Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 009.02:656.135

Теслова С.А.

ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

 

В данном докладе рассматриваются  основные подходы к формированию конкурентных преимуществ и направлений повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП).

Ключевые слова: конкурентные преимущества, ресурсы, автомобильный транспорт, рента.

Автомобильный транспорт является уникальной отраслью, которая играет особую роль в экономике страны и относится к числу приоритетных отраслей хозяйства, поскольку в значительной  степени обеспечивает мобильность, гибкость, скорость реакции на внешние воздействия, а также связь других видов транспорта с промышленными отраслями. Современные условия функционирования ГАТП характеризуются значительным повышением уровня конкуренции вследствие роста числа хозяйствующих субъектов и нелегитимных перевозчиков, что в свою очередь диктует необходимость разработки стратегических направлений конкурентной борьбы, позволяющих поддержать рыночные позиции и повысить конкурентный статус.

В данной ситуации фундаментальной задачей является поиск источников формирования конкурентных преимуществ ГАТП, сложившиеся подходы к определению которых базируются на следующих основных концепциях: рыночной, ресурсной,  концепции динамических способностей, отношенческой. Каждая их данных концепций требует адаптации не только к современным условиям хозяйствования российских ГАТП, но и к специфике их деятельности, поскольку не является самодостаточной и не гарантирует обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ в силу следующих особенностей:

- рыночная концепция статична, имеет жестко очерченные отраслевые рамки и низкий уровень определенности; акцентирует внимание в большей степени на характеристиках продукции, а не предприятия, что в значительной степени сужает область поиска источников конкурентных преимуществ;

- традиционная ресурсная концепция не дает детализированных указаний по созданию ресурсов, обеспечивающих конкурентное преимущество, кроме того требуется  дополнение метода VRIO-анализа ресурсов (Value, Rarity, Imitability, Organization)  на их соответствие внешней и внутренней среде;

- для концепции динамических способностей, как особого направления  ресурсной, свойственна недостаточная обоснованность источников и механизма их создания и поддержания;

- особенности формирования отношенческих рент в межорганизационных отношениях недостаточно изучены, как и процессы выбора партнеров и решения проблем их совместимости, однако они  расширяют возможности для поиска и формирования конкурентных преимуществ за счет выхода за рамки предприятия. [2, 3]

ЧИТАТЬ ВЕСЬ ТЕКСТ >>>

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.