Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

УДК 340.134

Азизова В.Т.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ

ЕДИНОГО ПРАВОВОГО ПРОСТРАНСТВА

Дагестанский государственный университет

The basic lines of activity of a legislature on maintenance of uniform legal space of the Russian Federation are considered in this article. The author defines the basic measures on maintenance of uniform legal space, the lacks reducing overall performance of parliaments, and also offers measures on their overcoming.

Keywords: parliaments (legislature), uniform legal space, law-making, subjects of the Federation, federalism

В статье рассматриваются основные направления деятельности законодательных органов по обеспечению единого правового пространства РФ. Автор определяет основные меры по обеспечению единого правового пространства, недостатки, снижающие эффективность работы законодательных органов, а также предлагает меры по их преодолению

Ключевые слова: законодательные органы, единое правовое пространство, правотворчество, субъекты федерации, федерализм

Одним из аспектов формирования правовой государственности является ее становление в рамках единого правового пространства Российской Федерации. Законодательные органы обладают большим потенциалом в сфере обеспечения единого правового пространства. Место законодательных органов в механизме обеспечения единого правового пространства обусловлено их правотворческой деятельностью, имеющей превентивный характер по реализации функции обеспечения единого правового пространства. Основными мерами по предотвращению нарушений целостности и единства правового пространства в деятельности законодательных органов являются следующие:

1) программирование законодательной деятельности, которое предполагает анализ различных сфер общественной жизни с целью определения пробелов правового регулирования, оценку необходимости правотворческой деятельности по определенным вопросам, подготовительную работу,  разработку и принятие разных видов нормативных правовых актов, а также регулирование участия субъектов Федерации в федеральном законотворчестве. Важным при этом является гармонизация законотворческой деятельности на федеральном уровне и уровне субъекта федерации, учет основных тенденций развития регионального законодательства, соотносимость специфики субъекта с его законодательной компетенцией и т.п.;

2) завершение оформления законодательной базы по наиболее важным конституционно-правовым институтам РФ и ее субъектов, в том числе по вопросу рамок возможного нормотворчества органов государственной власти субъектов Федерации. На федеральном уровне не в полной мере создана необходимая законодательная база по наиболее важным конституционно-правовым вопросам. Федеральное законодательство нередко отстает от реалий политической, экономической и социальной сфер жизни общества и государства, носит далеко не системный характер, содержит внутренние противоречия. Представляется целесообразным по мере реализации данного механизма установить приоритеты законодательства РФ и ее субъектов, а также гарантировать самостоятельность субъектов РФ в сфере законодательства;

3) упорядочение формы законотворчества, причем как на федеральном, так и на региональном уровнях. В обеспечение данного механизма представляется целесообразным выработать единые подходы к определению формы конкретного законодательного акта, в первую очередь, к основам и кодексам.

Весьма значительным представляется совершенствование использования правил юридической техники при разработке проектов новых актов. Очень важно использование юридических терминов в их точном смысле, вкладывание единого смысла в каждый термин для обеспечения его устойчивости и тем самым для доступности понимания законодательства.

Среди основных причин, препятствующих реализации данного механизма, можно назвать слабую научную экспертизу, нарушение юридико-технической  регламентации, отсутствие единого, четко определенного понятийного аппарата, часто невысокую квалификацию специалистов законодательных органов субъектов (особенно в субъектах - нереспубликах) и т.д.

Основными недостатками, значительно снижающими эффективность работы законодательных органов, являются следующие:

-  неполное соблюдение либо несоблюдение вообще условий деятельности федеральных законодательных органов (недостаточная унификация терминологии, отсутствие единого содержания терминологии, неполноценное обеспечение всех этапов правотворческого процесса, нередко недостаточная квалифицированность субъектов правотворческой деятельности и т.д.);

-  неполная реализация возможного потенциала средств по обеспечению единого правового пространства в РФ.

Тем не менее, весь комплекс мер, осуществляемых законодательными органами по обеспечению единого правового пространства, достаточно эффективен, так как количество принятых нормативных правовых актов, не соответствующих законодательству, постоянно снижается.

Однако для улучшения работы законодательных органов в сфере обеспечения единого правового пространства представляется необходимым:

1) активизировать модельное правотворчество. Модельное законотворчество предполагает использование модельных законодательных актов на рекомендательной основе, однако современное российское законодательство к этому еще не готово в силу объективных и субъективных причин;

2) улучшать качество подготовки нормативных правовых актов участниками правотворческого процесса путем повышения их юридической квалификации и совершенствования правотворческих технологий.

3) создать законодательную базу для совершенствования системы государственных органов, участвующих в совместной деятельности по обеспечению единого правового пространства. В этом качестве необходимо принять Федеральный закон "О мерах по обеспечению единого правового пространства в Российской Федерации", где должен быть закреплен не только понятийный аппарат понятия единого правового пространства, но и меры, механизмы и гарантии его обеспечения;

4) усилить взаимодействие правотворческих органов РФ и ее субъектов в форме взаимного консультирования в процессе подготовки проектов нормативных правовых актов; взаимного информирования о принятых актах; направления (посылка) подготовленных проектов с просьбой дать отзыв; взаимного обмена текстами проектов актов, программами и планами правотворческих работ; организации совместных конференций, симпозиумов, совещаний.

Кроме того, необходимо разработать более эффективный механизм согласования законопроектов по вопросам совместного ведения, усилить внимание к процессуальным аспектам принятия таких законов с тем, чтобы процедура согласования сопровождала все основные стадии прохождения законопроектов.

 
Секции-октябрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Научные исследования и их практическое применение. Современное состояние и пути развития.'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.