УДК 334.723
Растворцева С.Н., Федюк Е.Ф.
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ РИСКОВ МЕЖДУ УЧАСТНИКАМИ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА
НИУ Белгородский государственный университет
This work is about how different risks and problems can be divided in public-private partnerships between all participants of such projects.
Keywords: distribution of risk, public-private partnership, regional infrastructure projects.
Эта работа посвящена проблеме распределения рисков и проблемных ситуаций между участниками проектов государственно-частного партнерства.
Ключевые слова: распределение рисков, государственно-частное партнерство, региональные инфраструктурные проекты.
Использование механизмов государственно-частного партнерства прочно зарекомендовало себя в мировой практике. Экономическое региональное развитие невозможно без совершенной транспортной, энергетической и социальной инфраструктуры, что, в свою очередь, возможно лишь при условии наличия внебюджетных источников финансирования. Механизмы государственно-частного партнерства используются для привлечения частного капитала с целью создания (модернизации) и дальнейшего управления общественной инфраструктурой. Для эффективной реализации инфраструктурных проектов в регионах необходима выработка четкого представления о принципах разделения рисков, компетенции и ответственности участвующих сторон.
Определимся для начала с понятием и сущностью проектов государственно-частного партнерства. Основными характеристиками региональных инфраструктурных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства являются следующие.
- Сотрудничество, в котором частный сектор обычно осуществляет дизайн, строительство, финансирование, использование и управление активом, и затем обеспечение предоставления услуги населению через государство или напрямую. Вовлечение бизнеса во все стадии критически важно, именно это отличает государственно-частное партнерство от всех предыдущих форм взаимодействия бизнеса и государства, когда частный бизнес был вовлечен только в процесс финансирования проекта или только в процесс строительства и использования объекта.
- Получение доходов частным сектором либо посредством сбора платы за пользование услугой с населения или государства либо с обеих сторон.
- Определение качества и количества предоставляемой услуги государством. Если ответственность за внесение населением платы за пользование построенным объектом несет государство, то оно в таком случае может регулировать плату в зависимости от того, насколько предоставляемая услуга удовлетворят всем начальным спецификациям проекта.
- Уровень переноса риска на частный сектор достаточен для обеспечения эффективной реализации проекта. В конце выполнения контракта государство может стать владельцем созданного актива после уплаты частному сектору заранее оговоренной остаточной стоимости. Справедливая остаточная стоимость зависит от многих рыночных факторов, и риск по обесценению несет в данном случае государство [1].
Можно предположить, что основными критериями для отнесения той или иной формы взаимодействия бизнеса и государства к государственно-частному партнерству являются уровень переноса риска на предпринимательский сектор, права собственности на возведенный объект, сроки договора на право получения доходов от проекта [2]. Наиболее проблемным критерием среди перечисленных выше является перенос риска на какого-либо из участников проекта. Предлагаем рассмотреть матрицу распределения различных видов риска между участниками проектов государственно-частного партнерства (см. табл. 1).
Таблица 1
Матрица распределения рисков между участниками региональных инфраструктурных проектов с использованием механизма государственно-частного партнерства
Виды рисков |
Распределение рисков |
||
Частный сектор |
Частный сектор и государство |
Государство |
|
Ошибки проектирования |
v |
|
|
Предоставление земель |
|
|
v |
Получение лицензий, разрешений |
v |
|
|
Риски строительства |
v |
|
|
Скрытые препятствия |
|
v |
|
Ввод в эксплуатацию |
v |
|
|
Риски эксплуатации |
v |
|
|
Изменения законодательства, политические риски |
|
|
v |
Валютные риски и риск инфляции |
|
v |
|
Источник: Синякова, А.Ф. Концессионные соглашения: привлечение в регион инвестиций c помощью государственно-частного партнерства.-Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – №10.
Проанализировав данные таблицы, мы можем сделать вывод, что большая часть рисков, а именно около 55,6 % переносится на частный сектор, еще около 22,2 % лежат полностью на государстве и оставшиеся 22,2 % лежат на частном секторе и государстве в равных пропорциях.
Отдельно стоит рассмотреть ситуацию, когда участники партнерства начинает вести себя не в интересах партнерства, а учитывая только свои интересы – поведенческие риски. Это приводит к появлению дополнительных (незапланированных) рисков. Эти риски предполагают появление сверхплановых затрат, связанных с проектированием,
финансированием, строительства, эксплуатации, оформлением и составление контрактов и других документов, связанных с проектом, мониторингом и
обеспечением партнерского соглашения. Основной причиной возникновения таких проблем может быть расхождения в целях партнерства для государства и бизнеса. При этом стоит учитывать, что эффективность партнерства во многом зависит от поведения частных партнеров. Расхождению целей могут способствовать случайные факторы, а также неопределенность в политических, социальных, технологических и экономических условиях. Риски могут проявляться на различных этапах выполнения проекта в зависимости от характера и степени влияния случайных факторов в этих этапах [3].
Учитывая весь спектр потенциальных рисков государственно-частного партнерства, с которыми могут столкнуться участники партнерства, можно обобщить риски и недостатки данной формы объединения в три основные группы. В первую группу можно включить экономические, финансовые и валютные риски, то есть связанные с изменение курсов валют, уровнем инфляции, темпом экономического роста, даже покупательной способности населения и.т.д. Во вторую группу можно отнести технические или даже технологические риски, которые связаны с процессом строительства, эксплуатации и обслуживания объекта партнерских отношений. И, наконец, к третьей группе относятся юридические и политические риски, которые связаны с изменением политической ситуации в стране, законодательной базы и.т.д.
Литература:
- Варнавский В.Г. Партнерство государства и частного сектора: формы, проекты, риски. М., 2005. С.10-27.
- Синякова, А.Ф. Концессионные соглашения: привлечение в регион инвестиций c помощью государственно-частного партнерства.-Региональная экономика: теория и практика. – 2007. – №10.
- Ranjith Appuhami, Sujatha Perera & Hector Perera Management Controls in Public–Private Partnerships: An Analytical Framework.- Australian Accounting Review No. 56 Vol. 21 Issue 1 2011