УДК 378.147.227:378.147.88

Тыричева Е.А.

ПРИМЕНЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЕ ИНФОРМАТИКА В ВУЗЕ НА БАЗЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Харьковский национальный автомобильно-дорожный университет

 

Введение. Компьютерные интерактивные методы обучения студентов  информационным дисциплинам предполагают диалог между обучаемым и системой обучения. При этом под системой обучения можно понимать и видео (аудио) урок, и мультимедийный тренажер для улучшения ранее полученных знаний и компьютерный тест. В каждом случае мы наблюдаем попеременную активность обучаемого и той программы, в среде которой он в данный момент работает.

Действительно, если осуществляется просмотр материалов видеоурока по какой-либо теме, то параллельно с просмотром эпизодов урока студент должен повторять действия, описываемые преподавателем, в окне изучаемой программы. То же самое касается и аудиозаписей обучающих уроков.

Если запущен мультимедийный тренажер для улучшения знаний по дисциплине – обучаемый должен отвечать на предлагаемые вопросы, возможно, возвращаясь к вопросу, на который был дан неправильный ответ, добиваясь стопроцентно правильных ответов на все вопросы тренинга за одно прохождение.

Если студент проходит компьютерный тест, то здесь суть (и цель) диалога заключается в том, чтобы дать наибольшее число правильных ответов за ограниченное время.

В настоящей работе описан опыт автора по разработке и внедрению интерактивных методов обучения дисциплине информатика на разных этапах учебного процесса в техническом вузе.

Специфика преподавания информационных дисциплин. Особенностью изложения (преподавания, изучения) информационных компьютерных дисциплин является то, что они, как правило, требуют использования вида экрана компьютера в качестве учебного наглядного пособия. Действительно, в книгах на компьютерную тематику иллюстрациями к тексту служат копии экрана, на аудиторных лекциях преподаватели используют электронный световой мультимедиа-проектор для переноса изображения с экрана монитора на большой настенный экран, а на практических занятиях студенты работают в компьютерном классе.

В последнее десятилетие чтение курсов информационных дисциплин в вузах вышло на качественно новый этап развития [1]. Можно с уверенностью сказать, что мы являемся свидетелями (и непосредственными участниками) революции в компьютерных технологиях процесса обучения в вузах.

В первую очередь, это произошло в результате значительного роста оснащенности вузов современной компьютерной техникой, что проявилось в увеличении количества учебных компьютерных классов и появлении в этих классах мощных современных компьютеров с развитой периферией, объединенных в локальные сети, с выходом в глобальную сеть Internet, способных решать широкий спектр научных и практических задач.

Во-вторых, качественные изменения претерпел рынок программного обеспечения персональных компьютеров. Взаимодействие пользователя с аппаратными и программными средствами вычислительной техники (на систематизацию приемов и методов работы с которыми и должно быть направлено обучение) осуществляется в среде интерфейсов программных систем, ориентированных на конечного пользователя-непрограммиста.

С одной стороны, это означает, что закончились времена, когда под компьютерной грамотностью понимали умение программировать на Бейсике. Сейчас, чтобы освоить специализированный пакет программных средств, пользователь не должен уметь программировать, но он должен знать основные фундаментальные понятия современных информационных технологий и уметь работать в среде интерфейса выбранного пакета, то есть владеть хотя бы элементарными практическими навыками работы на компьютере.

С другой стороны, бурное развитие вычислительной техники и программного обеспечения чуть ли не каждый день выбрасывает на рынок все более революционные (с точки зрения интерфейса и возможностей) версии программных продуктов, инструментарий которых зачастую весьма разнится с предыдущими версиями того же пакета. Вспомним для примера популярный векторный графический редактор CorelDRAW и сравним его текущую версию CorelDRAW Graphics Suite X5 c предыдущими версиями продукта. Мы увидим массу отличий, а ведь до появления на рынке новой версии обычно не проходит и двух лет.

Очевидно, что было бы недальновидно при обучении студентов делать основной акцент на практическую работу в среде того или иного программного пакета. Гораздо важнее, на наш взгляд, при чтении курсов информационных дисциплин научить студентов умению мыслить и обучаться самостоятельно, привить им стиль алгоритмического мышления. И не только при написании программы.

И наконец, третьей, но не менее значимой, причиной компьютерной революции в вузах считают появление у преподавателей и обучаемых доступа к мировым ресурсам Internet. Возможности обучения и самообучения здесь практически неограниченны и всем известны. Это и поиск требуемой информации, и повышение самообразования с помощью дистанционных курсов обучения, и просмотр учебных программ по спутниковым каналам телевидения. Как и всякие новые возможности, открываемые перед обучаемым и предложенные ему в качестве средства для получения новых знаний в вузе, они должны предусматривать сопровождение (хотя бы в начале обучения, на ознакомительном этапе) обучаемого опытным преподавателем - тьютором.

Условно процесс обучения студентов дневного отделения вуза можно представить в виде повторяющихся (возможно, не всегда по порядку) этапов:

1) аудиторные занятия (лекции, практические занятия и т.п.), которые предполагают диалог преподавателя и студентов в классе;

2) самостоятельная работа студентов над материалом аудиторных занятий, в том числе пропущенных (но обязательных для посещения) с последующим отчетом о проделанной работе преподавателю;

3) самостоятельная работа студентов по улучшению качества полученных знаний по дисциплине перед сдачей промежуточных и/или итогового зачетных модулей в семестре;

4) оценивание знаний студентов преподавателем путем опроса или тестирования в ходе проведения плановых зачетных модулей, как предусмотрено рабочей программой дисциплины.

Использование новых информационных технологий при проведении аудиторных занятий и организации самостоятельной работы студентов. Во время первого этапа обучения на лекциях по дисциплине информатика в качестве учебного наглядного пособия автор использует [1] большой настенный экран, на который электронным световым мультимедиа-проектором переносится изображение с экрана ноутбука лектора. Визуальное восприятие лекции в сочетании с восприятием пояснений лектора на слух действует намного сильнее и приводит к лучшему пониманию и более глубокому запоминанию материала.

Компьютерно-проекционный комплекс позволяет преподавателю сопровождать лекционный материал наглядными графическими иллюстрациями (графиками, диаграммами, рисунками, формулами), проецируемыми с экрана монитора на большой настенный экран. Процессы могут быть показаны в динамике и со звуковым сопровождением, с привлечением мультимедийных технических средств компьютера.

При проведении лекции преподаватель может использовать материалы, находящиеся на удаленном компьютере – как в местной, локальной сети, так и в глобальной сети Internet.

Обратную связь «студент – лектор» для проверки качества усвоенных знаний можно осуществить путем блиц - опроса (устного или письменного).

При проведении практических занятий в компьютерном классе использование проектора позволяет преподавателю отвечать на вопросы по теме или уточнять на экране ход выполнения пунктов рабочего задания повышенной сложности для всей группы слушателей одновременно. Преподаватель может также поручить студенту, который быстрее и/или успешнее других справился с заданием, продемонстрировать с помощью проектора свое решение остальным учащимся.      

Эффективность самостоятельной работы (этап 2) для студентов будет тем выше, чем более будут приближены условия ее проведения к реальным аудиторным занятиям. И если пропущенную практическую работу студент почти всегда может выполнить на компьютере самостоятельно (по методическому указанию или с помощью однокурсников), то освоить материалы пропущенной лекции по книгам или чужому конспекту для студента средней успеваемости может оказаться затруднительным. В этом случае на помощь придут обучающие видео-лекции по темам дисциплины, разработанные и записанные преподавателем-лектором [2, 3].

Самую большую долю видеокурсов, создаваемых в мире, составляют материалы на компьютерную тематику. Представление учебных материалов (конспектов лекций, методических указаний по лабораторным работам, тестов модульного контроля качества знаний) в форме, обеспечивающей их быстрое и, главное, эффективное потребление учащимися, является целью электронного обучения в мировом сообществе.

Создателям обучающего видео необходимо грамотно оформлять материалы в соответствии с международными стандартами в области электронного обучения IMS и SCORM [2]. Для этого нужно использовать современные программные средства.

Повышение популярности дистанционного обучения вызвало появление узкоспециализированных программных средств для создания электронных курсов. Пакеты программ были дополнены новыми функциями дизайна и обработки мультимедийных учебных объектов - звука, видео, анимации.

В [2] дан краткий обзор возможностей использования некоторых программных продуктов, предназначенных для разработки мультимедийных учебных курсов.

Самостоятельные программные средства разработки мультимедийных учебных курсов пользуются большим спросом по сравнению со встроенными компонентами мощных интегрированных систем ввиду их преимуществ, а именно:

1) меньше стоят;

2) не требуют дополнительных затрат на внедрение и сопровождение;

3) значительно менее трудоемки в осваивании и использовании;

4) предназначены для разработчиков, не являющихся специалистами в области компьютерной верстки и программирования;

5) интуитивный пользовательский интерфейс, удобство работы,  простота.

Оценив наиболее популярные программные продукты по критериям  удобства пользовательского интерфейса, простоте обучения работе с программой, независимости от других программных продуктов, можно сделать вывод [2], что наиболее полезной для разработчика мультимедийных учебных курсов является программа TechSmith Camtasia Studio.

 

 

Рис. 1

Особенностями данной программы являются:

1) простой и удобный захват изображения, как целого экрана, так и определенного окна приложения или указанной области экрана с одновременным захватом звука, поступающего с микрофона и звуковой карты, и видеоизображения, полученного с web-камеры;

2) наличие специального инструмента "маркер" для выделения на экране нужной области или подчеркивания;

3) встроенный звуковой редактор наряду с другими функциями позволяет вставить в аудиофайл тишину;

4) наличие собственного кодека TSCC от компании TechSmith с легкой настройкой в автоматическом режиме;

5) обработка видео в окне функционального видеоредактора;

6) возможность быстрого добавления субтитров, которые могут дублировать текст диктора или заменять его полностью;

7) создание меню видеоуроков в том числе - при помощи мастера.

Опыт разработки мультимедийного курса по дисциплине информатика в среде программы TechSmith Camtasia Studio. Целью создания видеокурса для электронного обучения является быстрое и эффективное обеспечение учащихся учебными материалами и тестами для проверки приобретенных при обучении знаний. Помощью студенту в самостоятельной работе при подготовке к сдаче зачетных модулей должны стать электронные материалы с записью обучающих видеоуроков по темам дисциплины, оформленные в соответствии с международными стандартами в области электронного обучения [2].

Эти видеоуроки должны дублировать материалы лекций и, возможно, практических занятий, чтобы студент мог повторить вопросы по темам, вынесенным на контрольную проверку. Также эти видеокурсы помогут тем студентам, кто пропустил по каким-либо причинам занятия и не может самостоятельно разобраться в материале.

Рассмотрим опыт создания автором серии видео-уроков [3], предназначенных помочь студенту второго курса направления 6.050503 подготовиться к первому зачетному модулю по дисциплине информатика (раздел «Базы данных»).

Всего студенту предлагается к зачету 25 укрупненных вопросов по темам раздела: проектирование и модификация структуры базы данных; проведение операций над записями таблицы (добавление, просмотр, удаление); обработка информации в базе данных путем создания запросов пользователя в интерактивном режиме и/или в режиме программирования на языке SQL.

В качестве среды обучения используется операционная среда системы управления базами данных Visual FoxPro.

Каждый вопрос стал темой одного видео-урока, разработанного в среде программы TechSmith Camtasia Studio.

Рис. 2

При просмотре урока на экране компьютера студент слышит голос преподавателя и наблюдает за процессом объяснения материала, как если бы он присутствовал на лекции и следил за происходящим на большом настенном экране или выполнял под руководством преподавателя рабочее задание на практическом занятии.

Все уроки сохранены в формате avi-файлов, что дает возможность воспроизведения их в среде программы-проигрывателя, установленной на компьютере. Таким образом, при просмотре видео-урока студент имеет возможность остановить воспроизведение, вернуться назад или в начало урока, а также пропустить часть урока, изученную ранее.

Во время просмотра видеоурока студенту рекомендуется повторять все производимые преподавателем операции в окне программы Visual FoxPro.

Для этого нужно в начале урока запустить программу Visual FoxPro и, просмотрев фрагмент урока и прослушав объяснения преподавателя, остановить воспроизведение урока и последовательно повторить все описанные действия самостоятельно в окне программы Visual FoxPro, восстановив его на экране.

Если имеется техническая возможность, можно подключить к компьютеру второй монитор, чтобы в любой момент времени обучения легко переходить из одного окна в другое, при этом видя перед собой на экранах разных мониторов одновременно оба окна (видеоурока и программы Visual FoxPro).

Располагать оба окна рядом на экране одного монитора не всегда эффективно, так как некоторые операции удобно (и наглядно) выполнять в окне, развернутом во весь экран.

Продолжительность каждого видео-урока составляет 7-10 минут в зависимости от сложности темы. Преподавательский опыт автора показывает, что именно в течение такого времени обучаемый средней прилежности может внимательно, не отвлекаясь, следить за изложением темы урока. Таким образом, преподаватель, разрабатывающий собственный видеокурс, должен позаботиться о его "разбивке" на отдельные части, которые представляют собой законченные тематически, но, возможно, не всегда одинаковые по продолжительности видео-уроки.

Сложным темам, требующим повышенного внимания при изучении, автор рекомендовал бы посвящать более короткие по длительности уроки (7-8 минут), излагая материал по возможности простыми словами и используя практические примеры. Если это не представляется возможным, тему следует разбить на два или более раздела и посвятить им несколько отдельных уроков. Для более легких для восприятия и простых тем можно записывать уроки длительностью 9-10 минут.

В конце каждого видео-урока разработчик, используя средства программы TechSmith Camtasia Studio,  может разместить "викторину" - небольшой тест по теме урока. Студент, отвечая на предложенные ему вопросы, проверяет свои знания. И, если дает неправильный ответ, может вернуться именно на тот фрагмент видео-урока, где обсуждался данный вопрос, с целью повторного изучения неусвоенного материала. Вопросы "викторины" могут (по решению преподавателя) полностью или частично войти в зачетный тест по дисциплине.

Процесс записи видео-урока для опытного преподавателя, хорошо знающего предмет, владеющего речью и грамотно, плавно, без длинных пауз и повторов последовательно излагающего материал, длится почти столько же времени, сколько и сам видеоурок в готовом виде. Некоторое время занимает установка первоначальных параметров видео- и звукозаписи:

 

Рис. 3

 При этом, разумеется, предполагается обязательное для разработчика владение техникой захвата изображения с экрана компьютера и записи его в видеофайлы, то есть умение работать в среде специальной программы.

Обучающий видеокурс может быть использован не только для подготовки студентов очных и заочного факультетов вуза, но и в дистанционном обучении.

Внедрение мультимедийного курса по информатике, созданного в среде программы TechSmith Camtasia Studio, в оболочку системы управления
дистанционным обучением Moodle.
Система Moodle - это бесплатная развиваемая международным сообществом доступная система электронного обучения [6]. В среде этой системы преподаватель может создать свою собственную Web-лабораторию, заполнить шаблон содержанием – мультимедийными курсами, видеоуроками, материалами практических занятий, тестами.

Для этого необходимо выполнить следующие действия.

1. Установить комплекс программ Denwer (Джентльменский набор Web-разработчика) для отладки сайтов на домашнем компьютере преподавателя без необходимости выхода в Интернет [7].

На Рабочий стол программой-инсталлятором будут выведены три ярлыка – старт, остановка и перезапуск сервера:

Рис. 4

Чтобы проверить работоспособность комплекса Denwer, нужно щелкнуть по ярлыку Start servers на Рабочем столе и дождаться, когда все консольные окна исчезнут. Затем открыть браузер и набрать в нем адрес  http://localhost.

Если Denwer установлен успешно, в окне браузера появится картинка со словами “Ура, заработало!...” [7].

 

2. Установить на компьютере локальный вариант Moodle для разработки своего учебно-методического сайта (УМС) по дисциплине.

Для этого зайти на сайт  http://download.moodle.org/windows, выбрать нужную версию и скачать файл. Распаковать архив MoodleWindowsInstaller-latest-22.zip. Запустить Denwer. Скопировать распакованный архив Moodle в папку Z:\home\localhost\www\moodle и установить программу Moodle, введя в браузере адрес http://localhost/moodle. Выбрать язык, оформить интерфейс и ввести текстовый контент в свой УМС.

3. Создать "дубль" УМС и перенести его в локальную или глобальную сеть:

Рис. 5

С помощью виртуального кабинета или личной Web-лаборатории преподавателя осуществляется совершенствование обновления и оптимизации структуры тематического содержания курса, улучшается качество как самого процесса обучения студентов, так и их самостоятельной подготовки к зачетному модульному контролю по дисциплине, экономятся материальные и сетевые ресурсы.

Интерактивные методы улучшения знаний студентов путем тренинга. Для подготовки к сдаче зачетного модуля (этап 3) преподаватель выдает студентам список вопросов по теме. Самостоятельная работа студента на этом этапе обучения заключается в повторении материала, уже пройденного во время аудиторных занятий.

Подготовка может вестись как с использованием видео-лекций [3],  так и с использованием мультимедийных тренажеров (например, [4]) на DVD-дисках или USB-flash-накопителях, но для работы с этими материалами необходимо обязательное наличие компьютера или телевизора (с DVD-плеером для DVD-диска или USB-портом для flash-накопителя).

В объемных видеокурсах, созданных для электронного обучения или самостоятельной подготовки студентов к проверке приобретенных ими знаний [3], предусмотрено наличие  целой системы тестирования, которая позволяет обучаемому, как было сказано выше, в случае неправильного ответа автоматически вернуться к теме вопроса в видео-курсе, чтобы повторить неусвоенный материал и повторно пройти тест.

Самостоятельная проверка собственных знаний – важная часть процесса обучения. Конечной целью прохождения теста не всегда может быть  получение испытуемым конкретной оценки. Во многих случаях учащемуся необходимо проверить глубину усвоения им пройденного материала и подготовить себя к последующим тестам на качество знаний, сопровождаемым оцениванием. Например, студент выполнил лабораторную работу и во время ее защиты должен ответить на вопросы преподавателя (или компьютерного теста) с последующим оцениванием его знаний в баллах. Промежуточным звеном в этом случае может стать тест самопроверки и улучшения студентом своих знаний, полученных при выполнении лабораторной работы.

В [4] описан опыт создания автором в среде программы MS PowerPoint презентации с элементами теста для самостоятельной проверки и совершенствования знаний студентами по теме лабораторной работы "Создание электронных презентаций в среде программы MS PowerPoint".

Особенностью данного теста является то, что тест создан в среде той же самой программы, обучение работе с которой и проводилось. За одно лабораторное занятие длительностью четыре академических часа, что регламентируется учебным планом специальности и рабочей программой дисциплины, невозможно изучить все возможности данной программы. Студенты, проверяя свои знания, одновременно знакомятся с готовым информационным продуктом, созданным в среде MS PowerPoint, содержащим новые элементы и наглядно демонстрирующим им новые возможности программы.

Структура презентации построена таким образом, чтобы обучаемый имел возможность, ответив на вопрос:

Рис. 6

сразу увидеть свой результат

Рис. 7

и, если ответ не верен, вернуться к данному вопросу повторно.

Работа с тестом самопроверки заканчивается, когда студент считает, что эффект улучшения качества знаний по теме достигнут, и он готов к защите лабораторной работы на оценку.

В слайд с первым вопросом встроено (команда "Звукозапись…" меню "Показ слайдов") речевое сопровождение – преподаватель объясняет правила и последовательность работы испытуемого с тестом.

На каждый вопрос теста дается четыре ответа, из которых только один правильный. Студент выбирает ответ и щелкает по нему левой кнопкой мыши. В случае правильного ответа на экране появляется слайд "Правильно! " и студент может перейти к следующему вопросу, щелкнув по кнопке "Новый вопрос". Если ответ неправильный, на экране появляется слайд "Не правильно!" с двумя кнопками перехода. У студента имеется возможность перейти на предыдущий вопрос (кнопка "Вернуться!") или на следующий вопрос теста (кнопка "Новый вопрос").

По желанию испытуемого вопрос можно пропустить и перейти к ответу на следующий вопрос. Для этого на каждом слайде с текстом вопроса (кроме последнего) имеется соответствующая кнопка перехода.

Управляющие кнопки в слайде создавались одноименной командой меню "Показ слайдов" (тип управляющей кнопки – "настраиваемая"). Затем на кнопке размещалась надпись и производилась группировка двух элементов слайда – управляющей кнопки и надписи. Эта операция выполнялась с помощью команды "Действия - Группировать" панели инструментов "Рисование". Далее за группой закреплялась гиперссылка (команда "Гиперссылка…" меню "Вставка") для перехода на определенный слайд презентации по щелчку левой кнопки мыши во время показа.

Тип файла созданной презентации при сохранении был выбран "Демонстрация Power Point (*.pps)", так как при запуске по двойному щелчку мыши файла презентации в этом формате не открывается рабочее окно программы, а сразу начинается показ слайдов.

Для улучшения знаний при изучении темы "Основные правила работы в среде программы MS Excel" был разработан мультимедийный тренажер:

 

Рис. 8

который позволяет студенту уже в процессе работы увидеть, какую оценку он заработал (на рис.8 текущая оценка обведена маркером). Тренинг позволяет проверить (и в дальнейшем улучшить) знания студента по указанной теме.

Тренинг содержит 48 вопросов. Время работы определяет сам испытуемый. Прочитав вопрос и четыре ответа на него, студент выбирает из списка ответов один номер щелчком левой кнопкой мыши. Если значение  оценки увеличилось, значит, выбор был правильный.

Проработав первые 6 вопросов, испытуемый переходит с помощью правой полосы прокрутки ниже по рабочему листу на следующие 6 вопросов.

Процесс обучения рекомендуется продолжать до получения правильных ответов на все вопросы теста за 1 минуту.

Так как тренажер разработан средствами программы MS Excel, при ответе на вопросы студент может пользоваться элементами окна как подсказками.

Для улучшения знаний студентов при изучении темы "Основы программирования на языке html" был разработан мультимедийный тренажер:

 

Рис. 9

который позволяет студенту проверить свои знания по теме, отвечая на вопросы в окне программы Internet Explorer.

Многообразие программ для создания в их среде обучающих и контролирующих знания тестов предоставляет разработчику практически неограниченные возможности по совершенствованию качества обучения.

Использование аудио-файлов в самостоятельной работе. При подготовке к зачетному модулю с помощью видеоуроков и тренажеров студент должен самостоятельно искать конкретный ответ на конкретный вопрос модульного контроля, так как каждая видео-лекция или посвящена целой теме или ответ на данный вопрос рассматривался в нескольких лекциях. Это может вызвать определенные трудности у студента.

Поэтому автор предлагает своим студентам при подготовке к зачетному модулю в дополнение к литературным и Internet-источникам, конспекту, записям видео-лекций и мультимедийным тренажерам использовать аудио-ответы на все вопросы модульного контроля, записанные лектором [5].

Аудио-файл сохранен в формате mp3, и прослушать его можно на любом mp3-плеере. Студент имеет возможность остановить воспроизведение, вернуться назад или в начало, а также пропустить вопросы, изученные ранее.

При первом прослушивании записи студенту рекомендуется повторить все описываемые преподавателем действия в окне изучаемой программы на компьютере, однако в дальнейшем прослушивание может вестись и автономно.

Автор рекомендует не записывать звуковой файл "живым" голосом, а создать текстовый файл со структурой текста "вопрос-ответ" и затем преобразовать его в звуковой файл формата mp3 с помощью любой известной программы-синтезатора речи Text To Speech (TTS) (например, [8]).

Возможности таких программ позволяют преобразовать в звуковой файл текст на любом языке. Таким образом, аудио-файл можно будет использовать и для обучения иностранных студентов.

Оценивание преподавателем знаний студента по дисциплине. Четвертый, обычно заключительный, этап обучения – это тестирование. Как правило, это производится с помощью открытых или закрытых тестов, письменно или на компьютере [9].

В основе любого теста лежит перечень тестовых заданий.

При этом не столь существенно, как создавался сам тест:

- как один из этапов записи мультимедийного урока программой Camtasia Studio [ 3];

- в интерактивном режиме работы с прикладной программой [4];

- средствами объектного программирования в среде программы Moodle [6];

- путем написания авторской программы теста на одном из языков программирования;

- другим известным разработчику способом.

В любом случае на этапах формирования перечня заданий, разработки и апробации компьютерного теста проектировщик должен оценить качество и эффективность разработанного теста, например, по показателям надежности и валидности, как это предлагается сделать в [9].

Это может быть сделано путем статистической обработки полученных при тестировании ответов испытуемых.

Процесс создания эффективного теста можно разбить на этапы [9]: формирование перечня тестовых заданий и наполнение компьютерного теста; проведение теста; обработка результатов тестирования; расчет статистических характеристик результатов тестирования; анализ эффективности теста; корректировка перечня заданий и доводка теста до вида эксплуатации.

Выводы. Использование преподавателями для обучения студентов интерактивных методов на базе новейших информационных технологий позволяет: студентам - значительно упростить поиск и облегчить понимание материалов по дисциплине и повысить свою мотивацию обучения путем получения более высоких оценок; преподавателям - повысить эффективность обучения и результативность контроля знаний студентов.

 

Література:

1. Тыричева Е.А. Использование новых информационных технологий при организации учебного процесса в вузе. Материалы международной научно-практической конференции "Наука и социальные проблемы общества: человек, техника, технология, окружающая среда", Харьков, 14-16 мая 2001 г. – Харьков: НТУ "ХПИ", 2001. – С.189-192.

2. Тиричева О.А. Використання програмних інструментальних засобів для створення мультимедійного курсу. - Збірник матеріалів міжвузівської науково-методичної конференції з міжнародною участю "Принципи інтеграції кредитно-модульної та мультимедійних технологій навчання в умовах входження вищої школи України до європейського освітнього простору". – Харків: ХНАДУ, 2009. – С. 44-46.

3. Тыричева Е.А. Опыт создания видеокурса по информатике для самостоятельной подготовки студентов.Сборник научных трудов по материалам МНПК "Перспективные инновации в науке, образовании, производстве и транспорте ‘2010". Том 9. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2010. – С. 54-57. 

4. Тыричева Е.А. MS PowerPoint как инструмент для создания обучающей презентации с элементами теста. – Сборник научных трудов по материалам  МНПК "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2010". Том 23. Педагогика, психология и социология. – Одесса: Черноморье, 2010. – С. 64-66.

5. Тыричева Е.А. Использование новых информационных технологий на разных этапах обучения дисциплине информатика. // Сборник научных трудов SWorld. Материалы международной научно-практической конференции "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании '2011". - Выпуск 4. Том 12. – Одесса: Черноморье, 2011. – ЦИТ: 411-0221. – С. 42-45.

6. http://ru.wikipedia.org/wiki/Moodle.

7. www.denwer.ru.

8.  http://mrtranslate.ru/download/texttospeech.html.

9. Тиричева О.А. Аналіз вимог до побудови тесту для електронного підручника. – Збірник матеріалів всеукраїнської науково-методичної конференції "Проблеми використання інформаційних технологій в навчальному процесі технічного ВЗН на етапі впровадження принципів Болонської декларації". – Харків: ХНАДУ, 2007. – С. 70-72.