Ясонова Е.Ю.
Будущее расходов будущих периодов
Московский финансово-промышленный университет «Синергия»
В данном докладе рассматривается проблема отражения расходов будущих периодов в связи с внесением изменений в нормативные документы
Ключевые слова: расходы будущих периодов, реклассификация расходов
That report describes the impact of changes in the regulatory norms on the prepaid expenses recognition in accounting.
Key words: prepaid expenses, changes in expenses classifications.
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов, утв. приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н, счет 97 "Расходы будущих периодов" (РБП) предназначен для обобщения информации о расходах, произведенных в данном отчетном периоде, но относящихся к будущим отчетным периодам. В частности на этом счете могут быть отражены расходы, связанные с горно-подготовительными работами; подготовительными к производству работами в связи с их сезонным характером; освоением новых производств, установок и агрегатов; рекультивацией земель и осуществлением иных природо-охранных мероприятий; неравномерно производимый ремонт основных средств и т.п.
Чаще всего, бухгалтера, на счете 97, отражали стоимость патентов, лицензий, а также программ и сайтов, если исключительные права на них не принадлежали организации. Помимо этого на РБП относили суммы, перечисленные на страхование (в том числе по полисам ОСАГО), отпускные, относящиеся к следующим месяцам, и некоторые прочие издержки.
Определение расходов будущих периодов приведено также и в п.65 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утв. приказом Минфина РФ от 29.07.98 № 34н). Согласно ей затраты, произведенные в отчетном периоде, но относящиеся к следующим периодам, отражались в балансе отдельной статьей как расходы будущих периодов (РБП). Списывали их в порядке, выбранном организацией: равномерно, пропорционально объему продукции или другим способом. Срок списания соответствовал периоду, к которому относились РБП.
Согласно Приказу Минфина РФ от 24.12.2010 № 186н «О внесении изменений в нормативные правовые акты по бухгалтерскому учету и признании утратившим силу Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 15 января 1997 г. №3», начиная с отчетности за 2011 год все российские организации практически лишаются возможности признания понесенных расходов в составе «Расходов будущих периодов».
Начиная с отчетности за 2011 год пункт 65 Положения по ведению бухгалтерского учета нужно применять в новой редакции. Теперь он звучит так: «Затраты, произведенные организацией в отчетном периоде, но относящиеся к следующим отчетным периодам, отражаются в бухгалтерском балансе в соответствии с условиями признания активов, установленными нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету, и подлежат списанию в порядке, установленном для списания стоимости активов данного вида».
Следовательно, в течение 2011 года все организации должны произвести ревизию по всем «расходам будущих периодов», а при формировании годовой отчетности за 2011год произвести реклассификацию этих учетных объектов или их списание, так как в бухгалтерском балансе отсутствует статья по учету этих расходов.
Получается, нет расходов будущих периодов, нет и счета 97. Но не все так однозначно.
Понятие Расходов будущих периодов присутствует в ряде действующих нормативных документов: в Плане счетов финансово-хозяйственной деятельности организаций, и в ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда».
Также, никто не отменял принципа, закрепленного в пункте 18 ПБУ 10/99 «Расходы организации». Этот принцип гласит: расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств.
Кроме всего прочего, в этом году, как и раньше, предприятия должны обоснованно распределять затраты между отчетными периодами и учитывать связь между доходами и издержками. Об этом сказано в пункте 19 ПБУ 10/99.
Существует мнение, что начиная с этого года счет 97 можно применять только в определенных случаях, перечень которых строго ограничен:
- при учете затрат, произведенных в рамках договора строительного подряда, и связанных с предстоящими работами. Такие издержки нужно расценивать, как расходы будущих периодов (п. 16 ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда»);
– при получение нематериальных активов, исключительные права на которые остались за продавцом (лицензиаром). Получатель (он же лицензиат) должен отразить разовый платеж за право пользования объектом НМА в составе расходов будущих периодов и списывать в течение срока действия соответствующего договора (п. 39 ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов»).
Единого мнения о том, можно ли классифицировать и другие издержки как РБП, нет.
Как же поступить с остатками по счету 97 на начало 2011года?
Прежде всего, провести инвентаризацию и проанализировать каждую сумму на счете 97.
В связи с тем, что в нормативных документах встречается понятие Расходов будущих периодов, организация вправе самостоятельно в своей Учетной политике установить определение и порядок учета Расходов будущих периодов или отказаться от использования в учете данного понятия.
Если организация приняла решение отказаться от понятия Расходов будущих периодов для целей бухгалтерского учета и отчетности, то такое решение в соответствии с ПБУ1/2008 «Учетная политика организации» (Приказ Минфина РФ от 6.10.2008 №106н), признается изменением учетной политики. Последствия такого решения отражаются в бухгалтерской отчетности ретроспективно.
Расходы, которые учитывались, в составе Расходов будущих периодов, должны быть реклассифицированны.
В процессе реклассификации Расходы будущих периодов объекты затрат, предлагается разбить на 3 большие группы:
1. Дебиторская задолженность в виде авансов выданных, (оплата договоров на долгосрочное предоставление услуг типа аренды, страхование, подписки, рекламы);
2. Расходы периода (затраты связанные с обслуживанием основных средств и производственных процессов; расходы на аттестацию и обучение сотрудников; затраты на приобретение исключительных прав со сроком использования меньше 12 месяцев; расходы на паспортизацию и сертификацию конкретной партии готовой продукции (товаров для продажи); затраты на пуско-наладочные работы конкретного актива; работы и услуги природоохранного назначения; расходы на освоение природных ресурсов; затраты по незавершенным научно-исследовательским работам (при поэтапной сдаче); и т.п.
3. Активы – объекты имущества (нематериальные активы; основные средства, как например, геолого-разведочные активы, и прочие объекты имущества).