Рейтинг пользователей: / 0
ХудшийЛучший 

Гюльвердиев Р.Б.

ПРОБЛЕМА ДИСКРИМИНАЦИИ ПО ПРИЗНАКУ ПОЛА В СФЕРЕ ТРУДА И ЗАНЯТОСТИ

Муромский институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Владимирский Государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых»

 

  В данном докладе рассматривается вопрос о дискриминации по признаку пола в сфере труда и занятости в Российской Федерации, а также анализируется зарубежный взгляд на поставленную проблему.

Актуальность темы исследования состоит в наличии проблемы, которая заключена в глубоком противоречии, сложившимся между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни.

  Ключевые слова: дискриминация, труд.

  In the given report the question on discrimination on the basis of a floor in sphere of work and employment in the Russian Federation is considered, and also the foreign sight at the put problem is analyzed.

  The urgency of a theme of research consists available problems which is concluded in the drastic contradiction, developed between a formal course on democratization of the Russian society, on implementation of the constitutional principle «the equal rights and possibilities» floors and actual discrimination of women in work and employment sphere, infringement of their social rights in economic life.

  Keywords: discrimination, work,

Ежедневно повсюду в мире дискриминация проявляется в той или иной форме. Это явление противоречит извечным устремлениям человечества к свободе, равенству, справедливости. Особенно болезненно воспринимается она в сфере трудовых отношений, поскольку затрагиваются самые важные с точки зрения удовлетворения физических и духовных потребностей права: право на равный доступ к работе, на равное вознаграждение за равный труд, на равные шансы продвижения по службе, на защиту от безработицы и т.д. Не случайно основные трудовые права получили закрепление в Конституции РФ 1993 года (ст. 7, 30, 32, 34, 37, 39 и др.) [1].

Проблема гендерной дискриминации при трудоустройстве и увольнении, право женщин на справедливую и равную оплату труда за равноценный труд по сравнению с мужчинами, создание благоприятных условий труда с учетом репродуктивной функции женщин, а также экономических и социальных гарантий для успешного сочетания профессиональных и семейных обязанностей остаются неизменно актуальными во всем мире. В Российской Федерации, как и в любом другом государстве, существуют серьезные препятствия на пути решения перечисленных проблем, такие как экономические, юридические и психологические, связанные со стереотипизацией статуса женщины в обществе. Вместе с тем рабочее место представляет собой удобную отправную точку для освобождения общества от дискриминации. Ликвидация дискриминации на производстве имеет существенное значение для обеспечения того, чтобы провозглашенные ценности человеческого достоинства и индивидуальных свобод, социальной справедливости и социального согласия не стали пустым звуком.

Следует обратить внимание и на то, что переход Российской Федерации к рыночным отношениям повлек качественные перемены во всех сферах законодательства, в том числе и в трудовом праве. Новые институты, претворяющие в жизнь идеи правового и социального государства, постепенно становятся элементом нашей правовой системы. Но для того, чтобы они не были инородным телом в системе нашего законодательства, гармонично сочетались с нормами российского права, вошли в наше правосознание, необходимо глубокое осмысление места этих норм в правовой системе, их значения. «Десятилетия господства марксистской догмы с вписанным в ее принципы пренебрежением и даже презрением к гражданским правам оставили наследство, которое очень трудно преодолеть» [5]. Это требует от законодателя создания таких условий, в которых права работников будут достойным образом защищены.

Актуальность темы исследования состоит в наличии проблемы, которая заключена в глубоком противоречии, сложившимся между формальным курсом на демократизацию российского общества, на претворение в жизнь конституционного принципа «равных прав и возможностей» полов и фактической дискриминацией женщин в сфере труда и занятости, ущемлением их социальных прав в экономической жизни.

Наличие перечисленных проблем и необходимость поиска новых подходов и норм для регулирования проявлений дискриминации по признаку пола в сфере труда обусловили выбор  данной темы для проведенных исследований.

Вопреки мнению некоторых авторов, нельзя согласиться с тем, что в нашей стране трудовая дискриминация никогда прежде не изучалась и не анализировалась [4].

Не только отечественными учёными исследуется данная проблема но и за рубежом дискриминация на рынке труда давно является объектом пристального внимания исследователей; этой проблеме посвящены тысячи публикаций; «она изучается студентами всех зарубежных вузов в рамках учебного курса «Экономика труда» (labor economics)» [4].

Запрещение дискриминации берет начало в период буржуазных революций, когда в противовес существовавшим сословным ограничениям был провозглашен принцип равенства, который в последующем расширился, трансформировался в принцип недопущения ограничений для каких-либо категорий по определенным критериям. В работе рассматриваются широкий и узкий подходы к трактовке понятия «дискриминация», выделение ее двух аспектов - прямой и косвенной дискриминации, появление в XX веке понятия «позитивной» дискриминации.

Объект дискриминации - равенство, предстающее в трех аспектах: равенство прав, равенство возможностей и равенство обращения [3]. Анализируя естественно-правовой и формальный аспекты равенства, соотношение правового и социального государства, понятия «равенство» и «равноправие», автор приходит к выводу, что равенство предполагает равный для всех правовой статус граждан как субъектов права и обеспечивается требованием запрета дискриминации в отношении определения объема прав граждан; равноправие предполагает равенство объема юридических возможностей, достижению которого служит, в том числе, установление определенных нормативных изъятий - льгот, привилегий. В данном случае обеспечением равноправия служит запрет дискриминации в отношении возможностей граждан. Запрещение дискриминации является способом обеспечения принципа равенства, претворением его в жизнь. Запрещение дискриминации - гарантия равенства.

Содержанием дискриминации является ликвидация или нарушение равенства прав, возможностей и обращения. Дискриминационные нормы вступают в противоречие с требованиями Конституции Российской Федерации. Запрещение дискриминации обеспечивает, таким образом, защиту как принципа равенства (ч. 1 статьи 19 Конституции), так и равноправия (ч. 2 статьи 19 Конституции) [1].

Основаниями дискриминации для признания ее таковой являются признаки, по которым она происходит: раса, цвет кожи, пол, религия, политические убеждения, национальная принадлежность, социальное происхождение и др. Признаки, по которым возможна дискриминация, неизменно расширяются и на современном этапе приведенный перечень можно дополнить также следующими: возраст, инвалидность, сексуальная ориентация, наличие семейных обязанностей, принадлежность к малым народностям и т. д. При этом общей тенденцией является закрепление в нормативных актах открытого перечня оснований, по которым не допускается дискриминация.

Формами дискриминации могут являться различие, исключение, предпочтение, ограничение. Однако принцип равенства прав и свобод человека и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц.

В международных актах, принятых в рамках ООН, требования равенства и запрета дискриминации закрепляются в общей форме, применительно ко всем сферам общественных отношений. Своеобразие запрета дискриминации в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях прослеживается в актах Международной организации труда.

Актуальность проблемы недопущения дискриминации подчеркивает Декларация МОТ о принципах и правах в сфере труда 1998 года, которая называет среди принципов, касающихся основополагающих прав в сфере труда, недопущение дискриминации в области труда и занятий. Эти принципы обязательны для соблюдения и претворения в жизнь всеми государствами - членами МОТ независимо от ратификации ими отдельных Конвенций. При этом указанное требование означает необходимость осуществления действенных внутригосударственных мер, направленных на недопущение и искоренение противоправных действий. В рамках деятельности МОТ принято большое количество Конвенций и Рекомендаций, касающихся как общих вопросов недопущения дискриминации в сфере труда, так и отдельных сфер общественных отношений - регулирования доступа к труду, оплаты труда и пр. Отдельная группа актов МОТ посвящена ряду категорий работников - среди них: женщины; дети, подростки, молодежь; пожилые работники; лица с семейными обязанностями; инвалиды; работники-мигранты; представители коренного населения.

Вопросы недопущения дискриминации нашли свое отражение также в двух основополагающих актах Совета Европы: Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября, 1950 г.) и Европейской социальной хартии (принята в 1961 г., пересмотрена в 1996 г.). Первый из названных документов в статье 14 запрещает дискриминацию по ряду признаков применительно к пользованию правами и свободами, признанными в указанной Конвенции. Вместе с тем, в отдельных решениях Европейского Суда указывалось на самостоятельный статус статьи 14, который означает, что даже если ни одно из материальных положений Конвенции не было нарушено, органы Конвенции тем не менее могут установить наличие нарушения принципа запрещения дискриминации в процессе применения рассматриваемого положения при нарушении одного из процессуальных прав, закрепленных в Конвенции [2].

В июне 2000 года был принят Протокол № 12 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющий положение о том, что без какой бы то ни было дискриминации должно быть обеспечено пользование любым правом, признанным законом. Ратификация Российской Федерацией этого Протокола позволила бы обеспечить более высокий уровень защиты от дискриминации.

Положения, касающиеся запрещения дискриминации, достаточно широко представлены в Европейской социальной хартии. При вступлении в Совет Европы Россия приняла на себя обязательство с момента вступления в Совет Европы проводить национальную политику в соответствии с принципами, закрепленными в Европейской социальной хартии, в число которых входит и запрет дискриминации.

Европейский суд также определил критерии для установления факта наличия запрещенной дискриминации, а именно: установленные факты свидетельствуют о различном обращении; различие является бесцельным, т. е. оно не может быть объективно и разумно обосновано с учетом целей и последствий рассматриваемой меры, отсутствует разумная соразмерность между используемым средством и поставленной целью.

Анализ международно-правовых актов свидетельствует о тенденции предусматривать позитивные обязанности государств по предупреждению дискриминации и содействию равенству. В связи с этим, на современном этапе в международном праве провозглашен принцип недопущения дискриминации, ориентирующий международное сообщество на переход от простого запрещения дискриминации к более комплексному подходу к проблеме дискриминации, направленному на превентивные действия, не допускающие нарушение равенства, и искоренение скрытых форм дискриминации.

 

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.). // Информационная система «Консультант Плюс».
  2. Донна Гомьен, Дэвид Харрис, Лео Зваак, Европейская Конвенция о правах человека и Европейская социальная хартия, М, Издательство Московского независимого института международного право, 1998 г.
  3. Крылов К.Д., «Принцип запрещения дискриминации, его правовая защита и проблемы дифференциации регулирования труда». Сборник «Новый трудовой кодекс Российской Федерации и проблемы его применения» по материалам Всероссийской научно-практической конференции 16-18 января 2003 года. «Проспект», М., 2004 г.
  4. Мазин А.Л. Трудовая дискриминация и управление персоналом //Трудовое право. 2003. №1.
  5. Франковски С., Гольдман Р., Лентовска Э. Верховный суд США о гражданских правах и свободах.

 

 
Секции-декабрь 2011
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.