Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Пурге А.Р.

Правовое регулирование договора о суррогатном материнстве в РФ

Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (ВГУЭС)

 

This work is about the contract between surrogate mother and genetic parents.

Keywords: surrogate mother, genetic parents, contract, parents of child, obligations.

Эта работа о договорных отношениях между суррогатной матерью и генетическими родителями.

Ключевые слова: суррогатная мать, генетические родители, договор, родители ребенка, обязательства.

Российская Федерация относится к числу тех стран, где суррогатное материнство законодательно разрешено и с каждым годом приобретает все большее распространение. Однако, несмотря на то, что действующее российское законодательство является одним из самых либеральных в мире в том, что касается применения репродуктивных технологий, оно не снимает всех вопросов, связанных с правовым регулированием отношений между биологическими родителями и суррогатной матерью.

Большинство вопросов вызывает договор, заключаемый между суррогатной матерью и биологическими родителями ребенка. Прежде всего, это связано с тем, что порядок заключения, исполнения и прекращения  данного договора законодательно не определен, что вызывает большое количество сложностей и вопросов, связанных с нормативной основой правового регулирования договора, его правовой природы, особенностей, место договора в системе гражданско-правовых договоров, механизма его реализации и пр.

Основным законодательным актом, регулирующим процесс заключения, действия и прекращения договора о суррогатном материнстве, является Семейный кодекс РФ [1], который, однако, подробным образом не регулирует вопросы реализации указанного договора. Семейный кодекс РФ не предусматривает и обязанности заключения договора, норма статьи 51 является диспозитивной, а Гражданским законодательством предусмотрена свобода договора и возможность заключения непоименованных договоров.

С учетом правового положения сторон и содержания возникающего обязательства к отношениям суррогатного материнства в настоящее время применяются нормы договора о возмездном оказании услуг. Однако пунктом 2 ст. 779 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что правила гл. 39 «Возмездное оказание услуг» применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных [2]. Так как в настоящий момент законодательно не оговорена в Гражданском кодексе РФ возможность применения норм гл. 39 «Возмездное оказание услуг» к договору о суррогатном материнстве, данный договор следует считать непоименованным договором.

Поскольку обязанность биологических родителей забрать ребенка у суррогатной матери на законодательном уровне не прописана, то, как верно отмечает Е.С.Митрякова, и ответственность по ст. 393 Гражданского кодекса РФ о взыскании с них убытков, причиненных неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства, к ним применить нельзя [3].

Не предусмотрено также никакой ответственности суррогатной матери за отказ отдвать ребенка его биологическим родителям.

Кроме того, как отмечает А.А. Пестрикова, несмотря на разрешение Семейного кодекса РФ в диспозитивном порядке определять отношения между сторонами данного договора, формулировка ст. 51 Семейного кодекса РФ, определяющая, что лица, состоящие в браке и давшие согласие на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, после рождения ребенка могут быть записаны в качестве родителей в книге записей рождения только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери), ставит под сомнение юридическую силу данного договора. А так как законодательное регулирование на этом исчерпывается, то на практике возникает вопрос, как защитить стороны, заключившие договор о суррогатном материнстве [4].

Представляется также, что договор о суррогатном материнстве не может быть отнесен к группе договоров об оказании услуг, поскольку услуги, работы как объекты гражданских прав, имеют известную имущественную ценность, а денежное или иное возмещение может иметь место в качестве благодарности биологических родителей за оказанную суррогатной матерью помощь стать родителями своего ребенка.

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время договорное обеспечение суррогатного материнства на законодательном уровне представляется недостаточно урегулированным. До сих пор в России не существует ни специальных нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения, возникающие между сторонами договора суррогатного материнства, ни сложившейся судебной практики.

Разрешить возникающие проблемы, как отмечает А.А. Пестрикова, можно только на законодательном уровне, придав юридическую силу договору о суррогатном материнстве. Поэтому представляется, что в настоящее время необходимо принятие специального закона, который должен включать раздел о правовом регулировании договора о суррогатном материнстве.

На целесообразность принятия такого закона указывает также и С.П. Журавлева [5], которая полагает, что данный договор должен включать совокупность прав и обязанностей суррогатной матери и биологических родителей, особенности договора о суррогатном материнстве, условия по соблюдению конфиденциальности сведений, связанных с применением вспомогательных репродуктивных технологий, иные условия, вытекающие из существа обязательства. При этом договор о суррогатном материнстве  должен иметь обязательную письменную форму.

Представляется, что получение согласия суррогатной матери на передачу ребенка биологическим родителям необходимо признать существенным условием такого договора, что позволит избежать проблем относительно отказа в передаче ребенка биологическим родителям. Закрепив такое согласие в договоре, биологические родители смогут осуществить государственную регистрацию ребенка как собственного. И тогда, даже если суррогатная мать будет препятствовать передаче ребенка биологическим родителям, последние смогут использовать механизм защиты родительских прав, предусмотренный ст. 68 Семейного кодекса РФ.

Е.С. Митрякова в своей работе также говорит о необходимости принятия комплексного нормативно-правового акта (например, Федерального закона РФ «О репродуктивных правах»), где были бы урегулированы все спорные моменты, касающиеся суррогатного материнства и который будет содержать требования к сторонам договора, их права и обязанности, возможность отказа от договора и т.п. Существование подобного документа, по ее мнению, позволит в некоторой степени устранить пробелы в законодательстве и решить спорные вопросы.

Рассматривая вопрос о порядке заключения договора о суррогатном материнстве и его форме, Е.С. Митрякова считает целесообразным закрепление на законодательном уровне необходимости нотариального удостоверения договора. «В настоящее время никаких последствий в случае, если женщина стала суррогатной матерью без согласия супруга, законодательством не предусмотрено. При этом наличие согласия супруга суррогатной матери на заключение договора было бы целесообразно закрепить как одно из условий удостоверения договора нотариусом» [3].

Представляется также, что на данном договоре должно быть основано и легальное определение суррогатного материнства для того, чтобы обозначить характер возникающих отношений.

Однако для того, чтобы предлагаемые положения в специальном законе, могли быть реализованы, вместе с принятием специального закона необходимо внести ряд соответствующих изменений в уже существующие законодательные акты, регулирующие институт суррогатного материнства, а именно в Семейный кодекс РФ, в Федеральный закон РФ «Об актах гражданского состояния» и в Гражданский кодекс РФ.

Так, Семейный кодекс РФ должен соответствующим образом отражать, что лица, состоящие в браке и давшие свое согласие в письменной форме на применение метода искусственного оплодотворения или на имплантацию эмбриона, в случае рождения у них ребенка в результате применения этих методов записываются его родителями в книге записей рождений, если иное не предусмотрено договором о суррогатном материнстве. Лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине (генетические родители) в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка, в случае если это прямо предусмотрено договором о суррогатном материнстве.

Федеральный закон РФ «Об актах гражданского состояния» должен содержать положение о том, что при государственной регистрации рождения ребенка по заявлению супругов, давших согласие на имплантацию эмбриона другой женщине (генетические родители) в целях его вынашивания, одновременно с документом, подтверждающим факт рождения ребенка, должен быть представлен письменный договор о суррогатном материнстве, содержащий обязательное условие о записи генетических родителей в книге записей рождений родителями такого ребенка или документ, выданный медицинской организацией и подтверждающий факт получения согласия суррогатной матери, на запись генетических родителей родителями ребенка еще до его рождения.

Гражданский кодекс РФ необходимо дополнить самостоятельной главой, регулирующей новый неизвестный ранее законодателю договор о суррогатном материнстве.

Как отмечает И.В.Афанасьева, все это повысит правовую ответственность суррогатной матери, а также будет способствовать исключению обеспокоенности супругов остаться впоследствии без долгожданного ребенка и осмысленному принятию супругами ответственного решения по выбору нетрадиционных методов деторождения [6].

Таким образом, можно заключить, что в настоящее время в России нормы, носящие декларационный характер, не позволяют сторонам, заключившим договор о суррогатном материнстве, быть уверенными в его надлежащем исполнении. Следовательно, совершенно очевидна необходимость принятия специального закона, который бы содержал раздел о правовом регулировании договора о суррогатном материнстве, четко на законодательном уровне закреплял существенные условия данного договора и указывал все его особенности, что позволит избежать проблем в правовом регулировании отношений между суррогатной матерью и биологическими родителями ребенка.

 

Литература:

1 Семейный кодекс РФ: федеральный закон от 29 декабря 1995 года № 23-ФЗ (в ред. от 04.05.2011 г. № 98-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант»

2 Гражданский кодекс РФ (часть вторая): федеральный закон от 26 января 1996 года №14-ФЗ (в ред. от 19.10.2011 г. № 284-ФЗ) [Электронный ресурс] / СПС «Гарант»

3 Митрякова Е.С. Правовое регулирование суррогатного материнства в России: дис.…канд.юрид.наук: 12.00.03. – Тюмень, 2006.

4 Пестрикова А. А. Обязательства суррогатного материнства: дис. …канд.юрид.наук: 12.00.03. – Краснодар, 2007.

5 Журавлева С.П. Правовое регулирование договора о суррогатном материнстве в Российской Федерации: дис…канд.юрид.наук: 12.00.03. – Москва, 2011.

6 Афанасьева И.В. Суррогатное материнство [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.to-1.ru/articles/219/

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.