Рейтинг пользователей: / 3
ХудшийЛучший 

УДК 69:338.2

Хмелева В.А.

ОЦЕНКА КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ СТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин)

 

В статье рассматривается методика оценки конкурентоспособности строительной продукции.

Ключевые слова: строительная продукция, конкурентоспособность продукции, факторы конкурентоспособности.

In article the technique of an estimation of competitiveness of building production is considered.

Key words: building production, competitiveness of production, competitiveness factors.

Изучение конкурентоспособности строительных объектов как составляющей общего рынка недвижимости по существу является начальным этапом изучения проблем строительства новых зданий и сооружений, т.е. позволяет ответить на вопрос, какое место занимает, или мог бы занять предлагаемый к строительству объект в ряду подобных ему строительных объектов конкурентов [1, с. 50].

Таким образом, решающим фактором коммерческого успеха строительной продукции на конкурентном рынке является ее конкурентоспособность.

Конкурентоспособность строительной продукции показатель, отражающий ее возможность выдержать конкуренцию со стороны другой аналогичной продукции, т.е. возможность быть реализованной на рынке.

Конкурентоспособность продукции зависит от ряда факторов, влияющих на предпочтительность продукции и на определяющий объем их реализации на данном рынке. Эти факторы можно считать составляющими конкурентоспособности и разделить на три группы: технико-экономические, коммерческие, нормативно-правовые факторы [2]. 

Технико-экономические факторы включают: качество, продажную цену и затраты на эксплуатацию продукции и услуг. Эти составляющие зависят от: производительности и интенсивности труда, издержек производства, наукоемкости продукции и др.

Коммерческие факторы определяют условия реализации продукции на конкретном рынке. Они включают: конъюнктуру рынка (острота конкуренции, соотношение между спросом и предложением данного товара, национальные и региональные особенности рынка, влияющие на формирование платежеспособного спроса на данную продукцию или услугу); рекламу (наличие и действенность рекламы и других средств воздействия на потребителя с целью формирования спроса); имидж фирмы (популярность торговой марки, репутация фирмы, компании, страны).

Нормативно-правовые факторы отражают требования технической, экологической и иной безопасности использования товара на данном рынке. В случае несоответствия строительной продукции действующим в рассматриваемый период на данном рынке нормам и требованиям стандартов и законодательства она не может быть предложена на данном рынке. Поэтому оценка этой группы факторов и компонент с помощью коэффициента соответствия нормативам лишена смысла. Данные факторы вступают как ограничения, обязательные для выполнения.

На основе проведенного автором анализа литературы можно выделить следующие основные факторы конкурентоспособности строительной продукции:

  • качество продукции и услуг;
  • цена строительной продукции и услуг;
  • величина издержек производства;
  • уровень квалификации персонала и менеджмента;
  • уровень развития технологии.

Все перечисленные факторы определяющим образом влияют на конкурентоспособность строительной продукции (услуг). Определить характер этого влияния и выразить его количественно трудно, однако наличие указанных факторов является стимулом для поиска путей оценки и повышения конкурентоспособности строительной продукции. Больше всего для этой цели подходят экспертные методы. Это объясняется тем, что конкурентоспособность продукции фактически является субъективной оценкой продукции и ее оценка должна проводиться на интуитивном уровне при помощи экспертных методов.

Так автором предлагается конкурентоспособность строительной продукции выразить как функцию вышеназванных факторов (1), методом экспертных оценок определить важность и удельный вес каждого фактора,  затем определить значение комплексного показателя конкурентоспособности строительной продукции. При этом следует помнить, что рост качества строительной продукции, рост уровня квалификации персонала и менеджмента, а также усовершенствование технологии вызывают увеличение конкурентоспособности строительной продукции, а рост цены строительной продукции и издержек на ее производство снижают ее конкурентоспособность. Поэтому при расчете конкурентоспособности строительной продукции  факторы снижающие конкурентоспособность следует учитывать со знаком «минус».

 

Кс=fк*pк–fц*pц–fи*pи+ fкв*pкв+fт*pт                                                                                                                                           (1),

где Кс – конкурентоспособность строительной продукции;

fк – важность качества строительной продукции;

pк – удельный вес цены строительной продукции;

fц – важность цены строительной продукции;

pц – удельный вес цены строительной продукции;

fи – важность издержек производства строительной продукции;

pи – удельный вес издержек производства строительной продукции;

fкв – важность уровня квалификации персонала и менеджмента строительной продукции;

pкв – удельный вес уровня квалификации персонала и менеджмента строительной продукции;

fт – важность уровня развития технологии строительной продукции;

pт – удельный вес уровня развития технологии строительной продукции;

На основе полученной комплексной оценки конкурентоспособности строительной продукции представляется возможным сравнивать между особой различные виды продукции либо оценивать изменение конкурентоспособности строительной продукции в зависимости от изменения какого-либо фактора.

Итак, оценка конкурентоспособности строительной продукции, работ, услуг представляется крайне важной для определения перспектив реализации этой продукции в сравнении  с другими аналогичными товарами, работами, услугами.

 

Литература:

  1. Бударь С.Ю. Управление конкурентоспособностью строительных организаций / С.Ю. Бударь. – Ростов н/Д.: Рост. гос. строит. ун-т, 2000. ­– 176 с.  
  2. Воронов А.А. Оценка и менеджмент конкурентоспособности продукции / А.А. Воронов. – Краснодар: Кубанский государственный университет. – 2003. – 230 с. 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.