УДК 001.167/168:004:007.658.5:008.2
Никифоров А.А.
ЭММ-ИНЖЕНЕРИЯ МОДЕЛИРОВАНИЯ И РОГРАММИРОВАНИЯ ТРАНСФОРМ СОЦИУМА И ЭКОНОМИКИ В СВЕТЕ ПОЛИТИКИ
Международный научно-учебный центр
Информационных Технологий и Систем НАНУ и МОНУ, г. Киев
In work problems of Knowledge Engineering in a direction Economic-Mathematical Methods of modelling and programming of Social and economic Systems in the light of the modern policy are considered.
Keywords: knowledge engineering, economic-mathematical methods, social and economic systems, innovative technology
Рассмотрены проблемы Инженерии Знаний по направлению Экономико-Математические Методы моделирования и программирования Социально-Экономических Систем в свете современной политики.
Ключевые слова: инженерия знаний, экономико-математические методы (ЭММ), социально-экономические системы (СЭС), инновационная технология
1. Что и как делать? – комплексный ключевой вопрос. Триада <Предмет, Метод, Цель> данной работы является целостно, масштабно и контекстно-зависимой от Проблемного поля развития нашей жизни и деятельности со спектром формфакторов. В этом спектре можно выделить аспекты: геополитики (ГП), национальной политики (НП), отраслевой политики (ОП), корпоративной политики (КП). В зависимости от направленности, прогрессивности и действенности векторов этих политик возникают в областях их приложения и пересечения поля и масштабные эффекты (или дефекты) научно-технического прогресса (НТП) или застоя (НТЗ) и социально-экономического прогресса (СЭП) или застоя (СЭЗ). В условиях неравномерной, регионально несогласованной и потому кризисно-напряженной глобализации мировой Экономики любой наш застой влечет огорчительные последствия: коллапс отечественного производства, обеднение Социума и т.д.
Следовательно, нужен современный инструментарий моделирования и виртуального программирования для выработки превентивных рекомендаций.
Прогресс в Инженерии Знаний в целом и в ее секторе с направлением <Инженерия Экономико-Математических Методов (ЭММ)> определяется спектром формфакторов. Часть из них обусловлена НТП и связана со сменой поколений инновационных технологий (NT – innovative technologies) Этому аспекту посвящено много работ. Другая часть связана со сложнейшим взаимодействием векторов ГП, НП, ОП, КП и соответствующих реакций СЭС. Отсутствие координации векторов или их неадекватность ситуации вызывает расслоение СЭС. Именно здесь фактор креативности (C – Creation) Лиц, Принимающих Решения (ЛПР), более всего нуждается в инструментальной поддержке, чтобы приводить к выигрышам, а не к проигрышам в реализации. Именно поэтому вопросы «Что и как делать?» являются ключевыми в стратегическом целеполагании (СЦП) любой осмысленной ЛПР-деятельности, управляющей стратегическим целедостижением (СЦД) СЭС с упором на выигрышный результат. Здесь надо преодолеть самое существенное затруднение классической методологии ЭММ-моделирования прогресса – отсутствие адекватных средств для отображения формфакторов инновационного скачка-прорыва с «взрывным» темповым и постепенно замедляющимся ростом инновационной координаты (по сравнению с другими, ранее порожденными и ставшими эволюционными координатами). Адекватная координатизация должна включать как явные, так и латентные, скрытые до поры до времени, координатные оси пространственно-временного развития управляемых процессов R&D (Research & Development) – исследований и (развития) разработок, которые имеют целью создание NT&S, где S – ЭММ-нагрузка, конкурентоспособных на соответствующих отечественных и мировых рынках Mark(Hi-Tech) наукоемкой высокотехнологической продукции:
R&D → NT&S → Mark(Hi-Tech).
2. Аналитика отечественных источников. Каков ныне в Мире срок Жизни Общественных Законов? В плане законодательства и обсуждения в Верховной Раде Законопроектов, касающихся IT-сферы, все пошло по третьему кругу (Первый круг – 1991-2000 гг., Второй круг – 2001-2010 гг., Третий круг – 2011 -…). Это – катастрофическая потеря времени и утраченных возможностей. На сегодня Украина отстала от стран-лидеров не просто на 20 лет (+ 5 лет застой-перестройки), а на 5-7 поколений прикладных IT и, что намного хуже, инструментальных средств разработки IT. Но IT – это уже вчерашний день для стран-лидеров НТП. Все обсуждаемые (для успокоения общественного мнения) Законопроекты и Указы устарели по Методологии в силу Ретро-Менталитета Законодателей. Поэтому выход Украины в сфере IT из потенциальной ямы возможен только в планах, а не на деле. Все многообразно генерируемые Программы, Законы, Пакеты недофинансирования в своей основе кулуарны и лоббируемы. Нет современных практик Открытых Интернет-конференций и дискуссий для их обсуждения и предельно возможного общественного совершенствования специалистами и всеми заинтересованными патриотическими силами. Это – тормоз в развитии Украины как IT-общества XXI века. Украина в Рейтинге 2011 г. Всемирного Банка и Международной Финансовой корпорации (Doing Business’2011) занимает 147 место по легкости ведения бизнеса в законодательном плане и, соответственно, вооруженности его современными IT-инструментами. На украинскую науку выделяется 0,45% ВВП, что на порядок меньше, чем в странах-мидлерах НТП (по голой цифири, без учета льготного налогообложения и прочих подпиток). Мировой лидер Тайвань на наукоемкую Hi-Tech сферу выделяет ежегодно 20% ВВП. Неудивительно, что на отечественном рынке нет своей Hi-Tech-аппаратуры. А на какой уровень необходимо поднять украинскую IT-индустрию в Науке, Образовании, Производстве? Можно строить самые лучшие Программы Инновационного прорыва Украины в XXI век, но если месячная зарплата ученого-профессионала составляет 300-400 $, что в 3-5 раз меньше, чем у госслужащих примерно такого же ранга, то прорыва не будет. Данная работа связана с разработкой мозгового программного обеспечения (в англоязычной кальке – брэйн-софта) с открытым кодом. Это - не проприетарный софт, за который надо платить. Это – свой. Подобного направления работы за рубежом осуществляются в режиме корпоративного протектинга (сокрытия инновационного потенциала), стоят очень дорого и, соответственно, высоко оплачиваются. Но не у нас. Наука творческая у нас держится на «старичках» и их мотивации служения Истине. В современном мире Государства и Корпорации ведут IT-войны, исповедуя две политики. Первая – захвати и заполучи все лучшие и творческие умы еще из ВУЗа (утечка умов), а за гранты – всю идейную теоретику. Примерно 5% персонала во всех ведущих IT-фирмах США составляют украинские умы. В MicroSoft Company – почти 6%. Вторая политика – вынос «грязного» и затратного производства в страны Третьего мира с дешевой рабсилой. США и Европа перемещают некоторые свои подразделения Web-разработок в Украину. В них и в экономическом секторе софт-производства (электронная коммерция, интернет-реклама, электронная биржа, форэкс-сайты, разработка Rich Internet Applications и SaaS продуктов и т.п.) зарплаты программеров (написание кодов «внутренности» софта), дизайнеров (то же для «внешности» софта), девелоперов (спецов по всему жизненному циклу и модернизации софта) составляют 1-2-3 тыс. $. Но деньги эти даются не даром. Кроме владения английским языком требуются теоретические знания и практические умения работы, например, с такими инструментами: JavaScript, PHP или .NET, CSS, XML\XSLT, HTML\DHTML, Ajax - Клиентский front-end Web-разработчик и PHP5, MySQL, XML\XSLT, ZendFramework, ORM, OOP, JS - Серверный Back-end Web-разработчик. Главные трудности в чем? Скорость обновления поколений инструментов на сегодня превышает средние человеческие способности по скорости обучения и адаптации к инструментальной и задачной среде. Отсюда главное противоречие между нарастающим инновационным темпом разработок и все более неадекватным человеческим фактором. Такие противоречия формируют социальную кризис-идеологию «винтиков» Hi-Tech-механизма.
3. Аналитика зарубежных источников. Посредники – повсюду. Лобби – для принятия нужных решений Власти. Брокеридж Знаний с формированием кланов профессиональных брокеров знаний с картотеками: кто что делает, чего стоит, чего хочет, что реально может. В базах данных и знаний – все «квантифицировано», каждый квант стоит «денежку» (например, в Медицинских базах 1 рецепт - $10) и нагружен спамом (рекламным шумом). Посредники по работе с рынком, с массмедиа, с авторами научной и публицистической литературы. Квинтэссенция жизненного опыта. Поучения западных бизнесменов Истинам Предпринимательства, дающим Верное Направление в Мире Инновационных Изменений Рынка и Технологии. Публикации независимых самодеятельных авторов и нанятых фирмами «борзописцев», кроме основных задач легендирования биографий «акул бизнеса» и их компаний, содержат рецепты ответов на такие темы, как:
- добиться почти невозможного успеха в ожесточенной конкурентной борьбе и закулисных процессах (лоббирования);
- верить в свой успех, даже если вы совсем не уверены в своих силах и финансовых возможностях;
- никогда не изменять себе как предпринимателю-победителю и достигать поставленных целей любой ценой, но с выгодой;
- сформировать корпоративную программу, адекватную Глубинным, а не поверхностным измерениям и изменениям Рынка.
Приводится статистика конкретных примеров по различным корпорациям, фирмам, стартапам (старт-зародышам будущих фирм). Строятся Модели Гармоничности B&M-(бизнес-маркетинговых) практик. Даются рекомендации, как научить Руководство и Персонал умениям строить организации с $-ориентацией для процветания в 21-м веке. Делаются выводы, что успеха достигают Лидеры, обладающие Стратегическим виденьем грядущих перемен, нутром чующих, что надо Рынку и как его «делать». А главное – как делать Рынок под себя. Как делить Рынок на свои зоны и сектора. Как с помощью законотворческих инструментов не допускать конкурентов, в первую очередь, внешних. Все в $-Мире ныне пляшут «Танец Перемен». Организации должны стать самообучающимися, ререорганизуемыми «до того как» (= превентивно готовыми к переменам, кризис-потрясениям, катастрофам). Стремиться к построению (только непонятно, как их строить) Сверх-Технологий Корпоративного управления переменами. Начинать от Практик реформирования организаций на вызовы существующих моментов и быть готовыми к предвестникам угроз и к катастрофическим переменам в Мире.
Указываются причины разрушений фирм, связанные с субъективными факторами: нехватка времени или ума на осмысление изменений окружения, когда правильные раньше решения перестают быть таковыми. Несоответствие слова и дела, отсутствие коллективизма (взаимопомощи), нагнетание предкатастрофических настроений, рост эмоций страха и переживаний, обострение конфликтов между «прогрессивистами» и «регрессивистами». Рассматриваются проблемы формирования каналов и снятия барьеров для экспресс-распространения инновационного знания и передачи живого опыта в США, с недопущением инновинга в остальной Мир. Лохотронить так легче.
Делаются неожиданные выводы, развенчивающие устоявшиеся мифы и стереотипы. Самые лучшие сегодня работники для фирм-инноваторов – Геймеры. Приходящее поколение Геймеров круто меняет бизнес-среду. Смело «без тормозов» идут на (почти) любой риск, не страшатся ожесточенных бизнес-боев, могут принимать неординарные решения, могут одновременно заниматься многими делами. Недостатки: не очень стремятся играть в команде, имея привычку играть только за себя. Но за компанию играть могут. А в Дне Завтрашнем будут работать повсеместно только сегодняшние юнцы-геймеры. Иной рабсилы не будет. Постановка вопросов «И за и против» – Почему не умирают и умирают Иерархии и Бюрократии? Поиски Новой Философии Действия с вводом многомерных измерений: функциональных, социальных, ментальных, духовных. Отсюда выводится «революционная» модель 4 DIMENSION Брэндинга, в которой открываются возможности «взлома» корпоративного кода сетевой экономики по всему Ментально-Мыслительному Полю от инновационного управления до рекрутмента (набора нужных кадров).
Правильное позиционирование и формирование выигрышной бизнес-стратегии требует ответов на вопросы изменения:
- клиент-ориентации (сдвиги моды и потребностей);
- пакетов наборов продуктов и услуг;
- векторов конкурент-борьбы;
- эффективности и смен производственной базы.
Даже самые лучшие стратегии скоротечны. Попытки определить перманентный генезис творчества выигрышных стратегий. Инновационно-технологический прорыв (при условии снабжения его бизнес-маркетинговыми драйверами) позволяет выделиться из «серой» среды, захватить стратегическую инициативу в разработках и на рынке. Чтобы, стратегически осмысляя сложившуюся жизненную ситуацию, превентивно концентрировать все верные возможные решения для создания очередной Новой Стратегии Прорыва. Данная позиция имеет массовую оппозицию. Суть: не надо «выкрутасов». Просто делать все лучше и проще. Завоевать и удерживать потребителей, никогда не обманывая их. Предоставлять им самое существенное и так как надо. Полный разворот от курса «Инновации ради инноваций», от псевдотворчества разработчиков и создателей «Революционных» продуктов и услуг. Покупатель устал от потока этих «уникальностей», «дифференциаций», «ни на что непохожестей». Покупателю что нужно? Лучшее качество в простой упаковке за его деньги! Отсюда – Стратегия Вечного Успеха: Предвосхищая и удовлетворяя самые обычные житейские потребности масс людей, интеллектуальная честная компания может добиться необычайного (на фоне «творцов революционных и инновационных отличий») и длительного признания и успеха. Поворот в сторону «естественных» ориентаций клиент-масс. Формируются направления «Демократическое предприятие», «Раскрепощение мелкого и среднего бизнеса» благодаря Свободе развития Человеческого потенциала, Гибкости места и времени своей работы, поддержки Равновесия между работой и личной жизнью с нахождением приемлемых компромиссов, Приверженности фирме, Взаимности обязательств, повышению Прозрачности отношений и Ключевых решений (кого повысить, кому и сколько платить и т.п.). Предлагаются новые парадигмы мышления и поведения под лозунгом «Обретая Мультиролевое Я». Бросить вызов всему учили раньше спецы по карьере. Настроиться на поиск неординарных стратегий, изменяющих карьеру в лучшую сторону и любой ценой! Сформировать в голове мультиролевую инновационную модель смены и роста карьеры. Это раньше нужно было учиться, чтоб знать, как действовать. Теперь 21-й век, все наоборот! Сначала активно действовать, экспериментировать, а знания с опытом придут потом. Резюмируется необходимость полного перехода на Цифровую Телекоммуникационную Системосреду работы для полного раскрытия Человеческого Творческого потенциала. Ставятся проблемы перманентного дообразования с пополнением знаний и тренинга бизнес-способностей и роста профессионализма. Для США с их традицией Индивидуальной независимости каждого предлагаются смены курса на Коллективную Ответственность с Общей Целью и Организуемостью. В этом видятся пути выживания и достижения предельных возможностей роста: Нельзя вверять свое будущее инерции поведения и мышления! Еще хуже – Воле Случая! Те, кто приходит позже остальных, но видят «Бизнес-картину», в итоге захватывают рынки и заправляют ими! Чтобы доминировать на рынке, не обязательно быть Пионером-Инноватором! ПЯТЬ КОМПОНЕНТ УСПЕХА:
- Полнота Виденья Картины движения Рынка;
- Воля + Агрессивность + Настойчивость (Будь Лидером!);
- Инновинг = Захват Рынка! Неустанно инновируй!
- Финансовая смелость = Рискуй, но Выигрывай!
- Умело распоряжайся активами (Коррупция всесильна! Это справедливо было в 19-м и 20-м веках, и тем более – в 21-м!).
Аналитика и Прогностика СЦД-позиционирования и планирования R&D&NT&B&M - деятельности провозглашаются Главными Инструментами Бизнесмена, дающими верные ответы на вопросы - Как:
- не попадать в трудные и проигрышные положения;
- научиться создавать Мастерские СЦД-планы Выигрыша позиционирования на рынке с достижением превосходства над «серой» массой конкурентов;
- создавать затруднения конкурентам;
- прорываться (любой ценой) в Лучшее Будущее с открытыми возможностями побольше заработать (в Идеале – взять ВСЕ!).
Постоянно озадачиваться вопросом: Почему одни загибаются, а другие процветают? Ответы искать в том, чтобы сделать свою компанию ЖИВОЙ, обеспечивая ей как ребенку рост, научение и долгожительство в Деловой среде. Секрет Жизненности – все в Жизни творится людьми и для людей. Законы жизни никто из людей на свете не смог отменить или переиначить. Мертвятина в бизнес-технологии – причины неудач и катастроф. Век просто ТОВАРНОЙ ЭКОНОМИКИ прошел! Нужно удивлять и захватывать клиента комплексом – ВСЕ В ОДНОМ: Уникальная инновационная технология + Лучший сервис + Бизнес-Маркет-Драйвинг! Но это качество скоротечно! Мы живем в условиях, когда все прибыльное тут же копируется конкурентами – ваш эксклюзив утратит уникальность очень быстро. Как же удержать клиента в Вечной битве за Умы и Души Потребителя? Понять и принять в качестве Главной стратегии Бизнеса 21-го века Парадигму:
- материальные ценности всем нужны и важны, но «метафизические неосязаемые» Духовные ценности становятся Доминантой;
- открыть Двери в Храм Ценностной Экономики, используя Силы Духовной мотивации людей, их настроения и поведения;
- направить совершенствование Себя и Фирмы по вектору перехода из сегодняшней позиции в ценностно-ориентированную Позицию Рынка Будущего;
- продвигать Ценностный Брэнд своей фирмы в Души Людей, создавать в общении и в интерьерах Энергично-Воодушевляющую Атмосферу с провокационно-всеобъемлющими Предложениями товаров на полках, дружественных услуг и восприимчивости.
Тенденции самого последнего времени – предкатастрофичны. Люди, фирмы и страны привыкли жить в комфорте, на который они не зарабатывают. Привыкли жить в кредит, имея долгов на десятки лет с призрачными надеждами выплатить их в циклах прорессивной реструктуризации с нелинейным ростом процентуры. Финансовый кризис есть на самом деле коллапс старой общемировой системы под тяжестью неуправляемой глобализации. Предвидится обвал и $, и € с распадом Еврозоны и, возможно, США. Отсюда предельный экспансионизм блока NATO в последнее время. Делаются прогнозы, что проблему фундаментальных дисбалансов Глобальной Экономической Мир-системы не решит даже введение Глобальной Монетарной Системы, основанной на драгметаллах. Что Инфляция носит Духовный, а затем – Экономический и Экологический характер. Что Историческим Шаблоном Современных потрясений периода 2010-2030 гг. служит Циклотура событий 100-летней давности с некоторым коэффициентом усиления (в силу перенаселенности, перенасыщения технологией и паразитарности Социум-Культуры). Поэтому неудивительны последние тенденции формирования в США Корпоративной Религии, сменяющей все старые формы корпоративной культуры. Всех Инакомыслящих – вон! В Компаниях Будущего есть места (рекрутинга) только для свято и слепо верующих в Корпорацию и в Страну.
В ее Лидера, который выше Бога, который ведет в Бой и с которым победим в Войне! Против конкурентов. Против Всех в Мире. Боже, спаси Америку!
4. Перспективы данной разработки - построение Комплексно-Проективного Метода (КПМ) нахождения вектор-сумм по тройкам Формфакторов Инновационного Системопорождения (ФИС) k-го порядка (k = 0,1,2,3), выделенного агента (страны, отрасли, фирмы) в Конкурент-Поле Цивилизационного Развития (КПЦР), а именно:
- k=1: Экономика (ε) * Социум (τ) * Политика (π);
- k=2: Экономология (Ε) * Социология (Τ) * Политология (Π).
Под КПМ понимается дуальный метод, абстрактно-математический по форме внутреннего замкнутого описания, допускающего полную, в принципе, аксиоматизацию, с одной стороны, и конкретно-инженерный по смысловому содержанию, определяемому интуитивным пониманием и перманентно неполным описанием Динамики Угроз и Вызовов Внешнего Мира, с другой стороны. КПМ(ФИС) должен давать в качестве вектор-результанта инновационный скачок (прорыв в перспективу относительно конкурентов) с возможностью захвата СЦД-инициативы по данному направлению.
5. Проблематика ЭММ-инженерии: стратегии B&M-поддержки.
Краткая характеристика решаемых задач. Построение «стыкового» междисциплинарного направления в ЭММ-Инженерии Знаний (Z) с целью сопряжения Бизнеса, Маркетинга и Менеджмента как субъектов, комбъектов (компьютеризованных процедур комбинирования) и объектов стратегической (S) и тактической (T) деятельности, имеющей фокусом рынок. Ключевой вопрос – «Как ввести в семантико-синтаксические структуры разрабатываемых NT-систем «живую» причинно-прагматическую S*T-устремленность комплексно-сопряженных процедур (механизмов) СЦП и СЦД как зависимого рекурсивно-рационального (ρ) и свободного проспективно-трансцендентального (π) выбора?». В технологическом отношении ответ на этот вопрос требует сопряженного решения комплекса задач, обеспечивающих интеграцию знаний (понятий, терминов, определений) Z и данных (значений терминов) D в рамках единой естественно-языковой системы программирования (ЯСП) распределенных виртуальных сред (РВС) с реальными узлами в виде баз данных и знаний (БДЗ). Интеллектуализация ЯСП РВС БДЗ принципиально невозможна в выхолощенном абстрактном виде. Она требует в идеале полного системно-модельного раскрытия versus//via (через сопряженное описание реальных, актуальных и потенциальных отношений (модальностей) противоборства и партнерства) содержания как общих (универсальных), так и частных (специфических) креативно-концептуальных (формально непредставимых, чисто качественных представлений типа «интуитивно понятного идейного замысла» = K) и конструктивных (непосредственно количественно-измеримых или «вещных» = Q) черт (аспектов, моментов), характеризующих сопряженность (#) категорий M, B, S, T, π, ρ в их K//Q-связности. Это влечет за собой переход к неклассическим схемам планирования интегрированного экономико-математического и политэкономического моделирования (ЭММ + ПЭМ) с развертыванием комплексно-сопряженных трансформируемых конфликт-ядер типа
S <M: Капитал → Услуги → Капитал // // B: Деньги → Товар → Деньги>T» с навешиванием на символы соответствующих верхних (входных управляющих, определяемых как стимулы) и нижних (выходных, наблюдаемых как реакции) индексов. Тем самым открывается возможность связать реальную экономику и политику с вопросами построения модельных критериев управления компьютингом на двух уровнях: низшем или элементарном = cтандартном для компьютерного программирования (Программа, Процессор, Память) и высшем или халментарном (СЦД-Проектор Трансформ-Развития, Оператор Обновления, Сетевая среда БДЗ).
6. Моды математики и мотивы ЭММ-инженерии между спросом и предложением рынков. Сегодня быть вне прогресса невозможно ни субъектам, ни дисциплинам (отраслям Знания). Нельзя питать иллюзии и повторять вслед за предками,- Никто не изгонит Математиков из Рая Умозрительных моделей в Ад Действительности Инженеров! Следует озадачиться реальными вопросами,- Какая Современная Математика позволит создать Бестселлер (продаж) рынка? Какая Математика удовлетворит потребности Обобщенного Покупателя – ЭММ-Инженерии Знаний (со спектром R&D&NT&B&M)? Каковы Формулы Оценки Потенциального Успеха интеллектуальных продуктов на рынке? Как установить трансформируемые (аналитические, диагностические, прогностические и синтетические) связи (отношения) между фундаментальными категориями (в конечном счете – величинами) Современной многоликой Z-Математики (Z = Законы (По)Знания) и ЭММ-Инженерии в контексте экономических категорий Спроса (Dem) и Предложения (Prop) соответствующих Рынков? Возможно ли существование Теории, могущей дать приемлемые для Практики способы теоретического определения и экспериментального подтверждения этих связей? Обладание такой Теорией будет подобно обладанию Волшебным Прибором с 3-мя ручками управления режимами развития / развертывания структур по осям X, Y, Z:
< Спрос (потребность) ← X → Предложение (удовлетворение) >;
<Ценности Рынка (в деньгах) ← Y → Ценности Z-Общества (идеалы)>;
< Моды Математики ← Z → Мотивы ЭММ-Инженерии >.
Мотив есть то, что движет развитие – мельчайший структурообразующий смысловой элемент, входящий в ядро развёртывания СЦД. Комбинация СЦД-мотивов составляет СЦД-фабулу, комбинация СЦД-фабул – СЦД-тему, комбинация СЦД-тем – СЦД-сюжет развития. Эта цепочка позволяет охарактеризовать прямую СЦД-проблему – описать те разделы существующей Математики (Решающий Инструментарий), в которых более всего нуждается ЭММ-Инженерия Знаний.
Чтобы развивать Математику, языков самой Математики (согласно К.Гёделю) совершенно недостаточно. Поэтому обратная СЦД-проблема гораздо сложнее прямой – описать, какой бы (усиленный и ускоренный) прогресс получила бы ЭММ-Инженерия Знаний, если бы Математика не сводилась бы только к Зданию МатАнализа. Поэтому мы вынуждены ввести термин «мода». В статистике он выражает величину признака, наиболее часто встречающегося в вариационном ряду (грубо – размер формы одежды, пользующейся наибольшими спросом и предложением). В физике – тип собственных колебаний, возбуждаемых и распространяемых в направляющих резонансно-волноводных системах. Мы считаем, что Математике присущи, по меньшей мере, 4 моды – Анализа, Диагноза, Прогноза и Синтеза. Из них только первая мода узаконена и престижна. Остальные – удел ЭММ-инженеров Знаний.
7. Принципы вероятностно-статистического вывода для ЭММ-инженерии Знаний. Основа вероятностно-статистического вывода (ВСВ) - язык Колмогоровского подхода к системной схематизации Знания (Генерального K и частного или выборочного K), включающего задание многогруппового комплекса условий как теоретико-инструментального эксперимента с неограниченным числом повторений (Σ).
ВСВ предназначен для изучения и построения схем причинной связности явлений прогресса (π) - регресса (ρ) программируемых потоков целевых (G) событий, упорядоченных в пространстве (S) и времени (T), которые проявляются на практике в результате композитного потенциального (P), актуального (A) и реального (R) осуществления этого комплекса условий.
Постулируем, что критериально-истинная практика есть композитный оператор P[A(R)]πρ, а формула ВСВ есть отображение:
K[Σ(τkK)]: GST ↔ P[A(R)]πρ ↔ {gst} ,
где τk есть комплекс переходных форм с неотделимой причинной связностью (символ ►): Телеология (τ3) ► Теория (τ2) ► Технология (τ1) ► Техника (τ0). Стрелка ↔ отражает априори двойственный характер ВСВ и, соответственно, задач.
Прямая задача, характерная для теории вероятностей: зная состав генеральной совокупности GST, пассивно оценивают или активно программируют состав случайной выборки из множества {gst}.
Обратная задача, характерная для математической статистики: по знанию частного оператора gst и/или его группового оператора {gst} требуется восстановить либо предельно быстро (T → Extr), либо предельно точно (S → Extr) Генеральный оператор GST.
Имитационно-игровой характер ВСВ требует представления любых операторов оценивания фактов реального осуществления, факторов актуального осуществления и фактор-угроз потенциального осуществления как частных случаев единого универсального K[Σ(τkK)]-подхода с GST -стратегиями отыскания SysExtr ► SysOpt принципов, правил, процедур.
Программно-игровой характер ВСВ требует опережающего угадывания уравнений законов/закономерностей и/или механизмов причинной связности:
Zλμ ↔ Zλφ ↔ Zλψ ↔ Zλκ ,
где: λ - логика, μ - математика механики, φ - математика остальной физики, ψ - математика психики, κ := (π?γ ►πσε ► πντ ) - оператор творческого замысла (символ ?) программирования ГП (γ), СЭП (σε) и НТП (ντ).
Λ-ядром ВСВ являются соответственным образом интерпретированные (по нижним индексам) схемы редуктивного (Red), дедуктивного (Ded), индуктивного (Ind) и продуктивного (Prod) выводов формфакторов и фактформ программируемого/моделируемого прогресса - регресса.
8. Формула Оценки Потенциального Успеха интеллектуальных продуктов ЭММ-инженерии на мировом рынке:
Π (REngMath) = Σ K# – Σ Q# ,
где K# - оценка качества с точки зрения Разработчика, а именно: K(0)- собственная значимость решения продукта; K(1) - качество, развернутое по жизненному циклу (ЖЦ) продукта; K(2) – мера улучшения Образа Жизни (ОЖ) относительно факт-лидера в данном классе СЦД; K(3) – качество СЦД (Воля и СЦД-ресурсы полного захвата лидерства и подавления конкурентов); Q# - потери и/или затраты Потребителя, а именно: Q(0) - собственные потери Потребителя при переходе на данный продукт; Q(1) – потери, развернутые по ЖЦ продукта; Q(2) – мера ухудшения ОЖ Потребителя (включая латентные потери в экологии, социальном статусе и т.д. и т.п.); Q(3) – полная оценка потерь на перспективу.