Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 658.152 ББК 65.291.573

Фокина Е.А.

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ В ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ

Волгоградский государственный университет

 

Доклад посвящен рассмотрению особенностей, связанных с понятием «интеллектуальная собственность» в телекоммуникационной отрасли. Раскрыты возможности использования интеллектуальной собственности в телекоммуникационной компании.

Ключевые слова: интеллектуальная собственность, телекоммуникационная компания, бренд,  торговый знак, деловая репутация.

The report discusses the peculiarities connected with the concept of “intellectual property” in telecommunication industry. The author reveals the possibility of using intellectual property in a telecommunication company.

Key words: intellectual property, telecommunication company, brand, trademark, business reputation.

С успешным распространением информационно-коммуникационных технологий и усилением инновационных процессов в развитии экономики увеличивается значимость интеллектуальной собственности.

В.В. Путин в документе «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу» среди основных важнейших направлений повышения эффективности  использования результатов научной и научно-технической деятельности впервые выделяет следующее положение: «При переходе к широкому использованию инноваций в экономике особое значение приобретает вовлечение в хозяйственный оборот результатов научной и научно-технической деятельности посредством управления интеллектуальной собственностью» [1]. Переход к инновационному развитию требует не только осознания необходимости изменения прежней модели развития, но и создания реальных условий для осуществления инновационной стратегии [2].

В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации Президент России Д.А. Медведев добавил к уже заявленной концепции четырех «И» – институты, инвестиции, инфраструктура, инновации пятую составляющую – «интеллект», что закреплено в подготовленной Правительством концепции развития России до 2020 года [3].

Следовательно, одно из приоритетных направлений государственной политики – общее  развитие страны по пути к инновационной экономике, а наиболее важной из составляющих инноваций является интеллектуальная собственность.

Тем не менее, остаются недостаточно исследованными вопросы, касающиеся эффективности использования интеллектуальной собственности в инновационных отраслях. Это касается, прежде всего, интеллектуальноемкой телекоммуникационной отрасли, которая, как никакая другая, опирается в своем развитии на инновационные продукты и технологии.

Целью проводимого исследования является раскрытие особенностей использования интеллектуальной собственности в телекоммуникационной компании.

Согласно статьи второй Конвенции об учреждении Всемирной организации интеллектуальной собственности (Стокгольмская редакция от 14.07.1967 г.): «Интеллектуальная собственность включает права, относящиеся к:

– литературным, художественным и научным произведениям;

– исполнительской деятельности артистов, звукозаписи, радио и телепередачам;

– изобретениям во всех областях человеческой деятельности;

– научным открытиям;

– промышленным образцам;

– товарным знакам, знакам обслуживания, фирменным наименованиям и коммерческим обозначениям;

– защите против недобросовестной конкуренции [4].

В современной экономической литературе чаще всего употребляется юридическая трактовка интеллектуальной собственности. К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага [5].

Законодательную основу для защиты интеллектуальной собственности, в том числе и в телекоммуникационной отрасли, в Российской Федерации составляют:

- Конституция Российской Федерации. Статья 44 Конституции РФ [6], гарантирует каждому свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества и устанавливает, что интеллектуальная собственность охраняется законом.

- Федеральный закон от 18.12.2006 N 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 202-ФЗ, от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 12.04.2010 N 61-ФЗ).

- Гражданский кодекс Российской Федерации. С 1 января 2008 г. вступила в силу IV часть ГК РФ [7], которая существенно подняла уровень ответственности за незаконное использование результатов интеллектуальной деятельности и включила в себя нормы, посвященные интеллектуальной собственности, ранее содержащиеся в специальных законах: Патентный закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3517-I; Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3520-I «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров»; Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3523-I «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»; Закон Российской Федерации от 23.09.1992 N 3526-I «О правовой охране топологий интегральных микросхем»; Закон Российской Федерации от 09.07.1993 N 5351-I «Об авторском праве и смежных правах»; Закон Российской Федерации от 06.08.1993 N 5605-I «О селекционных достижениях».

- Федеральный закон «О техническом регулировании» [8] определил основные цели системы технического регулирования в РФ, направленные на разработку обязательных технических требований к основным видам продукции. С введением данного закона отменено действие законов РФ «О сертификации продукции и услуг от  10.06.1993 N 5151-1» и «О стандартизации от 10.06.1993 N 5154-1».

- Федеральный закон «О передаче прав на единые технологии» [9]. Закон призван установить процедуру проведения конкурсов и аукционов, чтобы, с одной стороны, избежать передачи технологий лицам, неспособным её эффективно внедрить, а с другой стороны – избежать излишней формализации и сложности процедур. Открытость и прозрачность проведения конкурса или аукциона, вводимых законом, позволят исключить возможные злоупотребления при выборе правообладателей, которым передаются права на принадлежащие государству технологии [10].

- Федеральный закон «О патентных поверенных» [11]. Закон направлен на  нормативное регулирование условий получения (лишения) статуса саморегулируемой организации патентных поверенных. В законе четко прописаны квалифицирующие признаки, права и обязанности лица, имеющего право осуществлять деятельность патентных поверенных на территории Российской Федерации.

- Федеральный закон «О связи» [12]. В законе подробно описаны нормы, касающиеся лицензирования деятельности телекоммуникационных компаний. Закон содержит положения, определяющие требования к содержанию заявления на получение лицензий, порядок их получения, порядок выдачи, переоформления, возобновления, приостановления и аннулирования лицензий. Отличительной особенностью принятого закона является переход к нормам прямого действия, что подразумевает упрощение ряда процедур, используемых в области частотного регулирования, лицензирования и сертификации.

Интеллектуальная собственность в сфере услуг – это закрепленный правом собственности интеллектуальный продукт, имеющий нематериальное содержание и способствующий появлению новых видов услуг или новых качеств предоставляемых услуг [13].

В телекоммуникационной компании в качестве объектов интеллектуальной собственности можно выделить следующие ценные активы: бренд, имидж компании, товарные знаки, интеллектуальный потенциал, сложившаяся клиентская база, информационные банки данных, программное обеспечение, сетевые формы работы, права пользования номерной емкостью, стандартами, лицензии на оказание услуг связи и другие объекты нематериальных активов.

В рассматриваемой  телекоммуникационной компании интеллектуальная собственность представлена следующими объектами (табл.1).  

Таблица 1

Объекты интеллектуальной собственности ОАО «МобильныеТелеСистемы» на 2010 г., тыс. руб.

Наименование группы объектов интеллектуальной собственности

Первоначальная стоимость

Сумма начисленной амортизации

Номерная емкость

856 104

673 180

Программное обеспечение

260 939

159 813

Прочие объекты нематериальных активов

88 653

82 102

Товарный знак

72 685

28 925

Итого:

1 278 380

944 021

Источник: данные отчетности ОАО «МТС», www.company.mts.ru

 

Компании, обладающие исключительными правами на интеллектуальную собственность, имеют монопольное право на их использование в своей экономической деятельности. Эти права сложились во многих государствах несколько столетий назад, являясь реакцией права на повсеместный характер товарно-денежных отношений в сфере интеллектуальной собственности и возмездную передачу прав на ее использование [14].

Авторские права, товарные знаки, торговые марки, коммерческие тайны, деловая репутация и аналогичные права интеллектуальной собственности телекоммуникационной компании являются стратегически важными объектами продолжения успешной деятельности компании на современном рынке.

Товарный знак (знак обслуживания) – это обозначение, служащее для индивидуализации товаров  юридических лиц или физических лиц и позволяющее различать товары (услуги) одних юридических и физических лиц от однородных товаров (услуг) других юридических и физических лиц [15].

В Российской Федерации товарные знаки и знаки обслуживания имеют одинаковый правовой статус.

Для телекоммуникационных компаний  важным и актуальным является формирование стратегии бренд-менеджмента, и одним из важнейших его направлений является брендинг торгового знака (табл.2).

Таблица 2

Состав объекта интеллектуальной собственности «Товарный знак» телекоммуникационной компании МТС

Наименование объекта

Учтено в составе НМА

Стоимость, руб.

Товарный знак РКТ

Март 2000 г.

10 053

Товарный знак МТС

Январь 2001 г.

10 053

Товарный знак «Джинс 1»

Июнь 2003 г.

41 782

Товарный знак «Джинс 2»

Июнь 2003 г.

41 782

Торговая марка «Джинс»

Январь 2004 г.

731 797

Товарный знак «МТС П»

Октябрь 2004 г.

22 724

Товарный знак «МТС-GARD»

Декабрь 2005 г.

32 790

Товарный знак «МТС»

Август 2006 г.

71 615 357,87

Товарный знак «МТСПоиск»

Март 2006 г.

55 110

Товарный знак «ZOOM»

Октябрь 2007 г.

69 726

Источник: данные отчетности ОАО «МТС», www.company.mts.ru

 

В 2010 г. ОАО «МТС» получило свидетельство о регистрации товарного знака "МТС оператор связи" на территории Республика Украина, свидетельство о регистрации товарного знака "Omlet" на территории России. В четвертом квартале 2010 г. получено свидетельство о регистрации товарного знака «На шаг впереди. Таким образом, ОАО «МТС» активно продолжает использовать зарегистрированные объекты интеллектуальной собственности в продвижении своих услуг на внутреннем и международном рынке сотовой связи.

Репутация предприятия, или гудвил – часть нематериальных активов компании, зависящая от положительного имиджа, наличия устойчивых деловых связей, известности бренда телекоммуникационной компании.

Исследовательский холдинг «Ромир» в рамках сотрудничества с международной сетью Worlwide Independent Network Of Market Research успешно реализуя проект «Деловая репутация», дали оценку репутации трех основных компаний рынка мобильной связи. Исследование проводилось по GRI (Global Reputation Index) – методика базируется на интегральном подходе, включающем в себя анализ присутствия компании в медиапространстве (что люди говорят о вас?) и опрос ключевых экспертов рынка, клиентов, партнеров (что люди думают о вас?). На основании полученных данных рассчитывается «Коэффициент репутации» (Reputation Index).

По результатам исследования МТС на первом месте (с индексом 55,5), на втором – «Вымпелком» (49,8), на третьем месте «Мегафон» (49,5) [16].

Аналитическая группа ТАСС-Телеком в своем проекте «Рейтинг деловой репутации 20 телеком-компаний», отмечает, что чем масштабнее бизнес компании и сильнее ее позиции на рынке, тем более ответственно она подходит к управлению своей корпоративной репутацией. Качественные и количественные показатели развития компании, работа менеджмента и качество корпоративного управления – эти компоненты – каждый в своей степени – формируют и поддерживают деловую репутацию телекоммуникационных компаний (табл.3) [17].

ОАО «МобильныеТелеСистемы» (индекс – 92,72) и ОАО «ВымпелКом» (индекс – 90,77) – компании, имеющие наивысший интегрированный индекс деловой репутации на российском телекоммуникационном рынке.

Компания МТС получила также наивысшие индексы по факторам: «персональная репутация топ-менеджеров», «эффективность топ-менеджмента».

Шуйский В.П., и Алабян С.С., справедливо отмечают то, что «нематериальные активы, в том числе и бренды компаний – их репутация, накопленный опыт, квалификация персонала, налаженные деловые связи – составляют весомую часть в оценках их капитализации на фондовых рынках» [18].

Таблица 3

Агрегированный рейтинг компаний по деловой репутации на 2011 г.

 

Место по интегрированному баллу

Балльная группа

Компания

Промежуточный средний интегрированный индекс

Этичность в системе «Компания-внешние партеры и внутренние партнеры»

Персональная репутация топ-менеджеров

Эффективность топ-менеджмента

Активность технологического развития услуг и продуктов

Конкурентоспособность предоставляемых услуг и продуктов

Итоговый интегрированный индекс

Группа «А» (уровень деловой репутации от 91 до 100)

1

А1

ГРУППА «МОБИЛЬНЫЕ ТЕЛЕСИСТЕМЫ»

93,3

90,0

95,0

95,0

90,0

92,72

2

А2

«ВЫМПЕЛКОМ ЛТД»

95,0

82,5

95,0

92,5

87,0

90,77

Группа «B» (уровень деловой репутации  от 81 до 90)

3

B1

«РОСТЕЛЕКОМ»

95,0

80,0

95,0

87,5

86,0

89,71

4

B2

ГРУППА «СИТРОНИКС»

91,7

87,5

80,0

95,0

85,0

88,28

5

B3

ГРУППА «МЕГАФОН»

94,2

70,0

87,5

97,5

79,0

86,32

6

B4

TELE2 РОССИЯ

81,7

77,5

90,0

90,0

80,0

83,58

7

B5

ЭР-ТЕЛЕКОМ ХОЛДИНГ

91,0

75,0

85,0

77,5

84,0

83,17

8

B6

СКАРТЕЛ (YOTA)

82,0

67,5

80,0

90,0

97,0

82,58

Группа «C» (уровень деловой репутации  от 71 до 80)

9

C1

МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНЗИТТЕЛЕКОМ

80,0

67,5

85,0

82,5

85,0

79,65

10

C2

СКАЙ ЛИНК

85,0

72,5

85,0

72,5

77,0

78,79

11

C3

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИИ

83,0

62,5

90,0

82,5

72,0

78,31

12

C4

ГК АКАДО

81,0

70,0

82,5

75,0

81,0

77,99

13

C5

ТРАНСТЕЛЕКОМ

80,0

70,0

72,5

82,5

77,0

76,62

14

C6

ТАТТЕЛЕКОМ

86,0

60,0

75,0

72,5

77,0

74,95

15

C7

БАШИНФОРМСВЯЗЬ

81,0

65,0

75,0

72,5

79,0

74,87

16

C8

СМАРТС-ХОЛДИНГ

87,0

72,5

57,5

70,0

78,0

74,29

17

C9

ПОЧТА РОССИИ

75,0

67,5

80,0

67,5

67,0

71,77

Группа «D» (уровень деловой репутации  от 61 до 70)

18

D1

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ г. Москва

85,0

62,5

60,0

67,5

66,0

69,81

19

D2

РТРС*

79,0

55,0

75,0

70,0

66,0

69,78

20

D3

ГРУППА QIWI

73,0

57,5

75,0

65,0

70,0

68,34

Российская телевизионная и радиовещательная сеть

 

Источник: данные Рейтинга деловой репутации телеком - компаний: версия ТАСС-Телеком, http://tasstelecom.ru

 

Бренд является одним из ключевых объектов интеллектуальной собственности, самостоятельно создаваемым телекоммуникационной компанией. Успешный бренд является нематериальным активом, который приносит значительный дополнительный доход, поскольку способствует созданию и улучшению репутации компании и позволяет наращивать объем рынка и долю компании на нем. Обновленный бренд МТС является отражением внутренних изменений, происходящих в компании, в основе которых лежит переход от технологичной модели развития бизнеса к модели, ориентированной на клиента. С момента вывода на рынок, бренд MTC, как эффективный способ донесения информации до клиента, успешно развивается на всех рынках присутствия компании МТС («МТС Россия» (более десяти макро-регионов на территории РФ) и зарубежные бизнес-единицы «МТС-Украина» (Украина), ООО «Мобильные ТелеСистемы» (Белоруссия), Uzdunrobita (Узбекистан) и Barash Communications Technologies (Туркменистан), ЗАО «К-Телеком» (Армения)).

Проблема коммерческого использования результатов деятельности нематериальных активов в современной практике – комплексная многогранная проблема, включающаяся в себя правовые, технологические, экономические, производственные, социальные и психологические вопросы. Проблема как теоретическая, так и прикладная: нематериальные активы могут и должны продаваться, а значит должны иметь стоимостную оценку [19].

Для интегральной стоимостной оценки величины интеллектуального капитала в западной экономической литературе, а также в практике зарубежных компаний применяется коэффициент Тобина – отношение рыночной цены компании к цене замещения ее реальных активов. ОАО «МТС»  имеет достаточно высокий коэффициент Тобина (более единицы), что свидетельствует об эффективности функционирования всех составляющих  интеллектуального капитала.

В 2008 г. бренд МТС стал первым и единственным российским брендом, который вошел в число ста лидирующих мировых брендов по рейтингу BRANDZ™, опубликованному Financial Times и ведущим международным исследовательским агентством Millward Brown. Бренд МТС в рейтинге BRANDZ™ оценивается в $9,7 млрд. на конец 2010 г. по сравнению с $8,1 млрд. в 2007 г. Методика рейтинга учитывает доходы от нематериальных активов и позиции бренда на рынках присутствия компании.

 В 2010 г. организаторы BRANDZ™ оценили долю ценности бренда (brand equity) в стоимости бизнеса МТС в 39,9 %, что выше среднего показателя для компаний телекоммуникационной отрасли в рейтинге – 39,1 %. При этом ценность бренда МТС выросла на 2 % по сравнению с 2009 г.

Компания МТС получила высшую российскую профессиональную награду в области строительства брэнда БРЭНД ГОДА/EFFIE 2009 за инновационный молодежный тариф МТС Red Energy и нестандартную интегрированную коммуникационную кампанию по его продвижению.

Бренд МТС с оценкой в 7,753 млрд. долл. также был признан самым дорогим российским брендом в рейтинге Best Russian Brands-2010 международного агентства Interdbrand [20].

Бренд МТС в 2010 г. на основании GRI по индексу заметности составил –87,0 пунктов. По индексу доверия – 80,1 пункта и вошел в тройку самых (третье место) «народных» брендов, уступая Почте России (1-е место) и Сбербанку (2-е место) [21].

Создание бренда телекоммуникационной компании МТС достигается за счет следующих основных факторов:

- упрощение маркетинговых коммуникаций;

- диверсификации услуг;

- создание простых тарифов, с очевидными для абонентов преимуществами;

- роста капитализации компании.

В настоящее время ОАО «МТС» продолжает наращивать потенциал собственной монобрендовой розничной сети, которая по итогам 2010 г. уверенно входит в тройку крупнейших сетей мобильной розницы в России. Компания МТС имеет обширную розничную сеть – более 3 500 брендированных (включая франчайзинговые) салонов   в 120 городах [22]. Наличие собственного монобрендового розничного канала позволяет компании максимально быстро и эффективно запускать в продажу новые продукты и услуги, в том числе и конвергентные, предлагать клиентам брендированное оборудование, обеспечивать сервисное обслуживание и таким образом увеличивать уровень потребления услуг [23].

В заключении отметим, что основными критериями эффективности использования  интеллектуального капитала в телекоммуникационной компании являются:  упрочнение позиции компании на рынке и рост конкурентоспособности, увеличение капитализации и повышение кредитного рейтинга компании, публикуемого ведущими международными агентствами.

Кроме того, выявлены следующие особенности развития интеллектуальной собственности, на примере телекоммуникационной компании: эффективное использование объектов интеллектуальной собственности на внутреннем и международном рынках, направленность объектов интеллектуальной собственности на клиента.

В целом, результаты исследования позволяют нам сделать вывод о перспективности использования интеллектуальной собственности в  телекоммуникационной отрасли.

 

Литература:

1. Письмо Президента РФ от 30.03.2002 N Пр-576 «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу» http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=91403

2. Инновационное развитие России: стратегия, ресурсы, законодательные решения (проект на 05.09.2011 г.): аналитический доклад VII Байкальский международный экономический форум / под общ. ред. Кривова В.Д.. Режим доступа: http://council.gov.ru/inf_sl/rep_bef_VII/index.html

3. Послание Президента России Дмитрия Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 05.11.2008 // Российская газета. – 2008. – 6 ноября. – №4787. – С. 1,2. Режим доступа: www.president.kremlin.ru

4. Официальный сайт Всемирной Организации Интеллектуальной Собственности. Режим доступа: http://wipo.int/portal/index.html.ru

5. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть I. Утвержден Федеральным законом от 30.11.94 N 51-ФЗ (в редакции от 06.04.2011 N 65-ФЗ). Ст. 128.

6. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).

7. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV (в ред. Федерального закона от 04.10.2010 N 259-ФЗ).

8. Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ).

9. Федеральный закон от 25.12.2008 N 284-ФЗ «О передаче прав на единые технологии» (в ред. Федеральных законов от 04.06.2011 N 131-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ.

10. Гнилитская Е.В. Инновации и интеллектуальный капитал в современной экономике: теоретические подходы / Е.В. Гнилитская // Креативная экономика. – 2008, – № 7. – С. 83.

11. Федеральный закон от 30.12.2008 N 316-ФЗ «О патентных поверенных» (в ред. Федерального закона от 11.07.2011).

12. Федеральный закон «О связи» от 16.02.1995 N 15-ФЗ. Прекратил свое действие с 01.01.2004. (в ред. Федерального закона от 21.07.2011 N 255-ФЗ).

13. Черненко В.А. Регулирование интеллектуальной собственности в сфере услуг: монография / В.А. Черненко. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики. 2010, – С. 47.

14. Зенин И.А. Интеллектуальная собственность и ноу-хау: учебно-методический комплекс. / И.А. Зенин. – 6-е изд., перераб. доп. – М.: МЭСИ. 2008, – С. 13.

15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть IV. Утвержден Федеральным законом от 30.11.94 N 51-ФЗ (в ред. от 04.10.2010 N 259-ФЗ). п. 1. Ст. 1477.

16. Официальный сайт исследовательского холдинга Ромир. Режим доступа: http://www.romir.ru

17. Официальный сайт ТАСС-Телеком. Режим доступа: http://tasstelecom.ru

18. Шуйский В.П., Алабян С.С. Россия на мировых рынках интеллектуальных услуг. Избранные статьи. 2005 – 2009 гг. / Рос. акад. наук, Ин-т экономики; под ред. Р.С. Гринберга. – М.: ЗАО Издательство «Экономика». 2010,  – С. 916.

19. Несмачных О.В. Оценка эффективности реализации финансовой стратегии предприятия на основе сбалансированной системы показателей: монография / О.В. Несмачных, В.В. Литовченко. – Хабаровск.: РИЦ ХГАЭП, 2007, – С. 110.

20. Официальный сайт ОАО «МТС». Режим доступа: http://company.mts.ru

21. Официальный сайт исследовательского холдинга Ромир. Режим доступа: http://www.romir.ru

22. Официальный сайт ТАСС-Телеком. Режим доступа: http://tasstelecom.ru

23. Официальный сайт ОАО «МТС». Режим доступа: http://company.mts.ru

 

 

 

 

 

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.