Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Ксензов А.Е.

К вопросу об организационно-правовых формах

обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления

Новосибирский государственный университет экономики и управления

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции России органы госу­дарственной власти, органы местного самоуправления, должност­ные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Консти­туцию и законы, а в соответствии с ч. 1 той же статьи законы и иные правовые акты, принимаемые в России, не должны проти­воречить Конституции страны. Соблюдение Конституции и законов и соответствие всех других издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству составляют сущность законности.

Право и закон – это регулятор, обеспечивающий решение экономических и политических проблем, социальных и культурных задач стоящих перед обществом и  государством. Законность – основной  принцип деятельности государственных органов, должностных лиц, поведения граждан, является методом правового регулирования, и способствует установлению и поддержанию правопорядка. Это организующий и дисциплинирующий фактор, обеспечивающий упорядоченность развития государства и общества. Поэтому  одна из основных задач государства – обеспечение законнос­ти. Для этого государство использует различные методы и формы. Основными – являются контроль, надзор, обжалование гражданами в суд действий государственных органов, должностных лиц, нарушающих их основные права и законные интересы.

1. Контроль – это процесс обеспечения достижения целей, конструктивная и систематическая деятельность. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведения корректировок, это необходимый элемент принятия и реализации управленческих решений, без которого невозможно успешное осуществление поставленных задач, а также предупреждение возможных ошибок и недоработок. Целью контроля является не только обеспечение соблюдения и исполнения действующего законодательства, но и наблюдение за целесообразностью и эффективностью использования органами исполнительной власти и должностными лицами дискреционных полномочий, выяв­ление отклонений от заданной программы в деятельности подконтрольных субъектов, а также новых прогрессивных, достойных распространения и внедрения в практику методов решения различного рода задач, исполнения управленческих решений.

Контроль – является весьма эффективным средством обеспечения законности в сфере органов местно самоуправления и заключаются в том, что субъект управления осуществляет учет и проверку того, как управляемый объект выполняет его предписания. Иными словами, уполномоченные на то органы местного самоуправления используя организационно-правовые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных им органов власти и их должностных лиц каких-либо отклонений от законности, единообразия понимания и исполнения ими управленческих решений, зафиксированных в нормативных актах,  каких-либо отклонений от указанных предписаний, а при их обнаружении – устранение данных отклонений и восстановление нарушенных при этом прав граждан и организаций, привлечение к ответственности виновных.

Для контроля как способа обеспечения законности характерны следующие признаки:

а) между контролируемым органом и подконтрольным объектом, как правило, существует отношения подчинения или подведомственности;

б) объектом контроля является не только законность, но и целесообразность деятельности контролируемого, что дает контрольным органам права вмешиваться в оперативно-хозяйственную деятельность подконтрольного;

в) контролирующий наделяется правом отменять решения контролируемого и в необходимых случаях применять меры воздействия к контролируемому за допущенные нарушения.

2. Следующим способом обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления является надзор. Сущность которого состоит в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью не подчиненных им органов и лиц с целью выявления нарушений законности. Основное в надзоре – это наблюдение, которое ограничивается только вопросами законности. В отличие от контрольной деятельности надзорные органы не оценивают действия поднадзорных субъектов с точки зрения целесообразности и не могут давать каких-либо указаний или предписаний, корректирующих деятельность поднадзорных субъектов.

Существует два вида надзора: административный и прокурорский.

Прокурорский надзор, это надзор осуществляемый органами прокуратуры за исполнением законов на всех уровнях исполнительной власти, тогда как административный надзор – это наблюдение за соблюдением законов и подзаконных актов специальных органов управления в подведомственной сфере, целью которого является обеспечение безопасности граждан и повышение уровня жизни общества, государства, а также надлежащее качество продукции и услуг.

Согласно ч. 2 ст. 1 Федерального закона Российской Федерации «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 января 1992 г. (в редакции от 07 февраля 2011г.) органы прокуратуры осуществляют: надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представитель­ными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина перечисленными выше субъектами.

Административному же надзору присущи свои особенности. Он осуществляется специальными органами управления по подведомственным им вопросам, т.е. они осуществляют надзор в строго определенной сфере (например, надзор за соблюдением градостроительных, санитарно-эпидемиологических норм). Органы административного надзора обладают комплексом средств административно-властного характера, с помощью которых надзорные органы могут оказывать влияние на контролируемые объекты. Так, например, они вправе проводить обследования и проверки поднадзорных объектов с целью контроля за соблюдением соответствующих норм, давать обязательные для исполнения предписания по устранению допущенных нарушений, налагать административные взыскания на физических и юридических лиц.

Еще одним способом обеспечения законности в деятельности органов местного самоуправления является обжалование действий, решений государственных органов и должностных лиц, нарушающих основные права и свободы граждан.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

То есть, обжалование, можно понимать, как реализация гражданами своего права высказывать претензии, и даже очень резкие, органам местного самоуправления и должностным лицам. Данное право граждан обеспечивает соблюдение такого требования содержания законности, как гарантирование прав и свобод граждан, охрана их законных интересов.

Предметом судебного обжалования действий должностного лица, государственного органа являются совершаемые ими действия с на рушением закона, с превышением полномочий, которые ущемляют права и интересы гражданина, или бездействия должностных лиц, обязанных в силу предоставленных им полномочий и в пределах установленной компетенции совершать в рамках закона действия по осуществлению или обеспечению прав и законных интересов граждан.

Гражданами могут быть обжалованы как единоличные, так коллегиальные действия и решения. Право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления закреплено в Конституции РФ (ст. 33).

По содержанию – это могут быть также действия или решения, в результате которых:

- нарушены права и свободы гражданина;

- созданы препятствия осуществлению гражданином его прав и свобод;

- незаконно на гражданина возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности. Помимо судебного обжалования действий и решений, нарушающих права и свободы граждан, в юридической литературе выделяют административное обжалование. В этом случае «жалоба подается в те органы или тем должностным лицам, которым непосредственно подчинен орган, предприятие, учреждение, организация или должностное лицо, действие которых обжалуется». Порядок работы с обращениями граждан в органах местного самоуправления урегулирован Федеральным законом от 21 апреля 2006г. «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.