Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Чухненко В.В.

О выгодоприобретатель в договоре доверительного управления имуществом и договоре страхования.

Российской Государственный Гуманитарный Университет 

 This artlicle is dedicated to the legal status of the beneficiary in the contracts of the Trust management of property and insurance.

Keywords: beneficiary, the Trust management of property, insurance.

В данной работе проведен сравнительно-правовой анализ понятий выгодоприобретателя в договоре доверительного управления имуществом и договоре страхования.

Ключевые слова: выгодоприобретатель, договор доверительного управления имуществом, договор страхования.

Понятие «выгодоприобретатель» можно встретить в нормах, регулирующих отдельные виды обязательств, а также в корпоративном законодательстве. Так, выгодоприобретатель фигурирует в главах, посвященных страхованию и доверительному управлению имущестовм, а также упоминается в абз. 1 п. 1 ст. 81 Федерального Закона «Об акционерных обществах»[1].

Не совсем понятно, почему одно и то же понятие «выгодоприобретатель» используется в таких разных по своей природе гражданско-правовых институтах. Об этой проблеме писал ранее В.А. Белов[2]. Для ответа на данный вопрос необходимо провести сравнение данных понятий по разным основаниям: по определениям, приводимым в соответствующих нормах, по содержаниям, наполняющим данные понятие и по различим в правовом положении выгодоприобретателей в сравниваемых договорах.

Конкретного определения понятия «выгдоприобретатель» не содержится ни в одном из упомянутых институтах. Вместе с тем, его можно сформулировать. Исходя из ст. 1012 ГК РФ выгодоприобретателем является лицо, в интересах которого осуществляется управление имуществом, переданным в доверительное управление. В ст. 929 говорится о том, что выгодоприобретатель- это лицо, обладающее страховым интересом, в пользу которого страхователем заключен договор страхования. В  ст. 81 Закона об АО речь идет о лицах, которые могут быть признаны заинтересованным в совершении АО той или иной сделки, в частности, в том случае, когда кто-либо из них является выгодоприобретателем по соответствующей сделке .

Сами обязательства, возникающие из договоров страхования и доверительного управления связывает лишь наличие в них в некоторых случаях особого участника- выгодоприобретателя. На этом сходство в принципе и заканчивается. Страхование заключается в целях получения страхователем страховых выплат в случае наступления страхового случая при условии произведения страхователем регулярных выплат страховщику. Договор доверительного управления имуществом заключается, по общему правилу, в целях извлечения из имущества некоторой прибыли (считается, что прибыль эта должны быть максимально возможной исходя из ценности имущества и профессионализма доверительного управляющего). Вместе с тем доверительное управление может учреждаться по так называемым законным основаниям (например, в случае необходимостя управления наследственным имуществом или имуществом лица, признанного безвестно отсутствующим).

 В доктрине преобладает точка зрения, согласно которой договор страхования и договор доверительного управления имуществом «с некоторыми оговорками» можно признать договором в пользу третьего лица[3]. Удобство данной конструкции и смысл ее использования заключается в том, что третье лицо, в пользу которого заключается договор, наделяется правом требования к должнику, то есть становится кредитором к последнему.

Точка зрения автора несколько отличается от общепринятой[4]. Если договор страхования и можно признать договором в пользу третьего лица, то договор доверительного управления не может быть признан разновидностью договора в пользу третьего лица по ряду причин. Во-первых, сомнения есть по всем четырем пунктам ст. 430 ГК РФ, например, с момента отказа выгодоприобретателя от договора, последний прекращается (правда, стороны могут изменить данное условие, что навряд ли имеет связь с положением п. 2 ст. 430 ГК РФ). Во-вторых, договор, заключенный в пользу третьего лица означает, что должником исполнение по договору производится не кредитору, а третьему лицу. В доверительном управлении законодатель не зря ввел понятие интереса выгодоприобретателя и использовал формулировку “в интересах” последнего. Представлсяте, что понятие интереса означает не просто исполнение в пользу, то есть, в направлении третьего лица, а с соблюдением его, выгодоприобрателя, интереса (например, в получении определенного размера прибыли от управления имуществом). В-третьих, в договоре страхования выгодоприобретатель является стороной договора, поскольку помимо прав он несет и ряд обязанностей. Так, в силу п. 2 ст. 939 ГК РФ страховщик вправе требовать от выгодоприобретателя выполнения обязанностей по договору страхования, включая обязанности, лежащие на страхователе. Из Правил обязательного страхования владельцев транспортных средств[1] у выгодоприобретателя-потерпевшего есть обязанность- предоставить необходимые документы о наступлении страхового случая (п. 44). Выгодоприобретатель в договоре доверительного управления имуществом не является стороной в договоре, поскольку не несет никаких обязанностей, а неделен лишь рядом прав.

К слову, выгодоприобретатель в договоре доверительного управления имуществом и не нуждается в наделении его правом требования к доверительному управляющему, потому что это право у него и так есть. Так, доверительный управляющий, не проявивший при доверительном управлении должной заботливости об интересах выгодоприобретателя, возмещает последнему упущенную выгоду за время доверительного управления. В случае, если результат управления не устроит выгодоприобретателя, окажется меньше, чем он ожидал, ему предоставлено право в суде доказывать недобросовестность или непрофессионализм доверительного управлящего.

 Сравнение можно продолжить в точки зрения возможности замены выгодоприобретателя в обязательстве. Так, страхователь вправе заменить выгодоприобратетеля другим лицом, письменно уведомив страховщика. Если в договоре присутствует застрахованное лицо, то замена может быть произведена только при его согласии. Однако если выгодоприобретатель выполнил какую-либо из обязанностей по договору страхования или предъявил страховщику требование о выплате страхового возмещения или страховой суммы, он не может быть заменен. В договоре доверительного управления имуществом не говорится о возможности заменить выгодоприобретателя, однако в свете ст. 1016 ГК и ст. 1024 можно сделать вывод, что это возможно и логично. Так, в случае смерти (ликвидации юридического лица) выгодоприобретателя, его отказа договор прекращается, если договором не предусмотрено иное. То есть данные правила сформулированы диспозитивно и позволяют сторонам изменить их содержание. Например, в случае отказа выгодоприобретателя от договора, выгодоприобретателем будет назначено другое лицо (но с обязательным указанием конкретного лица, чтобы данное условие не вступило в колизию с требованием о наименовании выгодоприобретателя) или же договор будет исполняться в интересах учредителя управления.

В результате проведенного сравнительно-правового анализа автор пришел к следующему выводу: выгодоприобретатель может использоваться одновременно в разных институтах только при условии, что содержание его будет одинаковым. Если с точки зрения ст. ст. 430, 929 ГК РФ выгодоприобретатель- это лицо, наделенное правом требования к должнику о исполнении обязательства  в свою пользу, то в доверительном управлении это лицо, получающее прибыль, то есть заинтересованное в увеличении своего имущества. Если выбирать из этих двух значений, то следует оставить выгодоприобретателя в доверительном управлении, а в договоре страхования использовать какое-то другое понятие.



[1] Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 №208-ФЗ.

[2] Практика применения Гражданского кодекса РФ частей второй и третьей. Под общей редакцией доктора юридических наук, профессора В.А. Белова. С. 1219.

[3] Суханов Ср. С. 853 и С. 811.  Брагинский Витрянский книга 1 С. 364. Книга 853.

[4] Стоит особенно отметить позицию З.Э. Беневоленской, первой отстоявшей точку зрения о том, что договор доверительного управления имуществом не является договором в пользу третьего лица. См. З.Э. Беневоленская. Доверительное управление имуществом в сфере предпринимательства. Москва, 2005.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.