Рейтинг пользователей: / 1
ХудшийЛучший 

Лаврентьева Т.В., Кондаков А.С.

СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ ИНВАЛИДАМ

Муромский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного  образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский Государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

This work is research of  measures, that is undertaked by government of Russian Federation  for creation dignified conditions of  life for peoples, who has problems with health. 

Key words: social government, disabled person, disability, social guarantees of disabled persons, invalid works, invalid pensions, social taxi.     

Эта работа о  мерах социальной политики, предпринимаемых государством, для обеспечения достойной жизни людям с ограниченными возможностями.

Ключевые слова: социальное государство, инвалид, инвалидность, социальные гарантии инвалидам, трудоустройство инвалидов, пенсии по инвалидности, социальное такси.

В соответствии со ст. 7 Конституции РФ одной из основ конституционного строя современной России является признание социальной функции государства. Под социальным государством понимается такое государство, в котором охраняются труд и здоровье людей, установлен гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Одной из важнейших функций любого социального государства, в том числе и России является обеспечение полноценных социальных гарантий инвалидам – людям с ограниченными возможностями здоровья. Нарушение здоровья может проявиться в утрате или ослаблении функций органов зрения, слуха, пищеварения, кровообращения и др. Число таких людей с каждым годом только увеличивается. Как следствие, проблема обеспечения социальных гарантий таким людям становится всё более актуальной. В связи с этим одной из приоритетных задач социальной политики государства является создание достойной и, по возможности, полноценной жизни гражданам, имеющим те или иные недостатки здоровья.

Проблему, поднятую в этой работе, можно обозначить следующим образом: есть ли правовые гарантии социальной защиты инвалидов в российском законодательстве и, если да, то в чём они выражаются, а также как обстоит дело на практике. Исходя из этого, цель исследования – на основе анализа нормативно-правовых актов в социальной сфере и статистических данных выявить особенности социальной защиты лиц, с ограниченными возможностями.

Прежде чем приступить к раскрытию мер социальной защиты инвалидов, необходимо дать чёткое определение – какой именно человек является инвалидом с юридической точки зрения. В соответствии с российским законодательством инвалидом признаётся лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Существует и не юридическое определение термина «инвалид». Согласно ему, инвалидом является человек, неспособный частично или полностью выполнять определённые действия, утративший трудоспособность в результате болезни, травмы, вследствие врождённого дефекта развития. Понятие «инвалид» в российском законодательстве часто заменяют понятием «человек, с ограниченными возможностями здоровья», что на взгляд руководителей различных общественных объединений инвалидов (таких, как Всероссийское Общество Глухих или Всероссийское Общество Слепых), звучит более полит корректно.

Недостатки в состоянии здоровья, при которых имеются препятствия или ограничения в деятельности отдельного индивида, связанные с физическими, умственными или психическими отклонениями, в законодательстве получили обозначение в виде термина «инвалидность». Инвалидность устанавливается по определённой процедуре и с наличием определённых условий признания человека инвалидом,  которые строго регламентированы в законодательстве. Условия признания гражданина инвалидом  закреплены в постановлении Правительства РФ от 20.02.2006 N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" :

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) Ограничение жизнедеятельности (в частности, полная или частичная утрата гражданином способности или возможности обслуживать себя самостоятельно, перемещаться без посторонней помощи или специальных приспособлений, ориентироваться в пространстве, общаться с окружающими, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью);

в) Необходимость мер социальной защиты (в том числе медицинской реабилитации и интеграции в социуме).

Наличие одного из этих признаков не является условием, достаточным для признания лица инвалидом. Только при наличии всех трёх условий человека могут признать лицом, с ограниченными возможностями здоровья.

Порядок и условия признания лица инвалидом регулируются Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1996 года за № 965 «О порядке признания граждан инвалидами», которым утверждено Положение о признании лица инвалидом. Для того, чтобы получить статус инвалида, необходимо подготовить следующие документы:

1) Направление на медико-социальную экспертизу, выданное лечебно-профилактическим учреждением. В данном направлении должны быть указаны данные о состоянии здоровья гражданина, отражающие степень нарушения функций органов и систем, состояние компенсаторных возможностей организма, а также результаты проведенных реабилитационных мероприятий;

2) Заявление лица, направленного на прохождение медико-социальной экспертизы или заявление его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя учреждения;

3)   Медицинские документы, подтверждающие нарушение здоровья (выписной эпикриз, результаты инструментальных исследований и др.).

Граждане направляются на медико-социальную экспертизу здравоохранения или органам социальной защиты населения. В направлении учреждения здравоохранения указываются данные о состоянии, отражающие степень нарушения функций органов и систем.

В случае отказа в направлении на медико-социальную экспертизу лицо или его законный представитель может обратиться в БЮРО медико-социальной экспертизы самостоятельно.

На дому освидетельствование проводится, например, в том случае, когда гражданин не в состоянии явиться в бюро медико-социальной экспертизы по состоянию здоровья, что должно подтверждаться заключением лечебно-профилактического учреждения.

При освидетельствовании специалисты бюро МСЭ знакомят гражданина (его законного представителя) с порядком и условиями признания инвалидом, а также дают разъяснения по вопросам, связанным с установлением инвалидности.

В некоторых случаях, требующих проведения специального  обследования, запроса дополнительных сведений или иных мероприятий составляется программа дополнительного обследования в целях установления структуры и степени ограничения жизнедеятельности, реабилитационного потенциала.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается после получения данных, предусмотренных этой программой. В случае отказа гражданина (его законного представителя) от выполнения программы дополнительного обследования экспертное решение принимается на основании имеющихся данных.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе о признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших МСЭ.

Экспертное решение объявляется гражданину (его законному представителю) в присутствии всех специалистов, проводивших МСЭ, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лица, получившего статус инвалида, устанавливается I, II или III группа инвалидности. Если человек не достиг возраста совершеннолетия к моменту признания его инвалидом, то для него устанавливается категория «ребёнок-инвалид».

В целях контроля состояния здоровья и улучшения трудоспособности проводится регулярное переосвидетельствование лиц, с ограниченными возможностями. Частота проведения повторной процедуры определения инвалидности зависит от группы инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно. Но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование инвалида ранее установленных сроков, а также переосвидетельствование гражданина, инвалидность которому установлена бессрочно, проводится по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, в связи с изменением состояния его здоровья. Либо при осуществлении Главным бюро контроля за решением, принятым соответственно филиалом бюро.

Инвалидность 1 группы устанавливается сроком на 2 года, II и III групп – на 1 год. Категория «ребенок-инвалид» устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения возраста 18 лет.

Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается в случаях:

  – Не позже 2 лет после первичного признания инвалидом гражданина, имеющего заболевания;

 –    Не позже 4 лет после первичного признания инвалидом в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитации степени ограничения трудоспособности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем его организма;

– при первичном признании гражданина инвалидом по основаниям, указанных выше.

При отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на МСЭ, подтвержденных данными учреждения, оказывающего ему лечебно-профилактическую помощь.

Пенсионный возраст не является основанием для определения группы инвалидности без срока переосвидетельствования.

В случае признания инвалидом гражданину выдаются следующие документы:

1. Справка о группе инвалидности.

2. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем делается отметка об экспертном решении.

3. Индивидуальная программа реабилитации (ИПР).

При назначении инвалидности по старости, оформляется выписка из акта освидетельствования, на основании которой производится выплата пенсии, и в 3х-дневный срок направляется специалистами бюро МСЭ в организацию, которая её выплачивает (например, Пенсионный Фонд Российской Федерации).

В случае отказа в признании инвалидом гражданину выдаётся справка о результатах медико-социальной экспертизы произвольной формы. При наличии листка временной нетрудоспособности в нем  также, как и при признании лица инвалидом, делается соответствующая отметка об экспертном решении.

При установлении лицу группы инвалидности одновременно определяется степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности. Степень ограничения способности к трудовой деятельности (отсутствие ограничения способности к трудовой деятельности) устанавливается на такой же срок, что и группа инвалидности.

Существует множество причин, по которым человек способен утратить своё здоровье. Среди них есть и такие, которые позволяют выделить определённые категории граждан по возникновению инвалидности. Это, например, люди, получившие инвалидность в результате получения ранения в ходе боевых действий в годы Великой Отечественной Войны, при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др. Правовой статус таких лиц регламентируется отдельными нормативно-правовыми актами, поскольку они имеют право на дополнительные льготы, по сравнению с другими инвалидами.

При назначении социальной помощи инвалидам учитываются все вышеописанные понятия – группа инвалидности, степень ограничения трудоспособности и, в некоторых случаях, причина из-за которой возникла травма, имевшая следствием утрату трудоспособности.

Среди мер, принимаемых государством по социальной защите лиц, с ограниченными возможностями здоровья можно выделить следующие:

1) Обеспечение специальным транспортом (социальным такси). Эта льгота позволяет гражданам-инвалидам перемещаться в необходимое место (например, в больницу). В законе закреплено, что «на каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно» .

2) Ежемесячные денежные выплаты – получают все инвалиды, но в разном размере, в зависимости от группы инвалидности. Ежемесячная денежная выплата устанавливается инвалидам I группы – 2162 рубля, II группы, детям-инвалидам – 1544 рубля и инвалидам III группы – 1236 рублей. Размер денежной выплаты подлежит индексации один раз в год, начиная с 1 апреля текущего года. Такие выплаты устанавливаются территориальным отделением Пенсионного Фонда в субъекте Федерации. Часть таких выплат может направляться на обеспечение социальной помощи инвалидам. В случае, если лицо, имеет право на денежную выплату и одновременно имеет право на иную денежную выплату, то оно должно выбрать один из видов денежных выплат. Исключение делается для людей, пострадавших от радиации при ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и в результате ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

3) Обеспечение жильём лиц с ограниченными возможностями здоровья и семей, имеющих детей-инвалидов, а также льготы на оплату жилого помещения. Эта мера социальной защиты действует только в отношении тех, кто встал на учёт для получения данной помощи до 1 января 2005 г. Площадь жилья должна составлять в общей сложности 18 м2 . Данная льгота распространяется и на оплату различных жилищно-коммунальных услуг (электричество, отопление, газ и др.) Органы государственной власти субъектов Федерации обязаны ежеквартально предоставлять отчёт об использовании государственных средств, выделенных на эти цели.

4) Инвалидам, нуждающимся в постороннем уходе и помощи, предоставляются медицинские и бытовые услуги на дому либо в стационарных учреждениях. Условия пребывания инвалидов в стационарном учреждении социального обслуживания должны обеспечивать возможность реализации инвалидами их прав и законных интересов в соответствии с российским законодательством и содействовать удовлетворению их потребностей.

5) Оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

6) В России инвалидам гарантируются необходимые условия для получения образования и профессиональной подготовки.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно, как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации. Государство обеспечивает инвалидам получение основного общего, среднего (полного) общего образования, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

7) граждане, впервые признанные инвалидами I группы и имеющие соответствующие медицинские показания, обеспечиваются не реже одного раза в течение первых трех лет после установления инвалидности бесплатной путевкой в санаторно-курортное учреждение и билетами на проезд к месту лечения и обратно с 50-процентной скидкой. Этим правом пользуются лица, признанные инвалидами I группы.

Граждане, признанные инвалидами и участвовавшие в боевых действиях или подвергшиеся воздействию радиационного излучения, имеют право на дополнительные льготы, к которым можно отнести получение набора социальных услуг, включающий:

1) Обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи по рецептам врача (фельдшера) необходимыми лекарственными препаратами, изделиями медицинского назначения.

2) Бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Кроме того, таким инвалидам предоставляется преимущество в получении жилья, проведении телефонной связи и др.

В заключении можно сказать, что несмотря на внушительный перечень социальных гарантий, закреплённых в законе положение инвалидов в России всё равно остаётся плачевным. Низкие денежные выплаты, закреплённые в законодательстве не в состоянии обеспечить достаточно комфортную и полноценную жизнь человека с ограниченными возможностями. Такие люди имеют проблемы и с трудоустройством, поскольку на практике, предприятия, учреждения и организации с большой неохотой заключают с ними трудовые договоры. В ходе исследования были выявлены меры социальной защиты инвалидов и их практическое применение, раскрыты основные понятия законодательства об инвалидах. На наш взгляд, только обеспечение достойной жизни инвалидов на законодательном уровне способно содействовать их более качественному практическому применению.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.