.       Образование в России – 2008. Статистический бюллетень. – М.: МГУПИ, 2009.– 436 с.

5.       Письмо Министерства образования и науки РФ от 28 марта 2008 г. N 03-568 «О рекомендациях по разработке интегрированных программ начального и среднего профессионального образования, обеспечивающих подготовку высококвалифицированных рабочих и рабочих особо сложных профессий» - http://base.garant.ru/6389971

6.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 101100 Гостиничное дело (квалификация (степень) «бакалавр»), приказ Минобрнауки РФ от 16 сентября 2010 г.   № 936, с изменениями приказ № 1975 от 31.05.2011. - http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m936.html.

7.       Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки 100400 Туризм (квалификация (степень) «бакалавр»), приказ Минобрнауки РФ от 28 октября 2009 г.   № 489, с изменениями приказом № 1975 от 31.05.2011. - http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_09/m489.html

8.       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 100401 Туризм,  приказ Минобрнауки РФ от 2 апреля 2010 г.   № 256 - http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m256.html

9.       Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 101101 Гостиничный сервис, приказ Минобрнауки РФ от 5 апреля 2010 г.   № 273 - http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/m273.html

10.  Портал "Человеческие Ресурсы"- статья «Законы гостеприимства» - http://www.rhr.ru/index/rule/prof/11303.html