Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 159.91 – 053.5 (045)

Мазурова Е.В., Волокитина Т.В.

ПОВЕДЕНЧЕСКОЕ РЕАГИРОВАНИЕ ДЕТЕЙ 7–10 ЛЕТ С РАЗНЫМ УРОВНЕМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ

В СВОБОДНОЙ СРЕДЕ

Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова

 

Проведено исследование особенностей принятия решения детьми 7–10 лет  в свободной и вероятностной среде с использованием компьютерного комплекса для психофизиологических исследований «Психомат». Получены статистически значимые различия между детьми с высоким и средним уровнем физической подготовленности и детьми с низким уровнем физической подготовленности по стратегии принятия решения и динамическим параметрам в условиях свободной среды.

Дети 7–10 лет; уровень физической подготовленности; свободная среда.

Research of features of decision-making by children of 7-10 years is conducted in the free and likelihood environment with use of a computer complex for psychophysiological researches "Psychofloor-mat". Statistically significant distinctions between children with high both the average level of physical readiness and children with low level of physical readiness on strategy of decision-making and dynamic parameters in the conditions of the free environment are received.

Children of 7-10 years; level of physical readiness; the free environment.

Принятие решения в функциональной системе является одним из этапов в развитии целенаправленного поведения, всегда сопряженного с выбором, поскольку на стадии афферентного синтеза происходит сличение и анализ информации, поступающей из разных источников [1].  Принятие решения реализуется через формирование аппарата акцептора результатов действия, а ожидаемые результаты, выполняют функцию целевого объекта для поведенческого реагирования [2].

Известно, что стратегии и оперативность целенаправленной деятельности детей 7–10 лет определяются условиями среды [3]. Изучение механизма принятия решения в среде без детерминации представляет особый интерес, так как при этом проявляется способ принятия решения, который определяется только внутренними механизмами последовательного целеобразования [4].

На начальном этапе обучения в школе создается большая нагрузка на афферентные системы, поставляющие большой объем различной информации, подлежащей переработке и усвоению. Дети младшего школьного возраста учатся принимать конкретные решения, корректировать учебную деятельность в процессе её выполнения.  

Цель исследования – выявить особенности принятия решения в свободной среде детей младшего школьного возраста с разным уровнем физической подготовленности.

Методы. Обследовано  262 школьника МОУ СОШ №45 г. Архангельска в возрасте от 7 до 10 лет, из них 124 мальчика и 138 девочек. Учащиеся были разделены на две возрастные группы: 7–8 и 9–10 лет. Все обследованные школьники на уроках физической культуры занимались в основной группе.

На первом этапе исследования оценивалась физическая подготовленность детей. Определение физической подготовленности проводилось на основе стандартных двигательных тестов по физической культуре, рекомендуемых программами для общеобразовательных школ. Оценка уровня развития физических качеств производилась с помощью таблиц возрастных оценочных нормативов, а общий уровень развития физических кондиций – по методике Ю.Н. Вавилова [5]. По результатам оценки школьники были разделены на группы с высоким и средним уровнем физических кондиций (контрольная) и  низким уровнем физической подготовленности.

На втором этапе исследования проведена оценка принятия решения в свободной среде с использованием компьютерного комплекса для психофизиологических исследований «Психомат» производства Научно-исследовательского института медицинского приборостроения Российской академии медицинских наук (Москва, 2006) [6–8]. При исследовании фундаментальных механизмов деятельности центральной нервной системы (восприятия, памяти, психомоторики и т.п.) инструментальные тестовые компьютерные системы позволяют в стандартизированной и контролируемой ситуации получать объективные результаты [9, 10]. Исследование проводилось в режиме «Свободный выбор» (модальность стимула – свет).

Психофизиологическая интерпретация полученных данных проведена с учётом рекомендаций НИИ педиатрии РАМН и ВНИИ медицинского приборостроения РАМН [11].

Исследование в режиме «Свободный выбор» обеспечивает возможность оценки принятия решения в ситуации выбора. Задание заключается в том, что ребенок должен нажимать щупом на левую и правую кнопки панели инструментов в произвольном порядке, не проявляя стереотипных комбинаций в последовательности нажатий, т.е. осуществлялся свободный генерированный паттерн реакций. Анализ оперативности принятия решения проводился по показателям среднего времени повтора и среднего времени  смены выбора ответа (мс) [12–14]. Среднее время повторения выбора отражает информационный компонент механизма принятия решения, среднее время смены выбора – динамическую составляющую мотивационного компонента. Информационные компоненты определяются степенью информированности субъекта о внешней среде и способностью прогнозировать удовлетворение доминирующей потребности. Мотивационные компоненты выражаются в величине поисковой активности  и зависят от сигналов внешней среды, а динамическая составляющая связана с вероятностью достижения цели [15].  В данном режиме так же анализировались стратегии принятия решения на основе выбора кнопок.

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.