УДК 009.02:656.135
Теслова С.А.
ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОНКУРЕНТНЫХ ПРЕИМУЩЕСТВ ГРУЗОВЫХ АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)
В данном докладе рассматриваются основные подходы к формированию конкурентных преимуществ и направлений повышения конкурентоспособности грузовых автотранспортных предприятий (ГАТП).
Ключевые слова: конкурентные преимущества, ресурсы, автомобильный транспорт, рента.
Автомобильный транспорт является уникальной отраслью, которая играет особую роль в экономике страны и относится к числу приоритетных отраслей хозяйства, поскольку в значительной степени обеспечивает мобильность, гибкость, скорость реакции на внешние воздействия, а также связь других видов транспорта с промышленными отраслями. Современные условия функционирования ГАТП характеризуются значительным повышением уровня конкуренции вследствие роста числа хозяйствующих субъектов и нелегитимных перевозчиков, что в свою очередь диктует необходимость разработки стратегических направлений конкурентной борьбы, позволяющих поддержать рыночные позиции и повысить конкурентный статус.
В данной ситуации фундаментальной задачей является поиск источников формирования конкурентных преимуществ ГАТП, сложившиеся подходы к определению которых базируются на следующих основных концепциях: рыночной, ресурсной, концепции динамических способностей, отношенческой. Каждая их данных концепций требует адаптации не только к современным условиям хозяйствования российских ГАТП, но и к специфике их деятельности, поскольку не является самодостаточной и не гарантирует обеспечения устойчивости конкурентных преимуществ в силу следующих особенностей:
- рыночная концепция статична, имеет жестко очерченные отраслевые рамки и низкий уровень определенности; акцентирует внимание в большей степени на характеристиках продукции, а не предприятия, что в значительной степени сужает область поиска источников конкурентных преимуществ;
- традиционная ресурсная концепция не дает детализированных указаний по созданию ресурсов, обеспечивающих конкурентное преимущество, кроме того требуется дополнение метода VRIO-анализа ресурсов (Value, Rarity, Imitability, Organization) на их соответствие внешней и внутренней среде;
- для концепции динамических способностей, как особого направления ресурсной, свойственна недостаточная обоснованность источников и механизма их создания и поддержания;
- особенности формирования отношенческих рент в межорганизационных отношениях недостаточно изучены, как и процессы выбора партнеров и решения проблем их совместимости, однако они расширяют возможности для поиска и формирования конкурентных преимуществ за счет выхода за рамки предприятия. [2, 3]