Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ананьина Л.Е., Гончарова Г.Н.

Типы  нефинансовой поддержки семьям и меры по ее оказанию

Сибирский государственный технологический университет

 

В работе представлены типичные меры нефинансовой поддержки семей. 

The typical measures of unfinancial support of families are in-process presented.

Ключевые слова: семья, социальная поддержка, социальные сети поддержки, государственная политика.

Социальная поддержка как категория социальной науки возникает в 70-е годы ХХ века, отражая процесс создания социального государства в экономически развитых странах. Практическая деятельность, стоящая за термином, первоначально сводилась к помощи беднейшим слоям населения.  К середине 1980-х социальная поддержка стала пониматься как процесс, включающий  ресурсы поддержки, субъектов поддержки  и  оценки поддержки. В центре процесса оказания социальной поддержки находятся люди, образующие сети поддержки (оказывающие помощь и принимающие помощь) и оценивающие полезность принимаемых мер. Социальная поддержка выполняет следующие функции: эмоциональную, управленческую, социализирующую, практическую и материальную. В связи с дифференциацией форм социальная поддержка рассматривается как фактор  социального  и психологического благополучия. К расширению мер социальной поддержки государство прибегает  при нарастании социального недовольства ввиду массового снижения уровня жизни и роста чувства социальной  несправедливости. Мобилизация мер социальной поддержки длительное время представлялась эффективным методом решения определенных социальных проблем, но со временем выявились и недостатки, такие как,  рост социальной составляющей налогов, развитие социального паразитизма  части населения. Не  менее важно и то, что государство взяло на себя обязательства по помощи  нуждающимся, отстраняя семью, соседей, друзей, общину или коллектив, что не способствует  консолидации   общества.

Социальная поддержка указывает на социальную недостаточность и слабость социальных связей  определенных статусных групп. Человек как целостность  имеет совокупность  потребностей, формируемых в контексте исторического времени, их удовлетворение и   личное потребление являются основой прогресса. Чем динамичнее производство материальных и духовных благ, тем больше в нем  новшеств, движений вперед  и устаревших участков. Возникающие противоречия между новым и старым, неравномерность - источник саморазвития общественных отношений. Не все группы  общества являются участниками новых с социально-экономических процессов, однако созданное  общественное  богатство позволяет поддержать конкретных людей и удовлетворить их конкретные потребности. Личное потребление лежит в основе динамики производства товаров и услуг и создает социально ориентированное народное хозяйство. Иерархия потребностей позволяет выделить перспективные общезначимые потребности, к которым  следует отнести новые общественные формы, институты, механизмы решения проблем. Государство как совокупный хозяин  постепенно признает народовластие, демократические права и свободы, равноправие  граждан   приступает к социальному регулированию, дифференцирует население по имущественным и жизненным группам,  выделяет  социально слабые группы. Государства, заявляющие о себе как о демократии,  уже в начале ХХ века принимают  меры социальной защиты всех слоев населения, стремясь к солидарности и  социальному миру. Пенсионное обеспечение, социальное и медицинское страхование, социальные пособия и выплаты  есть проявления нового вида культуры - культуры солидарности.

К организации социальной поддержки как вида социально-ориентированной деятельности и созданию сети учреждений российское государство приступило в начале 90-х годов ХХ века в условиях экономического кризиса и роста социальных проблем, возникших при  распаде СССР как социальной системы. В обществе появились тенденции, обусловленные рыночными  отношениями и рыночным отношением к жизни. К ним следует отнести  массовое снижение уровня жизни населения. Для осуществления социальной поддержки были приняты основополагающие федеральные законы РФ о социальной защите населения. В них определен  перечень гарантированных государством социальных услуг нуждающимся гражданам и их семьям.   Основными  среди них являются    социально - бытовые, социально-медицинские, психолого-педагогические, социально-правовые  услуг и материальная помощь.

Всеобщность перехода всех народов на путь  постиндустриального развития   процесс новый, малоизученный, но управляемый.  Для всех очевидны противоречия между   традиционными  и новыми ценностями, борьба между ними в революционных, фанатичных формах. Постулаты благополучного и самонадеянного  общества в отношении социально слабых:   «Помоги себе сам», «Научите ловить и дайте удочку в руки, пусть сам заботится о себе» в условиях  глобальных изменений  и кризисов не применимы и  не  гуманны. Даже организованные люди, социальные группы теряются в сложных ситуациях, не справляются с потоками информации, не могут уследить без посторонней поддержки за изменениями в законодательстве.

Единственным надежным прибежищем для большинства людей была и остается семья, но сегодня ее типичной формой является   материнская семья. Государственная социальная поддержка – совокупный патриарх, заботящийся о своей семье. Государство, прежде всего,  оказывает финансовую социальную поддержку. Финансовая поддержка семей, а ее размеры увеличиваются ежегодно, - нагрузка на бюджеты всех уровней. При этом действует противоречивая ситуация, когда государство одной рукой берет налоги у работающих, а другой -   выдает деньги в виде пособий     тем же самым семьям работающих. При этом ясно, что, сколько денег не давай, их всегда мало, а налогоплательщики – сознательные граждане, хотели бы контролировать использование налоговых поступлений на нужды развития культуры, образования и здравоохранения.  Есть и общественное мнение о прекращении помощи определенным социальным  группам, отдельным лицам.

В этих условиях нефинансовая поддержка  семей представляется весьма важной  в силу их консолидирующего  характера. Консолидация происходит между социальными институтами  – семьей и государством. Можно выделить такие уровни консолидации как организационный ценностный, правовой, здоровьесберегающий ,  психологический, информационный  и др.

Анализируя  политику  социальной поддержки в регионах, можно выделить типичные меры, среди которых пропаганда семейных ценностей, информационная поддержка демографической политики и ответственного родительства, правовые консультации по вопросам семейного и имущественного права, создание базы данных  детей, находящихся в социально опасном положении, программы  поддержки молодой семьи,  клубы здорового образа жизни, профилактика юного материнства, спартакиады  на предприятиях, в учебных заведениях, проведение конкурсов среди семей, поддержка семейного бизнеса и т.п. Важны такие меры  как бесплатные путевки, образование  питание, новогодние подарки. Особо значение имеют награды  за материнство.

 

Литература:

  1. Меры социальной поддержки семьи, материнства и детства, предусмотренные законодательством Красноярского края. – Красноярск: 2011. – 62 с.

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.