Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК 334.012

Романенко Е.В.

КЛАСТЕРНАЯ ПОЛИТИКА РЕГИОНА И АКТИВИЗАЦИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА[1]

Сибирская государственная автомобильно-дорожная академия (СибАДИ)

 

This article is about the role of industrial clusters in small business innovation work activization in region. Industrial clusters, making it possible to raise significantly the potential of small business during the transition to resource-saving and competitive regional economy development type, play a specific role in small business innovation work activization. 

Key words: clusters policy, region, industrial clusters, innovation work, small business.

Рассматривается инновационная деятельность малого предпринимательства как важнейший фактор динамичного роста экономики региона. Обосновывается роль промышленных кластеров в повышении инновационного потенциала малого предпринимательства в условиях модернизационных изменений региональной экономики.

Ключевые слова: кластерная политика, регион, промышленные кластеры, инновационная деятельность, малое предпринимательство.

Становление инновационной модели экономики российских регионов в значительной мере обусловлено изменением роли государства и малого предпринимательства в создании инноваций, темпов, направлений и механизмов реализации инновационных процессов, формировании количественных и качественных параметров экономического роста. Ключевые факторы, определяющие изменения характера, форм и методов государственного регулирования малого предпринимательства в России обусловлены системными долговременными вызовами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. При этом в условиях модернизационных изменений возникают сложные вопросы, связанные с необходимостью формирования системообразующих механизмов инновационного прорыва в рамках имеющегося коридора временных возможностей региональной экономики и на этой основе задействования стратегически значимых источников развития и реализации конкурентных преимуществ экономики российских регионов.

Настоятельная потребность перехода к ресурсосберегающему и конкурентоспособному типу развития экономики региона требует ее институционального переустройства, обеспечения рационального сочетания государственных и рыночных механизмов регулирования инновационной деятельности малого предпринимательства, которое должно позволить устранить сложившиеся барьеры, затрудняющие перераспределение финансово-инвестиционных ресурсов в приоритетные сферы экономики региона и получение масштабного ресурсосберегающего эффекта [1, с. 75]. Важную роль при этом играют промышленные кластеры, которые обеспечивают взаимодействие субъектов хозяйствования не на административной основе, а посредством согласования их интересов на рынке.

В связи со своей системной «гомогенностью» кластеры открывают новые возможности технологической модернизации и повышения эффективности деятельности малых предприятий региона: наличие в них технически передовых высококонкурентных предприятий с хорошо поставленным менеджментом неизбежно позитивно сказывается на всех прочих предприятиях, включенных в кластерные «цепочки». Важную роль в этом отношении играет характерная для кластеров относительная внутренняя информационная открытость: в их рамках гарантируется преференциальный для «своих» предприятий и организаций доступ к различным видам технико-экономической информации. Кластерные информационные преференции обеспечиваются, в частности, территориальным «соседствованием» разнопрофильных хозяйствующих субъектов, развитием неформальных контактов их менеджеров, становлением особых норм управленческой культуры [2, с. 72].

Важнейшее преимущество кластеризации – особые инфраструктурные и другие возможности для формирования малого бизнеса региона. Сопряженные, в частности, со льготными условиями кредитования и предоставления консалдинговых услуг, с относительно низкими «входными барьерами» и рисками.

Кластерная политика региона, как одно из главных направлений экономической политики по повышению региональной конкурентоспособности, должна концентрироваться на решение ряда острых проблем, в том числе: на развитие и поддержание конкуренции как движущей силы повышения конкурентоспособности компаний; формирование более дифференцированной и в большей степени ориентированной экономической политики на развитие и стимулирование отраслей и компаний на региональном уровне; организацию взаимодействия между органами государственной власти и местного самоуправления, бизнесом и научно-образовательными учреждениями для координации усилий по повышению инновационности производства и сферы услуг; стимулирование развития и повышение инновационного потенциала малого бизнеса, который в основной массе формирует кластерные инициативы и сами кластеры [3, с. 33]. При этом необходимо отметить, что ядро кластера обычно образуют промышленные предприятия, занимающиеся разработками в сфере высоких технологий. Как показывает практика, формирование кластера определяет структурную основу экономического роста в регионе и способствует достаточно быстрой трансформации результатов научных исследований в региональную промышленную политику, что следует рассматривать как базу регионального эндогенного экономического роста.

Для перехода экономики региона на траекторию динамичного роста необходимо реализация программы развития инновационной деятельности малого предпринимательства в рамках региональной кластерной политики, способной обеспечить существенное увеличение объемов конкурентоспособной продукции и эффективную занятость трудоспособного населения территории. Эффективность использования потенциала региона во многом зависит от условий инновационной деятельности малых предприятий, их участия в структурной перестройке и модернизации региональной экономики.

Данные изменения должны сопровождаться обновлением институционально-технологической структуры экономики региона и территориальной концентрации экономической деятельности. В конкурентной экономике промышленные кластеры становятся ключевыми рычагами, содействующими экономическому росту и повышению конкурентоспособности региона. Государственное регулирование инновационной деятельности малого предпринимательства должно способствовать совершенствованию структуры существующих отраслей, ускоряя их переход из неконкурентоспособных сегментов экономики региона в сегменты с более высоким потенциалом роста, а также помогать диверсификации благодаря внедрению новых производств и видов услуг. Структурно-технологические и институциональные изменения ресурсосберегающего типа важно проводить с учетом реальных возможностей развития малых предприятий, потребностей внутреннего и внешнего рынков, ориентируясь на улучшение качества и выпуск новой продукции, опережающий рост производства менее материало- и энергоемких видов продукции, на широкомасштабное использование достижений науки и техники, малоотходных и безотходных технологий, прогрессивных материалов, улучшение производственной и рыночной инфраструктуры, обеспечение более глубокой и комплексной переработки сырьевых ресурсов, замещение традиционных видов сырья, материалов и энергии вторичными ресурсами и отходами производства [4, с. 102].

Государственное регулирование ииновационной деятельности малого предпринимательства важно ориентировать на формирование современных предпринимательских сетей, позволяющих получить наибольший сетевой (синергетический) эффект. Данный эффект возникает в связи с тем, что малые предприятия реорганизуют в данный период свои деловые отношения в производственной цепочке с вышестоящими и нижестоящими фирмами и интегрируются в структуру региона. Сетевой эффект таких предприятий малого бизнеса тесно связан с их агломеграционным эффектом, который обусловлен тем, что эти предприятия стимулируют размещение связанной с ними хозяйственной деятельности на ближайшей территории [5, с. 160]. Это позволит создать новую тенденцию экономического роста региона за счет развития собственного производства и повышения конкурентоспособности товаров.

Повышение роли региональной кластерной политики в активизации инновационной деятельности малого предпринимательства позволит эффективнее использовать его потенциал в целях ускорения экономического роста экономики российских регионов.

 

Литература:

1. Бирюков В.В. Государственная поддержка малого предпринимательства в современной России: монография [Текст] / В.В. Бирюков, Е.В. Романенко. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2006. – 166 с.

2. Романенко Е.В. Роль промышленных кластеров в активизации инновационной деятельности малого бизнеса: региональный аспект [Текст] / Е.В. Романенко // Вестник СибАДИ: Научный рецензируемый журнал. Вып. 2 (8). – Омск: СибАДИ, 2008. – 72-75.

3. Пилипенко И. Кластерная политика в России // Общество и экономика. – 2007. – № 8. – С. 28-64.

4. Романенко Е.В. Государство и малое предпринимательство: особенности взаимодействий в современных условиях: монография [Текст] / Е.В. Романенко. – М.: Экономика, 2010. – 245 с.

5. Малое предпринимательство и инновационный характер развития экономики России: монография [Текст] / Е.В. Романенко. – М.: ООО Издательство «Креативная экономика», 2010. – 252 с.



[1] Работа подготовлена при поддержке аналитической ведомственной целевой программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009-2010 гг.)» (проект № 2.1.3/10134).

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.