Романова Н.В.
АКСИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МОЛОДЕЖНОЙ СУБКУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИОКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
Муромский институт (филиал) ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых»
The work is devoted to the study of youth subculture and its value orientations.
Keywords: subculture, cultural space, values
Статья посвящена проблеме изучения молодежной субкультуры и ее ценностных ориентаций.
Ключевые слова: субкультура, культурное пространство, ценности.
Молодежная субкультура - совокупность ценностей, норм, идеалов, символов молодых людей, существующая относительно независимо от культуры общества в целом.
В настоящее время молодежная субкультура становится отдельным сегментом культурного пространства, на который нацелены интересы политических партий, транснациональных корпораций и культурных учреждений, потому что именно в этой культурной среде зарождаются ростки будущего общества, в котором предстоит жить следующим поколениям.
Аксиологический анализ — необходимая составляющая при изучении процесса инкультурации, связанного с усвоением индивидом определенной системы культурных ценностей и норм.
Важный аксиологический аспект изучения культурного поведения отдельного индивида или сформировавшейся группы — проблема соотношения между ценностями, которые декларированы и которые выступают реальной побудительной силой, поскольку всякая общезначимая ценность становится действительно значимой только в индивидуальном контексте.
Аксиологическое (ценностное) культурное пространство российской молодежи характеризуется следующими особенностями:
- формирование ценностных отношений в молодежной среде представляет собой сложный и противоречивый процесс;
- в ряду жизненно важных ценностей наиболее популярными являются материальное благополучие, интересная работа, здоровье, любовь;
- среди повседневных ценностей молодых россиян преобладают ярко выраженные тенденции прагматизма и индивидуализма;
- все, что выходит за рамки повседневности, будь то проблемы общественного устройства, внешней политики или экологии находится на периферии молодежного внимания;
- духовные ценности занимают незначительное место в ценностном пространстве личности современного молодого человека;
- образование как ценность воспринимается через призму социальной востребованности специалистов с высшим образованием;
- молодежь с максимализмом судит о бедности, не видя порождающих ее причин;
- в российской ментальности по-прежнему серьезное значение имеют семейные ценности;
- высокий ранг в системе важнейших свойств личности и как общественная ценность получает такое качество как ответственность;
- в ценностной иерархии современной российской молодежи позитивные ценностные ориентации преобладают над негативными.
Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психического развития личности в подростковом и юношеском возрасте, когда активное стремление молодых людей к признанию их роли в обществе проявляется при недостаточно сформировавшейся социальной позиции, что находит отражение в тяге к стихийно-групповому общению.