Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

УДК: 346.51

Джумагельдиева Г.Д.

ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КОМПЛЕКСНОГО ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Институт экономико-правовых исследований НАН Украины

 У статті розглядається проблема правового забезпечення комплексного енергетичного планування в Україні на основі Господарського кодексу. Запропоновано модель "вбудовування" комплексного енергетичного планування в Державну програму економічного і соціального розвитку та створення умов для забезпечення її ефективної реалізації.

Ключові слова: комплексне енергетичне планування; енергетичний баланс; енергозбереження; Державна програма економічного і соціального розвитку.

In article the problem of legal maintenance of complex power planning in Ukraine on the basis of the Economic code is considered. The model of "embedding" of complex power planning in the Government program of economic and social development and creation of conditions for maintenance of its effective realization is offered.

Keywords: complex power planning; power balance; power savings; the Government program of economic and social development.

Решение проблем энергосбережения в целях самоусиления государства требует постоянной скоординированной деятельности центральных и местных органов власти и управления на основе единого общегосударственного плана экономического и социального развития. В современных условиях подобный план должен обеспечивать использование прав указанных органов в целях обеспечения неукоснительного соблюдения правил энергопотребления и энергосбережения, а также применение предусмотренных законом санкций к правонарушителям. Без четкого планирования производства и потребления всех видов энергии и установления адекватных мер ответственности усиления экономики путем энергосбережения в нынешних условиях не обеспечить [1, c. 53].

Формой энергетического планирования (как планирования производства и потребления энергии и энергоресурсов) является энергетический баланс (от фр. Balance – «весы»), под которым понимают соотношение объемов энергоресурсов, поступивших на определенную территорию вследствие собственной добычи или импорта и выбывших с этой территории вследствие потребления или экспорта.

В советский период топливно-энергетические балансы составлялись на основе статистической отчетности, собранной Госпланом. Базой формирования перспективных балансов были перспективные планы развития народного хозяйства и его отраслей, которые разрабатывались соответствующими министерствами и отраслевыми отделами Госплана Украины. Такие балансы позволяли оценить реальную потребность экономики в энергоресурсах в разрезе каждого вида, экономическую целесообразность использования конкретного вида энергоресурса, определить направления их диверсификации, а также способы ее достижения. В период становления Украины как самостоятельного государства и с переходом ее к рыночной экономике Госплан был ликвидирован и составление балансов прекратилось.

Удорожание энергоресурсов и достигнутый критический уровень энергоемкости отечественной экономики свидетельствуют о необходимости возрождения практики составления энергетических балансов с учетом изменившихся экономических условий. На основании данных энергетического баланса появится возможность определения степени достаточности (недостаточности) имеющихся энергоресурсов, возможности их рационального использования для нужд экономики, а также решение вопроса об обоснованном объеме экспорта (импорта) как произведенной энергии, так и энергоресурсов.

Немаловажное значение формирование энергетических балансов имеет для координации хозяйственной деятельности субъектов энергогенерации.

Согласно ст. 75 ХК Украины планирование хозяйственной деятельности, в т.ч. объемов производства электроэнергии субъектов энергогенерации – государственных коммерческих предприятий, осуществляется посредством разработки годовых финансовых планов, утверждаемых Кабинетом Министров Украины до 1 сентября года, предшествующего плановому. Наличие энергетического баланса позволило бы обеспечить соответствие показателей финансовых планов этих предприятий, определенных на соответствующий плановый период, объему энергопотребления, а также учесть текущую ситуацию на рынке (необходимость проведения ремонтно-восстановительных работ на отдельных энергоблоках и другие обстоятельства, влияющие на общий уровень энергообеспечения). Отсутствие базы сравнения (информации об объеме энергопотребления) не позволяет оценить обоснованность плановых показателей производства энергии, тем самым нивелируется значение финансового плана как основного программного документа.

Формальный характер финансовых планов послужил причиной слабой заинтересованности как субъектов энергогенерации, так Кабинета Министров Украины в их утверждении. Так, утверждение финансового плана на 2010 г. для НЭК «Укрэнерго» состоялось лишь 11.08.2010 г., для ОАО «Укргидроэнерго» – 27.07.2010 г. Для НАЭК «Энергоатом» последний раз финансовый план утверждался 30.10.2008 г. (на 2008 г.). Таким образом, на протяжении половины планового периода субъекты энергогенерации функционируют «вслепую», нерационально расходуя энергоресурсы на производство энергии. Наличие энергетического баланса позволило бы минимизировать расточительное ресурсопользование.

Отраслевая неоднородность отношений, охватываемых государственным планированием энергосбережения, предполагает использование в качестве формы такого планирования планового акта наиболее общего характера – Государственной программы экономического и социального развития (далее – Госпрограммы).

Анализ действующего законодательства позволяет прийти к выводу о наличии возможности «встраивания» комплексного энергетического планирования в Госпрограмму и создания условий для обеспечения ее эффективной реализации.

Так, согласно ст. 8 Закона Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ социального и экономического развития Украины» в Госпрограмме на краткосрочный период, помимо прочих обязательных реквизитов, должны отражаться балансы экономического развития [2]. Обязательным условием разработки Госпрограммы является обеспечение ее согласованности с проектом Государственного бюджета Украины на соответствующий год с тем, чтобы запланированные в ней мероприятия (в т. ч. государственные целевые программы) обеспечивались надлежащим финансированием. Госпрограмма подается на утверждение в Верховную Раду Украины одновременно с проектом Государственного бюджета Украины.

Повышению значения планирования экономического и социального развития могло бы способствовать признание за Госпрограммой, составляемой на основании отраслевых балансов, в т.ч. энергетического как одного из базовых, а также самими такими балансами, функции неотъемлемой части проекта Государственного бюджета на соответствующий год.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным внесение в действующее законодательство следующих изменений:

в пункте «а» части 1 статьи 38 Бюджетного кодекса Украины слова «информацию об экономическом положении государства и основные прогнозные макропоказатели экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период, положенные в основу проекта Государственного бюджета Украины», заменить словами «информацию об экономическом положении государства и Государственную программу экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный год, отраслевые балансы (в т.ч. энергетический), показатели которых заложены в основу проекта Государственного бюджета Украины».

часть 3 статьи 11 ХК Украины дополнить пунктом вторым следующего содержания: «Государственное планирование в сфере рационального использования энергии и энергоресурсов осуществляется на основании показателей энергетического баланса»;

часть 2 статьи 75 ХК Украины дополнить пунктом вторым следующего содержания: «Утверждение финансовых планов государственных коммерческих предприятий-производителей энергии осуществляется с учетом показателей энергетического баланса на соответствующий год».

Внесение подобных изменений позволит, во-первых, согласовать нормы Закона Украины «О государственном прогнозировании и разработке программ социального и экономического развития Украины» и Бюджетного кодекса, во-вторых, предотвратить вступление субъектов хозяйствования и государства в целом в бюджетный год без соответствующего плана, в-третьих, обеспечить надлежащий учет и планирование энергопотребления и производства энергии.

Таким образом, государственное планирование является необходимой предпосылкой, основой осуществления государственной политики энергосбережения. Отказ от общегосударственного долгосрочного планирования в Украине обусловил преобладание узкоотраслевых интересов в принимаемых тактических программах энергосбережения. Отсутствие учета этих программ при распределении бюджетного финансирования на соответствующий год блокирует их реализацию. В связи с чем предлагается обеспечить на законодательном уровне признание за Госпрограммой, составляемой на основании отраслевых балансов, в т.ч. энергетического как одного из базовых, а также самими такими балансами, функции неотъемлемой части проекта Государственного бюджета.

Литература:

1. Мамутов В. К. Правовое обеспечение экономического суверенитета в условиях международной интеграции. Конституционно-правовые основы государственного суверенитета Украины: доклад на методологическом семинаре НАН Украины / В. К. Мамутов. – Донецк: Ин-т экономико-правовых исследований НАН Украины, 2011. – 92 с.

2. Про державне прогнозування і розробку програм економічного і соціального розвитку України: Закон України від 23.03.2000 р. №1602-ІІІ // Відомості Верховної Ради України. – 2000. – № 25. – Ст. 195.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.