Ряполов С.В.
ПРОБЛЕМА ИНТЕРПРЕТАЦИИ СОВЕТСКОГО МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСКУССТВА
Воронежский государственный университет
Эта статья рассматривает проблему интерпретации монументального искусства СССР и Германии в период тоталитарных режимов.
Ключевые слова: монументальное искусство, проблема интерпретации.
This article deals with the problem of interpretation of soviet and german monumental art in the period of totalitarian rule.
Keywords: monumental art, problem of interpretation.
Советский монументальный классицизм, “сталинская архитектура”, “сталинский ампир” (от фр. empire — “империя”) – направление в искусстве 30-50 гг. XX в., получившее распространение в Советском Союзе, а после окончания Второй мировой войны и в странах Восточной Европы. Примером сталинской архитектуры могут быть Дворец культуры и науки в Варшаве, “сталинские высотки” в Москве, Главное здание МГУ и др. Советский монументальный классицизм близок к эклектике, его характеризует огромное разнообразие различных архитектурных мотивов, сочетание разных стилей, поэтому некоторые исследователи склонны относить его к ранним направлениям постмодернизма. Утверждение сталинской архитектуры завершило эпоху конструктивизма, увенчавшего собой искусство русского авангарда. Некоторым рубежом в этом смысле стал 1932 г., с лета которого к строительству в Советском Союзе не принимались проекты в стиле конструктивизма, зато было завершено проектирование Дворца Советов, после чего все архитектурные объекты строились в стиле советского монументального классицизма.