Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 338.2

Бокаев А.В.

ПРЕДПОСЫЛКИ СМЕНЫ ПАРАДИГМЫ РАЗВИТИЯ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Байкальский государственный университет экономики и права

 

В данных тезисах рассматриваются предпосылки изменения подхода к местному самоуправлению на примере Иркутской области.

Ключевые слова: парадигма, местное самоуправление, реформа

In the given theses preconditions of change of the approach to local government on an example of the Irkutsk region are considered.

Key words: Paradigm, local government, reform

  С 1 января 2005 года вся территория Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа была разграничена между муниципальными районами и городскими округами, а территории муниципальных районов – на городские и сельские поселения, а также межселенными территориями, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

  Подходы к административно-территориальной организации местного самоуправления, предложенные Федеральной властью, были одним из наиболее резонансных аспектов. Эксперты такое обстоятельство связывают с рядом факторов:

-предусматривалось кардинальное изменение территориальной организации местного самоуправления на всей территории Российской Федерации.

- не учитывался региональный опыт  функционирования различных моделей организации местного самоуправления.

- предлагалось жесткое внедрение двухуровневой модели на всей территории страны. За исключением крупных городов и малонаселенных территорий местное самоуправление стало осуществляться как на уровне муниципальных районов, так и городских и сельских поселений. Считалось, что это приведет к повсеместному приближению местной власти к населению. За муниципальными районами и поселениям были закреплены собственные вопросы местного значения, доходные источники, механизмы выравнивания финансовой обеспеченности. Однако подобные унифицированные подходы не учитывали разнообразия объективных условий на территориях, где осуществляется местное самоуправление.

- в центре муниципальной реформы находились вопросы организации местного самоуправления на сельских территориях. Специфика городского социума во внимание не принималась.

  Практическая реализация реформы территориальной организации местного самоуправления привела к тому, что число муниципальных образований почти удвоилось, причем основной прирост произошел за счет сельских поселений. Эти поселения в подавляющем большинстве были созданы в границах существовавших ранее сельсоветов, при их формировании вообще не оценивалось наличие материальных, финансовых, кадровых предпосылок для решения закрепленных законодательством вопросов местного значения.

  В этой связи территория существующих в настоящий момент в Иркутской области муниципальных образований требует полной переоценки.

  Дополнения новой статьей 131, главы 2 Федерального закона №131-ФЗ в октябре 2007 года, в которой предусматривается возможность упразднения на территориях с низкой плотностью сельского населения и в труднодоступных местностях сельского поселения, если численность его жителей составляет не более 100 человек. Упразднение поселения представляет собой полную ликвидацию муниципального образования, не сопровождающуюся созданием нового муниципального образования.

  На территории Иркутской области с 1 января 2011 года на основании Закона Иркутской области от 11 мая 2010 года №29-ОЗ «Об упразднении Орлингского муниципального образования, образованного на территории Усть-Кутского района Иркутской области, распространении действия Закона Иркутской области «О статусе и границах муниципальных образований Усть-Кутского района Иркутской области» на всю территорию нового субъекта Российской Федерации – Иркутской области и внесении в него изменений», было упразднено сельское поселение «Орлингское муниципальное образование», на территории которого проживало 74 человека и которое находилось в пределах территории с низкой плотностью сельского населения[1]. Решение об упразднении ранее было принято на сходе граждан 30 августа 2008 года, поэтому все условия для упразднения поселения согласно законодательства были соблюдены.

  В Иркутской области в 2009-2010 гг. сложилась парадоксальная ситуация на счет Брусовского муниципального образования Тайшетского района, которое отвечает требованию нахождения в труднодоступной местности и критерию численности жителей не более 100 человек. Согласно  данным Федеральной  службы государственной статистики на 01.01.2009 года в поселке Брусово было зарегистрировано 0 жителей. Хотя на содержание  данного муниципального образования из областного бюджета было выделено в 2009 году – 348 тыс. руб., а в 2010 году – 498 тыс. рублей. Для упразднения данного поселения необходимо получить согласие жителей поселения на сходе граждан, а его, как уже было указано, провести невозможно, поскольку жители фактически отсутствуют, значит юридически невозможно.

При наличии собственных органов местного самоуправления поселения вынуждены передавать часть своих полномочий муниципальному району. В данной ситуации более рационально будет упразднить такие муниципальные образования и создать вместо них межселенные территории, в которых вопросы местного значения будут решаться муниципальным районом.

B свою очередь необходимо учитывать, что упразднение сельских поселений осуществляется региональным законодательством по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъекта Российской Федерации или федеральных органов государственной власти.  Обязательным условием упразднения сельского поселения является согласие его населения, решение о чем должно быть принято на сходе граждан.

В то же время на территории Казачинско-Ленского района, которая отнесена к территориям с низкой плотностью сельского населения, имеется городское поселение «Кунерминское муниципальное образование», где проживает 61 человек. Статус городского поселения препятствует возможности упразднения, хотя сохранение муниципального образования со столь незначительным числом жителей представляется нецелесообразным.

В своей первоначальной редакции Федеральный закон № 131-ФЗ четко разграничивал городские и сельские поселения, исходя из категории населенных пунктов, которые входят в его состав.  Органы государственной власти Иркутской области при определении границ поселений в 2004году стремились максимально сохранить границы сельсоветов и поссоветов, созданных в советский период, меняя их лишь в той степени, где это было обосновано необходимостью соблюдения критерия пешеходной доступности. Поэтому основная часть городских поселений Иркутской области в настоящий момент представляет собой объединение населенных пунктов, административным центром для которых является рабочий поселок, а остальные населенные пункты являются сельскими.

В настоящий момент требуется полная переоценка состояния населенных пунктов с целью определения их соответствия ранее установленному виду и категории. В свою очередь, изменение вида и категории населенного пункта может существенно отразиться на статусе муниципального образования, в которое входит такой населенный пункт. В этих целях требуется оценить возможные изменения в административно-территориальном устройстве Иркутской области и последующие изменения в муниципальном устройстве.



[1]Вся территория муниципального района «Усть-Кутский район» относится к территориям с низкой плотностью сельского населения (См.: Перечень субъектов Российской Федерации и отдельных районов субъектов Российской Федерации (в существующих границах), относящихся к территориям с низкой плотностью населения, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 25 мая 2004 г. № 707-р)

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.