Рейтинг пользователей: / 2
ХудшийЛучший 

Целуйко О.А.

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ В СТРАХОВАНИИ

Донецкий национальный технический университет

 

В данном докладе рассматривается актуальность использования информационно-аналитических систем в страховании

Ключевые слова: страховая компания, бизнес, прогнозирование, планирование, анализ данных

This report examines the relevance of information-analytical systems for insurance
Keywords: insurance company, business forecasting, planning, data analysis

Страховая отрасль активно использует информационные технологии: тем или иным способом украинскими компаниями уже решены или решаются вопросы автоматизированной поддержки учетных задач – сбора информации по договорам страхования и перестрахования, по операциям поступления страховых премий, проведения страховых выплат, бухгалтерского учета, расчета зарплат и др.

Рассмотрим еще один аспект применения ИТ в страховании, который сегодня становится одним из самых актуальных, - поддержка анализа и прогнозирования, а, следовательно, принятия тактических и стратегических решений по развитию компании.

Особенности страховой отрасли: в основе – статистика и анализ.

Специфика страхового бизнеса определяет характерные пути развития страховых компаний и связанные с этим задачи, решение которых для крупной современной компании невозможно без применения информационных технологий (ИТ).

Развитие страховой отрасли напрямую определяется общей экономической ситуацией в стране, это – «зависимая» отрасль. В отличие от производственных, добывающих и других отраслей страхование развивается вслед, обслуживая предприятия и их сотрудников. Поэтому ведущую роль в разработке новых продуктов и стратегических направлений деятельности играют процессы анализа опытных данных, экономических, социальных аспектов и других факторов дальнейшего прогнозирования ситуации. По выражению некоторых аналитиков рынка страхование на 70-75 % основано на статистике.

Спецификой отрасли в настоящее время является и тот факт, что рынок страхования начал развиваться как массовые и стандартизованные услуги, а массовая продажа услуг влечет за собой лавинообразное увеличение количества договоров страхования, транзакций и т.д. – информации, которую необходимо собирать, обрабатывать, систематизировать и опять-таки выполнять задачи ее анализа для принятия решений оперативного управления и разработки новых продуктов.

Страховая компания всегда остается прежде всего финансовым институтом, т.е. помимо собственно продаж и обслуживания страховых продуктов компания решает задачи инвестирования полученных от страхователей свободных средств.  Следовательно, приходится анализировать и прогнозировать экономическую ситуацию, фондовый рынок, банковские услуги и многое другое, в частности прогноз движения денежных средств по услугам, построение которого из-за значительного объема операций невозможно без ИТ.

Информационные технологии позволяют создать единое информационное пространство и исключить влияние организационных барьеров на эффективность работы компании или холдинга.

Таким образом, для решения задач развития компании, увеличения доли рынка, разработки новых страховых продуктов, повышения объема оборотных средств и прибыли от их инвестирования страховой компании необходимо анализировать огромные массивы информации, создавать модели и прогнозы страхового и финансового рынка, что в современной ситуации без применения ИТ совершенно невозможно.

Информационные технологии в поддержке принятия решений.

У современной крупной страховой компании, предлагающей широкий ассортимент страховых продуктов и юридическим, и физическим лицам, в работе – миллионы договоров, данные которых необходимо, во-первых, хранить и обрабатывать, вести учет денег, документов, операций и т.д. Автоматизация задач учета в большинстве страховых компаний уже тем или иным образом реализована. Второй круг задач связан с анализом этих данных: необходимо структурировать данные, разложить по категориям (видам страхования, правилам страхования, продуктам, объектам и т.д.) и выбрать ценную для бизнеса информацию. При этом нужно иметь в виду, что каждый договор обычно сопровождают 8-10 учетных записей: когда заключен договор, когда он вступает в силу, каков график платежей, перестраховывается ли договор (где, когда, в какой доле), а в случае убытка – записи по урегулированию убытка, выплатам и т.д., то есть миллион договоров порождает на порядок больше учетных записей в системе (это без учета бухгалтерии, где каждая учетная запись порождает несколько проводок). И всю эту информацию надо проанализировать, для того чтобы делать обоснованные выводы об убыточности, прибыльности того или иного продукта, клиента, направления развития. Понятно, что без применения информационных технологий такую работу полноценно выполнить невозможно.

Еще один аспект анализа деятельности страховой компании связан с планированием развития компании, разработкой новых страховых продуктов и договоров, выбором направлений инвестирования средств и т.д. В этом случае накопленная в системе информация – это те  данные, которые совместно с комплексом внешней информации ложатся в основу прогнозирования ситуации и выработки решений по ее изменению с целью достижения более высоких показателей бизнеса (прибыли, объемов продаж и пр.). В дальнейшем эти решения реализуются, накапливаются новые фактические данные, которые вновь анализируются для внесения необходимых корректирующих изменений в деятельность компании. Это своего рода цикл , который эффективно поддерживают информационно-аналитические системы и хранилища данных. Например, компания TopS Business Integrator успешно помогает страховым компаниям решать перечисленные задачи на базе продуктов компании Oracle, которые хорошо зарекомендовали себя на страховом рынке.

Цикл внедрения изменений. 

Другой путь прогнозирования развития страховой компании – построение модели ее бизнеса. Если компания ставит некую стратегическую цель, пути ее достижения можно оценивать не только на основе внешних и внутренних статистических данных, но и на базе своего рода «детерминированной» модели бизнеса компании. Для этого необходимо учесть, формализовать и описать все активности (activity, или операции), которые выполняет компания: работу операторов колл-центра (производительность в день, расходы на зарплату и пр.), менеджеров и агентов (количество встреч, которые нужно провести для заключения одного договора, их длительность, зарплата сотрудника и пр.), руководителей, аналитиков, водителей и т.д. При правильно выстроенной модели можно проследить, какие операции влияют на то или иное направление деятельности, какова их стоимость, и прогнозировать их изменения для достижения поставленной цели.

Однако, чтобы построить такую модель, компании придется, во-первых, провести большую методическую и организационную работу, и, во-вторых, необходима будет поддержка такого моделирования автоматизированной системой. Поскольку существующая организационная структура и процессы современной крупной страховой компании очень сложные, вручную провести итерационное моделирование в разумные сроки невозможно, неизбежно будут упущены многие факторы, и модель не получится адекватной.

Применение ИТ может быть очень эффективным и при решении такого ключевого для страховой компании блока задач, как управление денежными средствами. Использование информационно аналитической системы в учете страховых договоров позволяет обработать огромный объем первичной учетной информации и грамотно спрогнозировать приход / расход денежных средств, выплаты страховых возмещений, т.е. объем свободных средств, которые можно выгодно инвестировать, и оптимальный срок инвестирования. Если такого рода прогнозирование не выполняется, то работа страховой компании будет вестись не на перспективу, а «по факту»: есть в настоящий момент остатки в банке или в кассе – заплатим клиенту убыток, не хватает средств – будем в срочном порядке выводить средства из инвестиционных инструментов, не считаясь с упущенной прибылью. А в результате не только недовольство клиентов, которым вовремя не выплатили страховое возмещение, что в итоге может сказаться на ухудшении имиджа и будущей прибыли, но и реальные убытки досрочного возврата инвестиций.

Информационно-аналитические системы при учете инвестиционных операций и прогнозе показателей финансовых рынков суммируют множество факторов и дают возможность качественно планировать движение денежных средств и прогнозировать изменения на финансовых рынках, учитывая внешние факторы, принимать взвешенные решения по управлению финансами компании, согласовывая достаточную доходность инвестиций с необходимой ликвидностью инвестиционных инструментов. 

Наконец, стоит отметить и роль автоматизированных систем в консолидации информации компании. Крупной страховой компании, имеющей большой портфель продуктов, невозможно осуществлять сбор этих данных, обобщение, очистку, консолидацию без информационной системы. Усложняется анализ, например, в разрезе клиента. Как оценить, насколько прибылен клиент – юридическое лицо, – если с ним заключены сразу несколько договоров, причем разными компаниями холдинга: в одной компании страхуется здание, в другой – автопарк, в третьей ведется страхование жизни сотрудников и т.д. В такой ситуации учет по клиенту осуществляется в системах разных компаний и фактически может оказаться, что неприбыльный в одной сфере страхования клиент является в целом для холдинга очень выгодным заказчиком за счет других видов страхования, и отказываться от этого клиента нельзя. Чтобы принимать такого рода решения, необходима консолидация как можно более полных и достоверных данных.

Анализ данных или интуиция?

Многие компании при разработке новых подходов в бизнесе рассчитывают в основном на опыт и интуицию руководителей, принимающих решения. Действительно, известны поразительные факты, когда некое предположение руководителя, сделанное на интуиции и не подтвержденное специальными расчетами или статистическими данными, выливается в очень грамотный прогноз, который выводит компанию на новый уровень развития. Но надо учитывать, что о таких успешных решениях обычно охотно рассказывают, они широко известны, а вот об ошибочных интуитивных решениях говорят редко, хотя случаев, когда компании разорялись, когда отзывались лицензии, тоже немало.

Развитие рынка страхования приводит к неуклонному росту числа факторов, влияющих на принятие стратегических и управленческих решений. Постепенно значимость анализа всего комплекса информации компании для управления ее развитием становится не менее высокой, чем значимость человеческого фактора (интуиции, опыта). Аналитическая информационная система не может подменить собой руководителя, но создает прочную основу предлагаемых решений. Ведь возможностей для развития очень много, надо их только получить, «вытянуть» из накопленной информации очевидные закономерности и сделать верные выводы. И такая возможность есть у любой страховой компании.

 

Литература:

1. Ларичев О. И., Петровский А. В. Системы поддержки принятия решений. Современное состояние и перспективы их развития. // Итоги науки и техники. Сер. Техническая кибернетика. — Т.21. М.: ВИНИТИ, 1987, с. 131—164

2. "Финансовая газета ЭКСПО"/ Информационно-аналитические в страховании/ Дмитрий Бобровский/ 2006

3. www.cnews.ru

 

 

 

 
КОНФЕРЕНЦИЯ:
  • "Современные проблемы и пути их решения в науке, транспорте, производстве и образовании'2011"
  • Дата: Октябрь 2011 года
  • Проведение: www.sworld.com.ua
  • Рабочие языки: Украинский, Русский, Английский.
  • Председатель: Доктор технических наук, проф.Шибаев А.Г.
  • Тех.менеджмент: к.т.н. Куприенко С.В., Федорова А.Д.

ОПУБЛИКОВАНО В:
  • Сборник научных трудов SWorld по материалам международной научно-практической конференции.