УДК 376.37
Белая Н.А., Кулакова Т.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИЧЕСКОЙ СТОРОНЫ РЕЧИ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ПОСРЕДСТВОМ ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКОЙ НАГЛЯДНОСТИ
(НА МАТЕРИАЛЕ ГЛАГОЛОВ-АНТОНИМОВ)
Институт педагогики, психологии и социальной работы
Северного Арктического федерального университета имени М.В. Ломоносова
В данной статье представлены результаты экспериментальной работы по формированию понимания и употребления глаголов-антонимов детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи III уровня посредством знаково-символической наглядности в процессе поэтапного использования серии заданий.
Ключевые слова: «дошкольники с общим недоразвитием речи», «знаково-символическая наглядность», «лексическая сторона речи», «глагол», «антонимы».
This article presents the results of experimental work on the formation of the understanding and use of verbs, antonyms children 5-6 years of general speech underdevelopment level III by semantic-symbolic presentation during the phase of a series of tasks.
Key words: "preschoolers with general speech underdevelopment", "semantic-symbolic visibility ',' lexical aspect of speech", "verb", "opposites."
Современный этап системы образования в России характеризуется тем, что предполагает формирование личности способной неординарно мыслить, творчески решать коммуникативные задачи. Это возможно при условии достаточного развития лексического запаса. В дошкольном возрасте закладываются основы развития речи, вербального мышления, происходит становление социальных моделей поведения. Каждое явление предметной, природной и социальной действительности представляет собой сложную систему, между компонентами которой складываются разнообразные связи и отношения, в том числе и отношения противопоставленности. Противопоставление – одна из существенных операций человеческого мышления, которая в языке выражается при помощи антонимов.