Ананьина Л.Е., Гончарова Г.Н.
Типы нефинансовой поддержки семьям и меры по ее оказанию
Сибирский государственный технологический университет
В работе представлены типичные меры нефинансовой поддержки семей.
The typical measures of unfinancial support of families are in-process presented.
Ключевые слова: семья, социальная поддержка, социальные сети поддержки, государственная политика.
Социальная поддержка как категория социальной науки возникает в 70-е годы ХХ века, отражая процесс создания социального государства в экономически развитых странах. Практическая деятельность, стоящая за термином, первоначально сводилась к помощи беднейшим слоям населения. К середине 1980-х социальная поддержка стала пониматься как процесс, включающий ресурсы поддержки, субъектов поддержки и оценки поддержки. В центре процесса оказания социальной поддержки находятся люди, образующие сети поддержки (оказывающие помощь и принимающие помощь) и оценивающие полезность принимаемых мер. Социальная поддержка выполняет следующие функции: эмоциональную, управленческую, социализирующую, практическую и материальную. В связи с дифференциацией форм социальная поддержка рассматривается как фактор социального и психологического благополучия. К расширению мер социальной поддержки государство прибегает при нарастании социального недовольства ввиду массового снижения уровня жизни и роста чувства социальной несправедливости. Мобилизация мер социальной поддержки длительное время представлялась эффективным методом решения определенных социальных проблем, но со временем выявились и недостатки, такие как, рост социальной составляющей налогов, развитие социального паразитизма части населения. Не менее важно и то, что государство взяло на себя обязательства по помощи нуждающимся, отстраняя семью, соседей, друзей, общину или коллектив, что не способствует консолидации общества.
Социальная поддержка указывает на социальную недостаточность и слабость социальных связей определенных статусных групп. Человек как целостность имеет совокупность потребностей, формируемых в контексте исторического времени, их удовлетворение и личное потребление являются основой прогресса. Чем динамичнее производство материальных и духовных благ, тем больше в нем новшеств, движений вперед и устаревших участков. Возникающие противоречия между новым и старым, неравномерность - источник саморазвития общественных отношений. Не все группы общества являются участниками новых с социально-экономических процессов, однако созданное общественное богатство позволяет поддержать конкретных людей и удовлетворить их конкретные потребности. Личное потребление лежит в основе динамики производства товаров и услуг и создает социально ориентированное народное хозяйство. Иерархия потребностей позволяет выделить перспективные общезначимые потребности, к которым следует отнести новые общественные формы, институты, механизмы решения проблем. Государство как совокупный хозяин постепенно признает народовластие, демократические права и свободы, равноправие граждан приступает к социальному регулированию, дифференцирует население по имущественным и жизненным группам, выделяет социально слабые группы. Государства, заявляющие о себе как о демократии, уже в начале ХХ века принимают меры социальной защиты всех слоев населения, стремясь к солидарности и социальному миру. Пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, социальные пособия и выплаты есть проявления нового вида культуры - культуры солидарности.
К организации социальной поддержки как вида социально-ориентированной деятельности и созданию сети учреждений российское государство приступило в начале 90-х годов ХХ века в условиях экономического кризиса и роста социальных проблем, возникших при распаде СССР как социальной системы. В обществе появились тенденции, обусловленные рыночными отношениями и рыночным отношением к жизни. К ним следует отнести массовое снижение уровня жизни населения. Для осуществления социальной поддержки были приняты основополагающие федеральные законы РФ о социальной защите населения. В них определен перечень гарантированных государством социальных услуг нуждающимся гражданам и их семьям. Основными среди них являются социально - бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые услуг и материальная помощь.
Всеобщность перехода всех народов на путь постиндустриального развития процесс новый, малоизученный, но управляемый. Для всех очевидны противоречия между традиционными и новыми ценностями, борьба между ними в революционных, фанатичных формах. Постулаты благополучного и самонадеянного общества в отношении социально слабых: «Помоги себе сам», «Научите ловить и дайте удочку в руки, пусть сам заботится о себе» в условиях глобальных изменений и кризисов не применимы и не гуманны. Даже организованные люди, социальные группы теряются в сложных ситуациях, не справляются с потоками информации, не могут уследить без посторонней поддержки за изменениями в законодательстве.
Единственным надежным прибежищем для большинства людей была и остается семья, но сегодня ее типичной формой является материнская семья. Государственная социальная поддержка – совокупный патриарх, заботящийся о своей семье. Государство, прежде всего, оказывает финансовую социальную поддержку. Финансовая поддержка семей, а ее размеры увеличиваются ежегодно, - нагрузка на бюджеты всех уровней. При этом действует противоречивая ситуация, когда государство одной рукой берет налоги у работающих, а другой - выдает деньги в виде пособий тем же самым семьям работающих. При этом ясно, что, сколько денег не давай, их всегда мало, а налогоплательщики – сознательные граждане, хотели бы контролировать использование налоговых поступлений на нужды развития культуры, образования и здравоохранения. Есть и общественное мнение о прекращении помощи определенным социальным группам, отдельным лицам.
В этих условиях нефинансовая поддержка семей представляется весьма важной в силу их консолидирующего характера. Консолидация происходит между социальными институтами – семьей и государством. Можно выделить такие уровни консолидации как организационный ценностный, правовой, здоровьесберегающий , психологический, информационный и др.
Анализируя политику социальной поддержки в регионах, можно выделить типичные меры, среди которых пропаганда семейных ценностей, информационная поддержка демографической политики и ответственного родительства, правовые консультации по вопросам семейного и имущественного права, создание базы данных детей, находящихся в социально опасном положении, программы поддержки молодой семьи, клубы здорового образа жизни, профилактика юного материнства, спартакиады на предприятиях, в учебных заведениях, проведение конкурсов среди семей, поддержка семейного бизнеса и т.п. Важны такие меры как бесплатные путевки, образование питание, новогодние подарки. Особо значение имеют награды за материнство.
Литература:
- Меры социальной поддержки семьи, материнства и детства, предусмотренные законодательством Красноярского края. – Красноярск: 2011. – 62 с.