Предметом исследования явился вопрос о перспективах создания специализированных судов в России. Проводимая в России судебная реформа, направлена на создание качественной судебной защиты конституционных прав и свобод физических и юридических лиц. Провозглашенное в ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту является основополагающим по отношению ко всем остальным правам и свободам человека и гражданина. Европейская конвенция от 4 ноября 1950 года «О защите прав человека и основных свобод» в ст. 6 закрепляет право на справедливое судебное разбирательство независимым и беспристрастным судом за каждым человеком и гражданином. В связи с этим, суд должен быть независимый, профессиональный, объективный и справедливый.
Существует мнение, что специализацию судов можно объяснить следующими факторами: во-первых, их создание будет способствовать укреплению судебной системы; во-вторых, рассмотрение и разрешение определенной категории дел обеспечивает высокий профессионализм судей; в-третьих, суды специальной юрисдикции обеспечат быстроту судебного разбирательства. По словам президента Российской Федерации, создание специализированных судов, повышения квалификации судей, а также введение дополнительных гарантий их независимости является необходимостью [1].
Авторы пришли к выводу, что создание таких судов обусловлено не только потому, что это предсусморено Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ст. 26), но это необходимо как ответ на динамичное изменение экономических отношений, преобразование в сфере государственного управления, для практической эффективности законодательной базы, установлению особых процедур рассмотрения отдельных категорий дел.
Ключевые слова: судебная реформа, специализированные суды, суд общей юрисдикции, судебная система, правосудие, административная юстиция, специализация судей, административная юрисдикция, административные процедуры, административный спор.