Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Пивовар И.А.

ЗАКОННОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПОГРАНИЧНЫМИ ОРГАНАМИ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРИНУЖДЕНИЯ

Соискатель Тихоокеанского государственного университета

 

This paper examines the legality and validity application of border authorities of the Federal Security Service of measures of administrative compulsion.

Key words: border authorities, the legality of application of administrative coercion, surveillance and state control.

В данной работе рассматривается вопрос законности и обоснованности применения пограничными органами Федеральной службы безопасности мер административного принуждения.

Ключевые слова: пограничные органы, законность применения мер административного принуждения, надзор и государственный контроль.

Органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения на основании содержания статьи 15 Конституции Российской Федерации обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. [1]

Под законностью следует понимать не только точное и неуклонное соблюдение и исполнение законов, но и соответствие издаваемых нормативно-правовых актов действующему законодательству.

Пограничные органы участвуют в разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных программ Российской Федерации, подготовке законодательных и других правовых актов по вопросам охраны государственной границы. Постоянно ведется работа по совершенствованию правовой базы, с учетом накопленного опыта вносятся предложения по совершенствованию законодательства, регламентирующего вопросы охраны государственной границы, а также по обеспечению защиты экономических и иных интересов государства. Тесное взаимодействие пограничных органов с правительством и местными органами власти позволяют приспособить основные нормативно-правовые акты к особенностям данного региона, исходя их климатических, территориальных, экономических, политических особенностей субъекта Российской Федерации. При этом учитываются местные условия хозяйственной, промысловой и иной деятельности, население края.

Задачи и полномочия пограничных органов в сфере охраны государственной границы определяются Законом Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 года          № 4430/1 с последующими изменениями и дополнениями, Федеральным законом «О Федеральной службе безопасности» от 3 апреля 1995 года № 40 с последующими изменениями и дополнениями, другими законодательными актами Российской Федерации, а в случаях предусмотренных законодательством Российской Федерации, также законодательством субъектов Федерации. [2]

Осуществляя свою деятельность, пограничные органы руководствуются правилами пограничного режима, действующими на территории данного субъекта Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, постановлениями правительства Российской Федерации и другими нормативно-правовыми актами.

Вопросы законности и обоснованности применения пограничными органами мер административного принуждения нередко возникают в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности.

Применение мер административного принуждения допускается в пределах и формах предусмотренных нормами права, и могут устанавливаться только правовыми актами. А использование пограничными органами мер административного принуждения осуществляется только на основании норм действующего законодательства, с соблюдением требований законности при их применении.

К административным полномочиям пограничных органов в первую очередь следует отнести деятельность по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений. Общим основанием и пределом применения мер административного принуждения является необходимость достижения целей по пресечению возможных правонарушений и устранению обстоятельств, которые могут причинить ущерб государственной безопасности в пограничной сфере. В настоящее время перед пограничными органами ставятся более сложные задачи в сфере охраны государственной границы. Это - борьба с терроризмом, наркотрафиком, незаконным оборотом оружия, нелегальной миграцией, контрабандой, расхищением природных ресурсов и другие.

Разнообразие и специфика административных правонарушений требует от должностных лиц пограничных органов немедленного реагирования и оперативного использования ими предусмотренных законом мер пресечения этих правонарушений и восстановления нарушенного порядка.

Решая проблемы пресечения административных правонарушений в сфере охраны государственной границы, пограничные органы переходят к новым эффективным методам действий, а именно применяют современные технические средства: видеокамеры, тепловизоры, радиолокационные системы, морскую границу охраняют современные корабли.

Используя меры административного принуждения, пограничные органы преднамеренно идут на дозволенное законом ограничение прав и свобод действий конкретных лиц, совершивших административное правонарушение в сфере охраны государственной границы, на причинение им морального, материального и даже физического вреда. И если не принять необходимые меры по выявлению  правонарушителя или лица готовящегося совершить правонарушение, то это может повлечь более серьезные последствия для общественности и безопасности государства.

Соблюдение требований законности, использования пограничными органами мер административного принуждения, обеспечивается систематическим контролем со стороны вышестоящих органов и должностных лиц за применением указанных мер, а также прокурорским надзором, судебными и иными органами в пределах полномочий, определяемых федеральным законодательством. В случае нарушения законности, уполномоченные на то государственные органы устраняют нарушения, восстанавливают нарушенные при этом права, принимают меры по предотвращению нарушений законности и дисциплины и привлекают виновных к ответственности.

Для обеспечения законности в деятельности пограничных органов существенное значение имеют личные обращения граждан с жалобами, предложениями и заявлениями. На основании статьи 33 Конституции Российской Федерации, граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. [1]

Каждый гражданин имеет право оценить работу должностного лица органов пограничного контроля и деятельность пограничных органов с точки зрения законности и обоснованности применяемых ими мер административного принуждения. В том случае, если имеет место необоснованное применение мер со стороны пограничных органов, граждане имеют право обжаловать незаконные действия, нарушающие их субъективные права и интересы.

Граждане подают свои предложения и жалобы в те органы и тем должностным лицам к ведению которых относится разрешение данного вопроса и которым непосредственно подчинены органы и лица, решения или действия которых обжалуются. [3]

Обращение граждан по вопросу нарушения их прав и свобод создает возможность быстро исправить ошибку, способствует ответственному отношению должностных лиц к применяемым административным решениям и  является эффективным инструментом противодействия бюрократизму, коррупции, превышения полномочий и правонарушениям. В этом случае, жалоба служит средством обеспечения законности и правопорядка.

Обращающиеся с жалобами граждане должны получить обоснованные ответы. А после отказа в удовлетворении его требования органом или должностным лицом, к которому он обратился, либо после отказа ему в удовлетворении жалобы вышестоящим органом или должностным лицом имеют право на обжалование действия (бездействия) и решения должностных лиц в судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Обжалование проводится в сроки, установленные процессуальным законодательством Российской Федерации, с соблюдением правил подчиненности и подсудности. [4]

При нарушении прав человека, уполномоченные на то государственные контрольные и надзорные органы, обязаны срочно вмешаться, в пределах своей компетенции проверить законность и обоснованность примененных мер административного принуждения. В случае признания примененных мер незаконными и необоснованными, обеспечить соблюдение закона и восстановление нарушенных прав.

Таким образом, поступившая информация о фактах нарушения законов при охране государственной границы Российской Федерации обеспечивает законность и обоснованность применения пограничными органами мер административного принуждения.

 

Литература:

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.

2. Административное право и процесс: полный курс. Второе издание, дополненное и переработанное / Ю.А.Тихомиров. - М.: Изд.Тихомирова М.Ю., 2008. – С.564

3. Административное право Российской Федерации: учебник / Ю.И. Мигачев, Л.Л. Попов, С.В. Тихомиров; под ред. Л.Л. Попова. – 2-е изд., испр. и доп. – М: Издательство Юрайт, 2010. – С. 272

4. Приказ ФСБ РФ от 17.06.2010 N 305 "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы безопасности Российской Федерации по исполнению государственной функции по осуществлению пограничного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 29.07.2010 N 17999).

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.