УДК 378

Шарифуллина С.Р.

КРИТЕРИИ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНИЮ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Елабужский институт КФУ

 

Введение

Необходимость осуществления педагогом физкультурно-спортивной деятельности определяется требованиями государственной политики, прописанными в таких законодательных актах, как Закон Российской Федерации «Об образовании» от 1992 года, Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки «Педагогическое образование» (2009). Согласно принципам государственной политики в области образования, здоровье относится к приоритетным объектам защиты в ходе образовательного процесса (ст.2. п.1. ФЗ «Об образовании»). Данный принцип закреплен в требованиях к результатам освоения образовательных программ бакалавриата, по которым выпускник должен быть «готов использовать методы физического воспитания … для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья».

Однако современный педагог должен не только обладать знаниями и умениями осуществления физкультурно-спортивной деятельности, но и быть готовым управлять процессом для достижения поставленных целей. Готовность студента педагогического вуза к управлению физкультурно-спортивной деятельностью является одним из показателей профессиональной компетентности будущего педагога.

Целью данной статьи стало определить критерии готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить ряд задач:

·                        рассмотреть такие понятия, как «физкультурно-спортивная деятельность», «управление», «готовность», «готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью»;

·                        выявить основные компоненты готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью;

·                        разработать критерии и показатели готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью.

Проблема физкультурно-спортивной деятельности рассматривалась в трудах В.Б. Барабановой, О.С. Васильевой, В.М. Зациорского, В.Г. Камалетдинова, В.С. Кузнецова, Л.И. Лубышевой, А.П. Матвеева, Э.Я. Степаненковой, Ж.К. Холодова, В.А. Щеголева, Л.Г. Яценко и других.

В С.И. Лукьянов понятие «физкультурно-спортивная деятельность» определяет, как один из эффективных механизмов слияния общественного и личного интересов, формирования общественно необходимых индивидуальных потребностей. Ее специфическим ядром являются отношения, развивающие физическую и духовную сферу личности, обогащающие ее нормами, идеалами, ценностными ориентациями.[13]

В.Г. Камалетдинов под термином «физкультурно-спортивная деятельность» понимает специфический вид социальной деятельности, в процессе которой происходит удовлетворение физических и духовных потребностей человека посредством занятий физическими упражнениями.[7]

А.Я. Журкина определяет данное понятие как образовательную область в системе непрерывного образования, обеспечивающую здоровье и гармоническое развитие личности, ее эффективную самореализацию в обществе.[4]

В.И. Столяров рассматривает понятие «физкультурно-спортивная деятельность» как средство воспитания здорового стиля жизни, способствующего освоению общечеловеческих ценностей культуры.[1]

Для педагога физической культуры физкультурно-спортивная деятельность является основной специальной функцией. Педагоги по иным дисциплинам также реализуют данную функцию, но она не относится к их основному виду деятельности. Физкультурно-спортивная деятельность педагогов осуществляется через воздействие на второго субъекта образовательного процесса – учащегося. Поэтому в контексте образовательного процесса, понятие «физкультурно-спортивная деятельность» может быть определено, как целенаправленная деятельность одного субъекта (педагога) по развитию физических и интеллектуальных способностей другого субъекта (учащиеся и воспитанники образовательных учреждений), формирование у него здорового образа жизни средствами спортивных видов деятельности в ходе образовательного процесса.

Субъектами физкультурно-спортивной деятельности в сфере образования выступают педагог и учащиеся. Условно субъектов можно классифицировать следующим образом (рис.1).

Рис. 1 Классификация субъектов физкультурно-спортивной деятельности в образовательном процессе

Педагог в области физической культуры и спорта осуществляет деятельность в образовательных учреждениях различной направленности и уровнях. Деятельность педагога не ограничивается только передачей знаний и умений, но и включает в себя управленческую деятельность.

Современная школа испытывает потребность в учителе, не только знающем предмет, способном объяснить новый материал и организовать свой труд, но и умеющем грамотно управлять учебно-познавательной деятельностью учащихся. И.Б. Сенновский подразумевает под управленческой работой учителя "непрерывную последовательность действий, осуществляемых субъектом управления, в результате которых формируется и изменяется образ управляемого объекта, устанавливаются цели совместной деятельности, определяются способы их достижения, разделяются работы между ее участниками и интегрируются их усилия".[26]

Анализ научно-методической литературы по проблеме управления позволил определить, что исследователями понятие «управление» рассматривалось как процесс, как функция, как свойство, как воздействие и как деятельность.

Е.Е. Румянцевой в Новой экономической энциклопедии приведено следующее понятие «управления» - (administration, control, management и другие) - процесс поддержания или перевода системы из одного состояния в другое посредством целенаправленного воздействия на объект.[25]

В.В. Давыдов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, И.С. Кон полагают, что управление – это направление процесса, развивающейся системы к достижению поставленной цели, осуществляется управленческими решениями и исполнительскими действиями.[23]

Л.Ш. Лозовский, Б.А. Райзберг и Е.Б. Стародубцева под понятием «управление» понимают - сознательное целенаправленное воздействие со стороны субъектов, руководящих организмов на людей и экономические объекты, осуществляемое с целью направить их действие и получить желаемые результаты.[22]

В самом общем виде «управление» рассматривается как элемент и одновременно функция организованных систем различной природы (биологических, социальных, технических и других), обеспечивающая сохранение их структуры, поддержание режима деятельности, реализацию программы и цели деятельности[22].

В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев дают следующее определение понятию «управление» - деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.[28]

Как функция, управление - это целенаправленное информационное воздействие на людей и экономические объекты, осуществляемые с целью направить их действия и получить желаемый результат.[16]

Термин «управление» близок по своему содержанию с термином «менеджмент». На сегодняшний день существует несколько точек зрения относительно соотношений данных понятий. Одни используют это понятие как идентичные, взаимозаменяемые (М. Альберт, М. Вудкок, Л. Ланг, М. Мескон, Д. Френсис и другие). И.Н. Герчакова, В.В. Лукашевич и другие придерживаются мнения, что понятие «управление» шире, чем понятие «менеджмент». Они считают, что менеджмент относится в большей степени к социальному аспекту, в то время как управление может осуществляться и по отношению к технике. Третьи, что менеджмент необходимо рассматривать без отрыва от организации, в то время как управление носит общий характер (А.Н. Дятлов, И.А. Мутозин, М.В. Плотников, З.П. Румянцева и другие).

В нашей работе мы будем придерживаться первой точки зрения, так как в большинстве рассматриваемых работ, посвященных управлению в сфере физической культуры и спорта, данные понятия рассматриваются как синонимы друг друга. Ранее менеджмент ассоциировался с производственными отношениями, на современном этапе менеджмент как особый вид деятельности перенесен на социальную сферу и в частности на педагогику, в силу чего появилось новое понятие «педагогический менеджмент».

Педагогический менеджмент рассматривается как часть социального управления. Социальное управление всегда связано с людьми и осуществляется на основе общественных закономерностей.

Е.Е. Румянцева отмечает, что в социальных системах управление - это непрерывный процесс воздействия на объект управления для достижения оптимальных результатов при наименьших затратах времени и ресурсов [25]. Анализ образовательного процесса в школе позволяет говорить, что обучение носит управленческий характер, так как педагог оказывает воздействие на учащихся для достижения образовательных целей. Синонимом понятия «педагогический менеджмент» является словосочетание «управление образованием».

Управление образованием, как вид социального управления, поддерживает целенаправленность и организованность учебно-воспитательного процесса, инновационных и обеспечивающих процессов в системе образования [24]. Управлять учебно-воспитательным процессом значит создавать оптимальные внешние и внутренние условия для успешного формирования личности будущего специалиста, рационально использовать образовательные и воспитательные возможности преподавания, всех видов и форм учебной и воспитательной работы.[29]

Н.Ф. Талызина определяет следующие этапы управления в сфере образования [26]:

1.                     определение цели;

2.                     выявление исходного состояния управляемого процесса;

3.                     формирование программы воздействий для каждого промежуточного состояния процесса;

4.                     организация контроля за процессом;

5.                     с учетом имеющейся информации о каждом из промежуточных состояний выполнение процедуры, регулирующей и корректирующей влияние на деятельность учащихся.

Данные этапы отображают основные функции управления, выделенные А. Файолем: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Для успешной реализации перечисленных функций, основанных на принципах управления физической культурой и спортом, требуется, чтобы специалист не только обладал знаниями, умениями и навыками, необходимыми в профессиональной деятельности, но и был способным их реализовывать, то есть должен быть готов к осуществлению профессионально-значимых действий.

Подготовка специалистов к профессиональной деятельности являлась объектом исследований таких ученых, как О.А. Абдуллина, М.И. Дьяченко, И.Ф. Исаев, Л.А. Кандыбович, А.Б. Леонова, В.Т. Мышкина, В.А. Сластенин, В.Д. Шадриков и других.

В Толковом словаре Ожегова готовность понимается как согласие сделать что-нибудь и состояние, при котором все сделано, все готово для чего-нибудь.[17]

Е.П. Ильин рассматривает определяемое понятие как состояние психической и физиологической готовности к действию или деятельности; настрой и мобилизация на предстоящую деятельность[6].

Понятие «готовность» близко соотноситься со следующим словосочетанием «готовность к действию».

В психологическом словаре М.И. Еникеева данный термин раскрывается как стартовая мобилизация психофизиологических функциональных систем для предстоящего совершения определенного действия, операциональная установка, афферентный синтез условий эффективного совершения предстоящего действия, повышения чувствительности (сенсибилизация) к условиям деятельности.[21]

С.Ю. Головин определил «готовность к действию» как установку, направленную на выполнение некоего действия.[2]

А.Ю. Нагорнова рассматривает понятие «готовность» будущего педагога к реализации профессиональной деятельности, как предстартовую активизацию будущих учителей, которая возникает в результате овладения теоретическими знаниями, определенного практического опыта, основанного на формировании положительного отношения к педагогической деятельности.[15]

Анализируя определение понятия «готовность», можно выделить два подхода к ее рассмотрению. В основе первого подхода лежит функциональность готовности, то есть особое психическое состояние, целостное проявление личности, занимающее промежуточное положение между психологическими процессами и свойствами личности. Сторонниками данной точки зрения являются А.Д. Ганюшкин, Г.Е. Залесский, Н.Д. Левитов, Л.С. Нарсесян, Б.И. Новиков, В.Н. Пушкин и другие.

Второй подход основывается на сложности и многоуровневости готовности, характеризующейся динамичностью, и включающую в себя познавательные, волевые, мотивационные и эмоциональные характеристики (П.А. Виноградов, М.И. Еникеева, В.И. Жолдак, В.Г. Камалетдинов, И.П. Раченко и другие).

В данной работе понятие «готовность» будет рассматриваться нами в контексте профессиональной готовности.

Е.С. Рапацевичем в Большой Современной энциклопедии предлагается рассматривать профессиональную готовность, как интегративное качество и существенную предпосылку эффективности деятельности после окончания высшего учебного заведения. Она направлена в помощь молодому специалисту к успешному выполнению его обязанностей, к правильному использованию знаний и опыта, сохранению самоконтроля, а также преодолению препятствий, в случае их непредвиденного наступления. Е.С. Рапацевич видит профессиональную готовность, как решающее условие быстрой адаптации к условиям труда, дальнейшего профессионального совершенствования этих условий и повышения квалификации. [18]

В.Д. Шадриков видит в профессиональной готовности условие успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающая на будущую профессиональную деятельность, а также как регулятор этой деятельности [33];

Л.А. Зеленов предлагает определять профессиональную готовность как совокупность общественных отношений, преобразованных в функции индивида, в формы и структуры деятельности, то есть в профессиональные качества.[5]

При определении понятия «профессиональная готовность» мы согласны с Ю.И. Турчаниновой, которая рассматривает ее как некую характеристику потенциального состояния, позволяющая специалисту войти в профессиональное сообщество и развиваться в профессиональном отношении. [30]

Таким образом, мы считаем, что готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью – это потенциальное состояние будущего педагога, которое позволяет ему эффективно управлять физкультурно-спортивной деятельностью и совершенствоваться в данной отрасли.

Так как профессиональная готовность - это комплексное явление, следует выделить компоненты, свойственные ей. Л.А. Зеленов выделил такие компоненты как информационный, операционный и мотивационный.

А.А. Магрупова выделяет следующие составляющие профессиональной готовности: профессиональные умения, двигательные, организаторские, педагогические способности, проявляемые в профессиональной деятельности.[14]

К.С. Каган предложил следующие составляющие профессиональной готовности: гносеологический компонент, аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Творческий компонент рассматривается им как умение.[14]

И.И. Киютина определила такие компоненты профессиональной готовности, как когнитивную, организаторскую и социально-психологическую готовность.[8]

Согласно В.А. Сластенину профессиональную готовность характеризуют следующие компоненты:

·                        Психологическая готовность - это соответствующий уровень устойчивости психики личности в стрессовых обстоятельствах, адаптивность личности, уверенность специалиста в своих силах и возможностях.

·                        Интеллектуально-познавательная готовность включает в себя определенный уровень профессионального восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания.

·                        Мотивационная готовность характеризуется ориентированностью личности на саморазвитие в образовательном процессе, понимание смысла и положительное отношение к своей профессии, необходимый уровень самооценки, готовность и способность к профессиональному и личностному самоутверждению специалиста, стремление к достижению успеха.

·                        Операционно-деятельностная готовность включает в себя профессиональное мастерство, необходимый уровень развития профессионально важных способностей, волевой подготовленности специалиста, способности к саморегуляции поведения и деятельности.

·                        Коммуникативная готовность - это достаточный уровень развития умений и навыков контактного взаимодействия с профессиональной средой, с людьми, профессионального общения с сотрудниками и руководителями, достаточный уровень вербальной культуры человека и профессионального мышления.

·                        Творческая готовность - это способность специалиста к поиску, видению новых путей, методов решения профессиональных задач [10].

По нашему мнению, готовность будущего специалиста к управлению физкультурно-спортивной деятельностью состоит из трех компонентов: когнитивной готовности, операционной и психологической.

Когнитивный компонент профессиональной готовности у будущего специалиста к управлению физкультурно-спортивной деятельностью заключается в том, что он обладает профессионально-педагогическими знаниями, ориентированными на успешное достижение поставленных целей в процессе физкультурно-спортивной деятельности.

И.П. Подласый отмечает, что знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений, понятий и законов науки.[20]

В психологической литературе под знаниями понимаются усвоенные или познанные индивидом вербальные, символические или операционные (манипулятивные) сведения, произвольно воспроизведенные индивидом в своей речи или действиях[32].

К.В. Локшин рассматривает знания, как результат индивидуальных познавательных усилий, способствуют становлению и развитию личности, а специальные профессиональные знания становятся мерой трудовой активности специалиста.[10]

Когнитивная готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью предусматривает наличие у студентов знаний о сущности индивидуальных и коллективных форм управления физкультурно-спортивной деятельностью, а также о возможных вариантах взаимодействия управляющей и управляемой подсистем, между членами коллектива, о стилях управления; о вариантах применения различных подходов в организации физкультурно-спортивной деятельности. Формирование когнитивной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью происходит в основном в ходе профессионального образовательного процесса и самообразования.

Однако когнитивный компонент профессиональной готовности к реализации управленческой деятельности студентов предусматривает не только знание теорий управления, а также знания их практической реализации в современных социально-экономических условиях. Для эффективной реализации полученных в ходе обучения знаний будущий специалист в области управления физической культурой и спортом должен обладать профессионально-значимыми умениями и навыками, которые определяют операционную готовность.

Операционная готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью предполагает наличие умений и навыков у студентов реализовывать в своей деятельности такие функции управления, как целеполагание, планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию.

Мы считаем, что будущий учитель должен уметь правильно определять и формулировать цели своей деятельности, а также выделять задачи для ее достижения. Так как планирование является органической частью управления, которое определяет направление деятельности управляющего субъекта, то при реализации этой функции будущий специалист в области физической культуры и спорта должен опираться на выявление и прогнозирование потребностей учащихся, анализ и оценку человеческих, материальных и информационных ресурсов и перспектив развития физкультурно-спортивной деятельности. На сегодняшний день существует множество способов планирования деятельности. Студент должен не только правильно планировать действия, но и использовать эффективные способы планирования.

Для реализации запланированного требуется уметь определить тех людей, которые будут выполнять намеченное, а также формулировать функциональные обязанности второго субъекта управления. Л.И. Петрова считает, что для эффективного менеджмента, руководителю необходимо наделить второго субъекта рядом полномочий, то есть определить его права и обязанности по отношению к другим участникам процесса управления [19].

Так как управленческая деятельность в области физической культуры и спорта относится к сфере социального управления, то будущему педагогу необходимо уметь определять мотивы движущие учащимися и правильно их использовать для реализации поставленной цели.

Несмотря на грамотно организованную деятельность и умелое мотивирование управляемой подсистемы, требуется уметь контролировать деятельность субъектов, применяя при этом различные методы и способы контроля. При обнаружении отклонений от запланированного студент педагогического вуза должен обладать умениями и навыками регулирования и координации деятельности.

В ходе управления физкультурно-спортивной деятельностью специалист ведет документооборот, связанный с профессиональной деятельностью. Вся управленческая деятельность пронизана работой с документально оформленной информацией. Соответственно возникает необходимость знакомить студента не только с основами менеджмента и спецификой спортивного менеджмента, но и сформировать знания, умения и навыки работы с документацией в отрасли физической культуры и спорта.

Профессиональная готовность будущего специалиста определяется не только умениями, знаниями и навыками, которыми он обладает по выбранной специальности, но также и психологической готовностью к реализации профессионально-значимых функций.

В.А. Сластенин определил психологическую готовность будущего педагога, как соответствующий уровень устойчивости его психики к воздействию стрессовых обстоятельств, адаптивности личности, уверенности специалиста в своих силах и возможностях.[27]

А.Э. Штейнмец считает, что психологическая готовность к профессиональной деятельности - это совокупность психических образований – представлений и понятий, способов мышления и умений, побуждений, качеств личности и других,- обеспечивающих мотивационно-смысловую готовность и способность субъекта к осуществлению профессиональной деятельности.[34]

О.М. Краснорядцева определила следующие составляющие психологической готовности:

1.                     Наличие установок, предшествующих любым психическим явлениям и проявлениям;

2.                     Мотивационная готовность;

3.                     Профессионально-личностная готовность к самореализации через персонализацию.[9]

Психологическая подготовка студентов педагогических вузов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью должна основываться на наличии у него психологических качеств и способностей к управленческой деятельности. Исходя из вышесказанного, мы считаем, что психологическая готовность к управлению представляет собой совокупность психологических качеств и способностей личности, мотивационной обусловленности, необходимых для реализации выбранного вида профессиональной деятельности.

В современных исследованиях нет четких параметров психологических особенностей управленца. М. Вудкок и Д. Френсис считают, что для управленца необходимы такие качества и способности, как способность управлять собой, четкие личные цели, умение решать проблемы, изобретательность, высокая способность влиять на других, знание современных управленческих подходов, способность руководить, умение обучать подчиненных.[10]

В.В. Лукашевич выделяет такие качества и способности менеджера, как целеустремленность, системность мышления, коммуникабельность, умение влиять на людей, ставить задачи, способность к объективной самооценке, работоспособность, рациональное использование рабочего времени, честность, воспитанность, принципиальность, человечность. [12]

Основываясь на новых принципах управления, в которых менеджер должен быть в первую очередь лидером для своих подчиненных, Е.С. Жариков и Е.Л. Крушельницкий считают, что руководитель должен быть волевым, настойчивым, терпеливым, инициативным и независимым, психически устойчивым, гибким, самокритичным, требовательным, надежным, выносливым, восприимчивым к новому, стрессоустойчивым, оптимистичным, решительным. [31]

Однако, если будущий учитель, обладая знаниями, умениями и навыками, а также способностями и качествами руководителя, не готов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, из-за отсутствия внутренней настроенности на процесс, то трудно говорить о его готовности к выполнению профессиональной деятельности. Поэтому важной составляющей психологической готовности считается мотивационный компонент, который может быть выражен в ценностном отношении будущего педагога в области физической культуры и спорта к профессиональной деятельности и его удовлетворенность в ней [3].

Таким образом, мы считаем, что готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью – это интегративное качество личности студента, которое предусматривает наличие у него знаний, умений и навыков для управления физкультурно-спортивной деятельностью в процессе профессионального образования, личностных качеств и способностей руководителя, а также внутренней установки на совершение профессионально-значимых действий.

Основными критериями готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью выступают их когнитивная, операционная и психологическая готовность к осуществлению рассматриваемого вида деятельности.

Так как когнитивная готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью предусматривает наличие у студентов теоретических знаний по управлению физической культурой и спортом, то показателями готовности будут выступать объем и осмысленность усвоенных знаний. Для определения уровня когнитивной готовности можно использовать такие методы, как анализ учебной документации (экзаменационных ведомостей по специальным дисциплинам) и тестирование по проблеме управления физкультурно-спортивной деятельностью.

Операционная готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью (обладание студентами умениями и навыками управления физкультурно-спортивной деятельностью) определяется такими показателями, как умение использовать усвоенные знания в процессе практической работы, умение самостоятельно приобретать теоретические знания и реализовывать в своей деятельности, обладание элементарными навыками управления физкультурно-спортивной деятельностью. Для оценки уровня операционной готовности могут проводиться наблюдение, опрос, анализ документации по прохождению педагогической практики.

При определении психологической готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью основными показателями стали наличие психологических способностей и качеств к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, а также мотивированное желание осуществлять профессиональную деятельность. Методами определения уровня психологической готовности выступают тесты по выявлению качеств и способностей лидерства, эффективности использования лидерских способностей, уровня субъективного контроля, а также опрос.

Мы считаем, что рассматриваемых критериев достаточно для экспериментального подтверждения эффективности предложенных мероприятий при формировании готовности к управлению физкультурно-спортивной деятельностью будущих педагогов.

При определении уровня сформированности готовности к управлению будущими педагогами физкультурно-спортивной деятельностью может быть использована стандартная шкала, определяющая высокий или творческий уровень, средний или эвристический и низкий или репродуктивный.

На высоком уровне будущие учителя должны творчески подходить к решению проблем по управлению физкультурно-спортивной деятельностью (табл.1).

Таблица 1

Характеристики высокого уровня сформированности готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью

Критерий

Характеристика

Когнитивная готовность

Студент усваивает знания в полном объеме, способен самостоятельно находить знания для решения нетипичных проблем.

Операционная готовность

Студент способен творчески подходить к решению нетипичных ситуаций, умеет использовать полученные самостоятельно знания в их практической реализации

Психологическая готовность

Обладает способностями и качествами лидера, желает работать по выбранной специальности

 

На среднем уровне будущие педагоги должны уверенно действовать в нетипичных ситуациях, что требует реализацию умений и способностей самостоятельно находить отсутствующие знания и применять их на практике (табл. 2).

Таблица 2

Характеристики среднего уровня сформированности готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью

Критерий

Характеристика

Когнитивная готовность

Студент усваивает знания в полном объеме, способен самостоятельно находить знания для решения нетипичных проблем.

Операционная готовность

Студент способен творчески подходить к решению нетипичных ситуаций, умеет использовать полученные самостоятельно знания в их практической реализации

Психологическая готовность

Обладает способностями и качествами лидера, но не желает работать по выбранной специальности

 

При низком уровне готовности студенты должны применять знания в стандартных ситуациях, действуя по заданному алгоритму (табл. 3).

Таблица 3

Характеристики низкого уровня сформированности готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью

Критерий

Характеристика

Когнитивная готовность

Студент усваивает знания в полном объеме, способен самостоятельно находить знания для решения нетипичных проблем.

Операционная готовность

Студент способен творчески подходить к решению нетипичных ситуаций, умеет использовать полученные самостоятельно знания в их практической реализации

Психологическая готовность

Не обладает способностями и качествами лидера и не желает работать по выбранной специальности

 

Показателями готовности студентов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью являлись:

когнитивная готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью:

1.                     Объем усвоенных знаний, даваемых на занятиях;

2.                     Объем усвоенных знаний, в ходе самостоятельной работы студента;

3.                     Понимание усвоенных знаний.

операционная готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью:

1.                     Умение планировать физкультурно-спортивную деятельность;

2.                     Умение организовывать физкультурно-спортивную деятельность;

3.                     Умение мотивировать участников к реализации физкультурно-спортивной деятельности;

4.                     Умение контролировать физкультурно-спортивную деятельность;

5.                     Умение координировать физкультурно-спортивную деятельность;

6.                     Умение анализировать информацию физкультурно-спортивной деятельности.

психологическая готовность к управлению физкультурно-спортивной деятельностью:

1.                     Наличие у студентов качеств лидера;

2.                     Наличие способностей к эффективному управлению;

3.                     Наличие готовности нести ответственность за свои действия и действия управляемых.

После определения готовности по отдельным составляющим подводится общий итог. Следует учитывать, что в нашем понимании общая готовность студентов оценивалась как совокупность когнитивной, операционной и психологической готовности. Соответственно студентами готовыми к управлению физкультурно-спортивной деятельностью считались те, которые обладали средним и высоким уровнем готовности по всем ее составляющим. Если в одном из элементов студент показывает низкую готовность, даже при наличии у других высоких показателей, такой студент относился к категории неготовых к управлению физкультурно-спортивной деятельностью.

Выводы

Таким образом, готовность будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью - это интегративное качество личности студента, которое предусматривает наличие у него знаний, умений и навыков для управления физкультурно-спортивной деятельностью в процессе профессионального образования, личностных качеств и способностей руководителя, а также внутренней установки на совершение профессионально-значимых действий.

Нами были выделены следующие компоненты профессиональной готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью:

·                        когнитивная готовность, предусматривающая наличие у студентов педагогических вузов знаний в области управления физкультурно-спортивной деятельностью;

·                        операционная готовность – наличие у будущих педагогов умений и навыков осуществления процесса управления физкультурно-спортивной деятельностью;

·                        психологическая готовность – совокупность психологических качеств и способностей личности, мотивационной обусловленности, необходимых для реализации функции управления физкультурно-спортивной деятельности.

Выделенные компоненты послужили в качестве основных критериев готовности будущих педагогов к управлению физкультурно-спортивной деятельностью, разделенных на такие уровни, как высокий, средний и низкий. По каждому критерию были определены показатели, по которым определялись уровни готовности.

В итоге, будущими педагогами готовыми к управлению физкультурно-спортивной деятельностью считались те, которые имели высокие и средние показатели по всем критериям.

 

Литература:

1.    Алабужев А.Е. Организационно-педагогические условия повышения эффективности физкультурно-спортивной деятельности в сельской местности: автореферат диссертации канд. пед. наук. – Ижевск, 2004. – 22с.

2.    Головин С.Ю. Словарь практического психолога. - Мн.: Харвест, 1998. – 800 с.

3.    Жуков О.Ф. Структура, содержание, методики оценки профессиональной готовности учителя к здоровьесберегающей деятельности // Сибирский педагогический журнал. - 2009. - N 12. - С. 381-387.

4.    Журкина А.Я. Концептуальные основы физической культуры. – М., 2008.

5.    Зеленов Л.А. , Пищик А.М. Справочные методические материалы по разработкам Горьковского философского клуба «Универсум». – Горький: ГГИУ, 1989. – 87 с.

6.    Ильин Е.П. Психофизиология состояний человека. – СПб.: Питер, 2005. – 412 с.

7.    Камалетдинов В.Г. Развитие культуры управления физкультурно-спортивной деятельностью: Педагогические аспекты: автореф. дисс…. доктора пед. наук. – Челябинск, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/109366.html (дата обращения: 7.02.2012).

8.    Киютина И.И. Дидактические средства формирования готовности будущих учителей к управленческой деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Брянск, 2004. – 235 с.

9.    Краснорядцева О.М. Особенности профессионального мышления в условиях психодиагностической деятельности. Учебное пособие. – Барнаул: БГПУ, 1998. – 112 с.

10.     Локшин К.В. Формирование управленческой готовности будущего менеджера физической культуры при обучении специальным дисциплинам: дис. … кан. пед. наук. – М., 2008. – 175 с.

11.     Лубышева Л.И. Теоретико-методическое обоснование физкультурного знания у студентов вузов // Теория и практика физ. культуры. - 1992. - № 3. - С. 19-21.

12.     Лукашевич В.В. Основы менеджмента: учебное пособие для средних профессиональных учебных заведений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 285 с.

13.     Лукьянов С.И. Роль физической культуры в жизни студентов // Педагогические науки. - № 11. – 2006. – С.92-93.

14.     Магрупова А.А. Организационно-педагогические условия формирования у студентов вузов физической культуры готовности к управленческой деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Челябинск, 2000. – 152 с.

15.     Нагорнова А.Ю. Исследование готовности будущих педагогов к коррекции психических состояний учащихся// Человек и образование - №1 – 2009. – С. 63-68.

16.     Нуров К.И. К вопросу об определении понятия управления // Научно-образовательный портал Аспандау. – 20.10.2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aspandau.kz/index.php?option=com_content&view=article&id=394:2011-10-21-09-07-03&catid=37:2010-10-07-04-04-51&Itemid=41 (дата обращения: 10.12.2011).

17.     Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка /под ред. Л.И. Скворцова. – М.: Оникс, 2010. – 736 с.

18.     Педагогика: Большая современная энциклопедия / Сост. Е.С. Рапацевич. – Мн.: «Соврем. Слово», 2005. – 720 с.

19.     Петрова Л.И. Основы управления педагогическими системами: учеб. пособие. – Ростов н/Д.: Феникс, 2008. – 349 с.

20.     Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов: В 2 кн. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1999. - Кн. 1 Общие основы. Процесс обучения. – 576 с.

21.     Психологический энциклопедический словарь / под ред. М.И. Еникеев. – М.: Проспект, 2009. – 560с.

22.     Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. – М: Инфра-М, 2007. – 496с.

23.     Российская педагогическая энциклопедия/редол-я и гл.ред. В.В. Давыдов, Э.Д. Днепров, В.П. Зинченко, И.С. Кон и т.д. – М: Науч. Изд-во «Большая российская энциклопедия», 1999. – 2 т. – с. 470.

24.     Российская педагогическая энциклопедия: в 2тт./ гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 – 672 с., ил. Т.2 – М – Я – 1999.

25.     Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия.2-е изд. – М.: Инфра , 2006 – 810с. – с.644

26.     Сенновский И.Б. Управленческая деятельность учителя // Школьные технологии. – 2003. - №3. – С. 68-75.

27.     Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М., 2001. – 473 с.

28.     Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И., Шиянов Е.Н. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений. – М.: Школа-Пресс, 1997. – 512 с.

29.     Современный словарь по педагогике / сост-ль Рапацевич Е.С. – Мн.: Современное слово, 2001 – 928 с.

30.     Турчанинова Ю.И. Как помочь учителю стать учителем // Директор школы. - 1994. - №2. – С. 24.

31.     Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.

32.     Фокин Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы. – М., 1995. – 37 с.

33.     Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996. – 320 с.

34.     Штейнмец А.Э. Психологическая подготовка к педагогической деятельности. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 1998. – 308 с.