УДК 35.083
Дмитриева А.А., Жданов С.А.
АДМИНИСТРАТИВО-ПРАВОВЫЕ ПУТИ БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ
Восточноукраинский национальный университет имени Владимира Даля
This work is about problems of fighting corruption in Ukraine and about the administrative ways of solving them.
Keywords: administrative regulations, corruption, control methods.
Эта работа про проблемы борьбы с коррупцией в украине и про административные пути их решения.
Ключевые слова: административное регулирования, коррупция, методы борьбы.
Общеизвестно, что коррупция - перманентное, не единичное явление в нашем обществе. Широкое распространение коррупции говорит о том, что на современном этапе все государственные меры были не достаточно эффективными или не нашли своего широкого воплощения и реализации в нашем государстве. Помимо дестабилизации внутреннего состояния государства, коррупция способствует формированию негативного мнения о нашем государстве и на международной арене.
Коррупция – это использование лицом, предоставленных ему служебных полномочий и связанных с ними возможностей с целью получения неправомерной выгоды или принятия обещания/предложения такой выгоды для себя или других лиц или соответственно обещание/предложение или предоставление неправомерной выгоды такому лицу или по ее требованию другим физическим или юридическим лицам с целью склонить это лицо к противоправному использованию предоставленных ей служебных полномочий и связанных с ними возможностей [1, 1].
Данное определение было дано в ст. 1 Закона Украины «О основах предупреждения и противодействия коррупции». Однако данный закон утратил силу с 05.01 2011 года. Данная ситуация дает нам простор для новых предложений. Некоторые, из которых будут освещены в данной работе.
В предыдущих законах была сделана попытка перенести ответственность за коррупционные деяния со сферы уголовного регулирования в административно-правовую сферу. Однако нельзя не согласится с к.ю.н., профессором П. Андрушко, которые считает, что общественная опасность данного правонарушения, дестабилизирующего государственный строй, диктует именно уголовную ответственность за данные правонарушение [2, 93].
Что же касается административно-правового регулирования борьбы с коррупцией, то первоочередной мерой должно стать усовершенствования процедуры принятия государственного служащего на должность. Так, уже закрепленным следует добавить прохождение детектора лжи и составление психологического портрета лица, поступающего на данную службу – это поможет проверить допустимость для данного лица совершения коррупционных деяний.
Важно также создать максимальную прозрачность деятельности государственных служащих. Помимо более широкого освещения в общественности своей деятельности, следует так же со всей «прозрачность» подойти к вопросу оформления рабочего места государственного служащего. Можно взять к примеру западную модель офиса, где между работниками не существует стен а только перегородки, то есть происходит внутренний самоконтроль служащих друг за другом, при не возможности создания такой обстановки по ряду причин, следует использовать видеокамеры.
Немаловажную роль играет и общественный контроль. Вследствие чего первоочередной задачей является создание благоприятных условий для эффективной взаимосвязи государства и общественных институтов. Так, примером может служить мониторинг представителями объединения общественных правозащитных организаций, занимающийся вопросами борьбы с коррупцией, на предмет коррупции государственных органов.
Достаточно интересным является поощрительная мера, а именно вознаграждение за не взятие взятки в сочетании с установленной ответственностью за дачу взятки. Это будет останавливать людей давать взятки, так не редки случаи, когда взятки даются не под давлением, а по собственной инициативе.
Таким образом, приведенные мною меры будут способствовать снижения уровня коррупции в нашей стране.
Литература
1. Закон України «Про засади запобігання та протидії корупції».- Офіційний вісник України вiд 24.07.2009 - 2009 р., № 53, стор. 15, стаття 1822
2. П. Андрушко «Корупційні правопорушення та корупційні злочини як їх різновид: співвідношення і диференціація відповідальності за їх вчинення». –«Право України». - №9 – 2010г.
3. В. Зеленецький «Корупція в Україні та організаційно-правові основи боротьби з нею» –«Право України». - №4 – 2001.
4. Є. Невмержицький «Інститути громадського суспільства у протидії корупції»–«Право України». - №12 – 2008.
5. А. Яфонкін «Застосування заходів адміністративного попередження у боротьбі з корупцією серед державних службовців в Україні»–«Юридична Україна». - №2 – 2009.
6. С. Рогульський «Адміністративно-правові заходи боротьби з корупцією в Україні: автореферат дис. на здобуття наук. ступеня канд. юрид. Наук: 12.01.07.- К.,2005. – с.105
.7. М. Мельник «Корупція – корозія влади. Соціальна сутність, тенденцыъ та недоліки, заходи протидії. – К.: Юридична думка, 2004. – 26с.